Классный час для 8 класса «Разрешение конфликтов без насилия»

Пояснительная записка

Основные теоретические, методические и организационные особенности данного классного часа:

форма проведения: работа в группах

место проведения: классная комната

время проведения – 40 минут.

Работа в группах – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом и знаниями по обсуждаемой проблеме, способствующая овладению первичными умениями компромисса. Такая форма работы наиболее интересна детям, потому что позволяет без назиданий познакомить их с методами и приемами разрешения конфликтных ситуаций, на собственном опыте познакомиться с искусством компромисса; помогает погрузить детей в среду позитивного общения, дать образцы установок неконфликтного поведения, создать единое образовательное сообщество педагога и детей класса. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют детям взглянуть на свои проблемы с иной точки зрения.

Ожидаемый результат – овладение навыками конструктивного решения конфликтной ситуации; осознание того, что главная способность в конфликте — способность к конфронтации – объяснению:

  • отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»;

  • стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества партнера;

  • стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта).

Цель:

  • ознакомление учащихся с причинами возникновения конфликтов и путях их решения.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «конфликт».

  2. Рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны.

  3. Познакомиться с методами выхода из конфликта.

  4. Дать определение понятия «компромисс».

  5. Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности;

Оборудование:

    • презентация «Конфликты в нашей жизни»;

    • музыка;

    • карточки с описанием конфликтных ситуаций;

    • карточки для групповой работы;

    • квадратики синего, красного, желтого цвета;

    • памятки.

Ход занятия:

1. Введение в тему занятия.

(Дети сидят по группам. Звучит тихая музыка)

Учитель. Добрый день, дорогие ребята. Удобно ли вам? Я вижу, что у вас хорошее настроение, у меня тоже, значит, мы доставим своим общением друг другу радость сегодня. Давайте поприветствуем друг друга взглядом, подарим улыбку. Настроимся на волну взаимопонимания.

2.Беседа.

Учитель. Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?

Возникают ли у вас проблемы по поводу невымытой посуды, занятий с младшими братьями, сестрами, покупки необходимой вещи? (ответы детей)

Учитель. Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.

3.Сообщение задач занятия.

Учитель. Сегодня мы поговорим о конфликтах, причинах их возникновения и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций, познакомимся с понятием компромисс.

(Слайд №1)

II. Работа над темой занятия:

1.Определение понятия «конфликт».

Учитель. Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает?

(Ответы учеников)

Учитель. Посмотрите, как много ассоциаций связано со словом «конфликт». Может кто-нибудь объяснит, что обозначает слово «конфликт»?

Давайте посмотрим, как говорили о конфликте политики, какое определение этого слова дано в словарях русского языка. (Слайды №2, 3)

Учитель. В своей жизни вы, наверное. Сталкивались с конфликтами. Конфликтными ситуациями. Опишите их, и что вы при этом чувствовали.

(Дети приводят примеры из своей жизни.) (Слайд №4)

Судя по вашим ответам, вы испытывали отрицательные эмоции, в основном гнев, раздражение, обиду. А можно ли было избежать конфликта? Каким образом?

(Ответы учеников)

Учитель. Иными словами, надо было не злиться и кричать (а то и кидаться драться), а сохранять спокойствие. Что это значит?

(Ответы учеников)

(Слайд №5)

2.Самостоятельная работа учащихся.

Учитель. А сейчас вам предстоит заполнить рабочие листы. Вам надо написать, что вас может рассердить, разозлить дома и в школе.

(Дети работают самостоятельно.)

Учитель. Теперь проверим, что же получилось. Начнём с того, что вас может разозлить дома. Кто желает прочитать свою ситуацию? (Дети по желанию читают свои ситуации)

Учитель. Как вы поступаете в данной ситуации? (Ответы учеников)

Учитель. Как видите, любой конфликт можно разрешить мирно, не прибегая к оскорблениям и насилию. Но, если всё-таки самому не получается разрешить возникшую проблему, к кому можно обратиться за помощью?

(Ответы учеников)

Учитель. Самое главное, не делать того и не говорить тех слов, о которых потом пожалеешь. Нужно научиться контролировать себя. Что это значит?

(Ответы учеников)

Учитель. Какие способы успокоения используете вы, когда чувствуете, что назревает конфликт? (Ответы учеников)

Учитель. Попробуем сформулировать правила «Контролируй себя» Во-первых, нужно сосчитать до десяти и обратно, дышать глубоко. Продолжите.

(Ответы учеников)

(Слайд № 6)

Учитель. Ребята, давайте разберёмся, уйти от конфликта, то есть ничего не говоря, оставить человека, с которым вы разошлись во мнениях — это хорошее решение проблемы? Поясните. (Ответы учеников)

Учитель. Действительно, это поможет избежать ссоры, а может быть и насилия, драки в данный момент, но проблема останется. Гнев и обида могут усилиться, и проблема всплывёт наружу. Как же быть? (Ответы учеников)

Учитель. Согласитесь, иногда бывает так, поначалу, кажется, что собеседник не прав, что твоё мнение правильное, а его нет, но через некоторое время начинаешь понимать, и убеждаешься в том, что всё же был прав соперник.

Разновидности конфликтов. (Слайд №7 – «разновидности конфликтов»)

Учитель. Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов. Самый распространённый – неуправляемый конфликт.

Вот в автобусе вам кто–то наступил на ногу и вы возмутились. «Вот нахал даже не извинился!». Теперь уже тот вынужден нападать: «Не нравится, на такси нужно ездить!» В результате дело может дойти до драки.

Другой вид конфликта – холодная напряжённость (внутренний конфликт).

Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.

Есть и третья разновидность – избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение. В чём же вред таких конфликтов?

Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний.

В-третьих, страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды.

Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать конфликты. Прежде всего, ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы — это фраза типа: «Да брось ты!», «Чего ты понимаешь!», «Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!»

Наоборот, просто волшебное действие производят слова: «мне кажется», «может быть, я ошибаюсь», «может быть, ты со мной согласишься» и т.д.

Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

Я предлагаю провести ролевую игру. Некоторые способы выхода из конфликта вы получили. Давайте, применим их на практике.

(Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон. Ребята работают в течение 3 минут, затем представляют свои варианты решения конфликтов)

Подводя итоги, учитель подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства.

Слайд №8

Компромисс – это выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок.

Вопросы к детям:

Легко ли было найти путь выхода их конфликта на основе взаимовыгодных уступок и соглашений?

Поднимите руку, если данное качество было свойственно вам:

-способность уступать;

-наглость;

-трусость;

-равнодушие;

-мягкотелость;

-стремление к справедливости;

-миролюбие.

Компромисс (от лат. сomromissum) – соглашение представителей разных точек зрений и интересов на основе взаимных уступок.

Искусство компромисса доступно только нравственно и социально зрелой личности. Избежать конфликта может каждый, это возможно в любой ситуации. Давайте принимать людей такими, какие они есть, не требуя невозможного.

III. Заключение (Слайд № 9 – «нарастание конфликта»)

(Слайд №10 – «разрешение и предотвращение конфликта»)

Учитель. Энергия ненависти разрушительна. Исцеляет лишь энергия добра, прощения, любви. А зло имеет свойство бумерангом возвращаться к тому, кто его совершает. Если обида и злость лежит тяжестью в вашем сердце, есть такой способ. Нужно написать человеку, который вас обидел, 7 разных писем. Каждое письмо посвящено разным чувствам: гнев, обида, страх, сожаление, прощение, благодарность и любовь. Письма можно не отправлять. Главное – написать их именно в такой последовательности.

IV. Итог. (Слайд №11 – «пожелания»)

У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.

Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?

«Да» – красный квадратик

«Нет»– синий

«Сомневаюсь» – желтый

Звучит музыка. По преобладающему цвету квадратиков определяется отношение учащихся к данной теме.

Преобладает …цвет. Конечно же, сегодняшний классный час прошел не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.

(Слайд №12)

Учитель. Наш классный час хочется закончить со словами:

В жизни по-разному можно жить.

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете вставать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённой солнце достать

И подарить его людям.

Литература:

  • Подростки XXI века. Психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях. Т.А.Фалькович, Н.В.Высоцкая, Н.С.Толстоухова.Издательство «Вако», 2006г.

  • Ваш беспокойный подросток. Р.Т.Байярд. Москва, 1991г.

  • Как помочь ребенку войти в современный мир? Под ред. Т.В.Антоновой. Москва, 1995г.

  • Психология успешного взаимодействия. Практические рекомендации. Панкратов В.Н. Москва, 1999г.

  • Воспитание школьника, №1, 2001год.

  • Сайт «Фестиваль педагогических идей»

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector