Классный час «День птиц» 3 класс

           Классный час

Тема « День птиц »

Цель:  познакомить учащихся с историей возникновения Международного дня птиц;

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся, поддерживать интерес к получению новых знаний;

  • развивать познавательные способности, творческий потенциал учащихся, способствовать здоровому духу соревнования;

  • воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование: рисунки детей на тему « Птицы – наши друзья»

Оформление доски:

Международный день птиц (в центре), рисунки детей на тему «Птицы – наши друзья».


                                               Ход классного часа

Учитель предлагает детям послушать пение птиц.

— Вам понравилось это пение?

— Что вы испытывали, когда слушали эти удивительные голоса?

— А какая птица является символом мира на нашей планете?

Учитель:

— Ребята, птицы — украшение земли. Их веселая, звонкая песня, яркая окраска, оживляя природу, вселяют в нас бодрость и радость. Птицы не давали покоя людям многие века. Они летали – этого человек не мог, как ни учись, как ни старайся. Человек мечтал о крыльях, но оставался бессилен. А птицы, эти удивительные создания, наделенные даром свободного полета, продолжали, как ни в чем не бывало, парить и будоражить человеческое воображение. Их именовали властелинами воздуха, аристократами неба, детьми бури.

— Все ученики нашего класса разделились на группы: 1 группа « Юные историки», 2 группа «Защитники птиц», 3 группа «Детвора»

1ученик из группы «Юные историки» 1: Впервые «Международный день птиц» отмечался 1 апреля в 1927 году. Событие было знаменательно тем, что только в Москве было развешено 1098 птичьих домиков, в акции приняли участие около 5 тысяч человек, в основном детей и подростков. До этого часть скворечников разрушались хулиганами, но энтузиасты не унывали. Преподаватель Центральной биостанции столицы Николай Дергунов писал: «Только потому, что, не зная как проявить свою активность, они занимаются разорением гнезд. … Из главных врагов пернатых ребята должны стать их лучшими друзьями через привлечение ко Дню птиц… «. Именно под его руководством и прошла первая акция. В 1928 году «День птиц» зашагал по всей стране.

2 ученик из группы «Юные историки»: А я хочу напомнить, что во вторые выходные мая отмечается еще один очень известный птичий праздник — Всемирный день мигрирующих птиц. Дата проведения праздника выбрана не случайно. В апреле большинство крылатых странников, преодолевая все препятствия, возвращаются к родным гнездам.  Взрослые и дети в этот день благоустраивают места обитания водоплавающих птиц, вывешивают новые кормушки и скворечники.

3 ученик из группы « Юные историки»: Старинная русская традиция изготовления скворечников и других гнездовий имела глубокий смысл: человек не просто помогал птицам, но через это сам становился ближе к природе, лучше понимал свое единство с ней. Одновременно люди на Руси праздновали приход весны, символически проживая вместе с природой пробуждение от зимней спячки.

  Ученик из группы «Защитники птиц»:   Птицы – незаменимые помощники человека в борьбе за урожай, верные союзники в истреблении вредителей сельского хозяйства и лесного хозяйства.

Без птиц не было бы урожая. Например, сова съедает за ночь 7 – 8  мышей. Синица круглый год – зимой и летом – отыскивает на деревьях вредных насекомых, их личинки и яйца. Большую пользу сельскому хозяйству и лесному хозяйству приносят скворцы. Они поедают огромное число гусениц, майских жуков, бабочек и других вредных насекомых.

4 ученик из группы « Юные историки»: : Еще в старину проходили обряды, связанные с прилетом птиц: 9 марта – День встречи перелетных птиц (Иванов день) — Жаворонки, По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну. 
12 марта – Проломи наст (Феофан, Григорий), день, в который привечали птиц к родным угодьям, к домам, к грядам льняным и конопляным семенем.
17 марта — в народном календаре (месяцеслове) есть день Грачевник (Герасим,), знаменующий прилет первых весенних птиц – грачей.

22 марта на Руси пекли фигурки жаворонков, встречая этих птиц, а с ними и весну.

В этот день пекли из теста фигурки птиц (куличиков, жаворонков), вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз — изюминки. Дети насаживали выпечных птиц на палки и выкрикивали заклички.

Ученики из группы «Детвора»:

(дети выходят в костюмах)

Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песню, песню звонкую.
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,
Пташка малая, голосистая,
Да про ту ли про теплую сторонушку,
Что про те ли про земли про заморские,
Заморские земли, чужедальние,
Где заря с зоренькой сходятся,
Где красно солнышко не закатается,
Где тепла во век не отбавляется.
Ты запой-ка, запой, жавороночек,
Жавороночек ты, весенний гость.

Жаворонки, жавороночки! 
Прилетите к нам, 
Принесите нам лето теплое, 
Унесите от нас зиму холодную. 
Нам холодная зима надоскучила, 
Руки, ноги отморозила.

Ученик из группы «Юные историки»: На Благовещенье — 7 апреля — было принято выпускать певчих птиц из клеток на волю. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна. Выпуская птиц приговаривали:

Ученик из группы «Детвора»:

Синички-сестрички, 
Тетки-чечетки, 
Краснозобые снегирюшки, 
Щеглята-молодцы, 
Воры воробьи! 
Вы по воле полетайте, 
Вы на вольной поживите, 
К нам весну скорей ведите!

Ученик из группы «Защитники птиц»: В эти дни перелетные птицы по зову миллионов своих птичьих предков летят на север, преодолевая тысячи километров. Птицы демонстрируют великое чудо любви к родине, несут благую весть о наступающей весне. Открывают сезон грачи, следом начинают перелет дикие гуси, утки, журавли, чайки. В апреле прилетают к нам дрозды, зарянки, зеленушки, зяблики, вьюрки, овсянки. В мае прилетают ласточки. Взрослые и дети в этот день благоустраивают места обитания водоплавающих птиц, вывешивают новые кормушки и скворечники.

  Учитель:

— А сейчас давайте поиграем.

( Дети делятся на две команды. Команды сообщают о своем названии, эмблеме, девизе).

   Конкурс № 1. Конкурс загадок.

( Команды по очереди отгадывают загадки).

1.Всех перелётных птиц черней,

Враг личинок, друг полей,

Взад, вперёд по пашне вскачь.

И зовётся птица …(грач).

2. На шесте – дворец

Во дворце – певец,

А зовут его -…(скворец).

3. Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – синее суконце,

На груди белое полотенце. (Ласточка)

4.Осторожная слишком,

Стоя прямо перед ней,

Её можно услышать,

А увидеть трудней. (Иволга).

5. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это …( снегири ).

6. Непоседа пестрая,

    Птица длиннохвостая,

    Птица длиннохвостая,

    Самая болтливая. ( Сорока ).

   Конкурс № 2. Викторина

( За правильный ответ команда получает жетоны ).

1. Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка)

2. Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (Сорокопут)

3. Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королёк)

4. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики)

5. Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

6. Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи)

7. Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)

8. Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)

9. У какой птицы поют самки и самцы? (У снегиря)

10. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)

11. У каких птиц самцы красные, а самки зелёные? (У клестов)

12. Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка)

13. Почему погибает лес, когда вырубают дуплистые деревья? (В дуплах живут птицы)

14. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость)

   Конкурс № 3. Конкурс пословиц.

(Продолжите пословицу. За правильный ответ команда получает жетон).

1.Больше птиц -…(выше урожай.)

2.Срубили кусты — …(прощай птицы.)

3.Увидел скворца -…(весна у крыльца.)

4.Всяк кулик….(своё болото хвалит.)

5.Птицу…(узнают в полёте, а человека в работе.)

   Конкурс № 4. Конкурс капитанов.

( Правильно ответивший на вопрос капитан получает жетон).

1.Что страшнее птицам голод или холод?

2.Какие птицы улетают первыми?

3.Какие птицы первыми прилетают весной?

4. Какие птицы улетают последними? Почему?

5.Назовите сказки, в заголовках которых есть название птицы.

6.Какая охота разрешается в лесу в любое время года?

   Конкурс № 5. «Как зовут вас, детки?»

Я называю птицу, а вы должны ответить, как зовутся птенцы.

(За правильный ответ команда получает жетон).

Сова — … Ласточка -…

Грач — … Зяблик -…

Скворец — … Кукушка -…

   Подведение итогов. 

Подведем итоги. Награждение команд.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector