№ п/п |
Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
|
|||
02.06.14 |
Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог». |
1 |
; |
Раздел 1. Любимые книги |
|
||
03.06. |
Круглый год. Как хорошо жить на свети. Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера», Новый год – Ю.Яковлев, Нет земли прекраснее— Галина Каменная). |
1 |
* Планирование предлагается из расчета 4 часа в неделю. В нём также (в скобках) указывается количество часов на изучение каждого раз- дела при 3-х часах в неделю.
51
|
Кол-во часов |
|
|
04.06 |
Боевые подвиги. Когда празднуют юбилей? «Комсомольцы ребята простые…». ( Н. Богданов «Юбилей», Ю Коринец «Где живет комсомол»). |
1 |
|
05.06. |
Начало удивительных событий. Что может Электроник? (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1) |
1 |
|
06.06 |
Робот-математик. Наука как искусство. (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл.3). Сходство и различие сказочной и фантастической повести |
1 |
|
09.06. |
Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада). Новый литературный жанр – баллада. |
1 |
|
10.06. |
Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1. |
1 |
|
11.06 |
Зима. Волшебное время года А.С.Пушкина. Чудная картина А.А.Фета. Чародейка Ф.И. Тютчева. (А.С.Пушкин «…Вот север, тучи нагоняя…» (Из романа «Евгений Онегин»), Метель (Из повести «Метель»). А.А.Фет «Чудная картина». Ф.И. Тютчев « Чародейкою Зимою…».) |
1 |
|
16.06 |
Что такое детская литература? Р/Р Сочинение о любимом писателе. |
3 |
|
Раздел 2. У истоков русской детской литературы |
|||
17.06 |
Введение в раздел 2. Летопись и летописцы. Первые рукописные книги – летописи. (А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»). |
1 |
|
18.06 |
Славная дочь семьи Ульяновых. Мария Ильинична Ульянова. Певучее слово России. (З. Воскресенская «Мария Ильинична Ульянова». М.И.Ульянова «Из воспоминаний о Владимире Ильиче Ленине». Петрусь Бровка «Россия».) |
1 |
|
19.06 |
Повесть временных лет. «Расселение славян». Славяне и их просветители. «Изобретение славянской азбуки». |
1 |
|
20.06 |
«Похвала книгам» Ярослава Мудрого. Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям). |
1 |
|
23.06 |
Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт. |
1 |
|
24.06 |
Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. Малый букварь. |
1 |
|
25.06 |
На страже мира. У нас в гостях. ( А.Жариков «На страже мира». В. Карпов «Солдатская красота». А. Безыменский «Солдаты». Хоссе Марти «10 октября». Мирта Агирре « 26-е июля», «Родина», «Рыбак».) |
1 |
|
26.06 |
Обобщение по разделу.( Древнерусская литература XI–XVII вв.). Проверочная рабо- та № 2 |
1 |
|
27.06 |
Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Традиция семейного чтения (С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», гл.1–3) |
1 |
|
30.06 |
«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары. Писатели о себе (автобиографические книги) |
1 |
52
Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
|
01.07 |
«Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И. Новикова). Детские журналы разных времен. Образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь». Р/р Сочинение в стиле нравоучительной статьи. |
1 |
|
02.07 |
Встречи с кубинскими мальчишками. К 150-летию со дня рождения Жюля Верна (1828-1905), Французского писателя. ( В. Чичков «Встречи с кубинскими мальчишками». Жюль Верн «Спасительный выстрел» ( Глава из романа «Дети капитана Гранта».) Сравнение двух рассказов из разных стран о трудных военных временах. |
1 |
|
03.07 |
Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI–XVIII веках. Проверочная работа № 3. Развитие речи. Сочинение по разделу 2.
|
1 |
|
04.07 |
Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов. Басни «Слон и Моська», «Квартет», «Свинья под дубом»). |
1 |
|
07.07 |
Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. (А. Погорельский «Чёрная курица…». 1. Нелёгкий путь в подземное царство (ч. 2, 3). |
1 |
|
08.07 |
Первая русская литературная сказка. . (А. Погорельский «Чёрная курица…». 2. Встреча с подземными жителями (ч. 4, 5).) |
1 |
|
09.07 |
Что главное в труде? ( А. Овчинникова «Следы Горностая». Э. Селелёнис «На катке». Г. Осинина «Полет»). |
1 |
|
10.07 |
Первая русская литературная сказка. . (А. Погорельский «Чёрная курица…».3. Главный герой сказки (ч. 6). ) |
1 |
|
Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей? |
|
||
11.07 |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сказочное и реальное в тексте сказки. |
1 |
|
14.07 |
Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». Обобщение. Литературные сказки. |
1 |
|
15.07 |
Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В. Даля), «Кузовок» (игра).
|
1 |
|
16.07 |
В Краю горячего солнца. Путешествие первое. Киргизия. (Г. Ганейзер).Страна киргизов (Кубанычбек Маликов). Мудрые сказки киргизского народа. (Анна Гарф «Ветер виноват», «Догадливый ученик».) У нас и зимой – лето (В. Ветлина).
|
1 |
|
17.07 |
Как надо писать для детей? (А. Ишимова «Славяне»). |
1 |
|
18.07 |
Обобщение. Проверочная работа № 4. Р/Р Устное сочинение-обработка народной сказки (подражание В.И. Далю). |
1 |
|
|
Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. |
|
|
21.07 |
Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева. Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе. |
1 |
53
Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
|
22.07 |
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». . Картины русской природы в стихотворении. Дедушка Мазай – добрый охотник. |
1 |
|
|
|||
23.07 |
Сегодня – лучше, чем вчера. Сильнее – это лучше (А. Чапковский). Из рассказов о Пете Мошкине и его друзьях (Ю. Ермолаев). Почему взрослые не играют в игрушки? Взрослые играют в домики . (Г. Юрмин). Русские народные загадки о зиме. |
1 |
|
24.07 |
Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне. Л.Н. Толстой как учитель (сказка «Два брата»). Непростые простые тексты (Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»). |
1 |
|
25.07 |
Весна. «…Гонимы вешними лучами…» А.С.Пушкин. Ф.И. Тютчев «Первый лист». В.Бочарников. «Храбрая травинка». 8 марта – Международный женский день. (Г.Виеру «Одна на свете». Н. Саконская «Разговор о маме». А. Барто «Разлука»). |
1 |
|
28.07 |
Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губерн- ский город»). Первое знакомство с Родиной (К.Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога»). Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д. Ушинский «Наше Отечество»). |
1 |
|
29.07 |
Р/Р Сочинение-подражание Ушинскому «…» . Рассказ подражание Ушинскому ( Жалобы зайки) |
1 |
|
30.07 |
Домашние любимцы ( Т.Лихоталь « А теперь выбирай». С. Михалков « Зяблик», «Беглец». Н. Терехов «Скворечня».12 апреля – Всемирный день Авиации и Космонавтики. Краски Земли. (В. Губарев). (Сайяр «Следы на небе»). В Сурдокамере (Ю. Нагибин). |
1 |
|
31.07 |
А.И. Куприн «Слон». |
1 |
|
01.08 |
Обобщение. Проверочная работа № 5. |
1 |
|
04.08 |
Путешествие 8 (в… библиотеку). Загадка Лидии Чарской. ( Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» . 1. Первый день Лены в гимназии (гл. 8). |
1 |
|
05.08 |
Загадка Лидии Чарской. ( Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» 2. Друзья и враги Лены Икониной (гл. 10–11). |
1 |
|
06.08 |
Внкл. Чтение К. Чуковский «Телефон» |
1 |
|
07.08 |
Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак. (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»). |
1 |
|
08.08 |
Обэриуты. Стихи Д. Хармса. Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского. |
1 |
|
11.08 |
Путешествие 10. Вокруг Маршака. Современные детские журналы. |
1 |
|
12.08 |
Живой мир и мир вечного покоя. (Е. Шварц «Два брата») |
1 |
|
13.08 |
Внкл.чтение |
1 |
|
14.08 |
Победа живого мира. Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение). (Е. Шварц «Два брата»). |
1 |
|
15.08 |
Внкл. чтение |
1 |
54
Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
|
18.08 |
Превращение Пиноккио в Буратино (Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему»).
|
1 |
|
19.08 |
Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»). Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»). |
1 |
|
20.08 |
Внкл. чтение |
1 |
|
21.08 |
Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»). |
1 |
|
22.08 |
Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»). Внкл.чтение |
1 |
|
25.08 |
С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. |
1 |
|
26.08 |
Обобщение. Проверочная работа № 6. |
1 |
|
27.08 |
Внкл.чтение |
1 |
|
|
|||
|
|
|
|
28.08 |
Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский и А. Барто.
|
1 |
|
29.08 |
Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». 1. Живая кукла наследника Тутти (ч. 1 — 2). 2. Три Толстяка и другие герои сказки (ч. 3) |
1 |
|
01.09. |
Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». (Три Толстяка и другие герои сказки (ч. 4). «Простые высокие истины» (5 ч.). |
1 |
|
02.09 |
Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?»). |
1 |
|
03.09 |
Внкл.чтение |
1 |
|
04.09 |
Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р. Фраерман «Гайдар и дети»). |
1 |
|
05.09 |
Внкл. чтение |
1 |
55
Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
|
08.09 |
А. Гайдар «Тимур и его команда». («Этот чердак был обитаем» (ч. 1, 2). |
1 |
|
09.09 |
А. Гайдар «Тимур и его команда». (Игра или серьёзное дело? (ч. 3, 4). |
1 |
|
10.09 |
Внкл.чтение |
1 |
|
11.09 |
А. Гайдар «Тимур и его команда». Тимур и тимуровцы (ч. 5, обобщение). |
1 |
|
12.09 |
Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений (Н. Носов «Федина задача»). |
1 |
|
15.09 |
Юмористический рассказ на серьёзную тему (В. Драгунский «Что любит Мишка»). Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и Н. Носова. |
1 |
|
16.09 |
Стихи А. Барто. Сатира или юмор? Внкл.час |
1 |
|
17.09 |
Внкл. чтение |
1 |
|
18.09 |
Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца , В. Берестов. Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира. Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского. |
1 |
|
19.09 |
Стихи Саши Чёрного и В. Долиной. Стихи Н. Матвеевой. |
1 |
|
22.09 |
Миниатюры Г. Цыферова. Р/Р Создание собственных миниатюр. Стихи Н. Матвеевой. Практикум «Учусь читать лирический текст». |
1 |
|
23.09 |
Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». |
1 |
|
24.09 |
Обобщение. Проверочная работа № 7 |
1 |
|
25.09 |
Путешествие 15. Современные детские писатели. (К. Драгунская «Крайний случай»). Творческая манера Ксении Драгунской (К. Драгунская «Ерунда на постном масле!»). |
1 |
|
26.09 |
Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи и проза Тима Собакина). Обобщение. Берём интервью у детских писателей. |
1 |
|
29.09 |
Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям. |
1 |
56
Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
|
|
|
|
|
|
Внеклассное чтение (остальные уроки).
|
|
|
16.12 |
Техника чтения за 4 класс. |
2 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»
Г. БЛАГОВЕЩЕНСКА и Д. АНДРЕЕВКА
Календарно-тематическое планирование
уроков литературного чтения и
внеклассного (родного) чтения
для 3-4 «В» класса
Программа «Школа 2100» и учебник «Круглый год»
Разработчик:
Маракулин Антон Михайлович
Учитель начальных классов