Основная цель: Познакомить детей с названием групп растений; растениями, относящимися к той или иной группе.
Задачи
-
Образовательные задачи:
1) Обобщить знания обучающихся о растениях.
2) Познакомить обучающихся с группами растений: деревья, кустарники, травы.
3) Познакомить обучающихся со своеобразием нескольких растений.
-
Развивающие задачи:
1) Развивать представления обучающихся о явлениях живой природы.
2) Развивать умение обучающихся выделять в явлении основной признак и умение классифицировать явления по признакам.
-
Воспитательные задачи:
1) Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.
2) Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся классифицировать растения; приводить примеры деревьев, кустарников и трав своего края; работать со схемами; будут учиться замечать и ценить красоту мира растений.
Оборудование: презентация «Какие бывают растения?», компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока:
Речь и деятельность учителя |
Речь и деятельность обучающихся |
|
I.Организацион — ный момент |
— Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре – Смело, четко говорим И тихонечко сидим. — Сегодняшний урок окружающего мира необычный – у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем друг друга и наших гостей. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Пусть этот урок несет нам радость общения. |
Приветствие
|
|
— Ребята, вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке. — Где в природе встречается вода? — Какое значение имеет вода для животных, растений, человека? — Почему загрязняется вода? — Что каждый из вас может сделать, чтобы помочь охране воды? — Кто придумал свою загадку про воду? |
Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы. |
III. Мотивация учебной деятельности |
— Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, прослушав стихотворение — загадку.(слайд №2) — Мы действительно сегодня с вами отправимся в лес. Надо быть очень внимательными, чтобы увидеть чудеса, происходящие в лесу. — Я думаю, что каждый из вас был в лесу. Вспомните и скажите, а что же растет в лесу? (слайд № 3) — Тема сегодняшнего урока так и называется «Какие бывают растения?» (слайд № 4) — Какие учебные задачи мы поставим перед собой? — Давайте прочитаем в учебнике на с. 56, что об этом говорит Муравьишка? |
Это лес. Узнаем, на какие группы можно разделить растения. Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп. Будем учиться замечать и ценить красоту мира растений. |
1. Знакомство с разнообразием растений. |
— Рассмотрите еще раз изображение леса. — Перечислите названия растений, которые вы видите на доске. (слайд №5) Наша задача – разделить все эти растения на группы и разобраться, чем каждая группа отличается друг от друга. — Итак, на какие группы можно разделить эти растения? (слайд №6, №7, №8) — Чем деревья отличаются от остальных растений? — Чем ель отличается от остальных деревьев? — Итак, на какие 2 группы можно разделить деревья? (слайд №9) — Какие деревья мы называем лиственными, а какие хвойными? — Давайте подведем наш первый итог: первая группа растений – это деревья. Они могут быть лиственными и хвойными. — Вторая группа растений, которые мы выделили – это кустарники. — Чем кустарники отличаются от деревьев? — Так же, как и деревья, кустарники могут быть лиственными и хвойными, например: можжевельник – это хвойный кустарник, а бересклет – лиственный. (Слайд № 10) — Чем травянистые растения отличаются от кустарников и деревьев? Что о них вы можете сказать?
|
Ответы детей. Деревья, кустарники, травы У дерева в течение всей жизни имеется единственный ствол, растущий и в длину, и в толщину. Ствол покрыт корой, от которого отходят ветви. У ели иголки вместо листьев. Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные — это деревья, у которых листья в виде пластинки, а у хвойных листья в виде иголочек. У них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких. У травянистых растений нет ствола. У трав — мягкие и сочные стебли. |
2. Работа по учебнику. |
— Давайте проверим себя по тексту учебника стр.56. |
Обучающиеся читают вслух текст. |
минутка |
По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки. Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем. |
|
VI. Продолжение работы по теме урока 1. Слово учителя 2. Выполнение заданий в рабочей тетради |
— Если представить лес в виде лестницы, то какие деревья будут находиться на верхнем этаже? — Какие растения располагаются на следующем этаже? — Что находится на нижнем этаже? — Научно принято это называть этажи или ярусы леса. (Слайд №11) — Возьмите рабочие тетради и откройте их на стр.39. В задании №1 схематично нарисуйте дерево, кустарник, травянистое растение. — Проверьте работу друг у друга. |
Самостоятельная работа обучающихся с последующей проверкой в парах. |
3. Выполнение задания в электронном виде |
— Назовите деревья, кустарники и травы, которые вы видите. — К какой группе растений вы их отнесете? (слайд №12) |
Деревья: клен, сосна. Кустарники: калина, орешник. Травы: одуванчик, репейник. |
4. Работа в тетради |
— В рабочей тетради в задании под №3 приведите свои примеры растений. Обменяйтесь тетрадями и посмотрите, какие примеры привел сосед по парте. |
Самостоятельная работа обучающихся с последующей проверкой в парах. |
5.Работа по учебнику. 6. Творческое задание |
— Зачем нам нужны растения? — Растения – бесценное богатство, которое дарит нам природа. К растениям необходимо бережно относиться, не ломать деревья и кустарники, не срывать цветы с клумб и т.д. — О красоте растений прочитайте рассказ на с. 58 учебника. — Нарисовать сказочный цветок. |
Кормят, лечат, одевают, дают много полезных вещей Обучающиеся читают вслух текст. Выполнение рисунка. |
VII.Рефлексия учебной деятельности. |
— Оцените свою работу с помощью светофора.
|
Обучающиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор. |
VIII.Подведение итогов урока. |
— Какую тему урока мы сегодня изучали? — А какие бывают растения, мы сейчас с вами подведем итог урока, отгадав кроссворд. (слайд №13) По горизонтали: 2. Эти растения имеют мягкие сочные стебли. 5. Эти растения имеют листья в виде пластинок, их называют… По вертикали: 1. Эти растения имеют несколько довольно тонких, но одревесневших стеблей – стволиков. 3. У этих растений листья в виде иголок (хвоинок), их называют … 4. У этих растений один толстый стебель – ствол. — Что нового вы узнали по этой теме? |
Проверка |
IX.Домашнее задание. |
— Прочитать текст «Красота растений», рабочая тетрадь №4, 5 стр. 40
|
|
X. Завершение урока. |
— Встали, урок окончен. Спасибо всем за работу. |
|