Изучение мотивации обучения на уроках биологии

Изучение мотивации обучения на уроках биологии

За  последнее  десятилетие  личность  ученика  сильно  изменилась. По мнению П.М учёных психологов главное  отличие  заключается  в  отсутствии  интереса  к  учению. Оно  перестало  быть  самоцелью,  и  часто   рассматривается  исключительно  с  меркантильных  позиций: имеют  ли  полученные знания  ценность  на  рынке  труда?

В  сложившейся  ситуации «задача  каждого  учителя заключается  в  том, чтобы  обеспечить  возникновение, сохранение  и  преобладании в  душе  школьника  учебно-познавательного  мотива». Нельзя не согласиться с мнением психологов-практиков о том , что формирование учебной мотивации одна из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной            деятельностью, обновлением содержания обучения, формирование у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний (

Учебно-воспитательный  процесс  организован  оптимально, если  ученика  не  учат, а  создают  такие  условия, в  которых  он  учится. Организация  таких  условий  связана  с  проблемой  развития  мотивации .Устойчивый познавательный  интерес  школьников, их  мотивация – один  из  критериев  эффективности  педагогического  процесса.

Широкие  социальные мотивы – стремление  получать  знания, чтобы  быть  полезным  отечеству.

Узкие – стремление  занять  определённое  место  среди  других (престиж, социальное  одобрение).

Социальные —  сотрудничество с учителем и уч-ся .

  • Познавательные  мотивы – побуждения, связанные  с  содержанием  и  процессом  учебной  деятельности.

Общие – ориентируют  на  овладение  новыми  знаниями  (факты, законы  и  т.п.).

Предметные – интерес  к  организации  учебного  труда.

Мотивы самообразования – направленность  на  самостоятельное  совершенствование  знаний, работы.

Реализация   мотивов  во  многом  зависит  от  того , умеют  ли  школьники  ставить  цели  и  достигать  их. Умение  ставить  цель – показатель  зрелости  мотивационной  сферы. Эта способность  в  будущем  составит  успешность профессиональной  деятельности.

Школьник   с  внутренним  мотивом  с  удовольствием   работает  над  основанием  учебных  предметов, активно  ищет  дополнительные  знания.

Главная  его  характеристика – переживания  школьников, эмоциональное  отношение.

Положительные  эмоции  могут  быть  связаны  со  школой  в  целом  и  пребывание  в  ней, обусловлены    равными взаимоотношениями  с   учителями  и   одноклассниками, отсутствием   конфликтов, с  успешностью  в  учёбе, с  радостью  преодоления  трудностей, удовлетворение  от  справедливой  оценки  и т.д. Всё  это  усиливает  внутреннюю   мотивацию. Роль  эмоционального  комфорта  важна, если  у  ученика  сложилась  стрессовая ситуация  длительного неуспеха, порождающего   постоянную  тревожность.

Немаловажным фактором формирования внутренней мотивации является самооценка уч-ся.

Основными  факторами, влияющими  на  формирование  положительной  устойчивой  мотивации  к  учебной   деятельности, являются:

  • Содержание  учебного  материала;

  • Организация  учебной  деятельности;

  • Коллективные  формы  учебной  деятельности;

  • Оценка  учебной  деятельности;

  • Стиль  педагогической  деятельности  учителя.

Содержание учебного  материалаСодержание  обучения  выступает  для  учащихся в первую  очередь  в  виде  той  информации, которую  они  получают. Однако  сама  по  себе информация вне  потребностей  ребёнка  не  имеет для  него  какого – либо   значения, а  следовательно  не  побуждает  к учебной  деятельности. Поэтому, давая  учебный материал, я  учитываю потребности,  имеющихся  у  школьников  данного  возраста.  Учебный  материал  подаю  в  такой  форме, чтобы  вызвать  у  школьника  эмоциональный   отклик.

Содержательно  и  иллюстративно  бедный  материал на уроках биологии  не  обладает  мотивирующей силой,  и  не способствует побуждению интереса  к  учению. В качестве иллюстративного материала я использую таблицы, фотографии, рисунки, картины, видеозаписи и др.

Организация  учебной  деятельности напрвлена на изучение  каждого раздела  или  темы  учебной  программы и должна состоять  из  трёх основных  этапов.

Мотивационный  этап – это  сообщение ,почему  и  для  чего  нужно  знать  данный  раздел  программы, какова  основная  учебная  задача  данной  работы.

Операционно-познавательный  этап. На   этом  этапе  учащиеся  усваивают тему, овладевают    учебными действиями  и   операциями  в связи  с  её  содержанием. Для этого я использую не только лабораторные работы, постановку опытов, но и такие технологии обучения как, модульное обучение, коллективный способ обучения.

Рефлексивно-оценочный этап связан  с анализом  проделанного,   сопоставлением  достигнутого  с  поставленной  задачей и  оценкой работы. Подведение итогов  надо  организовать  так, чтобы  учащиеся  испытали  удовлетворение  от  проделанной работы. Очень часто использую такую форму как «Синквейн», хорошо известный учителям-биологам. В кабинете биологии имеется методическая копилка синквейнов, сделанных уч-ся. Планируется выпустить печатное пособие синквейнов на кружке информатики. Это будет еще одним стимулом для творчества учащихся.

Коллективная (групповая) форма  деятельности. Известно, что  во  многих  случаях  групповая  форма  учебной  деятельности  создаёт  лучшую   мотивацию, чем  индивидуальная. Групповая  форма  «втягивает» в  активную  работу  даже  пассивных, слабо  мотивированных  учащихся. Своим одноклассникам  такие дети не боятся отвечать, находят поддержку.

 Оценка  результатов  учебной  деятельности. Мотивирующая роль  оценки результатов учебной  деятельности  не  вызывает сомнения.

Важно, чтобы  в  оценке  давался  качественный, а  не  количественный (валовой) анализ  учебной  деятельности  учащихся, подчёркивались  положительные  моменты, сдвиги  в освоении   учебного  материала, выявлялись  причины имеющихся   недостатков, а  не  только  констатировать их  наличие. Поэтому я стараюсь каждую оценку прокомментировать.

Стиль  деятельности  учителя. На формирование  мотивов   учения  оказывает  влияние   стиль педагогической  деятельности  учителя, различные  стили  формируют  различные  мотивы. Авторитарный  стиль  формирует  «внешнюю» (экстринсивную) мотивацию  учения. Мотив  «избегания  неудачи», задерживает  формирование «внутренней» (интринсивной) мотивации. Демократический  стиль  педагога, наоборот, способствует  интринсивной  мотивации; а  попустительской (либеральный) стиль  снижает  мотивацию,  и формирует  мотив   «надежды  на   успех».

С целью формирования социальных и познавательных мотивов учения  рекомендуются различные формы познавательных заданий.

            Содержание   учебного  предмета  «Биология» представляет  большие  возможности  для  развития мотивации  его  изучения. В своей практике использую методические приёмы предметной деятельности.  Под  предметной  деятельностью  понимается  учебная  деятельность, осуществляемая  школьниками в  рамках  предмета  биологии.

Предметная  деятельность   это  личностное  образование. Личность  определяется  тем, что  как она  знает, что  и  как  она  ценит; что  и  как   она  созидает.

Для  развития  предметной  деятельности  я  использую  следующие  приёмы.

 

Познавательная  деятельность:

  • Описание  природных объектов по плану;

  • Анализ  биологических  терминов;

  • Работа  с  дополнительной  литературой;

  • Сочинения;

  • Диктанты;

  • Решение  задач – новелл;

  • Решение  проблемных  ситуаций;

  • Фенологические  наблюдения;

  • Паспортизация  комнатных растений;

  • Опыт, практическая  работа.

 

Преобразовательная  деятельность:

  • Проекты;

  • Сочинения – прогнозы;

  • Деловые  и  ролевые  игры;

  • Социологический  опрос.

 

Коммуникативная  деятельность:

  • Работа  с инструктивными карточками;

  • Творческий  отчёт (демонстрация  результатов  наблюдения  и т.п.);

  • Игры – тренинги;

  • Работа в группах;

  • Работа  в  парах  постоянных   и   динамических;

  • Элементы  диспута;

  • Лекции  для  населения.

 

Ценностно-ориентированная  деятельность:

  • Оценка  природных  объектов  по  экологическим  признакам;

  • Анализ  собственного  поведения   согласно  нормам  экологической этики;

  • Оценка  эстетических  достоинств  природных  объектов  и  явлений  через  музыку, поэзию, фотографии, живопись;

  • Профориентационная  деятельность.

На первых уроках биологии я учу ребят понимать цели , а затем самостоятельно ставить свои цели , которые перерастают в мотив. Если используемые учителем технологии личностно значимы, то есть все основания утверждать , что будет формироваться внутренняя мотивация. Формирование приемов мотивированного целеобразования успешно удается на уроках-экскурсиях, т.к. практическая направленность является мощным фактором мотивации учения. Экскурсии по темам: «Осенние (зимние, весенние) явления в жизни природы» провожу в городском парке. В начале экскурсии рассказываю краткую историю создания парка, называю имена людей, участвующих в закладке парка.. Этот факт уже является мотивационным фактором. Для работы уч-ся делятся на группы, и выполняют задания. На следующем уроке учащиеся выступают с отчетом о проделанной работе. Форму отчета выбирают сами.

В школьном парке проводятся лабораторные работы. Например:

Тема: «Внутривидовая борьба за существование».

Цель: изучить искусственную посадку деревьев , определить их экологическое состояние.

Оборудование: бумага, рулетка, цветные карандаши.

Место проведения: городской парк.

Ход работы:

1.Определите площадь древесного массива.

2Подсчитайте общее кол-во деревьев.

3.Выделите участок для исследования.

4.Изучите состояние деревьев.

5.Определите степень угнетенности и обозначьте на схеме разными цветами.

6.Определите ,какой вид борьбы за существование характерен для парка.

7.Каково экологическое состояние парка? Ответ аргументируйте фактами и примерами.

            Широко использую проблемные вопросы. Изучая тему  «Семя», спрашиваю у ребят: «Почему люди семена хранят в бумажных кулечках или в мешочках из ткани?», «Почему для посева мы используем крупные семена?». Тема «Корень»- «Почему песчаный карьер, расположенный за нашим городом не осыпается?» и другие вопросы.

Для создания новой мотивации в своей практике я использую дидактические игры. Большой популярностью среди учащихся пользуются биологические лабиринты, игра «Пентагон», «Третий лишний» и др. Успешное выполнение подобных заданий вызывает новое побуждение, например, самостоятельно составить игру, кроссворд и т.д.

Пережив успешность, у школьника появляется желание пережить это вновь, поэтому появляется новая мотивационная  направленность — выполнить более трудное задание.

Актуализация сложившихся мотивов.

Этот метод реализуется при выполнении различных познавательных заданий. Предполагается выполнение учебных действий, побуждаемых уже сложившимися мотивами, работа по алгоритму. Для этого я использую методические приемы развития познавательной предметной деятельности. После проведения  экскурсии «Осенние явления в жизни природы» предлагаю школьникам самостоятельно сделать наблюдения за изменениями окраски листьев у деревьев и кустарников, листопадом в любимом уголке природы — в лесу или палисаднике. Результаты наблюдения уч-ся заносят в таблицу, согласно инструкции предыдущей экскурсии.

 Уч-ся с удовольствием самостоятельно выполняют простейшие опыты: «Прорастание семян двудольных растений», «Обнаружение крахмала в клубнях  картофеля», «Определение состава семени пшеницы» и др.  Эта работа не трудная, но развивает исследовательские навыки.

Придание мотиву новых характеристик.

Новыми характеристиками являются сила мотива, устойчивость, самостоятельность, доминирование, действенность. Возникший мотив может развиться только в процессе многократного выполнения упражнений. Для этого на уроках я использую биологические задачи, тесты , диктанты и др. Например на уроке биологии в 9 классе по теме «Гигиена дыхания» уч-ся получают задание: дайте обоснование основных правил гигиены дыхания:

  • дышать надо размеренно и глубоко;

  • ходьба на лыжах, волейбол улучшают дыхание;

  • полезно бывать на свежем воздухе;

  • дышать надо через нос;

  • при кашле и дыхании следует закрывать рот и нос платком и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использую  тестовые задания  разных типов: контроля знаний, тест-сличение, тест-дополнение и др.

Для формирования действенности мотива на вводном уроке по теме «Экология» предлагаю уч-ся выполнить следующее домашнее задание:

«Экология – наука будущего». В чем вы видите правомерность этого тезиса?

Анализ мотивов и целей учения.

Результаты педагогических наблюдений показывают, что становлению положительной мотивации учения препятствует неумение анализировать свои мотивы и цели учения . Этому способствует решение задач-диллем. Задачи –дилеммы имеют определенную структуру:

  • содержательный компонент- знания уч-ся;

  • операционный компонент- умения устанавливать причинно-следственные связи;

  • мотивационный компонент- использование знаний для организации своей жизнедеятельности.

Большой популярностью пользуется задача следующего содержания:

В предновогодние дни перед вами встала проблема: купить живую или искусственную елку. Вы знаете, что в лесу ель вырастает до 1 метра за 5-6 лет, а искусственная очень дорогая, но её можно использовать несколько лет. Живая ель дешевле. Вы:

  • покупаете ель на базаре;

  • встречаете праздник в лесу;

  • покупаете искусственную ель;

  • составляете композицию из живых еловых веток.

Анализ мотивов и целей хорошо просматривается через преобразовательную предметную деятельность. Изучая тему «Общее знакомство с цветковыми растениями» в 7 классе, предлагаю уч-ся написать сочинение – прогноз: « В одном из сказочных государств, злой волшебник уничтожил все листья на растениях. К чему это может привести?»

Ежегодно в рамках «Марафона знаний» в школе проводятся предметные недели. Проводимые мероприятия позволяют формировать познавательный интерес и, в зависимости от цели формировать новый мотив, актуализировать его или формировать новые характеристики мотива учения. Для того , чтобы провести качественное результативное занятие , необходимо наряду с образовательными, воспитательными и развивающими задачами решать побуждающие  задачи. Планируя внеклассное занятие, большое внимание уделяю мотивации и познавательной деятельности. Так в этом уч.году для уч-ся 10-11 классов проведен турнир «Убойная сила», посвященный проблеме здоровья. Символично, что мероприятие проводилось 1 декабря , в День борьбы со СПИДом. Эпиграфом послужили следующие строчки «Человек рождается на свет. Для чего? Найдешь ли ты ответ?». Он является мотивационным, озадачивает , а не дает ответ на вопрос. О пагубности вредных привычек говорится очень много, но на этом занятии уч-ся смогли оценить уровень своих знаний, практически применить свои знания.

Поскольку большинство  учащихся считают, что  учебный   процесс – это  путь  к  профессии, остановимся  на  профессиональной  мотивации. Большинство  факторов, услышанных  на  уроке,  ребёнок  вскоре  забудет. Поэтому  содержание  должно  содержать мотив, побуждающий  к  принятию  и  реализации  определённого  решения о  выборе  профессии. Основными  мотивами  выбора  профессии  школьниками  является  социальная  значимость и  престиж, интерес  к  профессии, материальная  заинтересованность, наличие  специальных  способностей, подражание  родителям, риск, романтика, новизна, интерес  к  школьному  предмету. Все  эти  мотивы  между  собой  взаимосвязаны. Интерес  к  предмету,  побуждает    заниматься  какой – то  деятельностью, а  деятельность  совершенствует  способности.

Интерес  к  профессии  побуждает  интерес  к  предмету  и   наоборот. Школьники обращают  внимание,  прежде всего на  внешнюю  привлекательность профессии. Например: программист, менеджер, дизайнер. Важно  знакомить  школьников  с внутренней  сущностью   профессии. Поэтому  на  уроках  биологии  я делаю  первичный  анализ  профессии: содержание, способности, умения. В  VIII – IX классах  это  акцент  на  самооценку, самоанализ, самовоспитание. Так  в  IX классе  для  реализации  воспитательной  задачи  содействия  профессиональному  самоопределению учащихся  я  использовала  следующие формы  работы: диспут «Нужна  ли  человеку  профессия», анкета  «Мотивация  выбора  профессии», тест «Определение  предпочтительного  типа  профессии» и  др.

На  уроках  биологии  знакомлю  школьников  не  только  с сельскохозяйственными  профессиями,  но  и с  актуальными  в  настоящее  время  специальностями  эколога, фермера, ландшафтного  архитектора (дизайнера) фармацевта, учителя  биологии, повара, ветеринара  и  др.

Изучая  систематику  растений, указываю  на  то, что  это  надо  знать  фитодизайнеру, фармацевту, ландшафтному  архитектору. Рассказываю  где  можно  получить эту  профессию. Предлагаю   учащимся  разделиться  на  три  группы и  даю  творческие  задания. Фитодизайнерами  составить  букет  и  указать   систематическое   положение  использованных  в  композиции  растений. Фармацевтам   записать  систематику  растений, входящих в состав  какого – либо   фиточая, ландшафтным   архитекторам  сделать  проект  клумбы и  указать  систематику  растений.

Рекламируя профессию  учителя   биологии,  рассказываю,  какими качествами  должен обладать  человек: наблюдательность, любовь к  природе   и  детям, эмоциональность, терпимость, справедливость  и  др.

В  теме  «Экология»  раскрываю важность  профессии  эколога, лаборанта – эколога,  инженера – технолога, юриста – эколога  и  т.д.

Это  специалисты не  только  в  области  биологии, но  и  химии, физики, математики, социальных  наук.

Будущим  цветоводам – декораторам, садовникам  предлагаю

составить  план – схему  плодово-ягодного   сада  без  алгоритма  действия. Дети  должны  сами  сообразить, какие  знания  им  нужны для  этого, где  они  брали  информацию.

Но, проводя  профессиональную  работу  на  уроке, не  преследую  цели  удовлетворения личных амбиций. Уважаю  любой   выбор  моих  воспитанников. Так  опрос  выпускников   2005-2006  учебного года  показал, что  только  одному  ученику из   15  для  поступления в  учебные  заведения  нужна  биология.

Наметилась  и  такая  тенденция: дети  более  охотно  принимают  участие  в  олимпиаде  по  математике, чем  по  биологии. Они  объясняют  это  тем, что  они  хотят  лишний  раз  проверить  себя  перед  ЕГЭ, а  после  школы  все  видят  себя  банковскими  работниками, экономистами  и т.п.

Упадок  сельского  хозяйства  и  незнание  новых профессий, связанных  с  биологией – это  один  из  факторов  вышеуказанных  явлений. И  поэтому  я  всё  больше  ощущаю  необходимость  популяризации  «биологических  профессий», это  подстёгивает  меня  к  поиску  более  активных  форм  преподавания  своего  предмета, чтобы  дать  разгореться  искре  познания.

 

2.3.  Критерии  сформированности  мотива  учения школьников

В   теории  учебной   деятельности  в качестве  основного  рассматривают  учебный  мотив. Для  учителя биологии  показателями  развития  учебных  мотивов  являются  следующие критерии (Коростелева, 2005):

  • Познавательная  активность  на  уроке;

  • Использование  дополнительной  литературы;

  • Умение  активно  работать  с  учебным  материалом;

  • Самостоятельность  в  решении  задач;

  • Стремление  к  выполнению заданий  повышенной   трудности;

  • Понимание   значимости  биологических   знаний;

  • Интерес  к  профессии  типа  «Человек – Природа».

Проблема  заключается в  выработке  оценочной  шкалы, способной  измерить  уровень  развития  учебных  мотивов. Такой  опросник  разработан  методистами – биологами  Елецкого  государственного университета   им. И.А.Бунина (Коростелева, 2005). Содержание  вопросов  определенно  в   свете  представлений  о  предметной  деятельности  (прил. 10).

Анализ  результатов  опросника  (прил. 11) показывает, что  у  учащихся  11  класса доминирует  оценочный  учебный  мотив, который высоко  выражен у  73%  учащихся, на  II месте  познавательный  у  60% учащихся, на  III месте  коммуникативная  деятельность  53%  учащихся  показали  высокий  уровень  развития.  Преобразовательная  деятельность  у     всех учащихся  развита  на  среднем  уровне. Из  таблицы  видно, что    у  каждого  учащегося  одни  мотивы  доминируют над  другими, это  свидетельствует   о  предпочтении  одного  вида   деятельности  другому. Это  дает  возможность  сделать  прогноз  о  перспективах  биологического  образования  ученика,  чем  его  отметки. В  целом  у  данной  группы  учащихся  необходимо развивать  практическую  деятельность,   мотивировать  на  взаимодействие  с   окружающей средой. Положение, когда  познавательная  и  оценочная  деятельность  доминируют  над  преобразовательной  типична. Учащиеся  знают, но  не  могут  применить. Хочется  отметить, что  новый  образовательный  стандарт  ориентирован на  реализацию  деятельностного  подхода. Данный  подход  позволит  осуществить  переориентацию  от  превалирующего   усвоения  знаний  к  овладению  способами  познавательной  и  практической  деятельности.

В  «минимум»  заложены  требования  к  умениям  и  навыкам, связанным с  оценочной  деятельностью  учащихся. Усилена  прикладная  и  личностная направленность  содержания  биологического  образования, нацеленного   на формирование у  учащихся  ряда  умений; распознавание   растений  и  животных  своей  местности, уход за  домашними  животными и   культурными  растениями, оказание  первой  помощи  и  др. Как раз  это  те  содержательные аспекты, которые  направлены   на  формирование                                           

 внутренней  мотивации (Кучменко, 2003).

Показатели  сформированности  познавательного  учебного  мотива является  участие  учащихся  в  региональной  игре  «Енот – знаток  естественных  наук». В  2004-2005  учебном  году  Шляпкина  Катя  заняла  II место  в  Гайнском  районе  среди   учащихся  10-х  классов. В  районом  туре  олимпиады  по  биологии  Новицкая  Оля, ученица этого  же  класса  заняла  II место.

Использование  приёмов  развития  предметной  деятельности  сделало  возможным  более  целенаправленно  развивать  не  только   внутреннюю  мотивацию, но  и  умения   и  навыки, а значит  влиять  на  качество  предметного  образования. В  исследуемом  классе  оно  составило: 2002-2003  учебный  год – 65,3%, 2003-2004 учебный  год – 71%, 2004-2005 учебный  год – 93%.

Заключение

Сегодня  наиболее  острые  проблемы  в  области  обучения  и  воспитания  связаны   с  демотивированностью основной  массы  школьников,  следовательно,  со  снижением  базовых  показателей  их  обученности  и  воспитанности.

В  важности  изучения  мотивации  учения  никого  убеждать  не  надо, но  в  процессе  исследования  я  пришла  к  выводу, что  имеющиеся  методики  изучения  состояния мотивации  учащихся  малоприемлемы  для  учителей – предметников  из-за  трудоёмкости, дефицита  времени  и  недостаточной  подготовленности   учителей. Поэтому  подобные  исследования нужно  проводить  совместно  с  психологами  и  другими  специалистами.

Изучая мотивацию учения школьников в исследуемом классе, я пришла к следующим выводам:

1) учебная деятельность школьника полимотивирована;

2) мотивация в различных возрастных группах проявляется по разному;

3) сформированная мотивация влияет на  повышение качества обучения;

4) в процессе формирования мотивации необходимо учитывать особенности психофизического развития школьника  и типологию  предметной деятельности.

Результатом  развития  мотивированности  не  может  быть  только  выбор  профессии, но  и  знания; которые  нужны  ребёнку  «здесь   и  сейчас». В  процессе  формирования  мотивации  важно  показать  учащимся   ценность  Знания, Образования, Культуры  для  отдельного  человека  и  общества  в  целом.

Опыт  работы  по   проблеме  изучения  мотивации  будет  представлен  педагогам  нашей  школы,  для  ознакомления  с  методикой  изучения  и  формирования  мотивации  школьников  и  возможности  внедрения  в  практику  преподавания  другими  педагогами.

Подобные изучения мотивации школьников планируется проводить в других классах с целью усовершенствования учебного процесса на уроках биологии и химии и повышения обученности школьников.

 

Библиографический список

 

  1. Андреева  Н.Д. Профориентация  при  обучении ботаники  и  зоологии // Биология в школе. – 2004, № 1.

  2. Гликман И. З. Стимулы обучения. // Химия в школе 2003 № 8 –С. 23

  3. Ильин Е.П. Мотивация  и  мотивы. СПб.: Питер, 2000. – 512с.

  4. Кучменко В.С., Калинова Г.С. проблемы  модернизации  биологического  образования //. Биология  в  школе. 2003. № 5

  5. Коростелева Т.В. Типология  предметной  деятельности // Биология  в  школе. – 2005, № 2.

  6. Коростелева Т.В., Курдюкова Н.А. Диагностика  учебной  мотивации // Биология  в  школе. – 2005, № 4.

  7. Лукьянова М. Учебная  мотивация  как  показатель качества  образования // Народное  образование. – 2001, № 8.

  8. Маркова А.К. Формирование  мотивации  учения  в  школьном  возрасте. М.: Просвещение, 1983.

  9. Муравьев Е.М., Богоявленская А.Е. Справочник   администрации  школы  по  организации  учебно-воспитательного  процесса. М.: «Педагогический  поиск». 2002. – 160с.

  10. Немов. Р.С. Психология – М.: — 1994.

  11. Скворцов П.М. Биологическое  образование: современные  проблемы // Биология  в  школе. – 2002, № 1.

  12. Титова И.М, Эстрин Э.Р. Развитие  мотивации  изучения  химии. СПб.: Образования, 1997.

  13. Титова И.М. Развитие  мотивации  изучения  химии // Химия  в  школе. – 1999, № 1.

 

© Златина Альбина Геннадьевна

Последние публикации

Стриж — птица года 2014

В рамках проведения предметной недели в нашей школе был реализован проект «Черный стриж — птица года 2014»

Внеурочная работа

20 марта 2014

Влияние комнатных растений на микроклимат школы. Мастер-класс

Цель: формирование мотивации у педагогов участия в создании здоровьесберегающего экологического пространства школы.

Учебно-методическая работа

07 июня 2013

Технология педагогических мастерских

сущность и особенности технологии «педагогических мастерских»

Учебно-методическая работа

06 июня 2013

Болото как экосистема

Конспект открытого урока

Биология

06 июня 2013

Анализ компетентностного урока

Карта анализа урока с позиции компетентностного подхода

Учебно-методическая работа

05 июня 2013

Родительское собрание — сквернословие

Что такое сквернословие и откуда к нам пришли «бранные слова»? Почему люди сквернословят? Как бороться со сквернословием ?

Учебно-методическая работа

05 июня 2013

Элективный курс «Школа для детективов»

Элективный курс «Школа для детективов» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов.

Химия

23 апреля 2013

 

 

 

 

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector