Исследовательская работа: «Возникновение и развитие русской матрёшки»

Исследовательская работа: «Возникновение и развитие русской матрёшки»

I. Введение.

Игра – это основной вид деятельности всех детей на земном шаре.

Для девочек самая любимая игрушка, конечно кукла.

Во все времена взрослые придумывали различных кукол, потому как игры с куклами отражают мир окружающих их вещей.

Игрушки детей разных стран очень похожи, это прослеживается во все времена.

Игрушка – это свидетельство времени, история человечества. По кукле можно читать историю. Поэтому я думаю, что актуальным на сегодняшний день остаётся сохранение сведений о том, когда появились куклы и какими они были в древности в сравнении с современными.

Объектом моего исследования является кукла – русская матрёшка, картинки с её изображением.

Предмет исследования:

— литература, в которой зафиксированы факты возникновения русской матрёшки;

Цель работы:

— познакомить с историей возникновения матрёшки;

— показать разнообразие матрёшек;

Для этого я поставила следующие задачи:

  1. Проанализировать возникновение русской матрёшки.

  2. Воспитывать любовь к народному искусству, гордость за мастеров и художников нашей страны.

II. История возникновения игрушки.

а). Кто придумал матрёшку.

    
Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. Мне удалось выяснить, что история матрёшки берёт своё начало в Японии.

На первый взгляд все в истории матрешки вроде бы просто и ясно. Я узнала, что появилась она в конце 19 века, придумал ее художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова. В прошлой работе я уже немного затрагивала тему матрешки и выяснила, что прообразом этой игрушки послужил японский мудрец Фукурума.

Кто же такой наш загадочный Фукурума, добродушный лысый мудрец, откуда он все-таки взялся? По-видимому, этот святой один из семи богов удачи, бог учености и мудрости Фукурокудзю. Его голова имеет необычную форму: лоб чрезмерно высокий, как и положено человеку недюжинного ума, в руках он держит посох и свиток. По традиции японцы на Новый год посещают храмы, посвященные божествам удачи и приобретают там их маленькие статуэтки. Может быть, легендарный Фукурума содержал внутри себя шесть остальных божеств удачи? Это только может быть нашим предположением, и оно достаточно спорное.
 Матрешка родилась в мастерской-магазине «Детское воспитание», принадлежавшей супругам Мамонтовым. Анатолий Иванович, брат известного мецената С.И. Мамонтова, принимал непосредственное участие в ее создании: он требовал у мастеров все новые и новые образцы игрушек. Основным занятием А.И. Мамонтова была книгоиздательская деятельность, магазин «Детское воспитание» первоначально был книжным, видимо, только позднее при нем была открыта мастерская, в которой изготавливались игрушки.
Точной даты появления матрёшки не знает никто, иногда её рождение датируют 1893-1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам пишет о том, что матрешка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 году в докладе Бюро кустарному совету он сообщает, что первая матрешка была создана 20 лет назад. Следовательно опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во избежание ошибки обычно называется конец 19 века, но кроме того есть упоминание и 1900 года, когда матрешка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, поэтому за границей появились заказы на ее изготовление.

б). О художнике Малютине.
    

Теперь о художнике Малютине. Все исследователи, не сговариваясь, называют его автором эскиза матрешки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда-либо делал этот эскиз..

С.В. Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И.Мамонтова, иллюстрировал книги, так что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку расписывали уже другие мастера.

в). О токаре Звёздочкине.

Токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрешки себе, более того он совершенно не упоминает Малютина.   Вот как описывает возникновение матрешки токарь Звездочкин: «…В 1900 году изобретаю трех- и шестиместную матрешку и посылаю на выставку в Париж».

Известно, что Звездочкин поступил в мастерскую «Детское воспитание» в 1898 году, родом он был из деревни Шубино Подольского района.

Иногда мастерскую называют магазином, принадлежащим Мамонтовым. Ну, и, наконец, Фукурума. Звездочкин о нем не упоминает, а лишь рассказывает о том, что увидел однажды в журнале «подходящую чурку». Откуда тогда взялся деревянный раскладной божок Фукурума, якобы привезенный то ли из Японии, то ли из Парижа неизвестно кем (вариантов масса)? Да, не так проста наша милая матрешка, она, как настоящая прекрасная дама, полна загадок. Давайте же, попробуем их разгадать.

Проработал Звёздочкин у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И.Боруцкий — предприниматель, организатор кустарного производства выписывает его в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера.

Мне удалось найти факты, которые собрала Е.Н.Шульгина, заинтересовавшаяся в 1947 году историей создания матрешки. Из бесед со Звездочкиным она узнала, что мастер увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и по ее образцу выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» то есть не раскрывалась.

Итак, можно сделать вывод, что все-таки японская фигурка совершила своё путешествие в Россию и была встречена с интересом токарем Василием Звёздочкиным. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спеленатый младенец.

Русская матрёшка стала настолько известной особой, что заказы стали поступать даже из-за границы. В начале XX столетия начался настоящий матрёшечный бум. Кроме традиционной девушки в сарафане, появились изображения пастушков с дудочкой, бородатых мужичков.

III. Откуда появилось название матрёшка?

Всем известно, что Матрена — это женское имя, любимое в среде крестьянства. Но все, же популярных крестьянских имен довольно много, почему же, было выбрано именно это? Возможно, игрушка своим обликом напоминала какую-то определенную девушку Матрешу, поэтому и получила такое название. Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным.

Матреша считалось одним из наиболее распространенных русских имен, в основе которого лежит латинское слово «mater», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Со временем оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день, матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

Из разных источников мне удалось выяснить, что первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами.

Матрешка название очень удачное, кукла действительно стала «знатной». Нашу матрешку знает и любит весь свет!

IV. Как появляется на свет матрёшка?

Как же появляется на свет матрёшка? Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты.

Технологию изготовления матрешки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся, друг в друга освоили с легкостью. Принцип изготовления матрешки, остается неизменным и до настоящего времени, сохраняя все приемы токарного искусства русских умельцев.

Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.


В руках токаря заготовка проходит до 15 операций, прежде чем стать готовой матрешкой. Чтобы выточить на токарном станке куклу, токарю необходимо незаурядное мастерство, умение пользоваться сравнительно небольшим набором, казалось бы, несложных инструментов — ножом и стамесками разной длины и конфигурации. Обычно первой вытачивают самую маленькую неоткрывающуюся фигурку, потом уже все остальные фигурки. Готовые куклы грунтуют крахмальным клеем, сушат, теперь матрешка готова к росписи.
Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют. А затем начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы.

Хорошая матрёшка отличается тем, что: все её фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и чёткий; ну, и, конечно же, хорошая матрёшка должна быть красивой.

VII. Выводы по теме.

Проанализировав все факты возникновения русской матрёшки можно сделать вывод о том, что более ста лет назад в подмосковное село Абрамцево попала японская деревянная игрушка – японец, а в нём мал мала меньше – вся его семья. Вот тогда мастер из Загорска Василий Звёздочкин выточил похожую игрушку – русскую матрёшку. Матрёшку расписал художник Сергей Малютин. И с тех пор живёт матрёшка как русский яркий сувенир.

Суть русской матрёшки – это дружба и любовь. Она как посланница этих добрых чувств приходит в наш дом.

И пока будут жить матрёшки, излучая истинную русскую красу, не угаснет в наших сердцах и вера в наших умельцев.

Наша русская матрёшка

Не стареет сотни лет.

В красоте, таланте русском

Весь находится секрет.


Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *