Исчезнувшие святыни Зарайского края 6 Класс

МБОУ Масловская основная общеобразовательная школа
Зарайского района Московской области

Исчезнувшие святыни Зарайского края.

Казанская церковь села Астрамьева

Рожкова Виктория

6 класс

Руководитель

Галкина Инна Геннадиевна

учитель духовного краеведения

Подмосковья

Масловская оош

2012 год

Изучая духовное краеведение Подмосковья, посещая святые места нашей Родины, мне довелось узнать много полезного и интересного. На карте моей малой родины тоже много святых мест, многие из которых постепенно забываются. Так случилось с Казанской церковью в д. Астрамьево. Я решила провести небольшую исследовательскую работу об истории этой церкви.

Целью моей работы было

  • узнать как можно больше сведений об истории храма

  • найти место расположения храма

Об истории Казанской церкви, как и многих других храмах Рязанской епархии, сохранились сведения в «Историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных», составителем которых стал священник Иоанн Добролюбов. Немного сведений содержится в «Зарайской Энциклопедии» В. И. Полянчева. Во многом помог Интернет.

В «Историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных» читаем:

«Село Астрамьево находится в 17 верстах от уездного города Зарайска при речке Пилюзе. В один приход к нему приписаны: деревня Чирьяково, сельцо Старое, деревня Паршино и деревня Горюшкина. По штату 1873 года к Астрамьево приписан приход села Жилкониц.
В окрестностях Астрамьево много лесных дач, но все леса молодые, между тем как лет 50 назад было много вековых дубов.

Храм села Астрамьево стоит на высоком месте, возле него — кладбище, строения причта и двух помещиков».
С какого времени стал существовать в Астрамьево храм, неизвестно, но, несомненно, только, что во времена Ивана Васильевича IV Грозного он уже существовал, так как на сохранившемся при церкви рукописном Евангелии была сделана по листам надпись: «При цари великом князе Иване Васильевичи всея Руси при епискупе Серьгие резнском и мурском приложил сия Еванглье святому Дмитрею во Страмьево по своей души на память …»

Первоначальная церковь была в честь святого Димитрия Солунского. Как таковая, она значится и в XVII веке, затем, неизвестно когда вместо нее построена была деревянная церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери, сгоревшая в 1818 году. Колокольни при ней не было, и колокола висели на суке большого вяза, росшего около церкви.

В 1822 году помещик села Астрамьево Николай Александрович Новиков приступил к закладке нового храма на собственные средства и сборные по книжке деньги. В этой книжке записано, что 22 августа 1824 года Государь Император Александр Павлович проезжал через село Астрамьево из Зарайска в Рязань, и соблаговолил выдать на постройку церкви 100 рублей ассигнациями. В 1831 году построение церкви было окончено и в 1832 году она было освящена также во имя Казанской иконы Божьей Матери.

В 1873-1876 годах церковным старостой, с помощью доброхотных жертвователей, была выстроена каменная колокольня. Церковь имеет форму равностороннего креста с круглым куполом наверху. Алтарь четырехугольный и имеет два углубления: в одном находится водоем для умывания рук священнослужителей, в другом — комод с мелкими вещами ризницы. Над престолом устроена сень на 4 деревянных колонках с изображениями Спасителя с крестом и двух ангелов с чашами, в которые изливается кровь Спасителя. Иконостас в церкви новый, стенной живописи нет.
Из прежней сгоревшей церкви уцелели 4 иконы старого письма:
1) Казанская икона Божьей Матери, возобновленная впоследствии,
2) Иверская икона Божьей Матери,
3) икона Божьей Матери «Знамения»,
4) икона великомученика Димитрия Солунского.

В 1877 году помещицей сельца Старого Е.И. Повалишиной пожертвована Страстная икона Божьей Матери старинного письма. Священные сосуды и кресты сравнительно новые. Из крестов более или менее замечателен перламутровый, привезенный господином Повалишиным из Иерусалима.

Из старинных книг хранятся при церкви: написанное полууставом Евангелие, не вполне сохранившееся — вклад XVI в., печатное Евангелие 1668 года в ветхом переплете с серебреными изображениями распятия и 4-х евангелистов и рукописная книга Фомы Кемпийского в 4-х частях. Из документов хранится: два плана на церковную землю, межевая книга с 1780 года и исповедные росписи с 1825 года.

В старину причт в Астрамьево состоял из священника и двух причетников. По штату 1873 года положено быть одному причетнику, но в наличности состоит два, из которых один числится сверхштатным (для приписной церкви села Жилкониц).
С 1780 года известны следующие приходские священники:
Прохор Тимофеев (1780-1796)
Александр Васильев (1798-1817)
Василий Андреев (1818-1832)
Павел Григорьев Ситковский (1833-1838)
Кондрат Дмитриев Богородицкий (1838-1851)
Иоанн Макаров Фортинский (с 1851 года).

Причт содержался и содержится обычными доходами от прихожан и от церковной земли; кроме того, с начала 30-х годов XIX века до 1874 года ему давалось еще жалованье от святейшего Синода в размере 84 рублей, которое отменено с припиской к Астрамьево соседнего прихода села Жилкониц.

Церковной земли значится 34 десятины : 2 — под усадьбой и выгоном, 4 — под кустарником и сенокосом и 28 пахотной, вся она на близком расстоянии от церкви.

Прихожан Астрамьевского прихода, за исключением приписного Жилконичского, в 1783 году числилось 343 мужского пола и 265 женского пола. Все они православные. Занятием их служит земледелие. Молодежь нередко уходит на заработки в города или живет в услужении у соседних помещиков. Благодаря школе, более 10 лет существующей в селе, между прихожанами много грамотных. Старое поколение соблюдает церковные уставы и живет сравнительно лучше. Молодежь, пожившая в городах или у помещиков, привыкла к разгулу, нетрезвой жизни, нерадении о хозяйстве, непочтительна к старшим и менее религиозна.

Из местных праздников чествуются: храмовой праздник в честь Казанской иконы Божьей Матери (8 июня) и святого Димитрия Солунского (26 октября) — остаток прежнего храмового. Вокруг полей совершаются летом обычные крестные ходы.

Из памятников, заслуживающих внимания археолога, в районе астрамьевского прихода находятся следующие:
1) древняя крепость, называемая городком, в полуверсте от с. Жилкопиц на юго-восток; она со всех сторон обнесена земляным валом, со рвом, с Запада и с Юга примыкает к глубокому оврагу, на восточной стороне находятся ворота, ведущие в городок, крепость занимают около ½ квадратной десятины; на площади ее стояли прежде вековые дубы, но лет 10 тому назад срублены помещиком Ч-им;
2) недалеко от крепости, к Югу от нее, в лесу 5 небольших курганов;

кроме них еще 2 довольно высоких кургана в 1 ½ версте от церкви села Астрамьево, в лесной даче помещика Повалишина.

Чтобы узнать местонахождение церкви и ее историю, мы побывали в д.Астрамьево. Из старожилов деревни нам удалось найти только одного — Маликову Анну Семеновну (1923 г.р.). Она хорошо помнила этот храм и рассказала нам о нем.

По ее воспоминаниям, церковь была большая, похожая на Иоанно-Предтеченский собор Зарайска. Храм имел большой купол, а рядом еще 4 купола поменьше. Торжественность и величие создавались за счет белого цвета стен и зеленого купола. Внутри храма находились красивые старинные иконы. Стояла она на возвышенности, и с нее видно было 40 церквей, находившихся в округе. И, действительно, если смотреть в сторону Клин-Бельдина, то можно увидеть колокольню Благовещенского храма, сохранившуюся до нащих дней. А ведь храмы были и в других окрестных селах: Ситькове, Старынине, Жилконцах и других .

Церковь была огорожена, внутри церковной ограды располагалось кладбище, сохранившееся до наших дней. Среди прихожан церкви были жители Астрамьева, Саблина, Горюшкина, Старынина. Когда церковь закрыли, священник Александр (?) служил в Благовещенской церкви в Клин- Бельдине.

Русакова Валентина Петровна (1950 г.р.) родилась и выросла в Астрамьеве. Она рассказала, что были мраморные надгробные плиты с выбитыми именами и золочеными крестами. По всей видимости, это было семейное захоронение помещика Повалишина, усадьба которого располагалась поблизости. Маликова А.С. отмечала, что возле церкви стоял надгробный памятник какому-то то ли генералу, то ли воину. Помещик Повалишин, проживавший здесь, по рассказу Рожкова Анатолия Егоровича, был контр – адмиралом. Возможно, это и был памятник Повалишину. Упоминание о помещике сохранилось в местных названиях, например, повалишинский луг.

По рассказам Русаковой Валентины Петровны, вокруг церкви росли кусты сирени. Один куст сохранился до сих пор.
К сожалению, точное местонахождение церкви мы не смогли установить. Его могла указать только Маликова А.С., но летом она умерла.

В 30-е годы 20 века церковь была разрушена, кирпичи пошли на строительство свинарника в совхозе «Маслово». Иконы и церковная утварь бесследно исчезли.

Но прошло время, и все изменилось в нашей жизни. Теперь разрушенные памятники старины пытаются восстанавливать. Радует, что у нас в с. Ильицыно идут реставрационные работы и есть надежда, что Спасский храм снова соберет своих прихожан. А вот о Казанской церкви в Астрамьеве известно совсем немного, и великолепного убранства внутреннего интерьера мы никогда не увидим, но память об этом храме должна сохраниться в истории нашей малой родины. Я думаю, что исследование можно продолжить. Надо попытаться найти настоящее местонахождение храма. Трудно восстановить утраченное, но можно поставить Поклонный Крест на этом святом месте. Важно взяться за это дело всем миром, как делали в старину наши предки, а Бог поможет.

    1. Использованные материалы

  • Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных // Сост. свящ. Иоанн Добролюбов, Том 1, Зарайск, 1884.

  • Историческая справка с сайта Zaraisk.net:

  • Рязанская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года. Санктпетербург, 1862 год.

  • Населенные места Рязанской губернии, Рязань, 1906.

  • Опрос жителей п. Масловский и д. Астрамьево

6

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector