Интегрированный урок в 5 классе на тему: «Дети и война» (К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»)

Интегрированный урок в 5 классе (литература и история) на тему:

«Дети и война»

(К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»).

Эпиграф:

Заря вставала над землей, заря вставала.

Ворвалась серая чума, в наш дом ворвалась.

Фашизм без жалости шагал по всей планете.

Застыли люди от беды.

Притихли дети.

(И. Мордовина.)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Звучит песня

  3. Ассоциации.

– Ребята, что вы представляете себе, когда слышите слово «дети»?

– А когда слышите словосочетание «дети и война»?

4. Просмотр слайдов (Приложение 1.)

5. Учитель истории с учащимися – о событиях июня 1941 года, о Брестской крепости.

6. Библиотекарь – о книгах про Брестскую крепость.

7. Заочная экскурсия в крепость (учитель истории).

8. Учитель литературы – о стихотворении Симонова.

9. Прослушивание стихотворения в исполнении А. Смолякова.

10. Анализ произведения.

– Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

– О чем оно, его тема?

– Откуда везли мальчишку?

– Какие слова заставляют удивиться, что необычное мы видим? («Седой мальчишка».) (Эпитет. Его роль.)

– Почему он седой?

– Прочитайте строки, которые рисуют образ маленького человечка, ребенка.

– Какие же события ему пришлось пережить?

– Можно ли сказать, что десять дней, которые прожил мальчишка в осажденной крепости, – подвиг?

– Какие строки передают отношение автора к увиденному?

– Как вы понимаете слова «оборвало сердца», «Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца»?

(Метафоры.)

– Какие герои есть в стихотворении? (Мальчик, его отец; лирический герой-автор, та женщина, о которой он вспоминает.)

– Учитель истории комментирует строки: «За тридевять земель, в горах Урала, Твой мальчик спит.)

– Почему повествование прерывается этим диалогом с женщиной?

– В чем лирический герой от имени всех солдат – защитников родной земли, клянется мальчишке?

– В каких еще строках Симонов говорит о долге мужчины – защищать свою Родину?

11. Итоги.

– Закройте глаза и вспомните стихотворение. Какой образ возникает перед вами?

– Как по-вашему, зачем Симонов написал это стихотворение?

– Продолжите фразы:

Прослушав стихотворение Симонова,

  • я понял, … .

  • я почувствовал, … .

  • я подумал, … .

12. Дома: наизусть стихотворение.

Скачать оригинальный файл

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

sitemap12
sitemap36
sitemap44
sitemap2
sitemap22
sitemap42
Academized discount code
sitemap8
sitemap43
sitemap13