Интегрированный урок (биология + литература) по теме : «Цветы — восьмое чудо света»

Интегрированный урок (биология + литература) по теме :

«Цветы — восьмое чудо света».

Задачи:

  • продолжить формирование у учащихся знаний о цветковых растениях;

  • развивать ассоциативно-образное мышление, речь, творческие способности учащихся, обогащать словарь;

  • воспитывать чувство прекрасного, любовь к языку, природе;

  • развивать навыки и умения выразительного чтения;

  • способствовать проявлению индивидуальности, умению работать в группах.

Ход урока:

1.Оргмомент . Презентация.

(Звучит “Вальс цветов” из балета П.И. Чайковского, на экране изображение различных цветов) . Слайд.

2.Актуализация новых знаний учащихся.

Учитель биологии.

— Вслушайтесь в музыку великого русского композитора.(Слайд) Постарайтесь представить тот радостный танец цветов, который вы создадите силой своего воображения. (Слайд)

(Заканчивается вальс.)

Учитель литературы (Слайд)

— Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий, красоты.

Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат как гимн природе, нежности, любви.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

Учитель биологии. (Слайд)

— На земле тысячи, десятки тысяч цветов – и у каждого свой характер, своя история, своя сказка. Нам с вами не хватит, наверное, всей жизни на то, чтобы познать сокровенные тайны волшебного царства Флоры.

Учитель литературы.

— И пусть на мгновение мы приоткроем двери в этот удивительный мир, но думаем, что знакомство с ним будет приятным.

3.Дюймовочка:(появляется с корзиной цветов) (Слайд)

— Я – Дюймовочка, девочка, которая родилась из цветка, скорлупа грецкого ореха служила мне колыбелью, голубые фиалки – матрацем, а лепестки розы – одеяльцем. Все это было так прелестно, так удивительно! Спасибо вам, милые цветы!

-Дорогие ребята, пусть сегодня эти цветы поднимут вам настроение и помогут, как помогли мне когда-то.

Учитель литературы: (Слайд)

— Цветы – удивительнейшее лекарство для души. Нельзя не согласиться с великим сказочником Гансом Христианом Андерсеном: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”.

— А вот тему нашего урока мы определим вместе с вами, прослушав это стихотворение: (Слайд)

Нет благородней и нежнее красоты,

Чем та, что дарят нам цветы.

Ведь соразмерно все в строении цветка –

От кончиков корней до лепестка.

Нас радует нежнейший аромат,

И буйство красок нам ласкает взгляд.

В их красоте всегда найдут сюжет

Художник, музыкант, поэт.

Листочки – руки тянут к нам свои,

Нам говоря: любуйся, но не рви.

Не бойся, я тебя услышу,

И никогда, поверь мне, не обижу.

Ведь твердо я уверен в этом:

Цветы – восьмое чудо света!”

Учитель литературы:

— Обратимся еще раз к последним строкам стихотворения. Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

— Работать мы будем на творческих листах , запишите число и тему урока (Слайд с темой урок)

— Ребята, а почему восьмое, а не шестое, седьмое? (Существует семь чудес света: Висячие сады Семирамиды, статуя Зевса в Олимпии, Статуя Гелиоса, храм Артемиды , пирамида Хеопса Алесандрийский мая.) (Слайд)

Учитель биологии.

— У каждого из нас есть свой любимый цветок. Давайте вместе с вами посадим чудо – клумбу. Но каждому из вас для этого нужно рассказать о своем цветке легенду, стихотворение или загадку. (Слайд)

Учитель литературы:

— У каждого цветка своя история, свои легенды, свои символы. Но по мимо них существуют еще и народные приметы.

Учитель биологии:

— Если вы хотите порадовать любимого, открыть своё сердце — подарите ему….. розу! Это достойный цветок! (Слайд)

Учитель литературы:

Хотите погадать «любит — не любит» — гадайте ….на ромашке! Но не рвите прекрасные лепестки! (Слайд)

Учитель биологии:

— Хотите найти своё счастье — обратитесь к …сирени! (Слайд)

4. Репродукция с картины Кончаловского « Сирень». (Слайд)

(Читает ученик)

Открывая окно, увидал я сирень,

Это было весной —

В улетающий день:

А. Блок (Слайд)

— Есть разные виды сирени. Среди них бывают и кусты и деревья. Посаженная в Берлине в 1801 году сирень до того разрослась, что три её экземпляра занимали пространство в 100 шагов по окружности и более 30 м в диаметре. Они походили на большие деревья с толстыми стволами. Сиреневый сад есть и в Москве — на крохотном участке уместилось более 300 сортов сирени. Особенно популярен сорт «Красавица Москвы». Белизна этой сирени какая-то особенно чистая, первозданная. Этот и другие сорта за границей назвали «Русским чудом».

Учитель литературы:

— Ребята, обратимся к нашему творческому листу. Задание №1.

Продолжить предложение.

Когда я смотрю на картину , то…

Подберите эпитеты к слову сирень:

Гроздь –

Ветка –

Лепесток –

— Ребята, с помощью какого выразительного средства природа представляется нам живой?

— Подберите к слову сирень олицетворение.

В памяти человека навсегда остаётся прекрасным видением цветущая сирень. У русской поэтессы Екатерины Бекетовой есть стихи о сирени. Их положил на музыку Сергей Рахманинов. Романс этот обошел всю Россию. Сирень вдохновила и Чайковского на создание редкого по красоте балета-сказки «Спящая красавица»

— Запишите свои ответы в задании № 1.(звучит фрагмент из балета «фея Сирени»).

Учитель биологии:

Сирень- это замечательные цветы.

А можно ли назвать цветком тополь, березу, иву? (Слайд)

— А, тем не менее, у них тоже есть цветки –сережки.

-А как в биологии называют растения, цветущие хотя бы раз в жизни? (цветковые).

— Цветы могут быть разными : большие и маленькие, яркие и с неприметными цветками , но они все выполняют одну и ту же функцию: обеспечивают образование семян и способствуют продолжению рода, т.е. размножению.

-Каким же образом справляется цветок с такой нелегкой задачей? Для этого давайте вспомним типичное строение цветка. Мы работаем с вам с творческим листом (работа с творческими листами, задание №2, слайд модель цветка)

— Как называется тонкий стебель, на котором развиваются цветки очень многих растений? (цветоножка)

— Что образует расширенная часть цветоножки? (цветоложе)

— Как называются наружные листочки цветка? (чашелистики) .Они образуют чашечку (на доске модель)

— Как называются внутренние листочки цветка? (лепестки)

— Какие части цветка скрываются в самом центре? (пестик и тычинка)

-Почему у цветка именно такая форма?

-Чашелистики и лепестки защищают внутренние части цветка – пестик и тычинку. В пыльнике созревает пыльца, а в завязи пестика образуется плод.

— Так значит главными частями цветка является что? ( пестик , тычинки)

Культурные растения, дикорастущие растения, лекарственные растения входят в состав флоры (Слайд).

Флора ( лат. flora) — исторически сложившаяся совокупность видов растений, распространённых на определённой территории в настоящее время. Название термина произошло от имени римской богини цветов и весеннего цветения Флоры .

-Вот так говорят о цветах учёные — биологи, с научной точки зрения.

Учитель литературы:

-Как же говорят и говорили о цветах поэты?

Цветы, скажите мне, цветы

Где вы, собой являя чудо,

Берете столько красоты?

Для кого важна красота цветка?

— Говорят , красота в глазах того , кто смотрит.

— Вспомните, ребята, из какого цветка появилась Дюймовочка? ( из тульпана). (Слайд)

6. Рассказ ученика о тюльпанах.

-Европейцы впервые познакомились с тюльпаном в Византии. В 1554 году посланник австрийского императора в Турции отправил большую партию луковиц и семян в Вену. С этого времени началось триумфальное завоевание тюльпанами Европы. Первоначально тюльпаны были символом богатства и знатности.

-В Голландии первые экземпляры тюльпанов появились 16 веке. Это послужило началом безумного увлечения этими цветами целого народа. За редкие экземпляры платились большие деньги. Существует рассказ о том , что покупатель отдал весь свой бизнес за одну луковицу тюльпана. Цены на луковицы этих цветов устанавливались на бирже. Mнoгиe промышленники бросали свое производство и брались за их разведение. В результате происходили крахи, гибли состояния, и правительство вынуждено было принять меры против этой мании. И в обществе появились лица, не переносившие вида тюльпанов и истреблявшие их беспощадно. — На Руси дикие виды тюльпанов были известны ещё в XII веке, но луковицы садовых сортов впервые были завезены в Россию в эпоху царствования Петра I в 18 веке из Голландии.

Учитель литературы:

— Ребята , какими бы эпититами вы наградили этот цветок. Запишите в творческий лист свои высказывания.

Сценка о розе. (Слайд)

Роза и Кактус.

Вишневская Екатерина

Среди кустов роскошных роз

В саду колючий Кактус рос.

Был своенравный, горделивый,

В себя влюблённый, но красивый!

Колючки длинные, прямые,

Бока мясисто-наливные!

Свои достоинства любил

И перед розами хвалил.

Сначала розы расцветали

И в речи Кактуса вникали,

Но вскоре всё надоедало —

Тем для беседы было мало!

А Кактус злился и пыхтел —

К себе внимания хотел.

Бубнил стихи свои негромко…

И вдруг увидел незнакомку!

Весь воспылал, преобразился,

Росой прохладною умылся…

Такой неотразимый стал!

И незнакомке зашептал:

«Сударыня! Вы поглядите,

Какой я ладный, интересный!

Вы пообщаться не хотите?

А может стать моей невестой?

Мне вдохновенье изменило,

А Вы так улыбнулись мило…

Моей, прошу Вас, станьте Музой,

Чтоб не испытывать конфуза»…

«Ну, хорошо» — пропела Роза -…

«Быть Музою совсем не просто,

Но я попробую и Вам

Чуть вдохновения придам»…

«О! Роза! Я опять сияю!

Взываю к Вам и умоляю:

Давайте вдохновлять друг друга!»

И понеслось опять по кругу:

«Я так красив и так умён!

И в обольщении силён!»…

А Роза слушала, скучала…

И вскоре от тоски завяла…

МОРАЛЬ сей басни такова —

Не падки розы на слова!

Чем красотой своей кичиться

И восхвалять достоинства,

Не лучше ль с неба опуститься,

С гордыней навсегда проститься

И малость успокоиться!

Учитель биологии: (Слайд)

Мы свами услышали басню о розе. Розы встречаются во всех странах земного шара. В дикорастущем виде они распространены везде, за исключением тропиков.В культуре розы были известны еще в очень древние времена.Розы -это в основном кустарники, ветви и побеги которых покрыты колючими шипами различной формы и величины. Мировой ассортимент роз насчитывает свыше 10 000 сортов роз.

А что такое сорт? ( работа с творческим листом) (Слайд).

Сорт — группа культурных растений, полученная в результате селекции ,который отличает эту группу растений от других растений того же вида.

Учитель литературы:

Роза — царица цветов — является предметом поклонения, восхищения и пламенной любви. Ребята, какими бы эпитетами наградили вы розу? Запишите свои мысли в творческий лист. (Слайд)

( Звучит муз. Фрагмент вальса И.Штрауса « Розы юга») (Слайд)

Учитель биологии:

— А сейчас у нас с вами минутка отдыха.

Физкультминутка(Слайд)

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

7.Закрепление материала.

8. Выходит пчелка Майя. (Слайд)

— Flora – хозяйка растительного мира вселенной и ее верная помощница ,я пчелка Майя .Сегодня я познакомлю вас со своим загадочным гербарием .

Загадочный гербарий Пчелки Майи:

Месяц март. Сады пусты.

Ну какие тут цветы?

Но у нас назло морозу

Все в руках несут

(мимозу).

Чтобы спасти нас от кашля и хрипа,

Цвет свой целебный дарит нам

(липа).

Эх, звоночки, синий цвет-

С язычком, а звону нет!

(колокольчик).

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной.

(ландыш)

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый,

Потом померк, потух,

И превратился в пух.

(одуванчик)

Меня называют царицей цветов.

За цвет и за запах моих лепестков.

(роза)

Советы пчелки Майи:

Берегите и охраняйте дикорастущие цветы

Выращивайте цветы дома. Они украшают нашу жизнь.

Дарите друг другу цветы в знак уважения, дружбы и любви.

Не собирайте цветы без необходимости т. к. многие из них размножаются семенами.

Ухаживайте за цветами и они с благодарностью будут дарить вам свою красоту.

9.Игра «Собери свой букет«. (Слайд)

Каждая группа учащихся получает индивидуальный конверт, в котором лежит лист с разрезанным цветком ( ландыш, ромашка, одуванчик, подсолнух).

Учитель биологии:

— Итак, ребята, покажите, какие цветы у вас получились и какую бы вы дали им характеристику с точки зрения биологии? ( культурные, дикорастущие, сельскохозяйственные, лекарственные; светолюбивые, теневыносливые).

Учитель литературы:

Синквейн» ( словарная работа) (Слайд)

— Ребята мы переходим к работе над « Синквейном», давайте вспомним , как его составлять?

— Составьте синквейн на тему: «Цветок».

1.Цветок.

2.Удивительный, ароматный, неповторимый,нежный, роскошный, пышный.

3.Растет, распускается, дарит, цветет.

4.Удивительный цветок распускается.. Цветок дарит радость. Поэты воспевают цветы.

5. Радость. Красота. Природа. Флора.(Слайд)

— Назовите строку, которая содержит эпитеты, олицетворения.

Учитель биологии: (Слайд)

-Поэты, писатели, музыканты и художники воспевали красоту природы в своих произведениях.

— Среди наших ребят тоже есть начинающиеся таланты ( защита рисунков, поделок).

10. Итог урока

Учитель литературы:

Что есть цветы? Трава по сути.

Но как красой ласкают взгляд.

А ароматом опьяняют…

Закружат и нет пути назад.

В минуты радости иль скорби,

в момент прощанья или встреч,

цветы всегда для нас готовы,

на плаху жертвенную лечь.

Учитель биологии:

Цветы как всё, дары природы.

Но как причудлив их узор.

И красок полная палитра,

всегда волнует чей-то взор.

Рефлексия:

-Сегодня на уроке мы с вами убедились в том, что красота цветов не оставляет равнодушными ни писателей, ни художников,ни поэтов.

— Какое настроение вызвал у вас урок?

— Какие виды искусства проявились на нашем уроке?

— Можно ли защищать природу искусством, художественным словом?

— В природе, как и в жизни есть и радость и печаль. Мы надеемся, что наш урок принес вам только радость.

— какие выразительно художественные средства языка мы повторили? Какие жанры литературы?

— Какие биологичесчкие термины мы повторили? Ребята, отметьте свое настроение в творческом листе в разделе «Рефлексия».

Домашние задание :

Учитель биологии

Решить кроссворд 3 задание в творческого листа.

Учитель литературы:

Сочинение – миниатюра

«Рассказ от имени одного цветка»

Возможные начала ваших сочинений:

Я — Кактус – редкий, но удивительный цветок…

А я — гордый Гладиолус. Посмотрите на меня!

Я скромная, но в тоже время очаровательная дама. Зовут меня Ромашка…

Пион. Я родственник розы, но я очень горд…

А я Астра. Маленькое чудо…

Сирень – роскошная девица…

Колокольчик я, друзья, застенчив, но добр и гостеприимен.

Таинственный я цветок, Ландыш…

Ну, чем же я не красавец. И статен, и высок…

Нарцисс – белая шестикрылая звездочка.

10

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector