Игровая рационализация уроков легкой атлетики

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 34

города Томска

Методическое пособие:

«Игровая рационализация уроков легкой атлетики»

Подготовила:

учитель физической культуры

Ланина Наталия Валентиновна

Томск 2010

Введение 3

Игры с прыжками, способствующие развитию

скоростно-силовых качеств 4

«В дальнюю зону» 4

«Перепрыгни ручей» 4

«Прыгуны и пятнашки» 5

«Сосчитал-сделай» 5

«Прыжки по полоскам» 6

«Удочка» 6

«Челнок» 6

«Волк во рву» 7

«Будь ловким» 7

«Заяц, сторож и жучка» 8

«Не попадись» 8

Соревнования с элементами прыжков в высоту 8

Соревнования с элементами прыжков в длину 9

«Групповые прыжки» 9

«Прыжковая эстафета» 10

Игры, способствующие развитию выносливости 10

«В горку, с горки» 10

«Флажок» 10

«Поиск секретного задания» 10

«Черные и белые» 11

Игры, способствующие развитию координации,

ловкости 11

«Бездомный заяц» 11

«Перемена мест» 12

«Третий лишний» 12

«Салки с ленточками» 12

Челночная эстафета 12

«Салки с подползанием между ног» 13

Встречная эстафета 3×10 м с кубиками 13

«Салки — ноги от земли» 13

«Погоня» 14

«Цепочка» 15

«Вокруг колонны» 15

Игры, способствующие развитию скоростно-силовых

качеств (метания) 15

«Гонка за мячом» 16

«Игрок в круге»

«Попади в обруч» 16

«Бросай далеко, собирай быстрее» 16

«Попади в цель» 16

«Метко в цель» 16

«Попади в цель с отскока» 17

«Высокий бросок» 17

«Кто дальше бросит?» 17

«Попади в мячи» 18

«Защита укрепления» 18

«У кого дальше отскочит мяч» 18

«Кто дальше?» 19

Комбинированная эстафета 19

«Точно в цель» 19

«Толкание набивного мяча» 20

Игры, способствующие развитию быстроты,

скорости реакции 20

«Салки с выручалками» 20

«Кто быстрее?» 20

«У медведя во бору» 21

«Пустое место» 21

«Салки» 21

«Догони свою пару» 22

«Гуси — лебеди» 22

«Салки-догонялки» 22

«Два Мороза» 22

«Быстро по местам» 23

Эстафетный бег 23

Соревнования с элементами спринтерского бега 24

«Вызов номеров» 24

«Встречные старты» 25

«Собери флажки» 25

Бег с преследованием соперника 25

Круговая эстафета 26

«Убегай — догоняй» 26

Эстафета по беговой дорожке 27

Эстафетный бег с преодолением препятствий 27

Встречная эстафета 27

Введение

История мировой педагогики довольно занимательно свидетельствует о том, что детям всех времен и народов гораздо больше нравилось играть, чем заставлять себя активно и настойчиво заниматься. И умному, творчески мыслящему педагогу необходимо воспользоваться этой неистребимой человеческой склонностью в благих профессиональных целях, грамотно и умно включая ситуационно подходящие подвижные игры на своих занятиях.

Игра является привычной формой деятельности для детей. Это не только развлечение, это путь приобщения ребёнка к миру взрослых, это способ выполнения определенных ролей в мнимой ситуации, это средство развития его психических и функциональных качеств и способностей, средство формирования коммуникативных умений.

Ещё Выготский отмечал, что игра ребенка — это роль в развитии, это будущее ребенка, это школа воли, это не только подражательная деятельность, но и творческая, развивающая воображение, абстрактное мышление.

Игра, относясь к методам активного обучения, способствует неформальному усвоению знаний. Игра ориентируется на личностные особенности ребенка: его мотивы, интересы, общую культуру, уровень знаний. Игра позволяет через воображение моделировать социальные действия, отношения, опробовать свои физические и умственные силы.

Подвижные игры формируют навыки честного соперничества, приучают к совместным действиям. Игру можно рассматривать и как своеобразную прелюдию, предварительную тренировку перед серьезной работой или как специальное упражнение, нацеленное на проявление самообладания и находчивости в условиях острой конкуренции. Порождаемые игрой положительные эмоции возбуждают у её участников страстное желание подвергнуть проверке в условиях максимального напряжения свои физические и психические возможности.

В данном пособии представлены вспомогательные и подвижные игры для уроков физической культуры по разделу программы: «Легкая атлетика». Предлагаемые игры сгруппированы по направленности на развитие основных двигательных качеств.

Для развития скоростно-силовых качеств полезно включать в урок игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления соперника (перетягивания, удержания, выталкивания), с различными двигательными операциями с доступными операциями.

Для развития быстроты подбирают игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые, тактильные сигналы, упражнения с внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными действиями, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.

Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие точной координации движений и быстрого согласования своих действий с действиями партнеров, физической сноровки и тактической изворотливости, умения своевременно и эффективно использовать те редкие благоприятные ситуации, которые неожиданно и непредсказуемо складываются в условиях бескомпромиссного психофизического соперничества.

Для развития выносливости применяют игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами игры.

Представленные в пособии игры легко варьировать, что позволяет их использовать на занятиях с обучающимися разного возраста и физической подготовленности.

Игры с прыжками, способствующие развитию

скоростно-силовых качеств

Игра «В дальнюю зону»

Задачи: развитие скоростно-силовых качеств; закрепление навыка отталкивания при прыжках в длину.

Содержание: участники команд прыгают цепочкой друг за другом. Соревнование можно проводить как между отдельными игроками, так и между командами За каждый прыжок участник получает оценку, которая представляет собой сумму номеров зон, обозначающих место толчка и место приземления.

Побеждает команда, набравшая большее количество очков. На месте толчка проводят линию с цифровым обозначением, а вдоль прыжковой ямы следует поставить флажки, обозначающие зоны приземления

Игра «Перепрыгни ручей»

Задачи: совершенствование техники прыжка в длину с разбега.

Содержание: класс делится на 2-3 команды, стоящие на площадке колоннами по одному за общей стартовой линией. Через 8 м от старта двумя параллельными линиями обозна­чают условный ручей двухметровой ширины, а еще через 8 м перед каждой колонной ставят по­воротную стойку. По стартовому сигналу направ­ляющие игроки колонн бегут к своей поворотной стойке, с разбега перепрыгивают преграждающий путь ручей, поворотом налево огибают стойку и возвращаются обратно, преодолевая ручей тем же способом, касанием руки дают старт следующе­му участнику своей команды, а сами становятся в конец колонны и т.д. За каждую неудачную по­пытку преодоления ручья команде добавляют 2 штрафные секунды. Побеждает команда, выпол­нившая игровое задание за наименьшее время. Игру повторить 2-3 раза.

Игра «Прыгуны и пятнашки»

Задачи: совершенствование техники прыжка в высоту с разбега.

Содержание: участники игры де­лятся на две команды и строятся вдоль боковых сто­рон спортивного зала лицом к середине. По жре­бию игроки одной команды становятся прыгунами, второй — бегунами-пятнашками. В 1 м от лицевой границы площадки проводят стартовую линию (для бегунов), а впереди, через 3 м — вторую старто­вую линию (для прыгунов). Перед этой линией (в 10-12 м от нее) чертят полосу шириной 1,5 м, а по­середине этой полосы натягивают резинку на высо­те 30-40 см. По команде учителя «На старт!» чет­веро игроков из команды прыгунов занимают мес­та за второй линией. За ними в затылок тут же вста­ют за ближайшую к стене линию четверо из коман­ды пятнашек. По команде «Внимание!» прыгуны и пятнашки принимают положение высокого старта, а по команде «Марш!» все выбегают вперед. Задачи прыгунов — быстрее достигнуть полосы и пере­прыгнуть через нее. Задачи пятнашек — успеть осалить прыгунов прежде, чем они сделают пры­жок (пятнашки не прыгают). Если прыгуна не успе­ют осалить до прыжка, его команда получает 1 вы­игрышное очко. Пятнашка, который коснется пры­гуна рукой до начала прыжка, также получает 1 при­зовое очко. После первых четверок в борьбу всту­пают вторые четверки прыгунов и пятнашек, пока все не примут участие в игре. После этого команды меняются ролями и местами на линиях старта. В итоге побеждает команда, набравшая больше очков.

Правила разрешают пятнашке салить любого иг­рока или нескольких игроков. Прыгун, заступивший за пределы полосы или не перепрыгнувший поло­су, считается осаленным.

Игра-эстафета «Сосчитал-сделай»

Задачи: комплексное развитие двигательных качеств.

Содержание: три-четыре ко­манды строятся в колонну по одному за линией стар­та, причем каждая команда образует отдельную ко­лонну. На другой стороне спортивного зала приготов­лен инвентарь (скакалки, гимнастические скамейки, мячи, маты и т.д.) по количеству команд. В 9-12 м от каждой команды ставят ящики с «яйцами» (пластмас­совыми оболочками от «киндер-сюрприза»), в кото­рых находятся карточки с примером и заданием. В каждой карточке свой пример и задание, но при этом для всех команд упражнения одни и те же. По сигна­лу учителя первые номера в командах бегут каждый к своему ящику, открывают «яйцо». Увидев задание, решают пример, после чего узнают, сколько раз нуж­но выполнить заданное упражнение. Выполнив зада­ние, ученик возвращается к своей команде и переда­ет эстафету следующему участнику.

Необходимо выполнять все правила эстафетного бега. За нарушение начисляют 1 штрафное очко. Побеждает команда, быстрее закончившая эстафету и имеющая меньше штрафных очков. Примечание. Сколько участников в команде, столько и упражне­ний (прыжки через скакалку, гимнастическую скамей­ку; отжимания; передача мяча в стену; броски набив­ного мяча; челночный бег). Если ученик не может решить пример, он вправе обратиться за помощью к учителю, однако после этого ему придется выпол­нять упражнение с большим количеством раз. Приведем примеры карточек-заданий. Отжимания от гимнастической скамейки прыжки через скакалку

Игра «Прыжки по полоскам»

Задачи: совершенствование техники прыжка в длину с места.

Содержание: линиями обозна­чают коридор шириной 2-3 м. Поперек коридора проводят линии — широкие (70 см) и узкие (50 см) полоски, которые чередуются между собой. Может быть обозначено 6-8 таких полосок. Через узкие полоски дети прыгают, а от широких отталкивают­ся при прыжках. Класс делитсяна три команды, которые встают шеренгами. По сигналу пер­вые номера каждой команды начинают прыжки с начала коридора толчком обеих ног через узкие полоски, делая промежуточный прыжок на каждой широкой полосе. Игрок, выполнивший все прыжки правильно (не наступив на узкие полоски), прино­сит своей команде выигрышное очко. Так же пры­гают вторые номера и т.д. Если игрок наступит на узкую полоску, он продолжает прыгать дальше, но не приносит команде призовое очко. Быстрота вы­полнения прыжков не учитывается. Побеждает команда, игроки которой получили больше очков.

Игра «Удочка»

Задачи: совершенствовать технику прыжка в длину с места, способствовать развитию скоростно-силовых качеств.

Содержание: играющие ученики образуют круг. Расстояние между участниками 1-2 шага. Дети становятся лицом к центру круга. В качестве удочки используют прочную веревочку, которая оканчивается привязанным к ней мешочком. Учи­тель (или назначенный им игрок) выходит на се­редину круга и крутит веревочку по кругу так, что­бы мешочек проходил под ногами подпрыгиваю­щих детей, стоящих по кругу, слегка касаясь пола или немного приподнимаясь над ним. Дети пры­гают через веревочку, стараясь ее не задевать. Если удочка кем-либо из игроков задета, игру на некоторое время приостанавливают, а затем вере­вочку вращают в другую сторону. Проигравшим считается тот, кто заденет веревочку за время игры большее количество раз.

Игра «Челнок»

Задачи: совершенствовать технику прыжка в длину с места, способствовать развитию скоростно-силовых качеств.

Содержание: игру можно проводить одно­временно на разных половинах спортивного зала, команды могут быть смешанными или раздель­ными по составу.

Класс делится на две команды, которые распо­лагаются справа и слева от проведенной линии. Договариваются, что игроки одной из команд бу­дут прыгать вправо от линии, а игроки другой — влево. Команды выбирают капитанов, которые по­сылают по очереди игроков к средней линии. По­сле начального прыжка первого игрока отмечают линией (по пяткам) место, где он приземлился. Игрок возвращается к своей команде, а от отме­ченной линии прыгает в обратную сторону (к сред­ней линии) игрок другой команды. Место его при­земления также отмечают. От этой отметки в дру­гую сторону снова прыгает игрок первой команды и т.д. Контрольной всегда является средняя линия. Если последнему игроку удалось перепрыгнуть че­рез нее, его команда побеждает. Если это сделать не удалось, то команда проигрывает (величину от­резка, которого недостает до средней линии).

Правилами не разрешается заступать за ли­нию, с которой прыгаешь. Если после приземле­ния игрок оступился назад (оперся о пол рука­ми), то отметка соответственно переносится к ближней от средней линии точке приземления.

Вариант прыжка: тройной прыжок с места. Линию начала прыжка в этом случае относят назад настолько, чтобы можно было достигнуть средней линии. Если последнему игроку удалось преодолеть среднюю линию, то его команда побеждает. Линию приземления следует отмечать по пяткам. Техника прыжка может быть различной.

Игра «Волк во рву»

Задачи: совершенствование техники прыжка в длину с разбега.

Содержание: посередине зала проводятся две параллельные линии на расстоянии 60-70 см одна от другой — это ров. Один из водя­щих (или двое) — волк — находится во рву. Козы размещают­ся в одной стороне зала за линией дома. На противоположной стороне зала обозначается линия, отделяющая пастбище. По сигналу учителя козы перебегают на пастбище, перепрыгивая через ров. Волки, не выбегая изо рва, ловят коз и оставляют их возле себя. После каждой перебежки осаленные козочки под-считываются. После 2-3 перебежек волки меняются.

Игра «Будь ловким»

Задачи: совершенствовать технику прыжка в длину с места, способствовать развитию скоростно-силовых качеств.

Содержание: играющие располагаются по кругу. Перед каждым на полу мешочек с песком (брусок, кубик, тряпичный мяч и т. п ) Водя­щий или двое водящих — в центре круга. По сигналу учителя дети прыгают на двух ногах через мешочек в круг и обратно. Водящий старается осалить детей, которые не успели выпрыг­нуть из круга. Тот, до кого дотронулся водящий, получает штраф­ное очко, но из игры не выбывает. Через 1 мин игра останавли­вается и подсчитывания проигравшие. Выбирается другой водящий из числа тех, кого ни разу не осалили. Игра повторя­ется. Эта игра дает большую прыжковую нагрузку.

Игра «Заяц, сторож и жучка»

Задачи: способствовать развитию скоростно-силовых качеств.

Содержание: из играющих выделяется сторож и Жучка. Остальные — зайцы. На площадке обозначаются с одной стороны — норы зай­цев, с другой — огород, а за огородом — дом сторожа. Посередине площадки на высоте 40-60 см натягивается веревка-забор.

Зайцы находятся в норах, а сторож и Жучка — дома. По сигналу учителя зайцы перепрыгивают через веревочку, оказы­ваются в огороде и начинают скакать с одного места на другое на двух ногах (есть капусту). По условному сигналу учителя сторож стреляет в зайцев (три хлопка в ладоши), а те убегают в норы, подлезая под веревкой, не касаясь ее. После третьего хлоп­ка Жучка догоняет зайцев и «кусает» их (касается рукой). Пойманные зайцы остаются на месте. Зайцев, которые убежали за линию нор, догонять нельзя. Учитель предлагает поднять руки тем, кто был пойман, затем они вновь присоединяются к играющим. Игра повторяется. Сторож и Жучка меняются ро­лями, назначаются другие водящие.

Игра «Не попадись»

Задачи: совершенствовать технику прыжка в длину с места, способствовать развитию скоростно-силовых качеств.

Содержание: рисуют круг, играющие располагаются на расстоянии одного шага от черты. Выбирается водящий (или двое), который встает в центр круга. Дети впрыгивают в круг двумя ногами и выпрыгивают обратно. Водящий бегает по кругу, стараясь коснуться играющих, когда они находятся внутри круга.

При приближении водящего играющие прыжком на двух ногах возвращаются за линию. Тот, кого осалили, получает штрафное очко (но из игры не выбывает). Через некоторое время игра останавливается, подсчитывается количество осаленных и выбирается новый водящий (или двое) из числа тех детей, которые ни разу не были осалены. Игра повторяется 2-3 раза.

Соревнования с элементами прыжков в высоту

Задачи: формирование и закрепление навыка выполнения элементов прыжка в высоту и прыжка в целом.

Содержание: команды выстраиваются в колонны и соревнуются в выполнении следую­щих прыжков:

а) в зонах, с касанием резинового шнура головой либо ногой, с посте­пенным поднятием (увеличением) вы­соты;

б) вдоль стены (под баскетбольным щитом) с доставанием подвешенного мяча либо дифференцированного указателя высоты головой или рукой;

в) из зоны отталкивания в зону при­земления различным способом;

г) в обозначенное «окно» (мат и обруч на нем);

д) через несколько препятствий (от 3 до 6 разной конфигурации)

По сигналу препода­вателя участники долж­ны одновременно или поочередно выполнять прыжки. За правильное выполнение одно очко. Пары могут комплекто­ваться как по догово­ренности, так и по по­рядковым номерам.

Побеждает команда, набравшая большее ко­личество очков. При разбеге участники должны соблюдать уста­новленную очередность.

При объявлении счета преподаватель может делать замечания по тех­нике выполнения прыж­ков.

Соревнования с элементами прыжков в длину

Задачи: формирование навыка выполнения прыжков в длину с преодолением различных препятствий.

Содержание: команды выстраиваются в колонны перед прыжковой ямой и соревнуют­ся в выполнении следующих прыжков:

а) через обозначенное препятствие (конус, набивной мяч, гимнастическая скамейка, резиновый шнур, мат и т. д.);

б) через двойные и тройные пре­пятствия (скамейки, плинтусы, кубы);

в) с контрольной линии на лучший результат

Участники должны од­новременно делать раз­бег и отталкиваться от бруска или с указанного места. За правильное выполнение прыжка — одно очко.

Побеждает команда, набравшая большее ко­личество очков

При проведении со­ревнований в спортив­ном зале в качестве пре­пятствий могут служить начерченные на полу линии.

Игра «Групповые прыжки»

Задачи: развитие скоростно-силовых качеств, прыгучести, коллективных взаимодействий в соревновательных условиях.

Содержание: участники команд соревнуются в выполнении следующих коллективных прыжков:

1) руки на плечах или на поясе, прыжки на двух или одной ноге;

2) правая (левая) рука на плече, левая (правая) удерживает ногу впереди стоящего партнера, прыжки те же;

3) левая рука на плече впереди стоящего партнера, а правая нога, поднятая вперед, удерживается впереди стоящим партнером, прыжки те же Прыжки выполняются до поворотной стойки с возвращением за линию старта. Их выполнение заканчивается, когда последний участник пересечет стартовую линию.

Побеждает команда, первой и без потерь участников выполнившая задание. Все упражнения следует выполнять ритмично. Через определенное время можно усложнять способ передвижения (например, через препятствия) и направление.

Игра «Прыжковая эстафета»

Задачи: закрепление техники прыжков в соревновательной обстановке.

Содержание: в ходе эстафеты участники команд, построенные в колонны, могут продвигаться вперед различными прыжками: скачками на одной ноге с переходом на другую, на двух ногах с набивными мячами в руках, боком. В конце продвижения всем игрокам дается задание «атаковать» стенку маховой ногой или, выпрыгнув вверх, коснуться рукой отметки на стене, баскетбольного кольца, сетки корзины, подвешенного мяча.

Следует передвигаться только установленным способом. Нельзя создавать препятствий противнику. Победительницей считается команда, первой и без ошибок закончившая эстафету Можно комбинировать задания, прыгая в одну сторону, например, на правой ноге, а в другую — на левой

Игры, способствующие развитию выносливости

Игра «В горку, с горки»

Задачи: воспитание общей выносливости; совершенствование техники бега на местности с преодолением препятствий.

Содержание: встречная или линейная эстафета проводится на склоне горки.

Во встречной эстафете игроки команд, стоящие внизу, несут эстафету вверх, а получившие эстафетную палочку — спускаются вниз и т. д. В линейной эстафете бег в гору и под гору проводят по очереди представители каждой команды. Игра продолжается до тех пор, пока команды вновь не займут своих прежних позиций (сделав пробежку вниз и вверх).

Побеждает команда, сумевшая быстрее закончить эстафету. В зависимости от крутизны горки устанавливается протяженность дистанции.

Игра «Флажок»

Задачи: способствовать развитию выносливости.

Содержание: бег с передачей эстафеты (флажка). Темп средний. Направляющий колонны бежит с флажком, пробежав 1 круг или полкруга, передает флажок ученику, бегущему за ним, и, замедляя бег, встает в конец колонны. Все бегут дальше во главе с другим направляющим. Пробежав условленное расстояние, знаменосец передает флажок следующему игроку и т.д. Длина круга 50 м. Каждый ученик пробегает с флажком по одному разу.

Игра «Поиск секретного задания»

Задачи: способствовать развитию выносливости.

Содержание: класс делится на 3-4 команды. В игре используют пластмассовые оболочки («яйца») от «киндер-сюрприза» по количеству команд. Яйца должны быть разного цвета. Внутри яйца находится карточка с маршрутом дистанции. По сигналу участники команд бегут к месту поиска задания. Предварительно учитель указывает, какой команде где искать яйцо и какого оно цвета. Яйца с заданием прячут на разных участках школьной территории (в кустах, под деревом, у забора) заранее, до урока. Участники команды, нашедшей яйцо, открывают его и, узнав задание, бегут друг за другом по указанному маршруту.

Побеждает команда, участники которой прибежали к финишу первыми. Финиш команд определяют по последнему участнику. Во время бега дистанция между членами команды не более 1 м. На финиш все участники команды должны прибежать плотной группой. Длина маршрута 800-1000 м. После игры выполнить общеразвиваюшие упражнения на восстановление.

Игра «Черные и белые»

Задачи: развитие скоростной выносливости, ловкости, внимательности; совершенствование быстроты двигательной реакции.

Содержание: в игре участвуют две команды: «Черные» и «Белые». Как только руководитель игры воскликнет: «Черные!» или вброшенный в центр поля кружок упадет темной стороной вверх, «Черные» становятся преследуемыми и убегают. «Белые» ловцы преследуют «Черных», чтобы запятнать их в пределах поля. По команде: «Белые!» участники меняются ролями. Каждый свободный игрок может быть запятнанным несколькими ловцами.

Варианты игры: а) введение различных исходных позиций: в упоре или лежа на животе;

б) смена способов передвижения: прыжки на одной ноге, бег на четвереньках в упоре сзади и т. д. После каждой перебежки ловцы должны объявлять, кого они запятнали. Каждое пятнание приносит команде одно очко. Побеждает команда, запятнавшая больше участников во время игры. В зависимости от размеров площадки и исходной позиции игроков расстояние между обеими командами необходимо определять так, чтобы ловцы могли справиться со своей задачей

Игры, способствующие развитию координации, ловкости

Игра «Бездомный заяц»

Задачи: развитие ловкости, координации движений.

Содержание: по команде учителя ученики под музыку бегут по кругу в спортивном зале. Внутри этого круга расположены гимнастические обручи (на 2 меньше, чем игроков). По окончании звучания музыки дети занимают домики из обручей. Кому домика не хватит, тот выбывает из игры. Выигрывает тот, кто последний останется в домике. Те, кому не досталось домика, в дальнейшем бегут вместе со всеми, но домик не занимают.

Игра «Перемена мест»

Задачи: развитие ловкости, координации движений.

Содержание: игроки двух команд строятся в шеренги друг против друга на расчерченной площадке, ширина которой может колебаться от 15 до 40 м в зависимости от размеров помещения. По команде судьи игроки команд-соперниц меняются местами. Побеждает команда, игроки которой первыми достигнут противоположной стороны площадки и построятся на ней. Выбегать с высокого старта после команд «На старт!», «Внимание!», «Марш!»

Игра «Третий лишний»

Задачи: развитие ловкости, координации движений, внимательности; совершенствование умения ориентироваться на местности.

Содержание: игроки команд располагаются парами внутри площадки. Расстояние между парами 2-3 м. Водящий и один из игроков (убегающий) располагаются за линией. Водящий стремится осалить убегающего игрока, а убегающий может встать перед одной из пар, тогда второй игрок пары становится «третьим лишним» и убегает от водящего. Если же водящему удается осалить убегающего игрока, то они меняются ролями. Убегающий может занять свое место в паре, только если он пробежал полный круг. Пересекать линию круга не разрешается. Салить можно только во время бега. Побеждает команда, игроки которой меньшее количество раз были водящими. Содержание игры можно изменить введением различных исходных положений, из которых будут стартовать игроки.

Игра «Салки с ленточками»

Задачи: развитие ловкости, координации движений.

Содержание: у каждого играющего сзади ленточка (один конец за воротником, за резинкой на поясе и т. п.). Выбирается водящий. По сигналу учителя все разбегаются по залу (площадке). Водящий за установленное время старается догнать играющих и сорвать ленточки. После каждого водящего подсчитываются сорванные ленточки — у кого больше. Если игра повторяется 3-4 раза, из нее выбывают те, у кого два раза сорвали ленты.

Челночная эстафета

Задачи: развитие координации движений.

Содержание: каждая команда поделена на две подгруппы, которые выстроены в колонны по одному, лицом друг к другу, на расстоянии 10 м. В руках у направляющих эстафетная палочка. По сигналу учителя первый участник бежит на противоположную сторону, обегает вторую подгруппу и передает эстафету ее направляющему, после чего сам становится в конец колонны. То же повторяет второй участник, обегая первую подгруппу и становясь в ней последним. Эстафета считается законченной, когда последний участник, обежав противоположную колонну, становится впереди нее и поднимает вверх эстафетную палочку. Игра повторяется 2-3 раза.

Игра «Салки с подползанием между ног»

Задачи: развитие ловкости, координации движений.

Содержание: для проведения игры класс делится на две группы: мальчики и девочки. Каждая группа играет на своей половине зала, в каждой назначается водящий. Игра проходит в течение 1-1,5 мин, после чего меняются водящие. Игра начинается по сигналу учителя. Водящие стараются осалить как можно больше игроков. Если водящий осалил играющего, тот должен остановиться и принять особую позу — руки в стороны и ноги в стороны (шире плеч). Но осаленные могут быть выручены другими игроками, если те проползут у них между ног. Вырученный продолжает играть.

Встречная эстафета 3×10 м с кубиками

Задачи: освоение техники челночного бега 3×10 м, развитие координации.

Содержание: эстафета может проводиться как внутри одного класса, так и между командами параллельных классов на спортивном празднике. Эстафету целесообразно проводить в зале. Расстояние между скамейками — 11м. Перед каждой скамейкой на расстоянии 0,5 м чертят линию старта (финиша). Команды сидят на скамейках верхом. Впереди каждой команды — капитан с лентой на левой руке. На одной скамейке, где лежат кубики, сидят мальчики, а на противоположной — девочки. Состав команд: 10 мальчиков и 10 девочек (если соревнования проводятся между классами на празднике). По сигналу судьи «На старт!» капитаны команд встают и ставят ногу (носком) на линию старта. По команде «Внимание!» — наклоняются вперед и правой рукой берут кубик. По команде «Марш!» — бегут к скамейке девочек, кладут кубик на линию, возвращаются назад, берут второй кубик и огибают скамейку, на которой сидят девочки. В это время первая девочка становится носком на линию старта и ждет передачи кубика от мальчика. Передача кубика проводится на линии старта. Мальчик, передав кубик, садится последним на скамейку девочек, а девочка выполняет то же самое и садится на скамейку мальчиков. Таким образом, каждый участник эстафеты пробегает 3 отрезка по 10 м.

Эстафета может проводиться в двух вариантах: 1-й вариант — эстафета заканчивается, как только команда девочек поменяется местами с командой мальчиков; 2-й вариант — эстафета продолжается до тех пор, пока девочки и мальчики не займут свои первоначальные места.

Секундомер включается по команде «Марш!» и выключается в момент касания кубиком пола последним участником. Кубики не бросать!

Игра «Салки — ноги от земли»

Задачи: развитие ловкости, координации движений, быстроты.

Содержание: игроки выстраиваются в круг. В центре круга двое-трое водящих — они салки. По сигналу учителя все разбегаются, а салки бегают за игроками и стараются их осалить. Нельзя пятнать того, кто, убегая, встанет на какое-либо возвышение (скамейку, стопку матов, бревно и т. п.) или сядет на пол, приподняв ноги. Игрок, которого салка коснулся рукой, прежде чем тот успел встать на возвышение, считается проигравшим. Он должен остановиться и громко сказать: «Я салка!» — подняв при этом руку. Через некоторое время игра останавливается и подсчитываются проигравшие. Выбираются другие салки, и игра продолжается.

Игра «Погоня»

Задачи: развитие ловкости, совершенствование техники высокого старта и бега с ускорением.

Содержание: ученики строятся на площадке в две разомкнутые шеренги в 4-6 м одна от другой. Пары (стоящие впереди и сзади) подбирают так, чтобы скорость бега у них была примерно одинаковой. В 15-20 м от первой шеренги кладут набивные мячи (или ставят флажки) в 2 м один от другого (по числу участников в шеренге). В 2 м от каждого набивного мяча кладут малый матерчатый (теннисный) мяч.

По командам «На старт!» и «Внимание!» игроки обеих команд принимают положение высокого старта, а по команде «Марш!» устремляются к набивным мячам. Добежав до них, первые номера обегают их справа налево и бегут за свою стартовую линию. Вторые номера, минуя набивные мячи, берут малые мячи, поворачиваются кругом и устремляются вслед за убегающими первыми номерами, стараясь попасть мячом в своего соперника. Первые номера, возвратившись на прежнее место, становятся за линию, где стояли вторые номера. В кого попали мячом, тот поднимает руку. Пока учитель подсчитывает число осаленных, игроки метавшей команды подбирают мячи и возвращают их на прежнее место. Затем шеренги меняются ролями. После нескольких перебежек подсчитывают общее число игроков, осаленных каждой командой. Одновременно с командой-победительницей отмечают и тех, кто ни разу не был осален. Учитель следит, чтобы каждый обегал свой мяч (флажок) и после поворота убегал по прямой, не уклоняясь в сторону. За нарушение этих правил команде начисляют 1 штрафное очко

Игра «Цепочка»

Задачи: развитие ловкости, координации движений, скоростной выносливости; воспитание чувства

Содержание: в игре принимают участие 6—20 человек, которые делятся на две команды: «ловцов» и «убегающих». Все «ловцы» берутся за руки, образуя цепочку, и преследуют остальных игроков, которые разбегаются поодиночке. Пятнать имеют право только два крайних игрока в цепочке. «Запятнанные» игроки выбывают из игры. Преследуемые игроки могут прорываться через цепочку или проскальзывать под руками игроков, которые стараются взять убегающих в кольцо, не пятная их. Если цепочка разрывается, пятнать нельзя.

Побеждает команда, сумевшая запятнать больше игроков за указанное время

По истечении указанного времени команды должны поменяться ролями

Игра «Вокруг колонны»

Задачи: закрепление навыка бега и умения передавать эстафету, развитие координации.

Содержание: игроки каждой команды распределяются на две встречные колонны. Первые игроки одной колонны принимают старт с эстафетными палочками в руках, бегут к противоположной половине своей команды и огибают ее. Подбежав к началу колонны, они передают эстафетную палочку головному игроку колонны, который обегает вокруг противостоящей колонны и, в свою очередь, передает эстафету игроку, стоящему впереди этой колонны, и т. д, Необходимо соблюдать все правила эстафетного бега. За нарушение правил назначается штрафное очко.

Побеждает команда, быстрее закончившая эстафету и имеющая меньше штрафных очков. Соревнование заканчивается, когда игроки в колоннах поменяются местами на площадке (или в случае двойной пробежки снова)

Игры, способствующие развитию скоростно-силовых качеств (метания)

Игра «Гонка за мячом»

Задачи: совершенствование техники метания мяча на дальность.

Содержание: в середине площадки через 5 м проводят две параллельные линии. Класс делится на шеренгу мальчиков и шеренгу девочек, которые строятся за этими линиями спиной друг к другу. В каждой шеренге выбирают водящего. Ему вручают малый мяч. По сигналу учителя водящие обеих шеренг выполняют метание мяча вперед. Остальные игроки каждой шеренги наперегонки бегут за своим мячом, стараясь подобрать его раньше других. Тот, кому удалось подобрать мяч, становится водящим. Игроки возвращаются обратно, и игру повторяют еще несколько раз. Победителями объявляют игроков, сумевших подобрать мяч большее число раз.

Игра «Игрок в круге»

Задачи: совершенствование техники метания мяча в цель.

Содержание: ученики делятся на тройки. Один игрок находится в круге диаметром 1,5 м. Двое других становятся с противоположных сторон на расстоянии b м от круга и пытаются попасть мячом в стоящего в круге. Тот, кто попадет в игрока, меняется с ним местами (рис. 2).

Игра «Попади в обруч»

Задачи: совершенствование техники метания мяча в цель.

Содержание: участники делятся по трое. Две игрока от каждой тройки располагаются в 20 м друг от друга, у одного из них малый мяч. Третий с обручем в руках встает посередине между двумя участниками (обруч поднять вверх). Ученики метают мячи в обруч. После 5-7 метаний мяча проводят смену игрока с обручем (его заменяет один из метающих). Нужно за две серии по 5-7 бросков попасть в обруч как можно больше раз. У кого это получится лучше всех, тот выигрывает.

Игра «Бросай далеко, собирай быстрее»

Задачи: совершенствование техники метания мяча на дальность.

Содержание: играют две команды: метатели и собиратели. Те и другие становятся у стартовой линии. По первому сигналу метатели бросают вперед малые мячи. По второму сигналу стартуют (с высокого старта) собиратели, стремясь быстрее подобрать мячи и возвратиться на место старта. Фиксируют время от начала бега до момента возвращения с мячом последнего участника команды. Затем команды меняются ролями. Игру повторяют несколько раз. Побеждает команда, закончившая бег с лучшим результатом (учитывают все повторения). За преждевременный старт начисляют штрафные секунды (их количество определяет учитель).

Игра «Попади в цель»

Задачи: совершенствование техники метания мяча в цель.

Содержание: две команды построены в шеренги перед линией броска, у каждого игрока в руках по два-три малых мяча. Перед командой на расстоянии 6-8 м на поперечной линии на полу (или на гимнастических скамейках) установлены в ряд 8-10 булав (кегель, городков или других предметов). По сигналу учителя «Пли!» или «Огонь!» игроки одновременно выполняют бросок по своим мишеням. Выигрывает команда, поразившая большее количество мишеней.

Игра «Метко в цель»

Задачи: совершенствование техники метания мяча в цель.

Содержание: играющие делятся на 2-3 команды. Одна из команд (по жребию) выходит к обозначенной линии и выстраивается в одну шеренгу. Каждый участник получает по одному малому мячу. В 5-8 м (расстояние можно увеличивать от урока к уроку) от играющих в линию параллельно шеренге расставлено 10-12 предметов (городки, кегли и т. п.) на расстоянии 50 см один от другого. По сигналу учителя все игроки команды бросают по целям мяч, стараясь сбить как можно больше предметов. Сбитые предметы подсчитывают и ставят на место. Команда, бросавшая мячи, собирает их и передает другой команде, которая выходит на исходную позицию и по сигналу учителя тоже выполняет броски. Выигрывает команда, выбившая большее количество предметов. Игра повторяется несколько раз.

Игра «Попади в цель с отскока»

Задачи: совершенствование техники метания мяча в цель.

Содержание: класс делится на 5-6 команд. В игре нужно, послав мяч в пол, с отскока попасть им в мишень, находящуюся на стене или возвышении. Игрок команды имеет право на одну попытку. Попадания в цель суммируются. Команда, набравшая больше очков, выигрывает. Игру повторяют 3-4 раза.

Игра «Высокий бросок»

Задачи: совершенствовать технику метания мяча с места на дальность.

Содержание: класс делится на две команды, которые шеренгами становятся друг против друга и рассчитываются по порядку, расстояние между шеренгами около 4 м. Первым номерам обеих команд вручают по малому мячу разного цвета. По сигналу учителя первые номера соревнующихся команд делают шаг вперед и одновременно бросают свои мячи как можно выше. Игрок, мяч которого приземлится позже, приносит своей команде 1 выигрышное очко. Затем то же самое игровое задание поочередно выполняют все остальные пары из соперничающих команд. Выигрывает команда, игроки которой наберут большее количество очков.

Игра «Кто дальше бросит?»

Задачи: совершенствование техники метания мяча с места на дальность, упражнения на овладение техникой держания и выбрасывания мяча.

Содержание: класс делится на три команды, участники которых строятся буквой П, чтобы было больше пространства перед начинающими игроками. Перед командой, расположенной между двумя другими командами, проводят линию, из-за которой метают мяч. В 3 м от этой линии на высоте 2,5 м натягивают веревочку (резинку) с ленточками. За ней чертят еще пять линий подряд, ограничивая ими полосы шириной 3 м (первые три) и 2 м (последние). Каждый игрок команды, стоящий на линии метания, получает по два мяча (мешочка с песком).

По команде «Приготовиться!» игроки занимают исходное положение для броска. По команде «Метай!» поочередно метают мячи как можно дальше через веревочку.

Забросившие мячи за пятую (от веревочки) линию приносят команде 5 выигрышных очков, за четвертую — 4, за третью — 3, за вторую — 2 и за первую — 1 очко. Мячи подбирают игроки очередной (по условию) команды, а бросившие мячи занимают ее место. Побеждает команда, набравшая в итоге больше очков.

Игра «Попади в мячи»

Задачи: совершенствование техники метания мяча в цель.

Содержание: для игры нужны 2-4 волейбольных (баскетбольных) мяча и теннисные мячи в расчете не менее чем на половину от общего числа играющих. Если теннисных мячей хватает на весь класс, то их раздают всем ученикам. Играющие делятся на две команды и строятся в шеренги на противоположных сторонах площадки, чтобы между ними было расстояние 18-20 м. Перед носками игроков проводят линии, а посередине площадки на среднюю линию кладут волейбольные мячи. Игроки одной из команд (по жребию) получают по малому мячу. По сигналу учителя они бросают теннисные мячи в волейбольные, стараясь откатить их к противоположной команде. Игроки из другой команды собирают брошенные мячи и по сигналу тоже метают их в волейбольные мячи, стараясь откатить их обратно. Так поочередно команды метают мячи установленное количество раз. Каждый загнанный за линию соперников мяч приносит команде 1 выигрышное очко.

Игра «Защита укрепления»

Задачи: совершенствование метания мяча в цель.

Содержание: играющие ученики образуют круг, в центре которого укрепление (несколько гимнастических булав). Одного из игроков назначают сторожем. Игроки за линией круга пытаются разрушить мячом укрепление, а сторож старается отбить мяч любой частью тела (руками, ногами, туловищем). Игрок, разрушивший укрепление, становится сторожем. Если укрепление построено из большого количества булав (например, из пяти), его считают разрушенным лишь в том случае, когда повалены все пять булав. Одну-две поваленные булавы сторож может поставить опять, но в это время разрешается бить мячом по укреплению.

Игра «У кого дальше отскочит мяч»

Задачи: развитие скоростно-силовых качеств; совершенствование техники броска при метании в игровой обстановке.

Содержание: игроки команд располагаются в колонну по одному возле щита. Представители разных команд одновременно выходят с мячом в руке и становятся перед линией. Мяч бросают в щит таким образом, чтобы он отскочил как можно дальше.

Варианты броска: с трех, пяти шагов разбега Игрок, чей мяч отскочил дальше, получает 1 очко. Побеждает ко-манда, набравшая боль-шее число очков Можно метать одновременно два мяча. Участники, свободные от игры, должны подавать отскочившие мячи, помощники судьи — отмечать место приземления мяча (для определения победителя).

Игра «Кто дальше?»

Задачи: развитие скоростно-силовых качеств; закрепление техники толкания ядра в соревновательной обстановке.

Содержание: метание (толкание) проводят по очереди тремя набивными мячами или ядрами. Чем дальше находится точка, в которой приземляется снаряд, тем больше очков набирает метатель. Метать или толкать следует установленным способом. Падение снаряда за пределы указанного сектора не оценивается Очки начисляются с зачетной линии (по одному очку добавляется за каждую линейную отметку). Побеждает команда, набравшая большее количество очков На земле, начиная от зачетной линии метания, размечают линии либо ставят флажки с размет-кой секторов.

Комбинированная эстафета

Задачи: совершенствование умения комбинировать бег с метанием в цель в соревновательных условиях.

Содержание: команды выстраиваются в колонны по одному. По сигналу первые игроки бегут до поворотной стойки, огибают ее и добегают до линии броска. Выполняют бросок в цель, ловят мяч и передают его в свою колонну следующему участнику, который продолжает эстафету, а сами становятся в конец колонны Бег и метание в цель необходимо выполнять условленным способом. В случае непопадания мячом в цель игроки должны повторять броски до тех пор, пока мяч не достигнет цели, и только после этого следует передать его в колонну очередному участнику.

Побеждает команда, раньше закончившая эстафету. Целью для броска могут быть: баскетбольный щит, кольцо, мишень на стене. На начальной стадии игры броски можно совершать без целевого попадания.

Эстафету можно усложнить за счет увеличения количества бросков и изменения способов их выполнения

Игра « Точно в цель»

Задачи: развитие скоростно-силовых качеств в соревновательных условиях.

Содержание: команды строятся в колонну по одному. Игроки метают теннисный мяч в вертикальную стену на дальность отскока, но с попаданием в цель, нарисованную на стене.

Вариант соревнования: метание можно проводить по размеченным кругами мишеням на стене без оценки на дальность отскока. В этом случае важна не столько сила, сколько точность броска. Наибольшая сумма бросков всех членов команды, попавших в цель, определяет победителя. За дальность отскока мяча добавляется одно очко. По мере освоения учащимися задания можно требовать повышения точности броска и добиваться более сильного отскока мяча, для чего необходимо использовать разбег из 3—5 шагов

Игра «Толкание набивного мяча»

Задачи: развитие скоростно-силовых качеств; совершенствование техники толкания ядра в соревновательно — игровой обстановке.

Содержание: команды выстраиваются в шеренги, число игроков в которых должно соответствовать количеству набивных мячей.

Игроки толкают набивной мяч в заданном направлении на максимальный результат, стараясь при этом не заступить за черту. Варианты метания:

1) стоя боком, с места;

2) со скачка, стоя боком или спиной к месту толкания мяча Игрок, потерявший равновесие, приносит команде одно штрафное очко. Победитель определяется по сумме набранных очков. Очки начисляются только при пересечении мячом зачетной линии Соревнование следует начинать только по сигналу преподавателя. К судейству можно привлечь ребят, не занятых в соревновании. Для простоты подсчета очков сбоку, напротив размеченных линий, ставят флажки с указанием количества очков, которые можно получить за тот или иной результат.

Игры, способствующие развитию быстроты,

скорости реакции

Игра «Салки с выручалками»

Задачи: развитие скоростных качеств, быстроты.

Содержание: класс делится на две группы: мальчики и девочки. В каждой группе выбирается водящий — салка. По команде (сигналу) учителя начинается игра. На игру отводится 1 мин (это время учитель засекает по секундомеру). Салка бегает за играющими и осаливает их, касаясь любой части тела убегающего. Осаленный останавливается и разводит руки в стороны. Осаленного может «выручить» кто-либо из играющих, дотронувшись до него рукой. По истечении минуты учитель подсчитывает осаленных, а салки меняются. Игра проводится 3-4 раза с небольшими перерывами для отдыха. В конце игры учитель определяет лучших салок (у мальчиков и девочек) и отмечает тех детей, которые не были осалены.

Игра «Кто быстрее?»

Задачи: развитие скоростных качеств, быстроты, совершенствование техники передачи эстафеты.

Содержание: класс распределяется на 2-3 равные (по числу девочек и мальчиков) команды. Команды стоят в колонну по одному у общей линии старта. В руках у первых игроков (капитанов) эстафетные палочки. На расстоянии 10-12 м от линии старта стоят стойки — напротив каждой команды. Учитель дает две команды: «Внимание!» и «Марш!». По команде «Марш!» первые игроки каждой команды бегут к стойке, держа палочку в

правой руке, огибают стойку справа и, добежав до линии старта, передают палочку второму игроку и т. д. Передача осуществляется из правой руки в правую, держа палочку вертикально. Игроки, ожидающие передачи, держат правую руку впереди и раскрыв кисть. Таким образом, передающий и принимающий расходятся правыми плечами по отношению друг к другу. Дети из числа освобожденных следят, чтобы не было преждевременных выбеганий. Палочка передается на линии старта. Игра повторяется 3-4 раза. Если играло 3 команды, то за первое место можно давать 3 очка; за второе — 2 и т. д. После игры подсчитываются очки. Команда, набравшая больше очков, — победитель. В качестве шутки командам можно присвоить почетное звание «шустриков» и менее почетное звание «мямликов».

Игра «У медведя во бору»

Задачи: развитие скоростных качеств; воспитание ловкости, быстроты.

Содержание: в одной стороне площадки — круг (берлога медведя), а на другой стороне — черта (дом для детей — играющих). По сигналу учителя дети идут из дома по направлению к берлоге со словами: «У медведя во бору грибы-ягоды беру. А медведь сердит и на нас рычит». После этих слов медведь выскакивает из берлоги и начинает ловить (салить) играющих. Дети стараются; поскорее убежать обратно в дом. Когда пойманы 4-5 играющих, назначается новый медведь (лучше из числа самых быстрых), а пойманные вновь вступают в игру.

Игра «Пустое место»

Задачи: развитие быстроты, скорости реакции, воспитание ловкости.

Содержание: играющие стоят по кругу, выбирается водящий. По сигналу учителя водящий идет по кругу (с внешней стороны) и, остановившись позади одного из игроков, дотрагивается до игрока (касается его плеча). После этого оба бегут вдоль круга с внешней стороны в разные стороны. Кто прибежит раньше, занимает пустое место. Оставшийся без места становится водящим.

Игра «Салки»

Задачи: развитие скоростных качеств; воспитание ловкости, быстроты.

Содержание: определяют площадку, на которой проводится игра и за которую выбегать нельзя. Играющие располагаются по всей площадке, один из них, водящий, поднимает руку и говорит: «Я — салка!» После этого он бежит за кем-нибудь из играющих, стараясь догнать и коснуться его рукой. Играющий, которого касается салка, становится новым салкой, а прежний включается в игру вместе с другими. Каждый новый салка обязательно должен поднять руку и объявить: «Я — салка!»; ему нельзя сразу же салить прежнего водящего. Выбежавший за границы площадки считается пойманным. При подведении итогов игры, когда определяют, кто меньше был салкой (или не был вообще), первый салка в расчет не принимается.

Игра «Догони свою пару»

Задачи: развитие быстроты, скорости реакции, воспитание ловкости.

Содержание: дети строятся в две шеренги на расстоянии 1,5-2 м одна от другой, растянувшись на вытянутые в стороны руки и определив свою пару. По сигналу учителя учащиеся из первой шеренги бегут на противоположную сторону, за обозначенную черту. Дети из второй шеренги догоняют своих партнеров, стараясь осалить их прежде, чем те пересекут линию. При повторении игры (3-4 раза) дети меняются ролями. После каждой пробежки определяются наиболее ловкие, которым удалось осалить своих партнеров.

Игра «Гуси — лебеди»

Задачи: развитие быстроты, скорости реакции, воспитание ловкости.

Содержание: на одной стороне зала в 3-4 м от стены линией отмечается птичий двор, на противоположной стороне волчье логово. Водящий — волк — находится в логове гуси — на птичьем дворе. Учитель обращается к играющим: «Гуси, гуси?». Они отвечают: «Га-га-га». Учитель спрашивает «Есть хотите?» Играющие: «Да-да-да». Учитель: «Гуси, в поле!». Дети разбегаются по залу (площадке) и бегают несколько секунд.

Игра «Салки-догонялки»

Задачи: развитие быстроты, скорости реакции, воспитание ловкости.

Содержание: играющие свободно располагаются на площадке (в зале). Один из играющих — салка. По сигналу учителя водящий догоняет бегающих и старается их запятнать. Пойманный (оса-ленный) поднимает руку и громко говорит: «Салка!» — после чего игра продолжается. Для увеличения двигательной активности и для развития ориентировки в пространстве и ловкости целесообразно выделять двух-трех водящих. Лучше, если у водящих будет отличительный знак (на голове, рукаве, поясе и т. д.).

Игра «Два Мороза»

Задачи: развитие быстроты, скорости реакции, воспитание ловкости.

Содержание: на противоположных сторонах зала (обычно за лицевой линией волейбольной разметки) отмечаются дом и школа одной команды. Между домом и школой — улица. На улице (посередине) стоят два Мороза. Морозы обращаются к ребятам со следующими словами:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые!

Один из них, указывая на себя, говорит:

Я Мороз — красный нос!

Другой говорит:

Я Мороз — синий нос!

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Все ребята отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!

После этих слов играющие бегут из дома в школу (через улицу), а Морозы ловят их и «замораживают». Игроки останавливаются и стоят неподвижно на том месте, где их «заморозил» Мороз. Затем Морозы опять обращаются к ребятам с теми же словами, а ребята, ответив, прибегают обратно в дом, по дороге выручая замороженных. После 2-х пробежек выбираются новые Морозы из числа непойманных, а пойманных подсчитывают и отпускают к остальным игрокам. Игра продолжается до 3-4-х смен водящих.

В конце игры отмечаются лучшие ребята, ни разу не «замороженные», а также лучшие Морозы. Игра построена на непродолжительных, но быстрых перебежках с кратковременными передышками для отдыха. Преимущественный вид движений — бег с увертыванием. Игра может проводиться между сборными командами классов на школьном празднике физкультуры и спорта.

Игра «Быстро по местам»

Задачи: развитие быстрой реакции на сигнал, сообразительности; совершенствование умения ориентироваться.

Содержание: по первому сигналу преподавателя игроки команд разбегаются в разные стороны, по второму — все должны построиться в указанном месте.

Варианты построения:

а) в общей шеренге или отдельных шеренгах;

б) в общем круге или отдельных кругах;

в) 8 отдельных колоннах в виде квадрата.

Команда, сумевшая быстрее занять свое место, побеждает. Заранее следует познакомить играющих с сигналами, исходным положением, формой строя и местом, где необходимо находиться. При недостаточной площади построение команд выполняется раздельно и борьба идет за сокращение времени построения

Эстафетный бег

Задачи: развитие скоростной выносливости, ловкости, внимательности.

Содержание: команды соревнуются в эстафетном беге.

Варианты игры:

а) участники выстраиваются в колонны и стартуют по одному, соревнуясь между собой. Игрок пробегает до поворотной отметки и возвращается на свое место, после чего начинает бег другой;

б) участники выстраиваются в шеренги, одна возле другой; одновременно стартуют к финишной линии, параллельной линии построения, и возвращаются на свои места;

в) две подгруппы одной команды выстраиваются в шеренги лицом друг к другу.

При каждой перебежке участники меняются местами. Игроки команд стартуют раздельно или одновременно, пробегают установленную дистанцию и выстраиваются за финишной линией. Побеждает команда, быстрее выполнившая эстафету. Четко разъяснить участникам правила игры.

Если перебежки следуют одна за другой без перерыва, то конечная позиция служит исходной для следующего старта.

Возможны варианты исходного и финишного положений игроков, способов передвижения.

Соревнования с элементами спринтерского бега

Задачи: формирование навыка выполнения ускорения в различных условиях.

Содержание: участники команд выстраиваются в две колонны и соревнуются в беге с ускорением на отрезках различной длины.

Варианты бега:

а) ускорение на определенном отрезке дистанции (например, 10 м);

б) ускорение после неожиданно поданного сигнала;

в) два ускорения (при беге до отметки и обратно);

г) ускорение при вхождении в поворот;

д) ускорение при погоне за партнером, находящимся впереди на 2 м.

По первому сигналу участники должны начинать бег, по второму — ускорение до указанного места. Победитель забега приносит команде 2 очка. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. При проведении бега в зале или на ограниченной площадке нельзя выполнять ускорения до касания стен во избежание травм. К подсчету очков можно привлекать освобожденных учащихся, а также игроков команд

Игра «Вызов номеров»

Задачи: развитие скоростных качеств; воспитание ловкости, быстроты.

Содержание: участники выстраиваются в колонны по одному, одна рядом с другой. Преподаватель называет какой-либо порядковый номер, а пары игроков под этим номером выполняют задание, например, пробегают до отметки поворота и возвращаются назад в свои колонны на свои места.

варианты задания:

а) различные исходные и финишные положения игроков: упор присев, сидя, лежа на груди;

б) различные способы передвижения;

в) выполнение дополнительных двигательных упражнений на дистанции: пролезание через «ворота», перенос мячей, броски в цель.

Участники каждой команды должны рассчитаться по порядку номеров и запомнить свои номера.

После каждой пробежки начисляются очки: 7 — победителю и 1 — побежденному. За невыполнение пробежки группа не получает ни одного очка. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Для более частого вызова участников лучше формировать большее количество команд с меньшим числом игроков. Для смены соперника после каждого круга соревнований следует в командах менять порядковые номера

Игра «Встречные старты»

Задачи: закрепление техники старта и выполнения финишного рывка; развитие быстроты двигательной реакции.

Содержание: игроки распределяются по двум командам, каждая из которых, в свою очередь, делится пополам на две встречные колонны. Первые номера в колоннах принимают положение низкого старта и по сигналу преподавателя устремляются вперед. Как только они достигнут линии второй половины своей команды, помощник судьи, касаясь плеча второго номера команды, дает ему старт. Прибежавший игрок встает в конец колонны, а каждый оказавшийся впереди ее принимает положение низкого старта для последующего бега Эстафета продолжается до тех пор, пока все игроки не вернутся на исходные позиции. За каждый фальстарт команды снимается 1 очко из числа тех 20, которые даются командам перед началом игры. Команда, раньше закончившая эстафету, получает 2 премиальных очка. Между колоннами с каждой стороны должен находиться помощник судьи, который удерживает участников от фальстарта.

Игра «Собери флажки»

Задачи: закрепление техники бега по дистанции с выполнением стартового положения.

Содержание: на старте — 8 участников. По сигналу они начинают бег, и каждый старается завладеть флажком на этапах. Не успевшие это сделать игроки выбывают из игры. После второго этапа остается шесть участников, затем четыре и, наконец, соревнуются лишь двое сильнейших Игрок, уронивший флажок на землю, должен сначала поднять его и только затем про-должать бег.

Победителем является игрок, овладевший последним флажком Необходимо расставить через каждые 10— 20 м группы флажков. В первом ряду флажков должно быть на два меньше, чем начинающих игру участников забега, во втором — еще на два флажка меньше и т. д. Итак, если старт

принимают 10 человек, то флажков должно быть 8, 6, 4, 2, 1

Бег с преследованием соперника

Задачи: совершенствование техники быстроты бега, умения правильно брать старт и выполнять финишный рывок.

Содержание: по сигналу обе шеренги устремляются вперед. Задачи игроков, находящихся сзади,— осалить бегущих впереди. После подсчета осаленных проводится обратный забег, причем команды меняются ролями.

Вариант игры: игроки распределяются по четырем шеренгам. Игроки одной команды составляют первую и третью шеренги, второй — вторую и четвертую. Задачи игроков каждой шеренги — коснуться рукой бегущего впереди игрока и не дать бегущему сзади осалить себя. При обратных перебежках команды меняются ролями. После каждой перебежки команды подсчитывают количество осаленных игроков. Побеждает команда, сумевшая осалить больше игроков. Все игроки могут принимать положение низкого либо высокого старта.

По мере освоения участниками игры можно увеличивать как саму дистанцию, так и расстояние между шеренгами

Круговая эстафета

Задачи: закрепление навыка бега по повороту; совершенствование передачи эстафеты в игровой обстановке.

Содержание: по сигналу преподавателя первые в колоннах игроки команд начинают бег по кругу. Достигнув своей колонны, игрок касается плеча второго игрока, а сам быстро встает в колонну с внутренней стороны круга. Остальные игроки смещаются на один шаг вперед.

Варианты бега: из различных исходных положений; боком приставными шагами; спиной вперед, прыжками на обеих. Нельзя создавать препятствия для бега другим игрокам преждевременным выходом на беговую часть дорожки. После того как все игроки пробегут по кругу, занимающиеся, которые начинали бег первыми, вновь оказавшись крайними в колоннах, поднимают руку. Побеждает команда, раньше закончившая эстафету. Вместо касания плеча можно передавать эстафету эстафетной палочкой.

Игра «Убегай — догоняй»

Задачи: развитие быстроты двигательной реакции; закрепления навыка бега по повороту, умения быстро реагировать на сигнал.

Содержание: две команды «Догоняй» и «Убегай» располагаются в шеренгах в 20—30 шагах одна от другой. Игроки рассчитываются по порядку номеров. Между командами чертят два круга, в которые ставят два флага. В ближний от команды «Убегай» круг кладут мяч. Преподаватель называет любой номер. Игроки разных команд, имеющие этот номер, одновременно выбегают вперед. Задачи игрока из команды «Убегай» взять мяч, обежать с ним сначала ближний, а затем дальний флаг и вернуться за линию своей команды. Игрок противоположной команды должен догнать убегающего, преследуя его по тому же пути (вокруг флагов) до линии. Проигравший идет в «плен» к другой команде. Выигрывает команда, которая в итоге взяла в«плен» больше игроков. После того как все игроки будут вызваны по одному разу, команды должны меняться ролями.

Эстафета по беговой дорожке

Задачи: развитие быстроты двигательной реакции; закрепление навыка бега по прямой и повороту и умения передавать эстафету.

Содержание: участники эстафетного бега выстраиваются на этапах. По сигналу преподавателя начинают бег до очередного этапа, где передают эстафету. Когда эстафета, обойдя полный круг, дойдет до первого этапа, участники перебегают на следующий этап, и так до тех пор, пока все не вернутся на свои исходные позиции. От каждой команды стартует один бегун. Эстафетный бег проводится без остановки и продолжается столько кругов (или этапов), сколько бегунов одной команды стоит на беговой дорожке. Побеждает команда, раньше закончившая эстафету Для передачи эстафеты можно отметить зону и использовать эстафетную палочку. На стадионе этапы могут быть от 30 до 100 м, в зависимости от возраста и подготовленности учащихся.

Эстафетный бег с преодолением препятствий

Задачи: развитие быстроты движения с преодолением препятствий при беге по прямой и повороту.

Содержание: участники эстафетного забега занимают места на этапах и по сигналу стартует первый этап, который преодолевает препятствия и передает эстафетную палочку на очередном этапе, и так до тех пор, пока все участники не пройдут свои этапы.

Вариант: эстафета может продолжаться столько кругов, сколько этапов в забеге Победителю присуждается пять очков, за второе место — три и за третье место — одно очко. За каждое нарушение правил (фальстарт, забегание на чужую дорожку, создание помех сопернику) снимается одно очко. Барьеры могут быть заменены любыми предметами, а эстафету можно выполнять касанием руки или плеча участника.

Встречная эстафета

Задачи: развитие скоростных качеств.

Содержание: команды игроков строятся в две шеренги, стоящие рядом на одной линии. Расстояние между ними 2-3 м. Игроки каждой из команд рассчитываются на первый-второй. Все первые номера остаются на своих местах, а вторые номера встают лицом к первым на расстоянии 10-50 м. Расстановка игроков напоминает теперь длинный проход. По сигналу учителя первый игрок (правофланговый) из шеренги первых номеров каждой команды бежит с эстафетной палочкой к первому игроку вторых номеров, который принимает эстафету и передает ее второму игроку первых номеров, тот — второму игроку вторых номеров и т.д. Палочка путешествует взад и вперед до тех пор, пока последний игрок не поднимет ее вверх, подавая знак, что команда закончила эстафету. Для этой эстафеты команды могут быть построены и в колонны по одному. Число команд может быть от 2 до 6. Все зависит от количества играющих.

Список использованной литературы

Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: Практ. пособие. – Мн.: Выш. шк.,1992. – 319 с.

Должиков И.И. Физическая культура. Пособие для учителя. — М: Айрис -пресс, 2003. – 144 с.

Лапицкая Е.М. Физкультура для детей/ под ред. Безруких М.М. – М.: Эксмо. 2009. – 176с.

Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. 5-11 кл.: Метод. пособие. — М.: Дрофа, 2003. – 176с.

Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе/ Авт.-сост. М.В. Видякин. – Волгоград: Учитель, 2004.

Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2004. – 192 с. Матвеев Л.П.

Профессионально-прикладные формы физической культуры / Теория и методика физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991.-

29

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector