Игровая программа «Дочки-матери»

Хлопкова Ю.В.

учитель нач.классов

гимназии №23 г.Владимира

В нашей гимназии разработана и реализуется программа внеурочной деятельности классных руководителей «Становление коллектива ученического класса и духовно-нравственное воспитание учащихся в школе I ступени».

Данная программа, являясь комплексной, разделена на блоки – сквозные от класса к классу содержательные линии воспитывающей деятельности. Каждый блок имеет свою внутреннюю целостность, но, дополняя друг друга, складывается единая воспитательная система класса, отражающая взаимосвязь коллективного и индивидуального социального и духовно-нравственного «роста» учащихся.

Цель данной программы совпадает с содержанием целевого блока единой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и определяется как социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Достижение этой цели возможно при реализации широкого круга задач, обозначенных в общей Программе в сферах личной, социальной и семейной культуры, а также на основании описанных в материалах ФГОС базовых общечеловеческих и национальных ценностей. Кроме этого, педагогический потенциал, заложенный в данной программе, позволяет сделать следующие смысловые акценты ее целеполагания через обозначение следующих задач:

  • Развивать способность быть субъектом деятельности собственной жизни и потребность в духовном самосовершенствовании.

  • Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

  • Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе.

  • Воспитывать этическое сознание младших школьников через постижение сущности нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки, взаимного доверия.

  • Научить детей строить отношения с окружающими людьми (одноклассниками и взрослыми) на основе доброты, любви, уважения, справедливости.

  • Предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру в практической деятельности.

Основное содержание программы представлено в следующих сквозных линиях (модулях):

  • «Я+Ты=МЫ» (становление и развитие коллектива класса);

  • «Дорогами добра» (духовно-нравственное взросление личности и коллектива);

  • «Его величество Этикет!» (школа этики и этикетной науки);

  • «С чего начинается Родина»? (уроки любви к родному городу, краю, России);

  • «Сохраним себе жизнь!» (грамота здоровья и дорожной безопасности).

Остановимся на модуле, способствующем духовно-нравственному взрослению личности, «Дорогами добра». В рамках этого направления в каждом классе предполагаются различные виды занятий: часы общения, проекты, КТД, праздники и т.д. Тематика занятий также разнообразна, например:

1 класс (10ч)

  • Час общения. «Доброе слово, что ясный день. Добрые слова в нашей жизни».

  • Час общения. «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

  • «Да здравствует мыло душистое»! Наши полезные привычки.

  • Час общения: «Лучше всех на свете мамочка моя» (день матери)

  • Мои любимые игры. Как научиться играть (правила поведения в игре).

  • КТД «Мои любимые игрушки»

  • Час общения: Как стать прилежным и ста­рательным.

  • Люби всё живое.

  • Наши братья меньшие. Чем могу — помогу.

  • Час общения. У нас в доме живет кошка.

  • Час общения. У нас в доме живет собака.

  • Час общения. В доме аквариум.

  • Такая добрая страна «Мульти-пульти!»

2 класс (10ч)

  • День пожилого человека.

  • День всех мам.

  • Час общения. Что значит быть другом.

  • Час общения. Добрый ли ты человек?

  • Дал слово — держи.

  • Копилка добрых дел (проект)

  • Час общения. О жадности и жадных

  • Час общения. Как изменить настроение.

  • Час общения. Берегите хлеб.

  • «Уважая другого человека, уважаешь себя».

К организации занятий этого курса можно привлекать родителей. Одной из форм взаимодействия с родительской общественности являются совместные праздники. Они дают положительный опыт общения, позволяют проявить себя активной, творческой личностью. Дети оживлённо общаются с педагогами, родителями и друг с другом. В классе складываются доброжелательные отношения, что является условием формирования здоровье сберегающей среды.

Примером такого мероприятия является конкурсно-игровая программа посвященная Международному Дню Матери. Она может быть проведена после часа общения «День всех мам», на котором ребята узнали об истории праздника.

Конкурсно-игровая программа

посвященная Международному Дню Матери.

2 класс.

Полезный потенциал:

  • формирование навыков общения и сотрудничества с одноклассниками и родителями;

  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;

  • получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, культура)

  • школьник может приобрести нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Содержание подготовительного этапа:

  • Подготовка необходимого оборудования и реквизита: диск с песней «Мама для Мамонтёнка» и фонограммой «Песни о Маме», карточки с названиями команд «Мамочки и дочки», «Дочурки и мамочки»; 2 корзины и цветы (примерно 15штук); для конкурсов:

  • «Найди слово» — 2 листа бумаги и 2 ручки;

  • «Золушка» — 2 ёмкости с горохом и фасолью, 4 пустые тарелки;

  • «Дегустация» — 5 пиал с различными сортами варенья, одноразовые ложки;

  • «Собери портфель» — большая коробка, скатерть, различные вещи, которые могут находиться в ученическом портфеле и которых там быть не должно;

  • «Найди своего ребёнка» — 2 непрозрачных шарфика;

  • «Одень ребенка» — 2 куртки, 2 шапки, 2 шарфа, 2 пары варежек, 2 джемпера, 2 пары ботинок.

  • Проведение часа общения «День всех мам» (беседа об истории праздника День Матери).

  • Изготовление открыток для мам на уроке технологии.

  • Разучивание стихотворений и песен о маме.

Достижение предметного результата:

Класс оформлен шарами и цветами.

Звучит песня Мамонтенка.

Ведущий: Мама! Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек. Слова мама, мать – одни из самых древних на Земле. Они почти одинаково звучат на языках разных народов мира. Сколько тепла таит слово, которым мы называем самого близкого, дорогого и единственного человека!

Мама!  Как прекрасно это слово! Максим Горький писал: “Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя”.

Во многих странах отмечается День Матери. Люди поздравляют своих мам, дарят подарки, устраивают для них праздник.

Сегодня, в преддверии Международного Дня Матери, мы хотели бы подарить минуты радости сидящим в нашем зале хрупким и нежным, милым и ласковым мамам. Мы приветствуем вас и хотим порадовать своими выступлениями, сюрпризами.

ВЫСТУПЛЕНИЕ «Кто на свете лучше всех»                                             

-Кто пришел ко мне с утра?                                                        

-Мамочка.

-Кто сказал вставать пора?                                                    

-Мамочка.

-Кашу кто успел сварить?                                                        

-Мамочка.

-Чаю – в чашечку налить?                                                      

-Мамочка.

-Кто косички мне заплел?                                                      

-Мамочка.

-Целый дом один подмел?                                                    

-Мамочка.

-Кто цветов в саду нарвал?                                                      

-Мамочка.

-Кто меня поцеловал?                                                                

-Мамочка.

-Кто ребячий любит смех?                                                        

-Мамочка.

-Кто на свете лучше всех?                                                          

— Наши мамочки.

Ученик 1

День матери –
Достойный добрый праздник,
Который входит
Солнышком в семью.
И не приятно
Каждой маме разве,
Когда ей честь
По праву воздают!

Ученик 2

Мама! Какое хорошее слово!

Мама все время быть рядом готова

В минуту несчастья всегда она рядом,

Поддержит улыбкой, и словом, и взглядом.

Ученик 3

Разделит надежды, утешит, поймет,

По жизни уверенно рядом пойдет.

Всегда без оглядки поверить ей можно,

Ей тайну любую доверить несложно.

Ведущий: Дорогие наши мамы, в этот праздничный день, примите слова поздравления от своих детей.

Ученик 4

Мамочка наша родная!

Этот праздник только тебе,

Самой милой и самой красивой,

Самой доброй на этой земле.

Ученик 5

Маме можно без стыда,
Дать медаль «Герой труда»
Все дела ее — не счесть,
Даже некогда присесть
И готовит и стирает,
На ночь сказку почитает
А с утра с большой охотой
Ходит мама на работу
А потом — по магазинам
Нет без мамы не прожить нам.

Ученик 6

Праздник нам устроить рада
Ничего не жаль,
Лишь одна за все награда
И одна за все печаль.
Чтоб охотно мы учились,
Не срамили класс,
Чтобы люди получились честные из нас.

Ученик 7

Чтобы мы недаром жили
На земле своей
И еще не позабыли
Никогда о ней.

Ученик 8

Мы — простые девчонки,
Мы — простые мальчишки
Заявляем на целый свет,
Что дороже, чем мама
Человека нет!

Ведущий:
Да, действительно, для каждого из нас, будь то маленький ребенок или уже поседевший взрослый — мама — самый родной, самый дорогой человек на свете. И сегодня мы еще раз поздравляем наших мам с праздником и желаем им здоровья, молодости, душевного спокойствия и заботливого отношения со стороны близких и родных. Но, как известно, мамами не рождаются, мамами становятся. Когда-то наши мамы были непоседливыми веселыми девчонками, которые любили играть в разные игры. Поэтому мы и сегодня предлагаем мамам вспомнить свое детство и снова почувствовать себя маленькими девочками и поучаствовать в нашей конкурсно-игровой программе «Дочки-матери». В нашей программе будут участвовать две команды, в которых будут мамы и наши девочки. Девочки в наших командах уже есть, нам нужно еще по … мам в каждую команду.


Итак, наши команды готовы!

Начинаем знакомиться: команда «Мамочки и доченьки» и команда «Дочурки и мамочки». (ведущий называет состав каждой команды)

Ведущий: Ну что ж, с командами мы познакомились, давайте познакомимся с жюри, которое будет оценивать выступление наших участниц.
Сегодня в составе жюри: мальчики нашего класса, которые будут помогать мне следить за ходом игры и подсчитывать результаты.

Сегодня праздник, а на праздники обычно дарят цветы, вот наши участники сегодня и будут собирать цветы в корзины (на доске). Ведь наша конкурсно-игровая программа будет состоять из нескольких конкурсов. Команда, победившая в конкурсе, зарабатывает цветок в свою корзину. В итоге побеждает та команда, в корзине которой окажется больше цветов.

Ну вот настало время первого конкурса, и это конкурс — разминка «Найди слово».

На белом свете есть слова, которые мы называем святыми. И одно из таких святых, теплых ласковых слов — это слово «МАМА». Слово, которое ребенок говорит чаще всего — слово «МАМА». Слово, при котором взрослый, хмурый человек улыбнется, — это тоже слово «МАМА».
ПРАВИЛА КОНКУРСА: Сейчас вам будет показано словосочетание, из букв которого необходимо составить короткие слова, которые вы будете называть по очереди. Повторяться нельзя. Условия конкурса понятны? побеждает та команда, которая больше составит и назовет слов. Тогда приступаем. (словосочетание для конкурса «ЛЮБИМАЯ МАМОЧКА»)

БОЛЕЛЬЩИКИ: для вас тоже объявляется конкурс: «Составьте самое длинное слово». (подведение итогов проводится до того, как начнет играть команда)
( проводится конкурс, если команда сомневается, то может обратиться к болельщикам. подводятся итоги).


Второй наш конкурс называется «Золушка». Я думаю, все очень хорошо знакомы с этой сказкой. Так вот в начале сказки злая мачеха задала много работы бедной золушке, что бы та смогла поехать с ней и ее дочерями на бал. И одной из тех работ было отделить горох от чечевицы. Вот и нашим участницам, предстоит побывать в роли золушек и отделить горох от фасоли. Каждая участница может разбирать горох от фасоли в течении 10 секунд, а дальше подходит следующая. У тарелки должна побывать каждая участница. Оценивается скорость и качество.

(проводится конкурс, подводятся итоги: жури подсчитывает количество горошин и фасоли в каждой тарелке).

ВЫСТУПЛЕНИЕ (песня о маме)

Следующий конкурс нашей программы «Дегустация».

Сейчас всем дочкам будут завязаны глаза и предоставлены 5 сортов варенья. Необходимо отгадать, что это за варенье, пробовать варенье можно до 3 раз. Так как у девочек будут завязаны глаза, попрошу мам их покормить. Оценивается правильность отгадывания.
(проводится конкурс, подводятся итоги).

Следующий конкурс «Собери портфель».

Я думаю, у вас в жизни бывали ситуации, когда на неопределенное время отключали электричество, а срочно необходимо сделать какое-то дело, например, собрать портфель. Итак, на столе перед вами лежат вещи из рюкзака одного из наших ребят, сложность в том, что они лежат в коробке, которая закрыта скатертью. Вам необходимо по очереди (из разных команд) подходить к столу и находить, а потом доставать только те предметы, которые можно положить в портфель: дневник, тетрадь, учебник, ручку, карандаш, линейку, ластик.
Оценивается скорость и точность выполнения.
(проводится конкурс, подводятся итоги).

ВЫСТУПЛЕНИЕ ребенка с песней

Конкурс “Найди своего ребенка”. (2 мамы из каждой команды ищут своих дочек)

Каждая мама любит своего ребенка и без труда найдет его среди других, даже в темноте (с завязанными глазами). От каждой команды мы приглашаем по две мамы и всех ребят.

Оценивается быстрота выполнения.

Вот и нашли мамы своих детей, а нам предстоит последний, заключительный конкурс нашей программы это конкурс «Одень ребенка».

Каждой команде предстоит одеть своего ребенка, роль которого исполняют ученики нашего класса, в теплую одежду на прогулку. Это куртка, шапка, шарф, рукавицы, джемпер и ботинки. Все вещи находятся в этой большой куче. По сигналу команда начинает выполнять задание. Важно, чтобы вещи остались чистыми, а ребенок был одет аккуратно.
(проводится конкурс, подводятся итоги).

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Любящая мама

Ученик 9

Мама! Мамочка моя!

Как же я люблю тебя!

Если б не было тебя,

Не смогла б прожить ни дня.

Ученик 10

Без мамы жизнь была б пуста:

Некому бы было пожалеть меня.

Мама нужна всегда:

Она знает меня, как я себя.

Ученик 11

Нет дороже мамы на свете,

Той родной, и любимой, и нежной,

Той хорошей, красивой и скромной,

Что всегда будет рядом с тобой.

Ученик 12

Мам своих берегите,

Как чудо, данное свыше.

Ведь они, как и жизнь,

Даны нам единожды.

Ученик 13

Сколько песен и стихов
Посвятили мамам!
Мне чужих не надо слов –
Для любимой самой!

Ученик 14

Я для мамочки своей
Их искать не стану.
Все они в душе моей –
Так люблю я маму!

Ученик 15

Нету женщины святей,
Чем родная мама.
Чтоб доставить радость ей
Я луну достану.

Ученик 16

Мы хотим, чтоб вечно
Счастливы вы были.
Песенку о маме
Мы Вам посвятили!

КОЛЛЕКТИВНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ О МАМЕ.

Мама — первое слово,

Главное слово в каждой судьбе.

Мама жизнь подарила,

Мир подарила мне и тебе.

Так бывает — ночью бессонною

Мама потихоньку всплакнет,

Как там дочка, как там сынок ее —

Лишь под утро мама уснет.

Мама — первое слово,

Главное слово в каждой судьбе.

Мама землю и небо,

Жизнь подарила мне и тебе.

Финально-аккордная часть:

Для мамы всегда хочется сделать что-то хорошее, доброе. Например, подарить подарки, сделанные своими руками, ведь она ценит их больше, чем другие. Потому что подарок, сделанный своими руками, создан от сердца и с любовью. В этот день мы хотим подарить вам именно такие подарки.

Дорогие наши мамы! Оставайтесь всегда неповторимым! Самыми красивыми, самыми добрыми! Пусть в ваших глазах не гаснут улыбки, и пусть всегда в жизни светит вам звезда счастья и любви.

На этом наша конкурсно-игровая программа «Дочки-матери» закончена. Победила ДРУЖБА!!! А в подарок за участие вам прекрасные корзины с цветами. Всем участникам, болельщикам, помощникам большое спасибо. Пусть этот заряд бодрости и хорошего настроения останется с вами на долго. А мы прощаемся с вами. До новых встреч!

9

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *