Художественный проект как фактор формирования компетенций учащихся в ОУ, 6 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 54

г.о. Тольятти Самарской области

Художественный проект

как важный фактор формирования компетенций учащихся в ОУ.

На примере художественного проекта

«Круглый год – времен хоровод»

6 класс

Автор Мура Светлана Юрьевна

учитель музыки.

Художественный проект как важный фактор формирования компетенций учащихся в ОУ.

Сегодня многие педагоги вновь обращаются к проектному обучению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проекта, всегда предполагает решение какой – то проблемы, предусматривающий, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки.

Особенность нашей проектной деятельности заключается в том что мы используем урочную и внеурочную интеграцию и работаем над одним творческим делом – спектаклем. т.е. над одним художественным проектом работают группы:

«Театрального объединения»

Вокальные группы «Мир музыки»

Группы, занимающиеся по программе «Русская народная словесность».

Целью проектной деятельности школьников является самостоятельно разработанный художественный проект от идеи до его воплощения.

Создают художественный проект в течение учебного года. С проектом мы участвуем в городских фестивалях, конкурсах детского творчества, показываем ученикам школы родителям на музейных мероприятиях и общешкольных мероприятиях.

Проектная деятельность — уникальное средство для формирования ключевых компетенций учащихся.

Проект осуществляется в 4 этапа.

Основные компетентности формируются в ходе работы 1, 2 и 3 этапах, где перед ребятами ставятся конкретные проблемы.

Для примера я предлагаю вам познакомиться с художественным проектом — Спектакль — Фольклорные картинки «Круглый год — времен хоровод»

На каждом этапе работы ребята делятся на творческие группы по желанию

В ходе проектной деятельности осуществляется диагностика творческих способностей. По окончании работы на каждом этапе учащиеся осуществляют рефлексию

Рефлексии учащихся класса по итогам работы над проектом спектакля

«Круглый год – времен хоровод».

1.Как ты оцениваешь свою работу над проектом

а) неудачной б) средней в) удачной

2. какие проблемы возникали у тебя в ходе работы?

3. Как ты решал данные проблемы?

4. что мешало решить данные проблемы?

5. Кто из участников проекта на твой взгляд интересно работал

на 1 этапе

на 2 этапе

во время выступления.

6. Дай оценку результата работы над проектом всего коллектива:

а) неудачная б) средняя в) удачная.

7. Что на твой взгляд мешало в работе над проектом? (Общие проблемы)

Выборка из ответов учащихся

Что у меня не получается.

Громко говорить, заигрываюсь на репетициях, хорошо рисовать, преодолевать страх перед выступлением, не выговариваю букву «Р», перебороть лень, правильно выражать реакцию на сцене, не совсем преодолела стеснение, саморегуляция, на репетициях не разговаривать, баловаться и отвлекаться на репетиции, трудно общаться с другими ребятами, не смотреть в зал при игре, организовывать себя, не всегда говорю с выражением.

Чему научился.

Всему, артистическому дару. Оживлению на сцене ситуации, улучшил память, действовать на людей, работать над проектом, сдерживать свои нервы, преодоление неприязни к человеку, преодоление страха перед зрителем, хорошей игре при плохом настроении, музыкальности, умению рисовать, расширению кругозора, общению, уважать других, не стесняться, правильно подбирать материал, красиво оформлять материал, рассказывать о своей работе, преодолевать лень, выкладываться на спектакле и репетициях, понимать мысли других, видеть свои ошибки и ошибки других, правильно выражать реакцию в спектакле, открывать в себе что-то новое, искать информацию, работать в коллективе, высказывать свое мнение, разрабатывать идеи, терпеть неприятных мне людей, сценической речи, фантазировать, быстро мыслить, терпимости, вживаться в роль, не замечать зал во время игры, помогать другим, сдержанности, преодолевать сомнения, нормально петь и театральному мастерству, эмоциональности, собранности и организованности.

Проблемы.

Усталость, сбор материала и его защита, внимательность работы с реквизитом. Мои идеи не принимали, нехватка времени, не всегда понимал что делать, отношения с классом, не находил нужный материал, споры с другими, общение с некоторыми одноклассниками, раздражительность, были разные проблемы — они уходили во время игры.

Чувствовали стеснение неуверенность в себе:

А) всегда – 8 человек

Б) иногда – 11 человек

В) никогда – 8 человек

Во время выступления:

А) преодолели – 11 человек

Б) не совсем – 6 человек

В) не преодолели – 0 человек.

Проектная деятельность развивает потребность в знаниях, формирует стремление учащихся к самообразованию.

В подростковом возрасте проектная деятельность способствует развитию регулятивных компонентов самосознания и через них — самоутверждению как в общении со сверстниками, так и общественной деятельности.

Художественный проект. Фольклорные картинки

«Круглый год – времен хоровод»

Цель: Ознакомить учащихся с календарными обрядами, традициям обрядовой поэзии, музыки и бытом русского народа.

Формировать интерес учащихся к фольклорному творчеству.

Задачи:

— Расширить экспозиции школьного музея «Возрождение» «Русь языческая», «Русь Христианская» в разделе русских народных праздников и обрядов.

-Формирование ключевых компетенций: — Решение проблем.

— работа с информацией

— коммуникативные

Технологическая таблица работы над художественным проектом

Этапы

Творческие группы

Содержание деятельности учителя и педагогов дополнительного образования

Содержание деятельности учеников

Учителя, педагоги дополнительного образования

Результат

1 этап. Погружение в материал по теме проекта.

1.Формирование творческих групп:

Литературоведы

Фольклористы

-сценаристы

-сценографы

-музыкальное оформление

-режиссеры

-административно- рекламная

1.Целепологание

2.Предоставление алгоритма действий

3.Определение сроков для отчета творческих групп

4.Введение в общеобразовательные уроки материала по теме «Фольклор»

5.Введение элементов фольклора и фольклорного материала в занятия дополнительного образования

6.Консультации для учащихся

Сбор и анализ информации из источников:

1.Уроки

2.Занятия кружков

3.Библиотека

4.Интернет

5.консультации учителей и педагогов дополнительного образования

Сивова Н.Н.

Русская народная словесность

(доп. образование)

Литература (урок)

Мура С.Ю.

«Мир музыки»

(доп.образование)

Музыка (урок)

Малыгина Т.В.

«Основы театрального искусства»

(доп. Образование)

История (урок)

1.Развитие компетенций:

Информационной

Коммуникативной

2.Реализация ЗУН с уроков и оптимизация учебного процесса

3.Материал для сценария

4.Развитие положительных личностных качеств (терпение, трудолюбие, усидчивость и т.д.)

2 этап. Замысел.

-сценаристы

-сценографы

-музыкальное оформление

-режиссеры

-административно- рекламная

1.Определение сроков отчета творческих групп

2.Консультации, корректировка и направление деятельности учащихся

1.Фантазирование на основе собранного материала 1 этапа

2.Генерация идей к замыслу спектакля

3.Презентация итога работы творческих групп (предложения к замыслу спектакля)

1.Развитие компетенций: коммуникативных, решение проблем

2. Развитие творческой активности

3. Замысел спектакля

4. Развитие положительных личностных качеств (терпение, трудолюбие, усидчивость и т.д.)

3 этап. Воплощение замысла.

-актеры

-сценографы

-музыкальные оформители

1.Консультации

2.Репетиции

3.Обеспечение материально технической базы(родители, школа)

1.Репетиции.

2.Творческие мастерские

1.Развитие коммуникативных компетенций

2. Развитие творческой активности

3. Реализация творческих способностей

4. Спектакль

4 этап. Реализация проекта

1.Организационные работы (графики выступлений, дежурства и т.д.)

2.Методическое и практическое обеспечение диагностики.

1.Выступления

2.Рекламная деятельность

3.Рефлексия учащихся

4.Заметки в школьной газете

5.Сочинение, эссе.

1.Развитие коммуникативных компетенций

2. Развитие творческой активности

3. Реализация творческих способностей

4.Развитие положительных качеств личности

1 этап

Погружение в материал

Цель: Сбор материала для сценария и экспозиции музея.

Творческие группы

Проблема

Фольклористы:

1группа Весна

2 группа Лето

3 группа Осень

4 группа Зима

— Отобрать фольклорный материал отражающий календарные обряды.

— использовать смежные материалы такие как народное прикладное творчество, живопись и т.д. в целях обогащения собранного материала.

— создать атмосферу крестьянского быта через предметы.

2 этап «Замысел»

Цель: создание художественного образа спектакля.

Творческие группы

проблема

Сценаристы

— На основе собранного, на 1 этапе фольклорного материала создать сюжетную линию.

Сценографы

— Создание зримого образа спектакля.

— В декорации отразить времена года в фольклорном стиле.

— Создать бытовой образ деревни через костюмы и реквизит.

— Создать минимальную и функциональную декорацию учитывая массовые сцены. (Вместимость сцены)

Режиссеры

— Распределение ролей с учетом сценарного материала и актерских данных участников театрализации

— Композиционное построение массовых сцен.

— Смена времен года (Место действия) с учетом отсутствия занавеса.

Музыкально- оформительская

— Создание музыкальной атмосферы спектакля.

— Подбор музыкальных произведений с учетом:

1. Массовых сцен

2 Возможность отразить бытовые и обрядовые моменты.

3 Позволяющие осуществить их театрализацию

Административно — рекламная

— Разработать программы

— Разработать анкетирование учащихся

— Составить смету расходов

— Оформить рейтинг работы учащихся над проектом.

3 этап «Воплощение»

Репетиции, творческие мастерские по изготовлению костюмов и декораций, реквизита.

Используемая литература:

  1. Ф.А. Ходжаев, Л.Н. Крючкова «Календарные народные праздники», М: Наука, 2002;

  2. Н.Ю. Пахомова «Метод учебного проекта в ОУ», М: АРКТИ, 2003;

  3. Н.В. Добрецова «Возможности дополнительного образования детей», Санкт-Петербург, КАРО, 2005.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *