Художественная культура Китая

Художественная культура Китая.

Цели урока:

  1. Знакомство с культурой Китая.

  2. Развитие умений составлять конспект по лекции учителя и докладов учащихся.

  3. Воспитание компетентного зрителя и слушателя.

Оборудование:

1.Презентации «Традиционная культура Китая», «Го Си», «Китайская пейзажная живопись».

2. Проектор.

3. Компьютер.

4. «Своя игра»

План урока:

1.Искусство Древнего Китая.

Культура расписной керамики.

Архитектура и скульптура.

2. Искусство средневекового Китай.

а) Раннее средневековье (4-6 в.в)

б) Зрелое средневековье (7-13 в.в.)

Живопись

Архитектура

Скульптура

в) Позднее средневековье (14 – середина 19 в.)

Архитектура

ДПИ

ХОД УРОКА

Учитель: Китайская культура, как и индийская, относится к древнейшим. Китай пережил первобытнообщинную, рабовладельческую и феодальную эпохи, охва­тившие в целом огромный период — от 4 тыс. до н.э. до середины 19 в. н.э.

Величие китайской культуры проявилось в том, что она продолжала су­ществовать и противостоять набегам племен завоевателей, пожарам и разруше­ниям. Все эти племена, завоевав страну, утрачивали свой родной язык, пись­менность, целиком попадая под воздействие Китая. Города восстанавливались по прежним чертежам и в тех же традициях, страна снова начинала жить интен­сивной хозяйственной и духовной жизнью.

Культура Китая отличается во всех областях присущими только ей осо­бенностями. Образы и формы китайского искусства, его идеи, аллегории, сим­волы и поэтическое образное толкование мира, а зачастую и техника представ­ляются нам непонятными. Это сложное образное мировосприятие, постоянное обращение к образам природы для передачи своих чувств зародилось в Китае еще в древности. Вся китайская мифология связана с борьбой человека против стихий, с наивным и образным толкованием явлений природы.

Искусство древнего Китая

Символика Китая, как страны древней земледельческой культуры, исста­ри связана с образами природы. Каждое растение, каждый цветок сопоставля­лись народной мудростью с наблюдениями законов жизни природы и с челове­ческими качествами. Именно через природу китайцы пытались осмыслить глав­ные законы бытия. Поэтому в Китае уже в первых веках нашей эры, значитель­но раньше, чем в других странах, появилась пейзажная живопись, завоевавшая ведущее положение в средневековом искусстве, родственная поэзии, воспевав­шей природу. Искусство Древнего Китая слагается из ряда этапов и охватывает длительный период, начиная с 4 тыс. до н.э. вплоть до 3 в. н.э.

Ученик 1:

Культура расписной керамики

Уже в 4 тыс. до н.э. в Китае, на территории плодородных, речных равнин, существовали многочисленные древние поселения, строившиеся на высоких холмах, чтобы обезопасит жилье от наводнений. От этого времени сохранились тонкие, правильной и благородной формы глиняные сосуды, выполненные на гончарном круге. Они были искусно расписаны узорами в виде ромбов, сетки, спиралей или зигзагов черных, красных, белых и фиолетовых тонов, умело сочетавшихся с формой сосуда. Узоры имели магический смысл и связывались с представлениями о хорошем урожае, громе и молнии, пожарах. Расписные со­суды получили название «Яншао», по месту первоначальных раскопок, тогда как найденные в большом количестве блестящие, черные, тонкие, как яичная скорлупа, чаши и кубки названы «Луншань» (также по месту древних стоянок).

Ученик 2:

Презентация «Традиционная культура Китая»

Архитектура и скульптура

Ко времени объединения страны в централизованную империю относятся мощные крепостные памятники зодчества. Грандиозным созданием древности была Велика Китайская стена, возведенная для защиты от набегов кочевни­ков в 4 — 3 вв. до н.э. по северной границе Китая. Первоначально она простира­лась на 750 км, после многочисленных достроек ее длина превысила 6000 км. Устойчивая и широкая, пролегала она по неприступным голым вершинам гор, образуя причудливые петли, поражая взор суровостью, единением с гористой природой. Сложена из леса и тростника, стена лишь впоследствии была об­лицована камнем, но и в первоначальном виде оказалась чрезвычайно устойчи­вой. Средняя высота ее была от 5 до 10 метров, ширина — от 5 до 8 м. По верху стены пролегала дорога, огороженная зубцами с бойницами. Тяжелые прямо­угольные башни, расположенные через каждые 100 метров, служили для бы­строй передачи световых сигналов.

Ученик 3:

На рубеже нашей эры были созданы многочисленные комплексы гроб­ниц знати. Богатых людей и царские семьи хоронили по обычаям древности, в больших подземных сооружениях, к которым вели так называемые аллеи духов — охранителей могилы, обрамленные скульптурами зверей и каменными пило­нами. В комплекс входили и наземные святилища — цытаны. Близ Лояна, а так­же в провинциях Шаньдун и Сычуань сохранились не только остатки дороги духов, но и целые погребения, рельефы и керамические скульптуры. Все, что окружало человека при жизни, должно было сопровождать его и после смерти.

Учитель:

Древний период, закончившийся падением Ханьского государства в 3 в. н.э. после грандиозного восстания рабов, положил начало большой традиции китайского искусства и определил во многом ее дальнейшие пути.

Искусство средневекового Китай.

Средневековая культура Китая обладает яркой самобытностью, китайское искусство выглядит более сдержан­ным и строгим. Китайская живопись отмечена лиризмом, гармонией неярких прозрачных красок. Буддий­ские статуи отличны спокойной важностью поз, достоинством лиц и жестов, мягкостью линий, лишенных повышенной динамики. В Китае была создана другая художественная система, накоплен иной запас выразительных средств.

Феодальный общественный строй сложился в стране очень рано, на рубе­же 3-4 веков, а художественная жизнь достигла высокого расцвета еще тогда, когда в ряде стран Востока столько складывалась средневековая цивилизация. Средневековье — период огромного духовного подъема страны, расцвета больших городов, строительства роскошных дворцов, парков и храмов, новых, важных для своего времени открытий. Среди них изобретение фарфора, возник­новение книгопечатания — сначала с гравированных досок, а затем при помощи разборного шрифта, что позволяло издавать книги во многих экземплярах.

В средние века происходил непрерывный обмен художественным опытом между странами Востока. Искусство Китая в значительной мере служило образ­цом для сопредельных стран — Японии. Кореи и Вьетнама, по-своему осмыс­ливших китайскую письменность и образы китайского искусства. В свою оче­редь и Китай много заимствовал от таких древних государств, как Индия, Иран и Афганистан. Из Индии, откуда пришел буддизм на рубеже средневековья, Ки­таем были восприняты образы буддийской пластики.

В развитии феодальной культуры страны можно выделить несколько наи­более важных этапов: ранний период (4-6 вв.). период расцвета (11-13 вв.) и поздний период (14 — сер. 19 в.) китайского средневековья.

Как и в других феодальных государствах, искусство Китая было тесно связано с распространенными там религиозными представлениями. Основными учениями были укоренившиеся в древности конфуцианство и даосизм, а так­же дополнивший их в первых веках нашей эры буддизм. На раннем этапе сред­невековья представления об устройстве мира полнее всего связывались с буд­дийской пластикой. Позже, когда буддизм утратил свою ведущую роль, слившись с древними культами природы, образ Будды отождествлялся со всем мирозданием, а главное место в искусстве Китая заняла живопись, позволившая в более наглядной и поэтической форме раскрыть закономерности и красоту природы. Именно живопись определила своеобразие и значимость китайского средневекового искусства зрелой поры. Особенности искусства позднего сред­невековья (времени развития больших городов с их дворцами и людными квар­талами) отчетливее всего выявились в архитектуре, декоративных ремеслах.

Основные черты китайской живописи. Мир природы, ставший предме­том философских размышлений в Китае, определил направление художествен­ных поисков средневековья. Тонкое понимание природы помогло зодчим про­думать принципы размещения зданий в самых живописных местах, а художни­кам выработать приемы живописи, обобщающие ее законы, В процессе долгих поисков ими была определена своеобразная форма картин — свитков, помогаю­щих показать мир во всем его многообразии.

Китайские живописцы уже в 8 веке, наряду с прозрачными водяными ми­неральными красками, стали применять богатую оттенками черную тушь. То­гда же сложились и разные манеры письма: тщательная «гунн-би» («прилежная кисть»), фиксирующая все детали и показывающая зрителю мельчайшие по­дробности картины; другая — свободная и как бы незавершенная «сё-и» («живо­пись идеи»), позволяющая зрителю по воле своей фантазии додумать то, что скрыл от него художник. Китайские пейзажные -картины никогда не писались прямо с натуры. Они создавались по памяти и вбирали в себя все самые харак­терные черты природы. Отсюда и название, данное пейзажу в средние века, —«шань-шуй», то есть «горы-воды». Гора еще в древности олицетворяла свет­лые, активные, мужественные силы природы — «ян», а вода связывалась с тем­ным, мягким и пассивным женственным началом -«инь».

Ученик 4:

Раннее средневековье (4-6 вв.) — тревожная и смутная пора. Непрерывное вторже­ние кочевых племен длилось почти сто пятьдесят лет. Китай был разделен на ряд государств. Юг и север страны на несколько столетий оказались отрезанны­ми друг от друга, там сложились свои государства, возникли свои столицы. На юге, куда бежала основная часть населения, важнейшим культурным центром стал Цзянькан, расположенный неподалеку от современного Нанкина. На севере, захваченном племенами кочевников-сяньбийцев, к концу 4 века образова­лось крупное царство Северная Вэй, столичными центрами которого стали Пинчэн (современный Датун) и Лоян, Захват севера кочевниками принес не только бедствии и разрушения, но и сыграл важную роль в судьбе Китая. Он помог установлению культурных связей с азиатскими народами.

В это же время возник буддизм. Популярности буддизма помогло его умение приспособиться к среде, куда он проникал. Буддизм сблизился с мест­ными культами и верованиями, а Конфуция и Лао-цзы — основателей древних учений Китая — включил в число буддийских божеств. Вместе с буддизмом в Китай пришли неведомые раньше образы монументального зодчества, скульп­туры и храмовых росписей. По примеру Индии и Афганистана в стране нача­лось сооружение огромных пещерных монастырей, а также строительство па­год в честь буддийских святых и паломников.

Черты буддийской пластики периода Северная Вэй ощутимы и в живопи­си, в содержании и стиле которой произошли заметные сдвиги. В период ранне­го средневековья, наряду с храмовыми росписями, получил развитие и тип ки­тайской повествовательной картины на свитках. Особенно расцвела эта свет­ская линия живописи на юге страны, где традиции китайского искусства не были прерваны иноземными нашествиями, и где сгруппировался цвет ки­тайской интеллигенции. Здесь окончательно установились форма и предназна­чение картин. Главную роль играли горизонтальные свитки-повести, включав­шие в себя, помимо живописи, и текстовые вставки. Ими могли быть поэмы или изречения мудрецов. Они выполнялись красивым каллиграфическим по­черком, но стилю близким почерку живописному. Хотя свитки и не были связа­ны, как правило, с буддийской тематикой, на характер светской живописи все же оказали влияние привнесенные в нее буддизмом созерцательные настрое­ния.

Учитель:

Зрелое средневековье (7-13 вв.)

Полнее и ярче всего особенности феодального китайского искусства про­явили себя в период развитого средневековья. Новое объединение Китая завер­шилось созданием двух крупных государств — Тан (61S — 907) и Сун (960 -1279), культурные достижения, которых оставили в истории блестящий след. Расцвет культуры во многом связан был с развитием городов. Государственные деятели того времени одновременно были поэтами, ценителями искусства. Получить должность чиновника мог только тот, кто сдал государственные экзамены на чин, причем в экзаменационное задание входило не только знание конфуци­анских книг, но и знание искусства, умение слагать стихи.

Вместе с тем при сходных чертах культура периодов Тан и Сун имела и некоторые отличия, связанные с несходством исторических судеб. Мощное и активное в своей завоевательной политике, Танское государство поддерживало связи со многими странами. Арабы и персы, корейцы и японцы обучались в столице Чанъань; иноземные купцы основывали в китайских портах свои коло­нии. Взглядом вширь, мощным созидательным пафосом было проникнуто и ис­кусство танской лоры.

Сунская культура сложилась уже в иной исторической обстановке. Завое­вания киданей и тангутов, а затем чжур-чжэней отсекали сначала ее северные области, а в 13 веке монголы подчинили и все остальное государство. В связи с перемещением столицы и бегством двора в 1127 году из Кайфына в Ханчжоу Сунский период как бы распался на два тоже весьма несхожих между собой этапаСеверосунский (960- 1127) и Южносунский (1127- 1279).

Ученик 5:

Презентация «Китайская пейзажная живопись»

В 7-13 вв. китайцы почитали живопись, как важнейший из видов искус­ства. Именно живопись прославила искусство той поры и донесла до нас преклонение перед красотой природы.

В период Тан природа, впервые стала самостоятельным объектом изобра­жения. Наиболее выдающимися пейзажистами считались Ли Сысюнь (651 -716), Ли Чжаодао (670 — 730) и Ван Вэй (699-759 или 701-761). Все они зани­мали видные должности при дворе. Их творчество показывает, насколько многообразными уже в это время были пути пейзажной живописи. Пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжаодао ярки и насыщенны по цвету. Природа в них — место про­гулок, путешествий, развлечений. Для передачи приподнятого, радостного об­раза мира художники применяют особые декоративные приемы. Синие и зеле­ные пики гор обводятся золотой каймой, белые пятна облаков, прорезающие вершины, подчеркивают их нарядность, люди и строения, вкрапленные в пей­заж яркими пятнами, напоминают цветы.

Пейзажи Ван Вэя, художника, работавшего уже в следующем столетии, мягче и воздушнее. Он отказывается от многоцветной палитры и пишет только черной тушью с размывами, добиваясь через тональное единство впечатления целостности мира.

Презентация «Го Си»

Ученик 6:

Презентация «Традиционная культура Китая»

Архитектуре Танского периода присущ дух гармонии, праздничности и величия форм. В период. Тан окончательно сформировался тип жилой и храмовой китайской постройки, одновременно простой и нарядной. Дворцы и храмы возводились из дерева по единому принципу, на глинобитных, облицованных камнем платформах. Основой зданию служил каркас из опорных столбов, по­крытых красным лаком, поперечных балок и сложных узорных резных крон­штейнов — доугун, которые, опираясь на балки, облегчали давление двойных и тройных крыш на здание. Широкие черепичные крыши с плавно изогнутыми и приподнятыми вверх краями не только защищали здание от зноя и проливных дождей, но и придавали ему красоту и легкость. По выражению самих зодчих, эти сооружения парили над городом, как распластанные крылья птицы.

В городах строились также величественные кирпичные и каменные буд­дийские башни-пагоды, отличающиеся геометрической строгостью и ясно­стью членений. Самая знаменитая из танских пагод — Даяньта («Большая паго­да диких гусей») выстроена в Чанъяне. Впечатление большой легкости достига­ется благодаря четкому ритму уменьшающихся кверху пропорций семи одина­ковых ярусов, арочных окон и конической крыше, венчающей здание.

Сунская архитектура соответствовала более сложной атмосфере времени. Видоизменились конструкции пагод. Они стали выше, усложнились в своих планах и декоративном убранстве. Эти качества проявляются уже в шестигран­ной пагоде Люхэта. Чарующий своей ясностью плавный силуэт этой огромной башни вырисовывался с далекого расстояния и как бы увенчивал лесистый холм над водной гладью близ города Ханчжоу. Еще большая стройность и де­коративность форм отличает пятидесятиметровую Тега, гак называемую «Же­лезную пагоду» в Кайфыне, облицованную керамическими плитами цвета ржав­чины. В ее устремленных ввысь тринадцати ярусах окончательно исчезла мону­ментальная весомость танских пагод. Поднятые кверху углы ее многочислен­ных крыш изогнулись наподобие ветвей стройного дерева.

Ученик 7:

По-разному сложилась и судьба тайской и сунской скульптуры. В 7-13 вв., в знаменитых буддийских скальных монастырях были вырублены новые пе-щерные храмы, где, наряду с настенной живописью, важную роль играла пла­стика.

В Танской скульптуре статуи святых стали более пластичными, хрупкая фация и мистическая отвлеченность вэйских божеств уступили место жиз­неутверждающей красоте и гармонии форм, тела приобрели мягкую объем­ность. В скалах Юньгаиа и Лунмэня по-прежнему высекались колоссальные статуи Будд, но идея божественного и сверхчеловеческого выражалась в них уже не через застылость и неподвижность, а через величавость и важность поз. Одной из наиболее совершенных монументальных скульптур Танской эпохи является семнадцати метровая статуя Будды Вайрочана божества космиче­ского света, — выполненная в Лунмэне. Вырубленная высоко в горах фигура, грандиозная по размерам, воплощала новый идеал танской красоты.

Скульптура периода Сун продолжала развивать танские традиции, но она не могла уже с полностью выразить усложнившиеся проблемы своего времени. Вместе с постепенной утратой буддизмом ведущих позиций сократилось и со­здание храмовых скульптур, появились новые материалы — металл, фарфор, сандаловое дерево и лак, плотной и блестящей цветной многослойной пленкой, по­крывающий легкую основу. Скульптура Сунского времени постепенно уступи­ла место живописи, ставшей важнейшим видом искусства этой поры.

Учитель:

Позднее средневековье (14 — середина 19 в.)

Монгольское нашествие принесло стране огромные бедствия и разруше­ния. Почти на девяносто лег с конца 13 века в Китае воцарилась династия Юань, а вся огромная его территория оказалась подчиненной чужеземной вла­сти. Сгорели прекрасные дворцы и храмы, были разграблены и уничтожены ху­дожественные ценности. Настроения тоски и уныния стали господствующими в среде художников. Хотя монгольские правители стремились привлечь ко двору выдающихся ученых, поэтов и живописцев, далеко не все принимали их при­глашения. Крупнейшие художники разбрелись по стране, нашли прибежище в южных провинциях. Оглядываясь на достижения великих мастеров периода Сун, они культивировали прошлое, старину, однако в искусство вносили свои новые чувства, переживания. Многие картины приобрели иносказательный смысл. Через привычные образы природы художники говорили зрителям о на­болевших и злободневных проблемах. Особое значение приобрели каллиграфи­ческие надписи, таящие в себе намек, скрытый подтекст. Надписи, украшаю­щие свитки, зачастую были символами, понятными только посвященным. Сами изображения тоже были символичны. Чаще всего изображался бамбук, гнущий­ся под напором ветра. Он олицетворял стойкого духом, благородного человека, способного выдержать натиск судьбы.

Период Мин (136S — 1644) , начавшийся после того, как Китай, сбросив чужеземное владычество, снова стал самостоятельной державой, очень сложен и противоречив. В 15 — 16 веках страна переживает пору экономического и ду­ховного расцвета. Но уже к 17 веку империя приходит в упадок. В 1644 году страну захватили маньчжуры, правившие до 1911 года. С воцарением мань­чжурской династии Цин начался постепенный спад в экономическом и культур­ном развитии Китая. Конфуцианство — это древнее учение о правилах жизни человека с его чинопочитанием и регламентацией всех сторон жизни, выдвину­тое в качестве ведущей идеологии, также стало известным тормозом в развитии науки и искусства.

Художественная жизнь Китая времени позднего средневековья отразила
всю сложность развития культуры, периодов Мин и Цин. На протяжении почтя
шести веков господства династий Мин и Цин в Китае работали живописцы, пы­тавшиеся внести в искусство новые веяния. Уже в период Мин стали склады­ваться многочисленные художественные школы вдали от столицы, на юге стра­ны, где мастера испытывали меньшее давление официальной власти. Предста­вителем одной из них был Сюй Вэй (16 век).

Ученик 8:

Презентация «Традиционная культура Китая»

Пространственный размах и живописность, отличающие зодчество периода Мин, особенно явственно ощущаются в облике Пекина (по-китайски Бэйцзин Северная столица). С 1421 года этот город стал постоянной столицей Ки­тая и был оформлен как парадный дворцовый комплекс. Весь строительный опыт сосредоточился в его планировочном замысле. Правила древности, кото­рыми руководствовались зодчие, заключались в том, что прямоугольный план столицы отличался почти математической правильностью и ясностью. Все важ­нейшие сооружения были обращены фасадом к югу, а весь город из конца в ко­нец с юга на север пересекала широкая прямая магистраль.

Разрастаясь, город включал в себя и новые ансамбли. В 1564 году к древнейшей его части, «Внутреннему городу», с юга был приращен «Внешний город». Основным ансамблем, расположенным в центре «Внутреннего города», был огромный «Императорский город», растянувшийся на многие километры. Внутри него располагался «Запретный город» (ныне превращенный в музей, обнесенный стенами и окруженный рвом с водой). Это и был императорский дворец, куда могли попасть только избранные.

Китайское зодчество 15-17 веков полно величия. В архитектуре последу­ющих столетий оно еще сохраняется, но постепенно берет верх нарастающая тяга к пышности, обилию декоративного убранства. К 19 веку в архитектуре появляется излишняя перегруженность деталями, росписями.

Ученик 9:

Декоративно-прикладное искусство в Китае было связано со всеми сферами жизни — с религиозными обрядами и торжествами, со сложным церемониалом придвор­ной жизни и с нуждами населения огромных городов. Мастера Китая научились выявлять и обыгрывать природные качества самого материала, использовать в художественных целях его вязкость или твердость, гладкость или шерохова­тость поверхности, расположение пятен и игру цветов.

Со временем появился целый ряд новых видов и техник художественного ремесла. В период Тан, например, получили распространения изделия из фар­фора и высококачественной керамики, прообразом которых были изделия из белой глины. Появлению первых в мире изделий в Китае способствовали бога­тые залежи фарфорового камня (естественного соединения полевого шпата и кварца) и местной глины — каолина- Соединение их позволило мастерам до­стичь удивительной пластичности глиняной массы. Но важны были не только материалы. Сама сложность технологии свидетельствовала о высоком и разно­образном уровне знаний уже в ту далекую пору. Фарфоровые составы, прежде чем смешиваться, проходили длительную техническую обработку (дробление камня, промывку и гниение в воде для глины). Отформованные изделия просу­шивались около года, обжиг производился несколько дней при t, достигающей 1400 градусов. Учитывалось все: изменение цвета красителей в печах, разрывы глины, затеки краски. Каждый фарфоровый предмет исполнялся как самостоя­тельное и ценное художественное произведение, выполненное с таким же вдох­новением и свободой, как и произведения скульптуры или живописи.

Большой нарядностью отличались изделия из перегородочной эмали, своими переливчатыми узорами напоминающие парчу или вышивку. Начиная с периода Мин, эта техника получила в Китае широкое распространение. Из перегородчатой эмали изготовлялись многие предметы быта знати — курительницы и вазы, шкатулки и блюда. Производство эмалей требовало большой точности и тщательности. Мельчайшие узоры из гибкой проволоки напаива­лись на латунную основу, а образовавшиеся крошечные ячейки заполнялись жидкими разнообразными эмалями. Готовые после обжига и полировки изде­лия приобретали ювелирную завершенность, привлекали богатством фактуры. Тонкая проволочная сетка, сочетаясь с голубизной и яркостью узоров, мерцала нежными золотыми жилками, придавая поверхности изделий еще большее сходство с тканью, Эмали не утратили своего высокого качества и в период Нин. Огромным спросом, наряду с перегородчатой эмалью, в 15 — 18 веках пользовались и предметы из красного лака — прочного, нарядного, не боящегося влага. Длительный процесс нанесения на дерево, металл или бумажную массу сока лакового дерева позволял резчикам использовать слоистость фактуры для выявления сложных светотеневых эффектов, бархатистости фона. Резные лаки периода Мин отличались особой гладкостью и сочностью узоров, крупным ри­сунком растений и цветов.

Виртуозной техники достигли китайские мастера 15 — 18 веков и в резьбе по камню. Из горного хрусталя, нефрита, халцедона и яшмы создавались печа­ти, вазы, настольные экраны, принадлежности для письма. Ткани и вышивки периодов Мин и Цин красочностью и нарядностью узоров дополняли и как бы оттеняли декоративные свойства мебели и фарфора.

Многообразие форм и техник китайского прикладного искусства 15-18 вв. поистине неисчерпаемо. Прикладное искусство этой поры имело огромное зна­чение, развивая лучшие художественные традиции китайской культуры.

Учитель: А сейчас, чтобы закрепить наши знания, мы поиграем в игру.

«Своя игра»

Заключительное слово учителя: Главная особенность культуры Китая на всем пути ее раз­вития состоит в отражении Высшей Гармонии между проти­воположными аспектами бытия — мужским небесным ян и женским земным инь. Восприятие природы как упорядочен­ного союза Неба и Земли, связующим звеном между которы­ми является человек, обусловило своеобразие пространствен­ного мышления, консерватизм форм в архитектуре, их вне­временной характер и сплав символики с утилитарностью. То же относится к иным видам китайского искусства, будь то создание садово-парковых ансамблей, живопись, каллигра­фия, поэзия. Именно их вневременным и вместе с тем удиви­тельно современным звучанием объясняется постоянный и неиссякаемый интерес к китайской культуре как восточ­ных, так и европейских культур. Один из уникальных при­меров этого дает французское искусство XVIII в. Отголоском специфического мироощущения китайцев стали изящные формы и названия архитектурных сооружений рококо, отра­жающие идею гармонического бытия естественного человека на фоне вечной Природы и гуманистические представления Просвещения о Любви, Дружбе, Счастье.

Оценки за урок.

Домашнее задание: гл.19, стр.195-205

Литература:

1.Емохонова Л.Г. «Мировая художественная культура» М:. Академия 1998

2. Учебно — методическая газета для учителей МХК и ИЗО «Искусство»

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector