Географическое положение Архангельской области. География 8 класс

Уроков географии в 8 классе
Шушариной Валентины Николаевны учителя географии МБОУ
«Общеобразовательная Осиновская основная школа » .Урок № 1
Географическое положение Архангельской области.
Технологическая карта урока.
Цель урока: познакомить с особенностями географического положения Архангельской области.
Задачи:
1.Образовательная – изучить особенности географического положения Архангельской области.
2.Развивающая – организовать деятельность учащихся по развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков :работать с текстом, критически анализировать информацию. Способность ее систематизировать.
3.Воспитательная – продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.
Оборудование: стенная физическая карта России, стенная физическая карта Архангельской области, рисунки учебного пособия для 8-9 классов общеобразовательной школы География Архангельской области Под редакцией Н.М. Бызовой, Я.К. Премининой М.: «Спорт Академ Пресс», 2001г., атласы, контурные карты, интерактивная доска, мультимедиа, маршрутные листы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока.
Организационный момент.
Первый этап урока « Вызов».
Вступительное слово учителя. Прочитайте на интерактивной доске
стихотворение А. Яшина
Да, только здесь, на Севере моем,
Такие дали и такие зори,
Дрейфующие льдины в Белом море,
Игра сполохов на небе ночном.
Нехожеными кажутся леса,
Бездонными – озерные затоны,
Неслыханными – птичьи голоса,
Невиданными – каменные склоны.
Здесь, словно в сказке, каждая тропа
Вас к роднику выводит непременно.
Здесь каждая деревня так люба,
Как будто в ней красоты всей вселенной.
И, уж конечно, нет нигде людей
Такой души и прямоты, и силы,
И девушек таких вот, строгих, милых,
Как здесь в лесах,
На родине моей.
Но если б вырос я в другом краю,
То все неповторимое,
Как чудо,
Переместилось, верно бы, отсюда
В тот край, другой –
На родину мою.
Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока? (слушаются их ответы)
Известный историк и географ Лев Николаевич Гумилев писал, чтобы понять природу края ,необходимо определить географическое положение данной территории.
На столах у обучающихся маршрутные листы . Представлена таблица ,состоящая из трех граф.
Знаю Хочу узнать Узнал на уроке
Запишите в первой колонке все, что вы знаете о географическом положении Архангельской области .Записи должны быть емкими и краткими.( Учащиеся делятся информацией , а учитель дублирует запись на интерактивной доске.)
А что бы вы хотели узнать на уроке? Во второй колонке запишите вопросы, на которые хотели бы получить ответ, но ваших знаний сейчас еще не хватает.( Учитель заслушивает детей и записывает все вопросы во вторую колонку)
А теперь обратитесь к маршрутным листам и выполните второе задание .Перед вами схема « План комплексной характеристики крупного природного района», но графы в схеме пустые. Вам необходимо заполнить пустые графы ( дети выполняют задание)
Давайте обсудим, что у вас получилось. Как вы считаете, это достаточная информация? (для проверки открывается слайд с готовой схемой)
Рельеф и полезные ископаемые
Географическое
положение

Почвы
Климат

Природный
район

Охрана природы

Растительный и животный мир

Природные комплексы
Экологическая обстановка

Второй этап урока « Осмысление содержания»
Следующее задание: прочитайте самостоятельно текст учебника и
выполните третье задание в маршрутных листах «Неоконченное предложение».
Закончите фразы:
Архангельская область расположена на ………. ………………….. равнины.
Омывается водами ……., ……… и ……….. морей, относящихся к бассейну …. океана.
Кроме материковой части в состав Архангельской области входят арктические острова: ……, ………, ………., ……….. и др.
Самой северной островной точкой России является мыс ……. на острове …….. Земли Франца-Иосифа.
Площадь Архангельской области составляет ….. тыс.км2., это …. % территории России.
По площади область занимает ……..место в стране.
Область превосходит по площади крупнейшие государства Западной Европы -……, почти в 6 раз больше …….
Рельеф области ……… с общим наклоном поверхности с … на …….
Преобладают ……. и современные ледниковые, ……, ……. и …….. формы рельефа
.(дети заканчивают фразы).Учитель предлагает в парах обменятся тетрадями и провести взаимопроверку .На интерактивной доске высвечивается слайд с правильными ответами.)

Архангельская область расположена на севере Восточно-Европейской равнины.
Омывается водами Белого, Баренцева и Карского морей, относящихся к бассейну Северного Ледовитого океана.
Кроме материковой части в состав Архангельской области входят арктические острова: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Вайгач, Колгуев и др.
Самой северной островной точкой России является мыс Флигели на о. Рудольфа Земли Франца-Иосифа.
Площадь Архангельской области составляет 587,4 тыс.км2., это 3,4 % территории России.
По площади область занимает 7место в стране.
Область превосходит по площади крупнейшие государства Западной Европы -Францию, почти в 6 раз больше Болгарии.
Рельеф области равнинный с общим наклоном поверхности с юга на север.
Преобладают древние и современные ледниковые, мерзлотные, карстовые и эрозионные формы рельефа.
Обратимся к четвертому заданию в маршрутных листах. Проблемная ситуация: Изучая источники географической информации объясните, как «открытость» Архангельской области к Северному Ледовитому океану сказывается на формировании ее природных условий .Ответ сформулируйте в своих маршрутных листах (парная работа)
Через 5 минут высвечивается слайд с правильными ответами
Особенности географического положения Архангельской области:
— высокоширотное положение;
— большая протяженность с севера на юг и с запада на восток;
— «открытость» к Северному Ледовитому океану;
— равнинность территории;
— область пересекают три климатических пояса: арктический, субарктический и умеренный;
— избыточное увлажнение;
— многолетняя мерзлота;
— четыре природные зоны( арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга);
— область находиться в третьем и четвертом часовых поясах.
(физкультминутка)
Практические работы:
1.Обозначьте на контурной карте границы Архангельской области, соседних территорий, крайних точек.
2.Определите географические координаты крайних точек Архангельской области. Подпишите их на контурной карте.
3.Определите протяженность Архангельской области с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.(дети выполняют практическую работу)
Третий этап « Рефлексия».
А теперь ,ребята, вернитесь к началу маршрутного листа и в таблице заполните третью колонку « Узнал на уроке».( старайтесь формулировать мысли в 2-3 словах ).
А теперь проанализируйте всю таблицу. Какие знания подтвердились? Какие не подтвердились? Были ли ошибочные суждения? Посмотрите на список « Хочу узнать» ,проверьте, удалось ли получить ответы на все вопросы?(если нет, то учитель отвечает на вопросы или просит ребят к следующему уроку найти правильные ответы)
Закончите предложения:
-меня удивило…..
-я понял, что…….
-мне захотелось……
-теперь я могу…….
-было интересно…..
-я смог……………
Ребята, я благодарю вас за работу на уроке.
Домашнее задание:
1.Подготовить п.1 и 2.
2. Выучить номенклатуру.
3.По желанию:
А) Написать сочинение « Мне нравится Виноградовский район , потому что …»
Б) Сделать презентацию

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector