Элективный курс «Полезные советы потребителю» для учащихся 9 классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 57»

Кировского района города Волгограда

Элективный курс по обществознанию для учащихся 9-ых классов

«Полезные советы потребителю»

подготовила

учитель истории и обществознания

Поликарпова Ольга Викторовна

г. Волгоград

2013

Аннотация элективного курса (пояснительная записка)

Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Полезные советы потребителю» даёт представление об основах потребительских знаний, способствует более быстрому и глубокому усвоению некоторых положений Закона РФ «О защите прав потребителей».

Данный курс призван помочь учащимся овладеть умениями и навыками грамотного поведения и защиты своих прав как потребителей в различных рыночных ситуациях. Настоящая программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.

Программой предусмотрено решение творческих задач и проблемных ситуаций, проведение деловых игр, практических заданий. Данный элективный курс предназначен для изучения учащимися 9 классов и рассчитан на 34 учебных часа (1 часа в неделю).

Данная программа направлена на реализацию помощи ученику стать компетентностным субъектом решения жизненно важных задач, формированию умений действовать, прогнозируя и осознавая последствия своих действий. Программа включает в себя знания обществоведческого курса (экономика, право), используется такие формы работы как проблемное изложение материала, уроки-практикумы, проектная деятельность, уроки-консультации и др.

Тема «Потребитель и его права» представлена в курсе «Обществознание» Кравченко А. И. одним уроком в 9-ом классе. Программа творческого объединения «Полезные советы для потребителя» не только включает в себя знания данной темы, но и позволяет учащимся сориентироваться в различных ситуациях благодаря таким видам деятельности учащихся как тестирование, ролевые игры, моделирование ситуаций. Использование активных методов обучения с целью повышения творческой активности учащихся способствует более быстрому и глубокому усвоению основных положений Закона «О защите прав потребителей», особенно в части его практического применения.

При изучении программы используется такая литература как Закон «О защите прав потребителей», Гражданский кодекс РФ, Закон «О рекламе», Кравченко А.И. «Обществознание», Долбилин А.С, Шахурина Ф.Р., Цыкоза Г.Н. Защита прав потребителей: Учебно-практическое пособие.

Цели программы:

  • предоставление учащимся возможности реализовать свой интерес к выбранному предмету;

  • сформировать и закрепить мотивацию выбора гуманитарных предметов для последующего изучения в профильной старшей школе.

воспитание у учащихся организованности, культуры потребления, самостоятельности и смелости в защите своих прав

Задачи:

— познакомить учащихся с правовым статусом потребителя в Российском государстве;

— показать значения и познакомить учащихся с содержанием Закона «О защите прав потребителей»;

— рассмотреть методы разрешения конфликтных ситуаций;

сформировать элементарные умения защиты своих прав в этой отрасли

воспитание у учащихся организованности, культуры потребления, самостоятельности и смелости в защите своих прав

Ожидаемые результаты курса:

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

  • применять правовые нормы на практике;

  • компетентно работать с документами для защиты своих прав;

составлять претензии, исковые заявления для защиты потребительских прав;

— аргументировать свою позицию;

— составлять тезисы, участвовать в ролевых играх по разрешению деловых ситуаций.

Перечисленные умения формируются на основе знаний:

  • Потребитель.

  • Изготовитель. Исполнитель. Продавец.

  • Стандарт.

  • Недостаток товара (работы, услуги).

  • Безопасность товара (работы, услуги).

  • Материальный ущерб. Моральный вред.

Виды деятельности обучающихся в соответствии изучения разделов:

Совершенствование навыков учебного труда через умение составлять тезисы, таблицы.

  1. Выполнение практических заданий. Составление памяток: «Памятки потребителя», памятки «Потребитель, защити себя сам».

3. Тестирование.

4. Умение работать в команде, отстаивать и представлять свою позицию. Составление презентаций. Ролевая игра.

Формы контроля

При оценивании успехов необходимо, чтобы учащийся мог выполнить задание, требующих применение полученных знаний и умений, например, выпустить газету «Тебе, потребитель», собрать материал по теме, участвовать в тематической сценке, презентации, тестировании. Критерии оценивания: знания (факты, понятия, проблемы), умственные навыки (анализ, оценка и синтез данных), коммуникативные навыки (умение выражать свои мысли в письменной и устной форме, знания и умения демонстрируются при участии в устных, письменных, визуальных или иных презентациях).

Форма отчётности за курс — итоговое собеседование с элементами тестирован

Содержание программы элективного курса «Полезные советы потребителю».

Тема 1. Основные понятия в области защиты прав потребителей. ( 4 ч.) Кто является потребителем, продавцом, изготовителем, исполнителем? Недостаток товара и чем он отличается от существенного недостатка. Стандарт и безопасность товара. Для чего необходимы знания о них? Убытки, которые могут возникнуть у потребителя. Что такое моральный вред?

Тема 2. Права потребителей на надлежащее качество товаров (работ, услуг), на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах. ( 4ч.) Право потребителя на информацию. Что должна включать в себя информация об изготовителе (исполнителе, продавце), Что должна содержать информация о товарах (работах, услугах). Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце).

Урок — практикум. «Содержание общих положений Закона РФ «О защите прав потребителей»».(2 ч)

Тема 3. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) по обеспечению надлежащего качества товаров (работ, услуг). ( 2 ч.) Влияние фактора времени на осуществление и защиту потребительских прав. Срок службы, срок годности, гарантийный срок: что общее и в чём различие. Проведение проверки качества товара.

Тема 4. Советы потребителю в случае приобретения товаров ненадлежащего качества.

( 3 ч.)

Виды требований потребителя в отношении некачественного товара. Условия предъявления и удовлетворения отдельных требований. Порядок рассмотрения требований потребителя в отношении некачественного товара. Для чего нужен перерасчет цены товара.

Тема 5. Права потребителя на обмен товара надлежащего качества (3 ч.) Условия осуществления права на обмен товара надлежащего качества. Сроки и порядок обмена товара надлежащего качества.

Урок — практикум. «Защита прав потребителей при продаже им товаров».(2 ч)

Тема 6. Защита прав потребителя при выполнении работ (оказании услуг).

( 3 ч) Виды требований потребителя в отношении недостатков выполненной работы (оказание услуг). Порядок рассмотрения и удовлетворения требований в отношении недостатков выполненной работы (оказании услуг).

Урок — практикум. «Советы потребителю при выполнении работ или оказании услуг».(2 ч)

Деловая игра «Права потребителей» ( 2 ч.)

Для проведения учебной деловой игры выбран магазин самообслуживания, торгующий продовольственными товарами. Маркетинговый отдел планирует провести семинар с персоналом магазина по применению Закона РФ «О защите прав потребителей».

Тема 7. Государственная и общественная защита прав потребителей. (2 ч.), Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы. Другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг). Функции этих государственных органов и их полномочия. Права граждан на создание общественных объединений. Общественные объединения по защите прав потребителей: цели, задачи, функции, защита интересов своих участников. Урок — практикум. «Государственная и общественная защита прав потребителей».

Тема 8. Штриховой код потребительского товара. (1 ч)

Штриховой код. Его необходимость. Использование штрихового кода в разных странах.

Урок — практикум. «Штриховое кодирование товара».(1ч)

Игра «Счастливый случай» на знание и защиту прав потребителей.(2 ч)

Тема 9. Обобщение. (1 ч.)

Учебно-методический план

№ п/п

Наименование курса

Всего часов

Лекции

Практика

Семинары

Формы контроля

1

Основные понятия в области защиты прав потребителей

4

4

2

Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товаре

4

2

2

3

Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) по обеспечению надлежащего качества товаров (работ, услуг)

2

2

4

Советы потребителю в случае приобретения товаров ненадлежащего качества

2

2

5

Советы потребителю при обмене товара надлежащего качества

4

2

2

6

Защита прав потребителя при выполнении работ (оказании услуг)

4

2

2

7

Деловая игра «Права потребителя»

2

2

8

Государственная и общественная защита прав потребителя

4

2

2

9

Штриховой код потребительского товара

2

1

1

10

Игра «Счастливый случай»

2

2

11

Подведение итогов

4

4

Итого: 34 17 17

Методические рекомендации

п/п

Тема

Кол -во ч.

Организация учебной работы

1

Основные понятия в области защиты прав потребителей

4 ч.

Работа с понятиями «потребитель» «продавец», «исполнитель», «изготовитель», «стандарт», «недостатки товара», «моральный вред». Запись тезисов во время проблемной лекции.

2

Права потребителей на надлежащее качество товаров (работ, услуг, на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товаре.

4 ч.

Лекция с элементами беседы. Составление «Памятки потребителю». Работа над проектом рекламы товара.

3

Урок — практикум «Содержание общих положений Закона РФ «О защите прав потребителей»

2 ч.

Самостоятельная работа учащихся с Законом «О защите прав потребителей» (Гл. 1, ст. 1 — 17). Составление таблицы: по изученному материалу в виде ответов на вопросы.

4

Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) по обеспечению надлежащего качества товаров (работ, услуг).

2 ч.

Работа с понятиями «срок службы», «срок годности», «гарантийный срок». Лекция с элементами беседы. Тестирование.

5

Советы потребителю в случае приобретении товаров ненадлежащего качества.

3 ч.

Лекция с элементами беседы. Составление таблицы «Требования’ потребителя и сроки исполнения требований.

6

Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

3 ч.

Лекция с элементами беседы.

7

Урок — практикум. «Защита прав потребителей при продаже им товаров.

2 ч.

Самостоятельная работа учащихся с нормативными документами: Гражданский кодекс РФ ч. 2, ст. 469 — 505. Закон РФ «О защите прав потребителей» гл. 2 ст. 18-26

8

Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг).

2 ч.

Лекция с элементами беседы. Ролевая игра «Потребитель и исполнитель». Подготовка газеты «Тебе, потребитель»

9

Урок — практикум «Советы потребителю при выполнении работ или оказание услуг.

2 ч.

Самостоятельная работа учащихся с нормативными документами: Гражданский кодекс РФ ч. 2, ст. 721, 723, 732-734, 737- 739. Закон РФ «О защите прав потребителя» гл. 3, ст. 27 — 39. Составление таблицы.

10

Деловая игра «Права потребителя»

2 ч.

Выработка навыков максимальной заботы о потребителе на основе анализа конкретных ситуаций «Покупатель — продавец» на примере работы магазина самообслуживания, торгующего продовольственными товарами. Презентация проектов «Реклама».

11

Государственная и общественная защита прав потребителей.

1 ч.

Лекция с элементами беседы. Заполнение таблицы «Как защитить свои потребительские права». Составление памятки «Потребитель, защити себя сам».

12

Урок — практикум «Государственная и общественная защита прав потребителей.

2 ч.

Консультация для потребителя по защите своих прав в суде. Составление претензий, исковых заявлений в суд.

13

Штриховой код потребительского товара.

1 ч.

Работа с понятием «штриховой код». Лекция с элементами беседы.

14

Урок — практикум «Штриховое кодирование товара.

1 ч.

Самостоятельная работа учащихся по расшифровке штрихового кода и использование этих данных при закупке товаров.

15

Игра «Счастливый случай»

2 ч.

Игра проводится в качестве контроля знаний по закону «О защите прав потребителя» по типу телевизионной игры «Счастливый случай».

16

Подведение итогов.

1 ч.

Итоговое собеседование с элементами тестирования.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

Итоговый контроль знаний по Закону «О защите прав потребителей» можно провести по типу телевизионной игры «Счастлив случай». Общее время проведения игры зависит от контингента обучающихся.

Группа обучающихся делится на две команды. Работает жюри, ведет викторину ведущий (не обязательно преподаватель).

В самом начале занятия проводится инструктаж, где объясняется цель занятия, содержание, организация проведения и порядок подведения итогов.

Командам предлагается вытянуть жребий, чтобы выяснить, кто начинает первым.

В первом гейме (разминка) обучающимся предлагаются вопросы (по 4 каждой команде), ответ должен быть моментальным, его может дать любой член команды. За каждый правильный ответ – 1 очко. (Приложение 1)

Второй гейм «Ты — мне, я — тебе». Условие игры: командам дано домашнее задание: подготовить по пять вопросов. Каждый участник команды задает по одному вопросу участнику другой команды. За правильный ответ команда получает одно очко. Если ответ был неправильный или ответ не был дан, то очко получает задающая вопрос команда.

В случае подсказки с команды снимается очко. Начинает команда, получившая в первом гейме большее количество очков.

Домашнее задание может быть и другого варианта. Например, реклама товара, включая информацию и его демонстрацию. Для оценки учитывается актуальность темы, соответствие содержания требованиям законов «О рекламе», «О защите прав потребителей», оригинальность, оформление и защита.

В третьем гейме за 10 минут предлагается ответить на максимальное количество вопросов, охватывающих все четыре раздела Закона РФ. В качестве примера приводит вопросы по 2-му разделу, а также ответы на них для счетной комиссии (Приложение 2). Этот гейм осуществляется в виде фронтального опроса, проверяющего знания каждого участника игры.

Учитывается время, точность ответов, количество правильных ответов. За каждый правильный ответ — 2 очка.

Четвертый гейм представлен ситуационными задачами, которые требуют коллективной выработки ответов. Примерные ситуации и их решение см. в Приложении 3.

За правильное решение каждой ситуации — 3 очка.

В конце игры жюри определяет итоговую оценку, команду-победительницу и оценки отдельным участникам игры.

Приложение 1

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМИНКИ

1.Верно ли, что импортные порошки лучше российских?

2 .По каким показателям можно отличить искусственную кожу?

3. Что значит «старый чай»?

4. Назовите коды Китая и Польши.

1. Неслыханное происходит на автомобильном рынке США: покупатели записываются в очередь на машины.

О каких моделях идет речь?

2. В центре лечебного питания изобрели исцеляющий хлеб.
Как вы думаете, из чего он сделан?

3. В результате игры оборот «Пепси» в России увеличился более чем на 60%.

Имеют ли покупатели как участники «пепсимиллиономании» права потребителя?

4. Какими продуктами и добавками ароматизируют чай?

ОТВЕТЫ К РАЗМИНКЕ

  1. Импортные порошки красиво упакованы, приятно пахнут, не пылят, значит, в меньшей степени могут вызвать аллергию.

Мнение специалиста: они отличаются друг от друга только рекла­мой.

Качество стирки не зависит от торговой марки.

  1. При соприкосновении с кожей ладонь запотевает, не пропускает влагу; нога запотевает, обувь не разнашивается и не принимает форму ноги; плохо поддается формовке, при носке появляются складки.

  2. Возраст с момента уборки превышает год-два; настой темно-коричневый, иногда мутный; вкус — горьковатый и затхлый; аромат — древесный, говорят «пахнет сеном».

  3. Китая — 690, Польши — 590.

  1. Джип-Чероки, Джип-Грант-Чероки,

  2. Из цельного пшеничного зерна, предварительно пророщенного.

  3. По правилам гражданского законодательства игры и пари не устанавливают прав и обязанностей сторон, за исключением случаев наличия лицензии на сделки. Кроме того, Закон «О рекламе» запре­щает рекламу, которая вводит в заблуждение относительно реклами­руемого товара, злоупотребляет доверием покупателей, не содержит информации об условиях игры..

  4. Травами, сухими фруктами, эфирными маслами фруктов, эссен­циями (искусственные ароматизаторы).

Приложение 2

ВОПРОСЫ

по применению Закона «О защите прав потребителей*

  1. Покупатель приобрел стиральную машину иностранного производства. Инструкции на русском языке нет. Как установить программу для работы машины, покупатель не знает.

Что делать покупателю?

  1. Сроки предъявления требований по недостаткам товаров с га­рантийными сроками службы.

  2. С какого дня исчисляется гарантийный срок на товары?

  3. Может ли покупатель получить чек на купленные товары в про­довольственном магазине?

  4. Гражданский процессуальный кодекс России предусматривает два новых вида судебных постановлений. Назовите их.

1. Права покупателя при продаже ему товара ненадлежащего качества.

2. Сроки для замены товара ненадлежащего качества.

3. Права потребителей по устранению недостатков в купленном то­варе.

4. Может ли покупательница обменять не подошедшую по фасону блузку?

5. Случаи применения неустойки в размере 1% за просрочку испол­нения требований потребителя.

ОТВЕТЫ

на вопросы по применению Закона

«О защите прав потребителей»

  1. В данном случае магазин не предоставил полную информацию о товаре. Товар не может быть использован по назначению. Покупатель вправе потребовать предоставления надлежащей информации и, если в согласованный срок информация не будет предоставлена, расторг­нуть договор и потребовать возврата уплаченной суммы (ст. ст. 10, 18).

  2. В течение гарантийного срока службы: по истечении гарантий­ного срока в случае выявления существенных недостатков; в течение установленного срока службы товара, а если он не установлен — в течение десяти лет (ст. 19).

  3. Со дня продажи товара потребителю (ст. 18).

  4. Да, на основании ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» по требованию потребителя продавец обязан выдавать товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.

Судебный приказ имеет силу исполнительного листа. Заочное решение выносится в случае неявки без уважительных причин ответ­чика (ГПК).

ОТВЕТЫ

на вопросы по применению

Закона «О защите прав потребителей»

  1. Безвозмездного устранения недостатков или возмещения расхо­дов на устранение, уменьшение покупной цены, замены на аналогич­ный товар или другой марки, расторжение договора купли-продажи (ст. 18).

  2. В семидневный срок со дня предъявления требований покупа­теля; в двадцатидневный срок, если требуется дополнительная про­верка качества; в течение месяца, если товар для обмена отсутствует (ст. 21).

  3. Срок устранения недостатков — 20 дней со дня предъявления требований потребителей; по требованию потребителя в семидневный срок безвозмездно на период ремонта товара длительного пользова­ния получить аналогичный товар для пользования; гарантийный срок продлить на период ремонта (ст. 20).

  4. Потребитель имеет право обменять (не вернуть) непродоволь­ственный товар надлежащего качества на аналогичный товар в мага­зине, где его приобретали. Данное право сохраняется в течение четыр­надцати дней со дня покупки. Товар должен иметь первоначальный вид, фабричный ярлык (ст. 25).

  5. При нарушении срока замены некачественного товара; не предоставлении аналогичного товара на период замены; нарушении срока ремонта; не возмещении в установленный срок расходов на исправле­ние недостатков потребителем, а также при не возмещении убытков, связанных с расторжением договора купли-продажи (ст. 23).

Приложение3

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

  1. 30 ноября 2008 г. в фирме «Самсунг» П.С.Иванов купил импортную посудомоечную машину Аристо-457. В январе 2009 г. машина вышла из строя, и П. С. Иванов сдал ее в магазин на гарантийное обслуживание под расписку, но прошло полгода, а машину не вернули.

Какие права имеет покупатель в данном случае?

  1. Поступает много жалоб от покупателей телевизоров «Панасоник», «Сони», видеокассет, которым при покупке вручаются инструкции на разных иностранных языках.

В чем заключаются обязанности продавца?

Какие права имеют покупатели в данных ситуациях?

  1. Компьютер сломался в течение гарантийного срока. Покупатель обратился в магазин с просьбой о замене.

Продавец согласился заменить компьютер в течение месяца со дня обращения покупателя в магазин.

Проанализируйте соблюдение прав покупателя по срокам замены.

  1. 20 февраля 1998 г. В.И.Сидорова сдала в мастерскую по ремонту обуви туфли, заплатила за ремонт 200 руб. Когда в назначенный
    день Сидорова пришла за своей обувью, выяснилось, что туфли утеря
    ны. Стоимость утерянных туфель работники мастерской возместить
    отказались.

Определить права В. И. Сидоровой по закону «О защите прав по­требителей».

  1. У покупателя автомобиля ВАЗ А.А.Сергиенко возникли проблемы с купленным автомобилем до истечения гарантийного срока.
    Он обратился в автосервис с просьбой провести гарантийный ремонт.
    Ремонт длился более четырех месяцев. А.А.Сергиенко решил воспользоваться своими правами потребителя и заменить автомобиль на аналогичный.

Определить права покупателя и обязанности продавца (изготови­теля) в данной ситуации.

РЕШЕНИЕ

1. Если товар сдается для ремонта в тот магазин, где он был при­обретен, то согласно ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителя» срок ремонта определяется в 20 дней. Если же магазин задерживает ремонт, потребитель имеет право в письменном виде самостоятельно назначить новый срок исполнения взятой на себя магазином услуги, а также потребовать выплаты

неустойки в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки свыше первоначальных 20 дней в соответствии со ст. 23 указанного Закона.

2. Согласно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию. В данном случае условие не было выполнено, ибо в п. 22 Постановления № 7 Верховного суда РФ от 29 сентября
1994 г. записано, что предоставление информации о товаре на иностранном языке без перевода следует расценивать как не
предоставление необходимой информации. Если отсутствие инструкции на русском языке повлечет порчу товара, то покупатель вправе по своему выбору потребовать согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителя»

безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление;

соразмерного уменьшения покупной цены;

замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

замены на такой же товар другой марки с соответствующим пересчетом покупной цены.

3. Согласно ст. 21 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае обнаружения потребителем недостатков товара продавец обя­зан заменить товар в семидневный срок, а при необходимости допол­нительной проверки качества такого товара продавцом — в течение двадцати дней со дня предъявления требования. При отсутствии у продавца необходимого для замены товара на день предъявления ука­занного требования продавец должен заменить товар в течение меся­ца. Согласно ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» за нару­шение указанных сроков продавец обязан уплатить потребителю не­устойку в размере одного процента от стоимости товара за каждый день.

4.На основании ст. 35 Закона РФ «О защите прав потребителей», в силу которой за утрату или повреждение вещи, принятой от потреби­теля (в данном случае для ремонта), исполнитель обязан возместить клиенту двукратную стоимость вещи или в трехдневный срок пред­ставить аналогичную.

5. Согласно Правилам продажи автотранспортных средств п.п. 10, 11 устранение недостатков должно быть произведено безвозмездно в срок не более 10 дней изготовителем (предприятием, выполняющим его функции) с момента предъявления владельцем автотранспортного средства требования об устранении недостатков.

У покупателя есть право по его выбору: обменять автомобиль на аналогичный или другой марки с пересчетом покупной цены или рас­торгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги. Указанные требо­вания применяются к продавцу транспортных средств. При отказе в его требовании А. А. Сергиенко имеет право обратиться в суд.

СЦЕНАРИЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

ПО ТЕМЕ «ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ

ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ЗАЩИТА»

Для проведения учебной деловой игры выбран супермаркет, мага­зин самообслуживания, торгующий преимущественно продовольствен­ными товарами. Маркетинговый отдел планирует провести семинар с персоналом магазина по применению Закона РФ «О защите прав по­требителей».

Цель семинара:

  1. Раскрыть через содержание Закона «О защите прав потре­бителей» истинное отношение к профессиональному долгу и про­фессиональной чести продавца (изготовителя, исполнителя това­ра).

  2. Повысить профессиональные навыки работников магазина по применению Закона «О защите прав потребителей» в практике ор­ганизации торгового обслуживания.

  3. Выработать навыки максимальной заботы о потребителе на основе анализа конкретных ситуаций «Покупатель — продавец».

  4. Создать благоприятный имидж компании по высокому качеству сервисного обслуживания потребителей.

Участники игры и их функции

I этап игры. Разыгрывание ролей.

Группа делится на 4-5 подгрупп, разыгрывающих роли специали­стов маркетингового отдела.

Структура маркетингового отдела:

менеджер-коммерсант (коммерческий директор);

менеджер-администратор;

менеджер персонала;

юрист.

Особенности и некоторые качества личности данных специалистов

Менеджер-коммерсант (коммерческий директор) управляет все­ми процессами реализации товаров. В его функции входит: продажа и сбыт, содействие продаже, реклама, работа по связям с потребителем, транспортировка, пред- и послепродажное обслуживание. Необходи­мые качества: гибкость; умение рисковать; творческое, нестандартное мышление; принципиальность и высокие моральные качества; умение убеждать; влиять на окружающих; добиваться доверия; коммуника­бельность.

Менеджер-администратор организует работу плановых и бух­галтерских служб, планирует ее, управляет коллективом и поддержи­вает высокую дисциплину труда.

Наиболее важные качества: педантизм, организованность, разви­тый самоконтроль и дисциплина, лидерские качества.

Менеджер-персонала. В его обязанности входит работа с пер­соналом магазина. Он должен: четко сформулировать задачи; создать команду для их решения; проследить, чтобы задачи дошли до конкрет­ных исполнителей; следить за обучением персонала; организовывать контроль внутри фирмы; разрешать конфликтные ситуации и т. д. Наиболее необходимые качества: доброта; умение ценить индивиду­альность и эрудицию в людях; знание людей; совместимость с другими людьми.

Перечисленные качества личности и содержание работы марке­тингового отдела совпадают с требованиями вашей квалификацион­ной характеристики. Надеемся, что деловая игра поможет вам по­вторить и углубить теоретически знания и умения, применить их к практической деятельности, выработать умения постановки и реше­ния задач в самостоятельной работе; будет способствовать развитию таких качеств как: профессионализм, информированность, творческая активность и инициатива, умение убеждать, умение ценить индивиду­альность и эрудицию в людях, ответственность за результаты рабо­ты.

Дидактические материалы по обеспечению деловой игры:

Закон РФ «О защите прав потребителей» в редакции от 09.01.96 г. Закон РФ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) РСФСР», 1996 г.

Правила продажи различных групп товаров.

Задания, ситуации.

Консультации.

Ход деловой игры

Группа разделена на 4 подгруппы, которые выполняют задания со­гласно выбранной роли. В ходе деловой игры преподаватель непосред­ственно в игре не участвует, не вмешивается в ее ход.

Особенностью деловой игры является самонастрой и самообучение. В ходе поиска решения студенты могут пользоваться советами и кон­сультациями преподавателя, дидактическими материалами. Разрабо­танные варианты решений публично защищаются в группе. Участие нескольких соревнующихся групп в разработке одной и той же про­блемы вызывает дискуссию участников игры по поводу каждого реше­ния.

Анализ результатов деловой игры

и подведение итогов

Занятие по разыгрыванию ролей заканчивается анализом препода­вателем итогов игры, действий каждой группы и отдельных участни­ков. Главное в обсуждении — обмен мнениями, итоговое обсуждение.

В завершение деловой игры каждому участнику выставляется оцен­ка.

ЗАДАНИЕ № 1

Как менеджер-администратор подготовьте консультацию для поку­пателей по качеству и потребительским свойствам соков, минеральных вод.

  1. Дайте разъяснения по применению статьи «Качество товаров», исходя из содержания Закона.

  2. В продаже имеется большой ассортимент фруктовых и овощных соков.

Как отличить натуральные соки от напитков?

  1. В магазинах появилось большое количество разнообразной им­портной минеральной воды, но на русском языке не указано, для каких целей эта вода применяется.

Как разобраться?

4.Определите обязанности продавца соков и минеральной воды по
предоставлению информации о товаре и изготовителе на основе пред
ложенных образцов.

5. Какие безалкогольные напитки отечественного производства
наиболее полезны для здоровья человека?

Приведите примеры.

ЗАДАНИЕ № 2

Как юрист отдела маркетинга определите стратегию по защите прав потребителей, принятию обоснованных конкретных решений при возникновении конфликтных ситуаций и достижению компромисса. Для разработки стратегии работы проанализируйте следующую си­туацию поставив себя на место покупателя. Допустим, вы купили хо­лодильник, и в течение гарантийного срока он у вас сломался. Если вы не сомневаетесь, что поломка произошла не по вашей вине, то можете обратиться в магазин, где купили холодильник, с заявлением

1. Какие последствия продажи товаров с недостатками определены
Законом? Если администратор магазина в информации для покупателя
разместил объявление «Проданный товар не обменивается и возврату
не подлежит», как можно оценить это объявление с точки зрения Закона?

2 .Составьте перечень товаров, которые не обмениваются.

3. Что более предпочтительно для покупателя — возврат денег или
замена, почему? Разъясните условия замены товара.

4 .Оформите заявление с просьбой о возврате или замене.

5. Если покупатель не удовлетворен действиями администрации
по срокам замены товара и неуважительным и даже оскорбительным отношением к нему. Какие аргументы можно привести в разговоре с покупателем по урегулированию конфликта в досудебном порядке?

6. Определите права и обязанности покупателя при обращении в суд.

7. Составьте текст искового заявления.

8. Определите юридические последствия подписания мирного со­глашения для покупателя и магазина.

9. Если ответчик не является в суд, может ли судья рассматривать дело без него?

ЗАДАНИЕ № 3

Как менеджер магазина окажите помощь покупателям в расши­фровке различных видов маркировки (штриховой, буквенной, цифро­вой), которая наносится на упаковку отечественных и импортных то­варов.

  1. Расшифруйте код товаров по абзацам и следующим номерам: 50180441181834; 8009647000666.

2. Как можно использовать информацию штрихового кода?

3. Расшифруйте некоторые знаки качества и специальной марки­ровки .



Fl


N





  1. Охарактеризуйте порядок получения кода предприятиями любой формы собственности.

Приведите примеры нанесения других видов маркировки, обо­снуйте целесообразность их использования.

ЗАДАНИЕ № 4

Как менеджер-коммерсант подготовьте информацию для персона­ла и покупателей магазина о пищевых добавках, их происхождении, классификации, разрешенных и запрещенных химических веществах в производстве товаров.

В сознании многих покупателей укрепилась информация о том, что на наш рынок поступают продукты, содержащие запрещенные пище­вые добавки, которые вызывают различные заболевания, от сыпи и расстройства желудка до рака.

Например, шоколадный батончик «Баунти» содержит добавки: Е-322, Е-422, Е-471; джем клубничный (штриховой код 64168120800279) содержит добавки: Е-440, Е-330, Е-221, Е-202.

  1. Расшифруйте перечисленные индексы, сделайте заключение о целесообразности использования данных пищевых добавок в производ­стве.

  2. Какие организации дают разрешение на применение в производ­стве природных соединений и химических веществ?

  3. Можно ли верить рекламе, утверждающей, что жевательная ре­зинка «Стиморол» без сахара с ксилитом защищает от кариеса?

  4. Чем можно объяснить профилактическое воздействие сахарозаменителей — ксилита и сорбита в жевательных резинках?

  5. В некоторых жевательных резинках для детей стран Южной Африки, Турции, Испании используют бутадиен — стирольный ка­учук.

Ваше отношение к закупке и реализации данной продукции?

6. Какие добавки запрещены к применению в пищевой промышленности? Почему?

Литература:

  1. Закон РФ «О защите прав потребителей».

  2. Гражданский кодекс РФ.

  3. Закон РФ «О рекламе».

  4. Белоусов Е., Крючкова П., Орлова Л., Сорк Д., Янин Д. «Закон о защите прав потребителей с практическим комментарием» М, 1996 г.

  5. Основы потребительских знаний : Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений./ (Виноградова И..Кокорев Р.и др.). Под общ.ред. П.Крючковой.- 2 изд.Институт . М.»Вита-Пресс» 20003 г.

  6. Советы Потребителя. Рейтинги. Обзоры. Ситуации (СПРОС). Справочно-информационное издание для потребителя.

  7. Защита прав потребителей: Учебно-практическое пособие (Авторы-составители Долбилин А. С, Шахурина Ф. Р., Цыкоза Г. Н.) М., 1998 rt

  8. Кравченко А. И. «Обществознание» (8-9 кл.) М., 2003 г.

  9. Кравченко А. И. «Задачник по обществознанию» М.2007 г.

Графический материал заимствован из источника № 7 в списке литературы.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector