Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста «ДОМИСОЛЬКА»

Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Начальная школа – детский сад №5 «Ёлочка»

УТВЕРЖДЕНА:

Педагогическим советом

МОУ «Начальная школа — детский сад №5 «Ёлочка»

Протокол № ______ от ____________ 2008г.

Директор образовательного учреждения _____ Н.В. Попова

«___» ______________________________2008г.

«ДОМИСОЛЬКА»

(Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста рассчитанная на 1 год)

Составитель:

Музыкальный руководитель

образовательного учреждения

Макарова Татьяна Борисовна

Моршанск

2008

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«ДОМИСОЛЬКА»

СОСТАВИТЕЛЬ: Макарова Т.Б.

ТИП ПРОГРАММЫ: АВТОРСКАЯ

ВИД: РАЗВИВАЮЩАЯ

ВОЗРАСТНОЙ ДИАПАЗОН: от 6 до8 лет

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ГРУППОВАЯ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как гимнастика выпрямляет тело,

Так песня выпрямляет душу человека.

Искусство – необходимая часть жизни человека, его душа. Вокальное пение – одна из самых массовых форм музыкального искусства. Вокальный класс — важнейшая дисциплина музыкально – эстетического образования воспитанников и обучающихся, играющая большую роль в формировании

Их духовной культуры, развитии творческой активности. Вокальное пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Оно воздействует на умственные силы детей, сознание, память, воображение, волю, эстетическое чувство и физическую сторону человека.

Наблюдения педагогов и специальные исследования убедительно показали, что пение- эффективное средство физического воспитания и развития детей. В процессе пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание; певческая установка способствует воспитанию правильной осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья воспитанников и обучающихся.

Обучение по данной образовательной программе базируется на применении эффективных прогрессивных методик, в числе которых методика комплексного музыкально-певческого воспитания Д.Е.Огороднова, проверенная многолетней практикой самого автора, его учеников и последователей в работе с различными детскими вокальными коллектива

Данная образовательная программа ставит основную цель:

развитие музыкальных способностей воспитанников и обучающихся, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры.

Достижению данной цели способствует решение следующих задач:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: — овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;

— знание основ певческой гигиены и самоконтроля .

голосового аппарата.

РАЗВИВАЮЩИЕ: — развитие музыкальной памяти, внимания, воображе-

ния, мышления;

— развитие голосового аппарата;

— развитие артистических качеств.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: — воспитание коллектива единомышленников,

использующих свои индивидуальные творческие

возможности для достижения гармоничного

звучания в процессе исполнения;

— воспитание эстетического вкуса, исполнитель-

ской и слушательской культуры.

Программа составлена с учетом психологических и физиологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста и основана на применении следующих педагогических методов и приемов:

МЕТОДЫ

ПРИЕМЫ

Объяснительно-иллюстративные

-рассказ, беседа, прослушивание музыкального материала

Репродуктивные

-пение по ладовой столбице;

-пение по слуху (мотив, фраза, песня), ладовые упражнения;

Эвристические

-накопление репертуара;

— накопление вокально-исполнительских навыков;

-творческие задания.

Используемые в работе методы вокального обучения опираются на процесс мышления и объединяют познавательные процессы с практическими умениями.

В работе по освоению содержания программы применяются основные принципы развивающего обучения:

— обучение на высоком уровне трудности, но в пределах возможностей воспитанников и обучающихся;

-осознание детьми процесса обучения;

— принцип перспективности;

— принцип систематичности в развитии певческого голоса проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений;

-принцип сохранения индивидуальных особенностей звучания детского голоса, отводится главная роль, что обусловлено многообразием природных индивидуальных различий;

— основополагающим в вокальной работе является принцип целенаправленного управления регистровым звучанием голоса.

В программе используются следующие педагогические методы:

— программированное обучение с минимальным шагом прохождения материала;

-доступность обучения;

-опора на интерес;

-сочетание репродуктивного и творческого начала;

-коллектитвно – индивидуальные формы работы на занятиях, позволяющие активизировать работу даже самых слабых детей;

-использование соревновательных форм обучения.

Структура программы предполагает постепенное расширение ЗУН и их углубление в ходе освоения материала программы на протяжении всего года обучения.

Данная образовательная программа рассчитана на воспитанников и обучающихся 6-8лет.

За период обучения дети получат определенный объем знаний, качество которых проверяется через промежуточный контроль: участие в конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях.

В качестве итогового контроля проведение творческого отчета.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

1 ЭТАП – подготовительный

Цель: Обеспечить детям лёгкое овладение информацией и навыками пения.

Создать необходимые благоприятные условия для проведения занятий.

2 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Цель: формирование объединений по овладению ЗУН пения детьми дошкольного и младшего школьного возраста на основании заявлений родителей, родительского договора в соответствии с Уставом учреждения.

3 ЭТАП – совершенствование навыков пения

— участие в конкурсах

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

1. Что голос – наше богатство и к нему надо относиться бережно. Певческий аппарат есть двигательный аппарат со сложной системой мышц, обладающий высокой чувствительностью. Что для правильного пения надо правильно брать дыхание.

Бережно относится к своему голосу. Правильно выполнять дыхательные упражнения. Следить за дыханием во время пения, брать дыхание между короткими музыкальными фразами.

2. Музыка выражает и передаёт чувства человека, картины природы, движение с помощью средств музыкальной выразительности и развития музыки.

произведения. Нотную грамоту, длительности. Жанры и лады музыки.

2. Эмоционально откликаться о произведении, и выражать свои эмоции в рисунках и движениях.

Уметь применять словарь эмоциональных состояний в своих откликах. Выявлять жанровое начало.

3. Части музыкального произведения. Нотную грамоту, длительности. Жанры и лады музыки.

3. Различать части музыкального произведения (вступление, куплет, припев, заключение) Вступать и заканчивать песню самостоятельно.

Знать музыкальные термины крещендо, диминуэндо, лигатто, стокатто. Их применение в музыке.

4. Чисто интонировать мелодию, овладеть выразительным исполнением. Уметь ускорять, замедлять усиливать и ослаблять звучание, петь отдельные отрезки мелодии с аккомпанементом.

Что такое вокализ, соло.

5. Петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него. Исполнять вокализ.

Полученные ЗУН определяются в конце года с помощью итоговой диагностики.

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НЕОБХОДИМО:

Важнейшим компонентом реализации данной программы является наличие и творческое участие педагога – концертмейстера.

Материально – техническое обеспечение

Методическое обеспечение

1. Оборудованный кабинет. (Музыкальный инструмент – фортепиано, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты, 3.-4 микрофона, наушники, звукоусилительная аппаратура, колонки, МД дека, наличие возможности записи фонограмм, наличие возможности изготовления концертных костюмов).

1. Информационная и справочная литература.

2. Соответствующая росту и возрасту детей мебель.

2. Методическая литература:

3. Записи фонограмм детских песен, классических произведений на аудиокассетах и компакт-дисках.

3. Наглядные пособия. ( плакаты, портреты с изображением композиторов, наличие магнитной доски с нотным станом)

КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ КУРСА:

Голос – твоё богатство.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ.

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

всего

Теоретические

практические

Голос – твоё богатство

72 часа

1.1.

Введение в проблему рождения музыки.

3

1

2

1

3

1.2.

Что значит слышать музыку?

3

1.3.

Песня – душа человека.

4

1

3

1.4.

Музыкальные краски. (Средства музыкальной выразительности)

4

1

3

1.5.

Мы споём вам вокализ.

3

1

2

1.6

Пение «по секрету».

3

1

2

1.7.

Музыкально эхо. (чистота интонации)

4

1

3

Будь внимательным (пение по цепочки)

3

1

2

1.8.

Споём вместе со сказочными героями.

4

1

3

1.9.

Природа просыпается (времена года в музыке.)

5

2

3

1.10.

«Аккуратные» звуки

4

1

3

1.11.

Поём знакомые стихи

(песенное творчество)

3

1

2

1.12.

Пение «Внутренним слухом»

3

1

2

1.13.

Споём леймотив

4

1

3

1.14.

Импровизация на заданный текст.

4

1

3

1.15.

Споём любимые песни

3

3

Итого: 72 часа. Итоговая диагностика после обучения.

К концу года дети должны уметь:

Петь легко и свободно.

Правильно брать дыхание при исполнении песни.

Находить звучание голоса, которое соответствовало бы содержанию произведения.

Петь выразительно.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1 раздел

Что такое музыка?

Занятие №1 – «Введение в проблему рождения музыки»

Теоретическая часть: Введение в проблему рождения музыки. Беседа с детьми для чего нужна музыка?

Практическая часть: прослушивание композиторских и народных произведений.

Занятие №2 – «Что значит слышать музыку?»

Теоретическая часть: Что передает музыка человеку ? О чём рассказывает?

Практическая часть: Прослушивание музыкальных произведений, учить детей слышать и понимать замысел композитора.

Занятие №3 – «Песня – душа человека».

Теоретическая часть: Беседа с детьми о песни, её влиянии на человека и его настроение. Составные части песни: вступление, куплет, припев.

Практическая часть: Слушание и разучивание военных, народных, детских песен.

2 Раздел

В мире загадочных звуков

Занятие №4 – «Музыкальные краски»

Теоретическая часть: Рассказ педагога о музыкальных средствах выразительности.

Практическая часть: обучать детей выразительному пению, уметь слышать в произведении средства музыкальной выразительности.

Занятие №5 – «Пение «по секрету»

Теоретическая часть: Знакомство детей с термином – динамика произведения.

Практическая часть: Развивать у детей умение владеть своим голосом. Петь тихо, умеренно тихо, умеренно громко.

Занятие №6 – «Музыкальная лесенка»

Теоретическая часть: Знакомство детей с регистрами, понятием – высота звука.

Практическая часть: расширение диапазона вверх, дидактические игры на развитие звуковысотного слуха, исполнение песен.

Занятие №7 – «Фундамент нашего голоса».

Теоретическая часть: знакомство с нижним регистром.

Практическая часть: расширение диапазона вниз, упражнение «Аквалангист», пение песен.

Занятие №8 – «Аккуратные» звуки.

Теоретическая часть: Знакомство детей с правильным произношением звуков.

Практическая часть: артикуляционные упражнения, рассматривание карточек с правильным положением губ, применение навыков при пении.

3 Раздел

С песенкой по лесенке

Занятие №9 – « Мы споём вам вокализ»

Теоретическая часть: Рассказ педагога : «Что такое вокализ?»

Практическая часть: Формирование навыков пения вокализ.

Занятие №10 – «Музыкальное эхо»

Теоретическая часть: Беседа с детьми о чистоте пропевания звуков.

Практическая часть: Практическая работа над чистотой интонации, пение, дидактические игры.

Занятие №11 – «Будь внимательным»

Теоретическая часть: знакомство детей с правилами пения.

Практическая часть: развитие внимания у детей, пение по цепочке.

Занятие №12 – «Поём вместе со сказочными героями»

Теоретическая часть: Беседа с детьми о поющих сказочных персонажах.

Практическая часть: Рассматривание картинок, просмотр отрывков из мультфильмов, разучивание и пение песен из мультфильмов.

Занятие №13 – «Природа просыпается»

Теоретическая часть: Беседа о временах года.

Практическая часть: Прослушивание классических произведений отражающих природные явления. Пение песен о весне.

Занятие №14 – «Поём знакомые стихи».

Теоретическая часть: Беседа с детьми «Каким должен быть композитор?» Предложить детям побыть композиторами.

Практическая часть: Развивать песенное творчество детей, умение импровизировать простейшие мелодии на знакомые стишки.

Занятие №15 – « Пение «Внутренним слухом».

Теоретическая часть: знакомство детей с термином «внутренний слух», и правилами пения.

Практическая часть: Петь песни в слух и про себя, работа над чистотой интонации.

Занятие №16 – « Споём леймотив»

Теоретическая часть: Беседа с детьми о лирических песнях, знакомство с термином лигато.

Практическая часть: Пение песен лирического характера, работа над плавностью звучания голоса.

Занятие №17 – «Певучий язык»

Теоретическая часть: Беседа с о приёмах применяемых для украшения мелодии

Практическая часть: упражнения на развитие артикуляции и дикции, импровизация мелодии на заданный текст, опевание звуков.

4 Раздел

Рисуем музыку на компьютере.

Занятие №18 – «В детском музыкальном театре»

Теоретическая часть: Рассказ педагога об опере.

Практическая часть: Слушание фрагментов опер, работа в программе «paint» создание рисунков по содержанию музыкальных произведений.

Главными целями уроков пения являются: постановка певческого голоса, правильное дыхание и расширение диапазона, индивидуальная, гибкая система занятий над постановкой голосовых особенностей и желаний каждого ребёнка. Занятия пением позволяют прикоснуться к прекрасному миру музыки, и в тоже время позволяют зарядить организм положительными эмоциями. Кроме того, уроки пения позволяют снять усталость.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методическое обеспечение включает в себя формы, методы и приёмы, используемые педагогом для освоения материала образовательной программы.

Формы работы с детьми, планируемые по каждому разделу содержат следующие конкретные формы занятий, а именно: музыкально – дидактические игры, беседа, музыкальные аутотренинги, музыкально – ритмические разминки, прослушивание музыкальных произведений, импровизацию, рассматривание наглядных пособий плакатов, художественных картин, портретов композиторов, магнитной доски с нотным станом. С целью успешной реализации данной программы:

-оформлен информационный материал о данной программе;

-разработаны подробные план – конспекты всех занятий по программе;

-разработан и оформлен дидактический материал;

-разработана методика проведения итоговой аттестации воспитанников;

-разработаны Положения по проведению различных конкурсов (совместно с ЦРТДЮ г.Моршанска)

В данной программе дидактический принцип наглядности имеет большое значение так, как

развивает зрительное восприятие детей. Оказывая воздействие на органы чувств, наглядность обеспечивает более полное формирование музыкальных образов и понятий, что ведёт к более прочному усвоению знаний.

Наглядность способствует развитию у детей эмоционально-оценочного отношения к музыке и полученным знаниям. Работая самостоятельно, дети убеждаются в достоверности того, о чём говорит педагог. Наглядность повышает интерес к знаниям, позволяет облегчить процесс их усвоения, поддерживает внимание ребёнка.

Использование наглядности при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста является необходимым фактором, поскольку соответствует их уровню восприятия и мышления.

Наглядный метод обучения используется для развития наблюдательности, повышения внимания, развития коммуникативной функции.

Словесный метод, используемый в предлагаемой программе, необходим для формирования теоретических и фактических знаний.

Практический метод предусмотрен программой для развития практических умений и навыков.

Репродуктивный метод направлен на формирование знаний и навыков.

Образовательная программа «Домисолька» включает в своё содержание следующие педагогические технологии:

  1. Технология развивающего обучения:

Цель: развитие личности и её способностей.

Сущность: ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

Механизм: вовлечение обучающихся в различные виды деятельности.

  1. Технологии игрового обучения:

Цель: обеспечение усвоения ЗУН в игре.

Сущность: Познавательная деятельность направленная обработку и усвоение информации.

Механизм: Музыкально – дидактические игры, игровые ситуации.

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА

( в конце обучения)

показатели

критерии

Методы диагностирования

  1. Теоретические показатели

— теоретические знания

-владение специальной терминологией

Соответствие требованиям программы

Правильность использования специальной терминологии

Контрольный опрос

(устный)

Дидактические игры.

  1. Практическая подготовка ребёнка.

-практическая подготовка ребёнка

Соответствие практических умений и навыков ребёнка программным требованиям

Контрольные задания

Творческий отчёт.

  1. Учебно-

коммуникативные умения

— умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога.

  1. организационно-волевые качества

— терпение

-воля

-самоконтроль

Способность преодолевать трудности

Способность активно побуждать себя к практическим

действиям

Умение контролировать свои поступки

наблюдения

  1. Ориентационные качества

-самооценка

— интерес к занятиям

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

Осознанное участие ребёнка в освоении программы.

Анкетирование

тестирование

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Упражнения на постановку дыхания.

1.Я предлагаю детям положить свои ручки в районе рёбер, что позволит им почувствовать движение диафрагмы во время дыхания, сделать глубокий вдох, задержать некоторое время дыхание, и выдохнуть так тихо, беззвучно, чтобы не погас фитилёк свечки.

2. Первая часть упражнения аналогична, но выдох дети делают маленькими порциями воздуха.

3. Пение попевок на стоккато.

4.

К нам открытка в сад пришла,

Пишет нам сама Весна.

Утро доброе, ребята,

Я — волшебница Весна,

Я луга, и лес, и поле

Пробудила ото сна.

Вот и солнышко проснулось,

Стало лучше припекать,

Потянулось, улыбнулось,

Всех ребят зовёт гулять.

В гости вас к себе зову,

Чаем сладким угощу.

Далеко мой дом стоит,

Дорогие мои дети,

Чтоб добраться до него,

Мы на поезде поедем.

Скорее торопитесь,

В вагончики садитесь,

Время приближается,

Поезд отправляется.

Дети согнув руки в локтях делают круговые движения и чётко на выдохе произносят чух – чух — чух

2. Упражнения на развитие голоса, расширение диапазона.

Музыкальному руководителю следует помнить, что у каждого ребёнка есть звуки, которые ему удобнее петь так называемый примарные зоны. Поэтому надо соблюдать диапазон, если ребёнок поёт выше или ниже этих звуков, то у него теряется чистота интонирования. Расширять диапазон детей надо очень аккуратно и медленно. Для достижения чистоты интонирования я выполняю с детьми следующее упражнение:

1.»Пение попевок от разных ступеней» ( в разных тональностях)

У детей этого возраста уже можно выравнивать певческий голос по всему диапазону, округлять звучание гласных и вырабатывать чистый унисон, для этого я применяю упражнения на округление гласных. Например, упражнение на звук «Е» козочка «бе», овечка «ме» и подобные упражнения на другие гласные. Необходимо обращать, внимание детей на активность губ и чёткое произношение согласных.

3. Упражнение на выработку дикции и тембра голоса.

1. Проговаривание скороговорок.

2. Проговаривание с понижением следующего текста:

«Чтоб овладеть грудным регистром, полезно стать аквалангистом, я опускаюсь ниже, ниже, а дно морское ближе, ближе. И вот уж в царстве я подводном хоть опустился глубоко, но голосом грудным свободным распоряжаюсь я легко. Чтоб овладеть грудным регистром, полезно стать аквалангистом.»

4. Упражнение на развитие звуковысотного восприятия

1. Пение по лесенке вверх: И, Э, А, О, У, Ы

вниз: Ы, У, О, А, Э, И

2. Аналогично: «Белки щёлкали орехи» и «Щёлкали орехи белки»

А также полезны следующие упражнения:

1. Проведение невербального разговора.

2. Упражнение на развитие динамического слуха:

Наша Таня громко плачет (проговаривают громко)

Уронила в речку мячик (проговаривают тихо) и.т.д.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ АУТОТРЕНИНГИ.

  1. «ПРОИЗНЕСИ СВОЁ ИМЯ ЛАСКОВО»

«Этюд» И. Берковича (№1)

Чтобы детям было легче представить нужное чувство можно прочитать стихи: Имя ласковое мне мама подарила,

Словно солнышко, оно вокруг всё озарило.

2.»УТРО» (Релаксация с последующей активизацией жизнедеятельности).

«Утро» Э.Григ

После ночного отдыха каждый человек просыпается с хорошим, бодрым настроением. Хочется верить, что ночь, которая закончилась, унесла с собой всё самое тревожное, плохое, что было вчера. И вот наступает утро. Мы ещё не видим его, наши глаза закрыты, но мы чувствуем, как поднимается солнышко, как начинают светлеть верхушки деревьев. Просыпаются цветы, они поднимают вверх свои закрытые головки с сомкнутыми лепестками и начинают медленно раскрываться. Детям снова предлагается вспомнить и продемонстрировать спокойное выражение лица – мышцы расслаблены, словно человек находится в полудрёме, дыхание ровное ,глубокое. Дети расслабляются, осанка становится мягкой, голова опущена, руки свободно опущены.

Но, тем не менее, всё вокруг находится в ожидании восхода солнца. Окружающий нас мир природы постепенно светлеет, кажется, что вот-вот первые солнечные лучи хлынут на землю, и всё сразу оживёт, задышит, зашевелится.

Вслушайтесь внимательно в звучащую музыку.

Своими звуками оркестр нарисует тот самый миг, когда из-за линии горизонта поднимется солнце. В этот самый миг волшебная мелодия станет яркой, горячей, словно мы попали под поток солнечного света. Тогда я вас прошу открыть глаза и потянуться – солнце сразу передаст людям свою энергию, человек становится бодрым, жизнерадостным. Осталось, только улыбнуться навстречу солнцу. (Дети открывают глаза и улыбаются). Вместе с изменением настроения музыки меняется не только выражение вашего лица, ваш характер спокойный меняется на бодрый, осанка выпрямляется, подтягиваются, распрямляются плечи, поднимается подбородок.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

3. «ПЕРВЫЕ СНЕЖИНКИ»

«Бусинки» С.Майкапара

Педагог просит представить картину первого снегопада. Когда вокруг тихо начинает падать снег. Каждая снежинка парит в воздухе, и все вместе они превращаются в волшебную пелену, которая окутывает дом, деревья реку, сад.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

Инна землю тихо

Падает ложиться.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Дети могут вытянуть руки вперёд, стараясь представить холодное приятное прикосновение снежинок, которые тают на теплой ладошке. Каким при этом будет выражение лица?

Можно использовать любые другие тренинги по выбору педагога,

также полезны упражнения на развитие мимики, мышц лица (невербальные) например:

  1. Изобразить удивление

  2. Изобразить гнев

  3. Изобразить радость

  4. Изобразить безразличие и т.д.

Список литературы для педагога

  1. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду» Просвещение, 1982г.

  2. Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» Москва «ВАКО» 2006

  3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной педагогики. М. 1968.

  4. Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. М. 1972.

  5. Михайлова М.А. «Игры и упражнения для музыкального

развития ребёнка» Ярославль Академия развития 2008г.

Малинина Е.М. Вокальное развитие детей. М.- Л.,1967.

  1. Орлова Т.М. С. И. Бекина «Учите детей петь» Москва «Просвещение» 1988г.

  2. Огороднов Д.Е. «Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим собой» Свердловск 1981г.

  3. Самигулина В.М. «Музыка. 1 класс» Волгоград. Учитель 2005

  4. Стулова Г.П.«Развитие детского голоса в процессе обучения пению» Прометей, 1992г

19

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *