Дидактический материал к урокам словесности по УМК Р.Альбетковой. 5 класс

Роль омонимов, антонимов, синонимов 5 кл.
в произведениях художественной словесности.
Для чего употребляются эти лексические единицы в художественных текстах?
1. Что такое омонимы?
2. Найдите в тексте омонимы, определите их значение.

Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу мёду крынку,
Вдруг на Мишку, вот напасть,
Осы вздумали напасть.

3. Сделайте вывод: для чего они служат?
1.Что такое синонимы?
2.Рассмотрите синонимы. Какие из них употребляются в разговорном языке, какие – в литературном?
Произнести, проговорить, молвить, изречь, буркнуть, ввернуть, загнуть, провещать, ляпнуть, сморозить, заме-тить, выпалить, проронить.

*необходимо помнить, что есть грамматические синонимы и текстовые.

3.Найдите в тексте синонимы, определите их значение.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на брег пустой, Разольется в шумном беге
4.Сделайте вывод: для чего они служат?
1.Что такое антонимы? 2.Найдите антонимы в пословицах. Объясните их смысл.
Труд человека кормит, а безделье портит.
Делу – время, потехе – час.
Ученье – свет, а неученье – тьма.

* необходимо помнить, что есть грамматические антонимы и текстовые.

3. Найдите текстовые антонимы.
Прекрасна как ангел небесный,
Как демон коварна и зла.

4.Сделайте вывод: для чего они служат?

Роль новых и устаревших слов
в произведениях художественной словесности. 5 класс
Для чего употребляются эти лексические единицы в художественных текстах?
1. Запишите определения: Новые слова в языке называются неологизмами. Они создаются из морфем русского языка, а также заимствуются из других языков.
2. Как образовались данные слова?
Пылесос, зарплата, кофемолка, холодильник, электричка, летчик, фотоаппарат, скороварка, программист.
3. В художественных произведениях писатели иногда создают слова, которых не было в русском языке. Зачем это сделал поэт В.Иванов?
В чудном городе Хищенске,
В тихой улочке Крадевской
Жил один злодей известный –
Пан Злодислав Злодиевский.
И супруга – Злодеюга,
И одчкорка – Злодеюрка,
И соночек – Злодеёчек,
И собачка – Злодеячка.
А котенок? И котенок
По прозванью Злодеёнок.
Есть ещё и канарейка
Презабавная Злодейка.
4. Запишите вывод: В художественных произведениях новые слова, созданные писателями, служат средством выразительности речи.
1. Запишите определения: Устаревшие слов, обозначающие ушедшие из жизни предметы, называются историзмами.
2. Запишите и запомните устаревшие слова, подберите к ним современные синонимы,: очи, перст, десница, шуя, выя, ланиты, щеки, перси, чело. Такие слова называют архаизмами.
3. Для чего использовал устаревшие слова А.С.Пушкин?
В унынье, с пасмурным челом,
За шумным свадебным столом
Сидят три витязя младые;
Безмолвны, за ковшом пустым,
Забыли кубки круговые,
И брашна неприятны им
Соперники в искусстве брани,
Не знайте мира меж собой;
Несите мрачной славе дани
И упивайтеся враждой!
4. Запишите вывод: В художественных произведениях устаревшие слова помогают нарисовать картину прошлого или придают тексту высокую поэтическую окраску.

Роль фразеологизмов в произведениях словесности. 5 кл.

Запишите в тетрадь определение: Фразеологизм – это устойчивое словосочетание, не делимое по смыслу и синтаксически.
Прочитайте внимательно текст. Выпишите из него фразеологизмы, объясните их лексическое значение. Выполнить это задание помогает фразеологический словарь.
К какому стилю мы отнесем этот текст? Почему?
Нашли сороки в лесу кусок сыра. Не помня себя от радости, стали совещаться, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любительницы сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже, видно, пронюхали о находке, вот одна кружится, другая, третья… того и гляди утащат кусок среди бела дня из-под носа.
Спорили, спорили, стрекотали сороки, а сыр тем временем под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало подальше от греха. Хватились сороки, а ее уж и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать!
3. Вставьте нужные фразеологизмы в стихотворные отрывки. Объясните их значение.
а) Глеб у доски повесил нос,
Краснея до ________
Он в этот час, как говорится,
Готов _____________
О чем же думал он вчера,
Когда _____________ с утра?

б) Говорил товарищ мой вчера,
Что в кино давно сходить пора.
Только было я хотел собраться,
Как ему _________купаться.
По дороге передумал он,
Стал тащить меня на стадион.
– Что ты, – закричал я, – в самом деле!
У тебя __________________!

Слова для справок: взбрело на ум, сквозь землю провалиться, до корней волос, баклуши бил, семь пятница на неделе.
4. Придумайте увлекательный рассказ о событиях, которые могли с вами произойти. Используйте в своем рассказе нужные фразеологизмы.
Голова идет кругом, дух захватывает, мороз по коже, валиться с ног, ждать у моря погоды, гора с плеч, на седьмом небе, ни жив ни мертв, не показать вида, опустить руки, принять близко к сердцу, сгореть со стыда, сквозь землю провалиться, язык проглотить.

Прямое и переносное значение слова. 5 кл.

Вспомните, что такое прямое и переносное значение слов. Найдите в Толковом словаре слова однозначные и многозначные слова. Понаблюдайте, какое значение они имеют?
Многозначные слова часто имеют переносное значение . В каком значении употреблено слова КАША в следующих выражениях: манная каша, у него каша в голове, , с ним каши не сваришь, мало каши ел, сапоги каши просят, , заварить кашу. Объясните переносный смысл фразеологизмов.
Какое значение имеет слово КАША в пословице: Где щи да каша, там и место наше. В каких ситуациях можно употребить эту пословицу?
Запишите вывод: Переносное значение слов часто употребляется во фразеологизмах и пословицах.
Прочитайте стихотворение И.Мазнина. В каком значении употреблено выражение набрать в рот воды?
Почему киты молчат,
Ничего не говорят,
Хоть имеют киты
Преогромные рты?
Потому что киты
В рот набрали воды.
6. Запишите вывод: В художественном произведении прямое и переносное значение слов служит выразительным средством.
7. Угадайте , какие фразеологизмы, понятые художниками буквально, изображены на этих рисунках. Выясните их значение по фразеологическому словарю

8.Дом. задание. Выясните по фразеологическому словарю значение указанных фразеологизмов, сделайте иллюстрацию к 2 из них так, чтобы в ваших рисунках они были поняты буквально, т.е. в прямом значении: бросать слова на ветер, взять себя в руки, витать в облаках, вить веревки, давать слово, держать в ежовых рукавицах, заливаться соловьем, как без рук, как ветром сдуло, клевать носом, кошки скребут на душе, медведь на ухо наступил, пальчики оближешь, повесить нос, свести с ума, сесть на голову, смотреть как баран на новые ворота, терпение лопнуло, чесать языком.

«Сосуд добра не исчерпать до дна» 5 класс
Роль эпитетов в художественных произведениях.
1. Прочитайте «мудрые» мысли и объясните их смысл:
Светить всегда, светить везде(В.Маяковский)
Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем, кто ж тогда рассеет мрак! (Н.Хикмет)
Все прекрасное на земле – от солнца, все хорошее – от человека (М.Пришвин)
Пусть добрым будет ум у вас, а сердце добрым будет.( С.Я.Маршак)
2. Найдите по Толковому словарю лексическое значение слова сердце.
Что может сказать о сердце врач? А как мы говорим о сердце человека, который живет интересами других людей, способен горячо и сильно чувствовать, быть отзывчивым и добрым?
4. В «Словаре эпитетов» к прилагательному сердце более 100 прилагательных. Запишите несколько таких прилагательных и объясните их смысл: доброе, ангельское, беспокойное, благородное , большое, горячее, кроткое, золотое, жалостливое.
5.Объясните фразеологизмы: сердце разрывается, жить сердцем, положа руку на сердце, разбить чье-то сердце, скрепя сердце.
6.Объясните лексическое значение слова милосердие. Назовите литературных героев с добрым сердцем.
7.Подберите антоним к выражению доброе сердце. Запишите несколько прилагательных и объясните их смысл: бездушное, бесчувственное, железное, жестокое, каменное, ледяное.
8.Объясните фразеологизм сердце обросло мохом. Назовите литературных героев, имевших «ледяное сердце»? «железное сердце»?
9. Запишите вывод: Эпитет – это художественное определение предмета или явления. В художественном произведении эпитет помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.
10. Домашнее задание. Допишите сказку о том, как царевич победил злую колдунью Злобу и вернул царевне Раде доброе сердце.

Способы связи предложений в тексте 5 кл.
1. Повторение. Что такое текст? Какие признаки текста вы знаете?

2. Можно ли назвать данную группу предложений текстом? Почему? Расставьте их так, чтобы получился текст. Спишите текст.
1.Ударили по листьям капли крупного дождя. 2.Затих старый бор. 3.Набежали на небо грозовые тучи. 4.Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев, закружил пыль по дороге и умчался. 5.Вдруг на землю обрушилась стена воды.
Какие слова помогают связывать предложения в тексте? Они называются сцепляющими.

3.Прочитайте текст, найдите сцепляющие слова.
1.В то лето я жил в маленьком северном городе. 2.Город стоял на берегу реки. 3.По реке ( по ней) плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты.

Запишите в тетрадь: Цепной ( местоименный) способ связи – предложения связаны последовательно. Сцепляющими словами при цепном способе связи могут быть местоимения, повторы слов, синонимы.

4. Прочитайте текст, найдите сцепляющие слова.
1.Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. 2.Звонко поют птицы. 3.Звенят под деревьями весенние ручейки. 4.Смолой пахнут набухшие почки.

Запишите в тетрадь: Параллельный способ связи – все последующие предложения связаны с первым. Сцепляющими словами при параллельном способе связи могут быть родо-видовые понятия.

5. Определите способ связи предложений в тексте в задании 2.

6. Творческая работа (дописать текст):
1 вариант
2 вариант

Я люблю каникулы!
В это время можно
Никто не заставляет
Интересные передачи
Друзья все время

Вот и наступили каникулы. Теперь я поеду в гости к . Она давно . К моему приезду . Я обниму ее и скажу: «!»

а) Что объединяет эти рассказы?
б) Какой способ связи предложений в тексте вы использовали?
в) Какие схемы соответствуют вашим рассказам?

Галчонок.
В родном гнездышке чёрный галчонок был самым шумным. Ему попадали самые вкусные жучки, червячки и букашки. Галчонок первым увидел собачонку, первым научился летать и с матерью спустился к ручью.
Первый раз в жизни он стал с жадностью набирать в рот холодную воду. Он вскочил на круглый скользкий камешек. Вдруг ноги его разъехались в разные стороны, и он свалился в ручей. Быстрое течение подхватило его и захлестнуло с головой. В опасности помогла мать. Она успела схватить галчонка клювом за крыло. Галчонок долго сидел на пригорке, встряхивал он свои крылышки и грелся на солнышке.
Постепенно с помощью отца и матери галчонок научился подниматься и опускаться в воздухе.

Интонация, ее особенности в речи. Интонация в прозе.

Интонация в русском языке отличается богатством и исключительным разнообразием. Выдающийся советский педагог А.С.Макаренко писал, что сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить Иди сюда с 15-20 оттенками.
Запишите в тетрадь: Интонация – это главное выразительное средство звучащей речи, передающее отношение говорящего к происходящему.
3. Виды интонации:

13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415

Интонация по тону:
восклицательная
невосклицательная,
вопросительная
перечислительная
звательная
отрывистая
противопоставительная.
4. Особенности интонации: логическое ударение, пауза, повышение и понижение голоса.
Запишите в тетрадь: Логическое ударение – это выделение в речи наиболее ванного слова или словосочетания.
Задайте вопрос так, чтобы предложение служило ответом:
? – Я это стихотворение вчера выучил.
? – Я это стихотворение вчера выучил.
? – Я это стихотворение вчера выучил.
? – Я это стихотворение вчера выучил.
? – Я это стихотворение вчера выучил.
Запишите в тетрадь: Паузы – это средства различения смысла. На письме они обозначаются знаками препинания.
Докажите, что смысл зависит от места паузы: Идти / нельзя останавливаться//. Идти нельзя /останавливаться//.
Запишите в тетрадь: Мелодика речи – повышение и понижение голоса. Она зависит от цели высказывания.
С повествовательной интонацией: Ты пришел. Голос понижается к концу предложения.
С вопросительной интонаций: Ты пришел? Голос повышается к концу предложения.
С восклицательной интонацией: Ты пришел! Произносится с напряжением, подъемом голоса.
5. Вывод: Интонация — важнейшее средство выражения смысла.
6. Составьте партитуру ( рисунок) отрывка из рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Через час примерно он раскопал глухаря. От птицы шел пар и аппетитный запах: глухарь упрел в собственном соку – охотничье блюдо! Но без соли какой же вкус! Васютка через силу глотал пресное мясо.
— Эх, дурило, дурило! Сколько этой соли в бочках на берегу! Что стоило горсточку в карман сыпануть! – укорял он себя.
7. Дом.задание. Спишите текст стр. 101 , параграф «Диалог»: « Ты опять завтракаешь на уроке?..» в учебнике русского языка, составьте партитуру этого текста.

Что такое текст. 5 класс.

1.Запишите в тетрадь: Текст – это несколько предложений, объединенных по смыслу( т.е. темой и основной мыслью) и грамматически (т.е. с помощью языковых средств).

2.Можно ли из данных предложений составить текст? Что для этого нужно сделать?. Запишите составленный вами текст.
1)Он бывает разный.
2) Летний дождь
3)А в иной раз начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов.
4)Иногда хлещет как из ведра, обрушится на землю сплошным потоком, закачает деревья, прибьет к земле траву, заставит низко пригнуться ветки кустарников.
3. Запишите в тетрадь: Тема – то, о чем говорится в тексте.

4. Тема текста часто отражается в заглавии. Темы бывают широкие и узкие. Найдите самые широкие и самые узкие темы.
1) Зима. – Конец зимы. Полдень. – Зима в нашем парке.
2)Летом. Летние каникулы. – Один день летних каникул. – Как я однажды ходил за грибами.
3) На стадионе. – Случай на стадионе. – Как я «болел» за нашу команду на соревнованиях по теннису.
4) Мой котенок Барсик. – Как Барсик научился есть из блюдца. – Забавный котенок.
5. Запишите в тетрадь: Основная мысль ( идея) – отношение автора теме (т.е. тому, что он изображает). Она находится чаще в конце текста.

6.Выделите те заголовки, в которых содержится основная мысль.
1) Один день каникул. – Самый скучный день каникул.
2) Забавная история. – История из жизни.
3) Наша собака. – Наша любимица. – Смой верный друг.
4) Ландыш. – Мой любимый цветок.
7. Составьте текст по картинкам.

8. Домашнее задание. Сочините 4-5 распространенных предложения, чтобы получился текст на одну по выбору тему: Как я обычно делаю уроки. . Мое любимое домашнее животное. Какой должна быть школьная перемена и почему?

Контрольная работа по словесности
5 класс ( 1 полугодие)
Вариант 1.
1. О каком языковом явлении говорится в стихотворении Я. Козловского?
А) синонимы Б)антонимы В) омонимы
День вступил в свои права,
Постучались в дверь слова.
Я открыл им.
Что за чудо?
Предо мною близнецы.
Я спросил их:
— Вы откуда, появились, молодцы?
Отвечали мне слова:
— Заверяем, голова, что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Скажем лицам вопреки,
Мы по смыслу — далеки.

2.Выпишите из стихотворения слова, близкие по смыслу ( синонимы)
Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! —
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.
3. Для чего служат синонимы? Ответ запишите полным предложением.

4. Выпишите антонимы из пословиц.
А)Велик телом, да мал телом.
Б) Язык длинный, мысли короткие.
5. Отгадайте загадку с использованием омонимов и запишите ответ:
Первую утром девчонки плетут,
Сено косить все вторую берут,
Третья у речки песчаной бывает.
Кто ж это слово быстрей отгадает?
6. Какое слово в ряду лишнее? Выпишите это слово.
Бросать, кидать, ловить
7. Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия — это
А) Метафора Б) Эпитет В) Олицетворение

8. Из данных стихотворных строк выписать олицетворение.
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна(С. Есенин)
9. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст. Запишите последовательность букв:
(А) В мертвой тишине леса слышится шуршание падающих листьев.
(Б) Вот золотисто- красный лист дрогнул, полетел по воздуху.
(В) Идешь по разноцветному ковру из листьев и любуешься золотистой осенью.
(Г) Они сами ложатся ковром между деревьев.
10. Спишите текст (задание 9).
11. Подчеркните сцепляющие слова в предложениях текста ( задание 9)
12. Озаглавьте текст ( задание 9) так, чтобы в названии отражалась тема.
13. Определите и запишите основную мысль текста ( задание 9).
14. Определите способ связи предложений в тексте:
А. цепной Б. параллельный

Проверочная работа по теме «Интонация»
1 вариант
1.Чем отличаются стихи от прозы?
А. В стихах есть ритм, а в прозе его нет.
Б. Стихи делятся на строки ( строфы), проза выглядит как сплошной текст.
В.Не отличаются ничем.
2. Ритм в стихах передается с помощью
А. Монолога. Б. Рифмы В. Стихотворного размера.
3. Какое выражение неверно?
А. Интонация – это главное выразительное средство звучащей речи.
Б. Интонация – это смыслоразличительное средство.
В. Интонация не зависит от выбора знаков препинания.
4. Спишите и поставьте повышение и понижение голоса ( ) в следующих предложениях:
А. У них только два сына.
Б. У них только два сына?
В. У них два сына!
5.Спишите и поставьте паузы ( / , // ) в выражении так, чтобы подчеркивались действия, совершенные героями. Мама с дочкой гуляли.
6.Спишите предложение, подчеркните слово с логическим ударением так, чтобы смысл
высказывания был: выученный урок – моя заслуга. Я выучил урок.
7.Определите вид рифмы в следующем отрывке:
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется – на душе светло.
А. перекрестная Б. парная В кольцевая

Проверочная работа по теме «Интонация»
2 вариант

1.Чем отличаются стихи от прозы?
А. В стихах есть ритм, а в прозе его нет.
Б. Не отличаются ничем.
В. Стихи делятся на строки ( строфы), проза выглядит как сплошной текст
2.Ритм в прозе передается с помощью
А. Монолога. Б. Рифмы В. Типов речи ( описание, повествование, рассуждение)
3.Какое выражение неверно?
А. Интонация не зависит от выбора знаков препинания.
Б. Интонация – это смыслоразличительное средство.
В. Интонация – это главное выразительное средство звучащей речи.
4. Спишите и поставьте повышение и понижение голоса ( ) в следующих предложениях:
А.Завтра мы пойдем в поход.
Б. Завтра мы пойдем в поход?
В. Завтра мы пойдем в поход!
5.Спишите и поставьте паузы ( / , // ) в выражении так, чтобы смысл высказывания был: мама гуляла именно с дочкой. Мама с дочкой гуляла.
6.Спишите предложение, подчеркните слово с логическим ударением так, чтобы смысл высказывания был: я совершил значимые для себя действия. Я выучил урок.
7.Определите вид рифмы в следующем отрывке:
Мчаться тучи, вьются тучи:
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
А. перекрестная Б. парная В кольцевая
Строфа.
1. Запишите в тетрадь : Строфа. – группа стихотворных строк, объединенных одной микротемой и рифмой.
По количеству стихотворных строк строфы называются: двустишием, трехстишием четверостишием, пятистишием
2. Определите название приведенных ниже стихотворных строф.

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А.К.Толстой

Вот ворона на крыше покатой,
Так с зимы и осталось лохматой
А.А.Блок

В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья
А.С.Пушкин

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
А.С.Пушкин

Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекою
Седые облака
С.А.Есенин

Чародейкою зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф.И.Тютчев

3. Определите вид рифмы и стихотворный размер понравившегося отрывка.

Практическая работа по теме
«Определение рифмы и двусложных стихотворных размеров в стихах» 5 класс
Упражнение 1.
Определите стихотворный размер ( ямб, хорей) и вид рифмы ( парная, кольцевая, перекрестная) в следующих стих.отрывках:
1.
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
Но вы, друзья, не бейте нас.
2.
Я пришёл из школы:
Мамы дома нет.
На столе оставлен
Для меня обед
3.
Был кот в гостях у кошки,
Сказал с тревогой ей:
— Нужны монтёру кошки,
Слыхал я сам, ей-ей!
4.
Дом по улице идет,
На работу всех везёт.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках.

Контрольное упражнение:
1 вариант:
1.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
2.
Один прилежный ученик,
Владелец попугая,
Уроки выполнять привык,
Учебники ругая
3.
По дороге «стук» да «стук» —
Едет крашеный сундук.
Старичок его везёт,
На всю улицу орёт

2 вариант:
1.
С неба смотрит солнце
Миллионы лет.
Льёт на землю солнце
И тепло и свет.
2.
Возок несётся чрез ухабы,
Мелькают миом будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри
3.
Злая мачеха вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.

Проверочная работа по теме «Эпические жанры фольклора»
1 вариант

1. Соотнесите роды словесности и способы изображения мира и человека:
Лирика А.Изображаются события в пространстве и
времени
Эпос Б. Изображаются деятельные и действующие
лица
Драма В. Выражаются чувства и мысли человека.

2. Отметьте, какие из данных эпических жанров можно отнести к устному народному творчеству: Сказка, басня, повесть, легенда, рассказ, репортаж.

3. Соотнесите произведения фольклора с его жанрами.
1) Серое сукно тянется в окно
2) Как сыр в масле катается
3) Голь на выдумки хитра
* Пословица
* Поговорка
* Загадка

4.Закончите приведённые пословицы, соблюдая рифму.
Злой плачет от зависти, а добрый от __________________________________
В болоте тихо – да жить там_________________________________________
Морских топит море, а сухопутных крушит____________________________
Слова для справок: А. Лихо; Б. От радости; В. Горе

5.Соотнесите данные примеры с художественными средствами языка.
1)Добрый конь
2)Через моря и горы перешагивает
3)Утро седое
4)Стоит, как грозный часовой

Сравнение
Метафора
Эпитет
Гипербола

6. Восстановите композицию сказки, расположив правильно её части.
«Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса, — там наверху жарко, так я сюда забралась».
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.
Бежала лиса, на ворон зазевалась, — и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет.
А козлу давно пить хочется. «Хороша ли вода-то», — спрашивает козёл. «Отличная, — отвечает лиса, — чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь»
Идет козёл, умная голова Увидел там лису и спрашивает: «Что ты там, лисонька, поделываешь?»

Проверочная работа по теме «Эпические жанры фольклора»
2 вариант

1. Соотнесите роды словесности и способы изображения мира и человека:
Лирика А.Изображаются события в пространстве и
времени
Эпос Б. Изображаются деятельные и действующие
лица
Драма В. Выражаются чувства и мысли человека.

2. Отметьте, какие из данных эпических жанров можно отнести к устному народному творчеству: Загадка, роман, пословица, рассказ, пословица.

3. Соотнесите произведение фольклора с его жанром.
1)Без головы, а в шляпе
2)Вилами на воде писано
3)Яблочки от яблоньки недалеко падают
Пословица
Загадка
Поговорка

4. Завершите пословицы, подбирая (в рифму) подходящее предложение.
И вашим и нашим ____________________________________________
В лесу жить, _________________________________________________
Когда ни умирать, ____________________________________________
Слова для справок: А. Лешим слыть; Б. За копейку спляшем; В.День терять

5. Соотнесите данные примеры с художественными средствами языка.
1)Дождинки- слёзы
2)Сырая земля
3)Затужили – загоревали
4)Махнул палицей- тысячу положил
Эпитет
Гипербола
Метафора
Повтор с усилением

6. Восстановите композицию сказки, расположив правильно ее части.
Летел сыч и увидел, что она больших и малых птиц обижает, яички таскает. Полетел к орлу жаловаться.
Жила-была ворона. Прилетели птицы и стали гнёзда вить в горах, долах, лесах и нанесли яички.
Так она и сидит до сих пор.
Рассердился орёл на ворону, велел её засадить в острог, в решетчатый теремок, за железные засовы.
Подметила это ворона, и ну перелётных птиц обижать, у них яички таскать!

Подготовка к контрольной годовой работе по словесности. 5 класс

Анализ текста.
Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И сами до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышко – багряными и золотыми.
Налились, потяжелели и потекли. Полетели птицами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись горностаями по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.
Капля по листику щёлкнет – сорвётся лист. Синица на ветке завозится – брызнут в сторону листья. Ветер вдруг налетит – завертится пёстрый смерч. А если неуклюжий косач вломится с лёту в вершину – хлынет сверкающий водопад.
Деревья стоят по колено в листьях. Ёлочки листьями украсились, папоротники под листьями пригрелись, грибы под листьями спрятались. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг. Шумит золотой дождь.
Н.И.Сладков
Определите тему текста __________________________________________
Выразительно озаглавьте текст ____________________________________
Определите основную мысль текста ( Какие чувства хотел донести читателям автор текста? _________________________________________________________
Выпишите образы природы из текста _______________________________
* Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
А. Листья впитали солнечное тепло летом.
Б. Шумит золотой дождь
В. Птицы улетают на юг.
Г. Листопад – прекрасная пора осени.
6. Определите форму организации текста: стихи или проза (подчеркнуть)
7. *Определите тип текста: описание, повествование, рассуждение (подчеркнуть).
8. Составьте план текста ( озаглавливайте части текста)
1.
2.
3.
4.
9.* Какое выразительное средство содержится в предложении: Листья летят, качаются, бегут.
А. метафора Б. сравнение Г.олицетворение
10. Определите выразительное средство
А. листья подставляли солнцу свои ладошки — __________________________
Б. золотые листья — ________________________________________________
В. листья стали как солнышко — ______________________________________
Г. Папоротники под листьями пригрелись______________________________
11. Выпишите из текста по 1 примеру
метафоры _________________________________________________________
олицетворения ____________________________________________________
сравнения ________________________________________________________
12. Объясните лексическое значение слов (листья) лопочут ______________________,
водопад ___________________________, смерч _______________________________
13. Сделайте интонационный рисунок указанных учителем предложений.
14. Иллюстрируйте данный текст.

ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО СЛОВЕСНОСТИ 5 класс
1 вариант
Анализ текста.
Тихо в лесу. Лиловые длинные тени лежат на сугробах. По нежно-голубому весеннему небу плывут легкие белоснежные облака.
Если прислушаться, можно услышать, как тихо дышит, пробуждается зимний лес. Он живет в эти дни невидной и неслышной жизнью, которая доступна только зоркому глазу и чуткому уху. Вот по-весеннему попискивают, возятся шустрые черноголовые синички. На макушке сухого звонкого дерева пустил весеннюю торжественную трель лесной барабанщик дятел. Стайка клестов широким красно-брусничным ожерельем рассыпалась по вершинам елей.
Празднично в весеннем лесу! На сугробах уже появились стеклянные кружева. Высятся на солнце медно-бронзовые стволы сосен, возносятся в самое небо раскидистые вершины. Жесткие вечнозеленые ветки багульника показались у пригретого мартовским солнцем высокого пня.
Скоро наступит настоящая, бурная весна.
И.С.Соколов-Микитов
1. Определите тему текста ______________________________________________________
2. Выразительно озаглавьте текст _______________________________________________
3. Определите основную мысль текста ( Какие чувства хотел донести читателям автор текста? _______________________________________________________________________
4. Выпишите образы природы из текста __________________________________________
5. * Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
А. С приходом весны лес оглашается звонким пением птиц.
Б. Весной снег в лесу подтаивает, образуя на сугробах ледяную корочку.
В. На деревьях распускаются смолистые почки.
Г. Весной лес живет невидной и неслышной человеку жизнью.
6. Определите форму организации текста: стихи или проза (подчеркнуть)
7. *Определите тип текста: описание, повествование, рассуждение (подчеркнуть).
8. Составьте план текста ( озаглавливайте части текста)
1.
2.
3.
4.
9.* Какое выразительное средство содержится в предложении: На сугробах уже появились стеклянные кружева.
А. метафора Б. сравнение Г.олицетворение
10. Определите выразительное средство
А. медно-бронзовые стволы сосен — _____________________________________________
Б. лесной барабанщик дятел — _________________________________________________
В. Стайка клестов ожерельем рассыпалась по вершинам елей — _____________________
Г. Скоро наступит настоящая, бурная весна — ____________________________________

11. Укажите способ связи предложений в тексте: цепной или параллельный (подчеркнуть)
12. Объясните лексическое значение слов на макушке (дерева) ______________________,
ожерелье _______________________________шустрые(синички) _____________________
13.Сделайте интонационный рисунок выделенных в тексте предложений.
14. Иллюстрируйте данный текст.

ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО СЛОВЕСНОСТИ 5 класс
2 вариант
Анализ текста.
Небольшую поляну, что от цепочки елей спускается к ручью, пока еще миловала коса. Тут торжество лета, звонкое, широкое!
Раздвинь прогретые солнцем еловые лапушки, и прямо на тебя надвинется разлив белого, желтого, голубого, малинового. Каких только цветов здесь нет! Запах меда и земляники, запах солнца и свежей воды входит в тебя и радует.
Вот ласкаются крупные глазастые ромашки. Лепестки белые, а в середине кружочек солнца. А чьи это золотые звездочки на прямом гордом стебле? Это зверобой. А вот и лесные колокольчики. Они не фиолетовые, а белые. Чаши у них огромные, провисли книзу, гнут стебли. Там и тут видишь мохнатые сиреневого цвета кисти. Это цветет подорожник. Соцветия дягиля, словно белые зонтики, такие красивые! А там что за яркие, сильные взрывы пламени? Это бушует, тешится иван-чай.
Поет ручей. Он знает, что прекрасной поляне нужны достойные песни.
В.Бочарников
1. Определите тему текста ______________________________________________________
2. Выразительно озаглавьте текст _______________________________________________
3. Определите основную мысль текста ( Какие чувства хотел донести читателям автор текста? _______________________________________________________________________
4. Выпишите образы природы из текста __________________________________________
5. * Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
А. На прекрасной поляне буйно разрослись разные цветы.
Б. На лесной поляне пахнет медом и земляникой.
В.В лесу раздаются звонкие песни птиц.
Г. Небольшая цветочная полянка находится у лесного ручья.
6. Определите форму организации текста: стихи или проза (подчеркнуть)
7. *Определите тип текста: описание, повествование, рассуждение (подчеркнуть).
8. Составьте план текста ( озаглавливайте части текста)
1.
2.
3.
4.
9.* Какое выразительное средство содержится в предложении: Это бушует, тешится иван-чай.
А. метафора Б. сравнение Г.олицетворение
10. Определите выразительное средство
А. глазастые ромашки — ________________________________________________________
Б. у ромашки в середине кружочек солнца- _______________________________________
В. Соцветия дягиля, словно белые зонтики — _______________________________________
Г. небольшая поляна спускается к ручью- _________________________________________
11. Укажите способ связи предложений в тексте: цепной или параллельный (подчеркнуть)
12. Объясните лексическое значение слов (еловые ) лапы ___________________________,
бушует ___________________, торжество( предложение 2) _______________________ .
13.Сделайте интонационный рисунок выделенных в тексте предложений.
14. Иллюстрируйте данный текст.

Прозаическая и стихотворная формы речи.
Словарная работа:
Проза ( от лат. «прямая») – свободно движущаяся речь, которая не разделена на соизмеримые отрезки.
Стихи ( от греч. «ряд, порядок», строй») – это речь, которая делится на ряды (стихотворные строчки), выстроенные в определенном порядке (рифма, размер)
Ритм – это порядок повторяющихся отрезков.

Ритм есть и в стихах , и в прозе.
Ритм в стихах – повторение сходных по звучанию речевых отрезков.
Ритм в прозе – это чередование форм словесного выражения: повествования, описания, рассуждения, диалога, монолога.
Практическая работа.
Понаблюдайте, как образуется ритм в текстах разных форм речи.

ВЕСЕННЯЯ ГОСТЬЯ

Милая певунья,
Ласточка родная,
К нам домой вернулась
Из чужого края.
Под окошком вьется
С песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою»

К. Льдов

***
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой

Алексей Плещеев

Кто так звонко щебечет весной во дворе? Это вернулись с юга, из Африки, быстрокрылые ласточки.
Деревенскую ласточку называют ещё касаткой. Прозвали её так потому, что хвост у неё похож на две длинных чёрных косицы. Головка и спинка у касатки тоже чёрные с синевой, а грудь и брюшко совсем беленькие, будто она в белый фартучек нарядилась.
А только вернуться ласточки весной в деревню, сразу же начинают гнёзда строить. А строят они их совсем не так, как другие птицы. Ласточки не вьют гнездо из прутьев и веток, они лепят его из комочков глины. Выберут для гнезда подходящее место где-нибудь под крышей дома или сарая и летят скорее на берег пруда. Сядут возле воды, отыщут клювом кусочек глины и обратно спешат. А пока несут глину во рту, она от слюны становится липкой и легко пристаёт к стенке. Так, комочек к комочку, и вылепят птицы из глины своё уютное гнездышко. Внутри выстелют его мягким пухом – вот и готова квартира, можно птенцов выводить. Только вылупляются птенцы – новая забота появляется. С утра до ночи носятся касатки над полями и лугами, ловят мух, комаров, чтобы накормить своих малышей.
Новые слова в произведениях словесности. 5 класс

1.Что такое неологизмы?
2.Понаблюдайте, как образованы и для чего создаются неологизмы в русской народной сказке «Теремок»: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик. Вспомните другие придуманные народом слова и имена из сказок.

3.Прочитайте отрывок из сказки Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес» . Объясните, как образовано новое слово. Какое настроение создается благодаря этому неологизму?
— Он утверждал, что хочет взглянуть на гиппопотама, — объяснила Белая Королева. –Увы, гиппопотам тут не бывает.
— А где же он бывает? – заинтересовалась Алиса. – Там, конечно, — ответила Белая Королева. – Бывал он тут, его называли бы гиппопотут.

4.Запишите вывод в тетрадь: В языке неологизмы создаются для обозначения новых явлений жизни, а в художественных произведениях, чтобы лучше, наиболее точно и ярче выразить мысль автора.

5.К.И.Чуковский в сказке Айболит» изобразил животное с головами спереди и сзади – Тяни-Толкая. А.Милн придумал таинственного Слонопотама, финская писательница Туве Янссон – мумии-троллей. Какими вы представляете их по названию?

6. Попробуйте придумать новые слова, называющие животных, изображенных на картинках.
1. _______________2. ________________
7.Нарисуйте и назовите свое фантастическое животное.

8.Домашнее задание. Представьте своё изобретение ( например, ручку, которая пишет без ошибок, наушник-переводчик с любо иностранного языка, аппарат для мгновенного перемещения тела в пространстве, вечный двигатель или что-то еще). Прибор надо назвать новым словом и описать его устройство, применяя необходимые новые слова. Жюри определит, кому удалось сделать это интереснее.

Выучи определения жанров произведений:
Эпические произведения – повествование о событиях и людях.
Литературная сказка – эпическое произведение, созданное писателем, в котором невероятные события и сказочные герои.
Басня – короткий иносказательный рассказ с поучительным смыслом.
Рассказ – небольшое эпическое произведение, в котором одно событие и мало героев.
Повесть – эпическое произведение, в котором несколько событий и много героев.
Роман – эпическое произведение, в котором много событий и много героев.
Лирические произведения – описание мыслей и чувств автора.
Драматические произведения – произведения, предназначенные для постановки на сцене, они состоят из монологов, диалогов (реплик) героев с авторскими пояснениями (ремарками)
5 класс
У писателя К.Г.Паустовского есть эпическое произведение, сказка «Стальное колечко», а также пьеса «Перстенёк». Сюжет её очень похож на сюжет пьесы. Прочитайте оба отрывка.
1. Дед Кузьма жил со своей внучкой Варюшей в деревушке Моховое, у самого леса.
Зима выдалась суровая, с сильным ветром и снегом. За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода. Ночью в лесу выли продрогшие волки. Дед Кузьма говорил, что они воют от зависти к людям: волку тоже охота пожить в избе, почесаться и полежать у печки, отогреть заледенелую косматую шкуру.
Среди зимы у деда вышла махорка. Дед сильно кашлял, жаловался на слабое здоровье
***
2. Изба лесника деда Никиты. В избе бедно, но чисто. Топится русская печь. Около неё возится Варюша – светловолосая девочка лет 13, кипятит в чугунке воду. Дед Никита сидит в тулупе и валенках у стола. Вечер. На столе горит жестяная керосиновая лампа. За окнами поёт вьюга.
Варюша: Ты бы лёг, дедушка. А то сидишь у стенки, а она холодная, во все щели дует.
Дед: Мне лежать хуже.. Была изба у нас тёплая, да сороки всю пеньку повыдергали на гнёзда.
Варюша: Я тебе чай на печку подам.
Дед: Боюсь я лечь, Варюша. Как лягу – дыхание у меня пресекает. Так вот ляжешь, а потом и не встанешь. Нет, уж лучше я посижу.
Глухой вой за окнами.
Варюша. Опять волки!
Дед: Завыли. Теперь до утра.
Варюша: Отчего огни воют, дедушка?
Дед: От завистиИм тоже небось охота у печки посидеть, шкуру высушить
***
? Подумайте, в чём отличие от пьесы.
? Где о месте действия и героях сообщает рассказчик, а где эти сведения содержатся в ремарке?
? Как передана речь деда в пьесе и как – в сказке?
Произведения устной народной словесности. Сказки. 5 класс
Повторение. Что такое фольклор? Какие произведения фольклора вы знаете?

Произведение устной народной словесности создал народ средствами языка. Оно сохранилось в устной форме. Докажите, что перед вами произведение устной народной словесности: Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Для этого покажите:
1. Кто создал это произведение?
2.Из какого материала создано произведение?
3. В какой форме словесности оно сохранилось?
4. Почему его следует назвать произведением словесности?
2.Прочитайте высказывание А.Н.Толстого о народных сказках. О каком свойстве сказок говорит писатель?
Каждый сказитель рассказывает сказку по-своему: один – кратко, другой – пространно, с подробностями; у одного бывает хорошо начало, у другого хорош конец, а у третьего – середина; один сказитель знаменит балагурством, словечками, другой – интересными подробностями рассказа; есть сказители – творцы, истинные поэты, а есть и малодаровитые, простые рассказчики.

Помните! При сказывании сказки главное не изложить сюжет, а использовать своеобразие языка, выработанного народам: складную речь, устойчивые выражения, особый ритм повествования.
3.Запишите в тетрадь: Особенности языка сказок:
есть зачин и концовка.
сказочные формулы (например, в некотором царстве, в некотором государстве)
троекратное повторение
постоянные эпитеты
гиперболы

4.Запишите в тетрадь: Сказка – это повествование о вымышленных невероятных событиях. Виды сказок: волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки, небылицы (т.е. сказки-«перевёртыши»)

4. Прочитайте сказку «Лиса и Рак». Назовите слова и выражения, которые принадлежат к разговорному языку. Что в рассказанном событии является невероятным?
Лиса и Рак стоят вместе и говорят промеж себя. Лиса говорит Раку: Давай с тобой перегоняться. Рак:
— Что ж, Лиса, ну, давай!
Начали перегоняться. Лишь Лиса побегла, Рак уцепился Лисе за хвост. Лиса до места добегла, а Рак не отцепляется. Лиса обернулась посмотреть, вернула хвостом, Рак отцепился и говорит:
-А я давно уж жду тебя тут.

5. Выберите из приведенных заглавий сказок те, которые вы знаете, и распределите их по сказочным видам. Постарайтесь прочитать незнакомые вам сказки, они очень интересные.

Емеля-дурак, Василиса Прекрасная, Лисичка-сестричка и Волк, Сивка-Бурка, Морозко, Гуси-лебеди, Лиса и Журавль, Солдат и Царь, Волшебное кольцо, Зимовье зверей, Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Кот, Петух и Лиса, Мудрая Дева, Царевна-Лягушка, Как мужик из топора кашу варил.

6. Небылица — это шутливая сказка, в которой перевернуты признаки или действия. Прочитайте приведенные далее произведения. Какое настроение они вызывают?
Сам на кобыле, жена на корове, дети на телятах, внуки на козлятах, кошки на лукошках.
Ехала деревня мимо мужика. Вдруг из-под собаки лают ворота.
7. Домашнее задание. Представьте себе, что вы попали в страну, где всё наоборот: спят на улице, а гулять ходят в дом, в бане учатся, а в школе моются, суп варят в ботинке, а на ноги надевают кастрюли, собаки живут на заборе, а петух – в будке.. Придумайте забавные ситуации, которые могут произойти в этом мире. Напишите небылицу и расскажите в классе

Текст и типы речи в тексте. 5 класс
Разминка: дайте определение понятиям: ТЕКСТ, ТЕМА, ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ, СПОСОБЫ СВЯЗИ предложений в тексте
Задание 1. Сравните тексты и ответьте на вопросы:
1) Прекрасное время года – ранняя осень. Деревья надели красочный наряд и осыпают нас багряными, желтыми листьями. Отцветают осенние цветы – астры, хризантемы. Воздух чист и прозрачен.
2) Наступило долгожданное лето.
Вопросы:
— Как вы думаете, в какой из записей представлен текст?
— Определите тему, основную мысль текста.
— Определите способ связи предложений в тексте: цепной или параллельный.
Задание 2. В зависимости от цели различают типы речи: повествование, описание, рассуждение. Определите типы речи данных текстов.
а) Из всех деревьев русского леса милее всех мне наша береза. Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестою. Как только сойдет снег в лесу, набухают на березах смолистые душистые почки. Их каждой случайно надломанной ветки каплет живительный сладкий сок(И.С.Соколов – Микитов)

б) У самой дороги росла молодая зеленая береза. В жару люди часто отдыхали в ее тени. Однажды осенью шли домой ребята с вязанками хвороста. Под березой они развели костер. Стали печь картофель у самых корней березы. Наступила ранняя весна. Деревья кругом зацвели, зазеленели. И только одна березка не покрылась зеленой листвой. Она стояла голая, почерневшая. (Г.Скребицкий)
в) Леса оздоровляют землю. Они не только исполинские лаборатории, дающие кислород. Они поглощают из воздуха пыль и ядовитые газы. Достаточно того, что в воздухе городов в несколько тысяч раз больше микробов, чем в воздухе лесов. Нет, пожалуй, ничего целебнее и прекраснее, чем воздух сосновых боров – смолистый, мягкий, настоянный на запахе хвои, трав и цветов. Поэтому в нашей стране так берегут леса вокруг больших городов и справедливо называют их « легкими города». (К.Паустовский)
Задание 3.Перенесите таблицу в тетрадь.
О (описание)
П (повествование)

Р (рассуждение)

Какой?

Что произошло?

Почему?

Одна фотография

Несколько фотографий

Нет фотографий

Домашнее задание. На выбор ученика(цы)
1. Составить текст – описание « Береза – белоствольная красавица». 2. Составить текст – повествование « Как я спасла птенцов». 3. Составить текст – рассуждение « Почему Г.Скребицкий назвал рассказ « Сделали плохо»?(см. задание 2 а). Дополнительное задание – нарисовать к своему тексту берёзу.

Прослушивание составленных текстов, их анализ.
1. Береза – белоствольная красавица.
Вокруг нас растет много разных деревьев. Но меня всегда привлекает береза. Какая она красивая! Особенно весной, когда на ней появляются первые листочки. Они такие нежные, светло – зеленые, хрупкие. Летом листочки распускаются, на веточках деревца появляются длинные сережки, и березка превращается в кудрявую белоствольную красавицу.

2. Как я спасла птенцов.
Однажды я гуляла в парке. День был ветреный, верхушки деревьев сильно раскачивались. Вдруг я увидела птичку, которая летала низко над землей и жалобно пищала. Неподалеку сидела собака и лаяла. Когда я подошла поближе, то увидела маленьких птенцов, которые выпали из гнезда. Я быстро прогнала собаку, подняла птенцов и позвала мальчиков. Они влезли на дерево и посадили малышей в гнездо. Я горжусь своим поступком.

3. Почему автор назвал рассказ « Сделали плохо»?
Ребята совершили безнравственный поступок. Они уничтожили дерево. А мы знаем, что деревья оздоровляют землю, они дают нам кислород, необходимый для жизни. Деревья поглощают из воздуха пыль и ядовитые газы. Во – вторых, береза – это живое растение. Мы должны беречь все живое, что нас окружает. И, конечно же, береза – это стройное, милое, нежное дерево. Оно очень красивое. Мы не должны уничтожать красоту, которая нас радует. А ребята сделали плохо. Вот, почему автор так назвал свой рассказ.

Интонация
по сфере употребления
( где употребляется?)

книжная

разговорная

Интонация
по цели высказывания
(для чего употребляется?)

вопросительная

побудительная

повествовательная

15

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *