Биологический марафон для 6-7 классов

Никулина Елена Анатольевна

Учитель биологии МОУ БСОШ № 3

Биологический марафон (6-7 кл).

Цели: Повысить интерес к предмету, обобщение знаний.

Развивать умение применять знания.

Воспитывать любознательность, коллективизм, любовь к природе.

Оборудование: Столы (3 шт), на каждом бумага, ручки; музыкальное сопровождение; жетоны; призы.

Ход мероприятия.

Ведущий: Природа русская моя –

Она чудесней всех.

Зимой — бела, весной – светла,

А летом — краше всех,

Природа русская моя –

Луга, поля, холмы.

Прекрасней нет моей земли

С хорошими людьми.

Прекрасна и разнообразна природа нашей страны, но много ли мы знаем о том, кто живет рядом с нами, как сберечь эту красоту, почему, желая помочь природе, мы часто наносим ей непоправимый вред? Сегодня мы узнаем, какая команда лучше знает природу, её законы.

Давайте познакомимся с нашими командами.

Ведущий: Конкурс 1. «Представление команд».

Ведущий: Конкурс 2. «Сорока»: Каждой команде задается по три вопроса на подготовку ответа 30 секунд, за правильный ответ -1 балл, если команда не ответила – может ответить другая команда и заработать лишний балл.

1-ой команде:

— Бабочки живут всего один день? (Нет. Некоторые живут по многу месяцев перезимовывая и улетая в теплые края)

— Если у цветка ланцетовидные листья, параллельное жилкование, 6 лепестков, околоцветник простой, 6 тычинок и один пестик к какому семейству относится это растение? (к семейству лилейные)

— Индейцы это растение называли «следом белого человека». А как у нас называется это растение? (Подорожник).

2-ой команде:

— Когда божьи коровки рассержены, они кусаются? (Нет. Когда божьим коровкам досаждают, из их суставов сочится гемолимфа, раздражающая кожу)

— Копринусы – грибы-навозники. Грибы эти обладают интересной особенностью. Молодые и приготовленные сразу после сборки копринусы съедобны и совершенно безвредны, если не… Что делает копринусы ядовитыми? (Алкоголь. Одно из веществ, содержащихся в копринусах, задерживает разложение алкоголя в организме, и образующийся продукт вызывает отравление).

— Какой продукт образуется в результате неполного перегнивания сфагновых мхов? (Торф)

3-ей команде:

— Стрижи спят на лету? (Да. На закате стрижи взлетают на большую высоту и спят на лету, а на рассвете опускаются поближе к земле).

— «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется… в самом деле, чудно! Движется и становится всё больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. «Теперь пора» — подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук так же к цветку, а позади него что-то перебегает с места на место». Что за цветок искал Петро в ночь на Ивана Купалу? (Цветок папоротника. Н.В. Гоголь в своем произведении «Вечер накануне Ивана Купалы» использовал легенду об этом не существующем цветке, способном будто бы открывать клады).

-Назовите самое высокое растение в семействе злаков. (Бамбук).

Ведущий: Конкурс 3. «Из гусеницы в куколку»: представителю от каждой команды дается по рулону туалетной бумаги. Необходимо как можно быстрее и качественнее обмотаться бумагой превратившись из «гусеницы» в «куколку».

Ведущий: А сейчас конкурс 4. «Живая буква»: Команда за 1 минуту должна вспомнить название цветка, дерева, насекомого, рыбы, птицы, зверя.

Пример

А

Б

В

цветок

астра

бегония

василёк

дерево

акация белая

баобаб

вяз

насекомое

аполлон (бабочка)

божья коровка

водомерка

рыба

акула

белуга

вобла

птица

аист

беркут

ворона

зверь

аллигатор

белка

волк

Ведущий: Пока команды готовятся, загадываются загадки зрителям. За правильный ответ дается жетон.

  1. Бела, как снег,

Черна, как жук,

Вертится, как бес,

А повёртка в лес.

(Сорока) 2. Живет в лесу,

Ухает, как разбойник,

Люди его боятся,

А он людей боится.

(Филин)

  1. Что красно снаружи,

Бело внутри,

С зелёным хохолком

На голове?

(Редис) 4. Шарик бел – весь мир одел.

(коробочка с семенами хлопчатника)

  1. Без окошек, без дверей

Пять каморок

Для детей;

А построены

В саду,

Только нет их

На виду.

(пятигнёздная завязь в яблоке)

6. Цветок – напрасный

Плод – опасный,

А поле всё засажено.

(Картофель)

Ведущий: Была в зоопарке

Я с мамой вчера.

Там очень смешная живет детвора.

Смешные котята,

Смешные зайчата,

Мне всех их запомнить по имени надо:

И слоника Томми,

И Хрюню, и Зайку,

И даже смешного пингвина – зазнайку…

Домой я вернулась,

Альбом свой достала;

По памяти всех зарисовывать стала

Рисунки потом подарила я маме,

А что получилось,

Посмотрите сами.

Объявляется конкурс 5. «В мире животных»: Каждой команде вручается открытка с изображением животных, а на обратной стороне напечатанные стихотворения. Пока ведущий будет проводить конкурс болельщиков, команды должны подготовить инсценировку данного стихотворения. Один участник громко зачитывает это стихотворение, а команда изображает действие.

  1. Ошибся.

Лисенок проснулся

И вышел умыться.

Вдруг видит, а в луже

Другая лисица.

Он вежливым был

Извинился к тому же:

Пойду поищу — ка

Свободные лужи!

  1. Урок музыки. (Синички)

Не надо вертеться,

Садитесь-ка прямо.

Сегодня мы будем разучивать гаммы.

Итак, запасайтесь терпеньем:

Без нот вам не справиться с пеньем!

  1. Оплошали.

Нашли аистята на завтрак жука,

А как поделить, не решили пока.

Считалку придумали,

Чтоб без обид,

Но каждый с себя начинать норовит:

Жук

Ползёт

По

Трубе,

Жук

Достанется

Тебе!

Жук их ждать не захотел,

Взял да в небо улетел.

Со зрителями: Пока команды готовятся, я задам вам несколько вопросов, касающихся культурных растений.

  1. Что означает слово «картофель»? (земляное яблоко)

2. При каком царе в России появился картофель? (Петр I).

3. В Америке его называют «трава солнца», «перуанский цветок солнца». А как его называют в России? (Подсолнух).

4. Широко выращиваемый в средней полосе России колючий кустарник с вкусными плодами – ягодами, которые очень любил русский писатель А.П. Чехов. (Крыжовник)

5. Загадка: У мамки дочки на шнурочке. (усы земляники)

6. В Древнем Риме ее называли капут, что означает «голова», а на греческом оно звучит как «брассо», то есть «трещать», «хрустеть». А как это растение называем мы? (капуста)

7. Это растение в фазу колошения имеет 13 835 135 корней общей длиной 619 км. (рожь)

Ведущий: Продолжает нашу программу конкурс 6. «Что лишнее?»:

Команды тянут по 2 карточки, где записаны ряды слов. Надо определить лишнее слово и объяснить свое решение.

Карточка 1: Крот, дождевой червь, личинка майского жука, медведка, стрекоза.

Карточка 2: Летучая мышь, голубь, страус, стрекоза, летучая рыба.

Карточка 3: белка, заяц, суслик, горностай, хомяк.

Карточка 4: ястреб, сокол, коршун, филин, пустельга.

Карточка 5: Чайка, буревестник, рыбный филин, зимородок, скворец.

Карточка 6: Кит, морж, нерпа, дельфин, акула.

Со зрителями: Сейчас мы узнаем, насколько грамотны с точки зрения экологии школьники.

1. Почему у совы все птенцы разного возраста? (Родителям трудно прокормить одновременно всех птенцов. Совы своих совят как бы по очереди вскармливают. Самка высиживает только первых, а затем улетает за едой и остальных птенцов высиживает урывками, а старшие птенцы согревают другие яйца. Старшие защищают младших).

2. Растет ли дерево зимой? (Нет.)

3. Кого цыплята считают своей матерью? (того кого первого увидят).

4. Каждое лето в положенный срок улетает рыбий обед. Какие блюда в него входят? (личинки комаров).

5. Как отличить старого грача от молодого? (У молодого клюв тёмный, а старого – светлый).

6. каким образом размножается растение, которое не может зацвести и образовать плоды с семенами. (вегетативно т.е. частями растения: усами, корневищами и т.д.)

Ведущий: Следующий конкурс 7. «Танцевальный». Команды под музыку выполняют задания.

Показать: — Танец разгневанного быка.

— Танец взбесившегося поросенка.

— Танец диких лошадей.

— Танец сонного удава.

— Танец хмурого орла.

— танец вертлявого шимпанзе.

— танец лягушат.

Ведущий: Заключительный Конкурс 8. «Песняры». Представитель от команды тянет карточку в которой задание команде спеть песню.

Карточка 1: Спеть песню «Во поле берёзка стояла», заменяя все гласные буквой «и».

Карточка 2: Спеть песню «Два весёлых гуся», заменяя все гласные буквой «о».

Карточка 3:Спеть песню «Маленькой елочке холодно зимой», заменяя все гласные буквой «е».

Жюри подводит итоги. Награждение.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector