Алгоритмы на паскале

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Название».

ФИО Бурзаев Андрей Игоревич

Место работы МБОУ СОШ №1 им. М.Горького г. Арзамас

Должность

учитель информатики

Предмет информатика и ИКТ

Класс

Тема

Цель:

Обучающие задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Тип урока

Формы работы учащихся

Необходимое техническое оборудование

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Оргмомент

Презентация «Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal» слайд № 1

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Отметим отсутствующих.

Приветствуют учителя. Рассаживаются.

2

Целеполагание и мотивация

Презентация «Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal» слайд № 2

Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с новым понятием — алгоритм. Изучили свойства и способы описания алгоритмов. А также учились решать задачи с помощью алгоритмов.

На сегодняшнем уроке вы узнаете, как записывать линейный алгоритм с помощью программ.

Вопрос: а что такое программа?

Да, молодцы ребята.

Программа – это последовательность команд на выбранном языке программирования, которая соответствует разработанному алгоритму.

И сегодня на уроке мы с вами начнем знакомство с одним из таких языков – это язык программирования Pascal.

Откроем тетради, запишем число и тему урока

Слушают

Отвечают на вопрос.

Слушают.

Открывают тетради, записывают число и тему урока.

Обращают внимание на слайд.

Актуализация

Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal» слайд № 3

Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal» слайд № 4

Язык программирования ПАСКАЛЬ (PASCAL) был создан в конце 60-х годов и получил свое название в честь великого французского математика и физика Блеза Паскаля (1623 – 1662).

Достоинства языка программирования Pascal:

1. Простота языка позволяет быстро его освоить и создавать алгоритмически сложные программы.

2. Развитые средства представления структур данных обеспечивают удобство работы как с числовой, так с символьной и битовой информацией.

3. В языке Паскаль реализованы идеи структурного программирования, что делает программу наглядной и дает хорошие возможности для разработки и отладки.

А знакомство с языком программирования начнем с решения следующей задачи. Внимание на слайд.

Первичное усвоение материала

Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal» слайд № 4

Презентация «Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal» слайд № 5

Запишем условие в тетрадь.

Задача: Заданы длины двух катетов прямоугольного треугольника a, b. Вычислите длину гипотенузы с. Значения a, b ввести с клавиатуры. Запишите условие задачи в тетрадке.

Вопрос: и для начала определим, что нам известно?

Вопрос: какая формула нам нужна для решения этой задачи? По какой формуле вычисляется гипотенуза с?

(ученик диктует мне формулу, я ее записываю ее на доске.)

Значит, решение задачи можно разбить на следующие этапы:

1)Определение значений a,b (ввод величин a и b с клавиатуры в память компьютера).

2)Расчет значения с по формуле.

3)Вывод значения с на экран.

Давайте запишем алгоритм графическим способом.

(вызываю учащегося к доске).

Молодец, присаживайся.

Теперь, когда алгоритм записан графически, можно составить программу. Которая будет выглядеть так:

{заголовок программы}

Program Pr_1;

{раздел описаний}

Var

a,b,c:real;

Записывают в тетради.

Известны два числа a и b.

Учащийся выходит к доске и рисует блок-схему.

{тело программы}

begin

write (‘a=’);

read(a);

write (‘b=’);

read(b);

c:=sqrt(a*a+b*b);

writeln(‘c=’);

end.

Осознание и осмысление учебной информации

Презентация «Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal» слайд № 6

Итак, в языке программирования Паскаль программа должна начинаться с заголовка, в котором первым словом будет слово Program. За ним следует имя программы. В нашей задаче заголовок имеет вид:

Program Pr_1;

Имя состоит из латинских букв, цифр и символа подчеркивания. Также в Паскале большие и маленькие буквы равнозначны. Имя не может начинаться с цифры.

После заголовка идет раздел описаний. В нем описываются все объекты, которые будут использоваться в программе. В нашем случае в программе присутствует три переменных: a,b (значение катетов) – исходные данные; с (значение гипотенузы) – результат. Для их описания используют служебное слово Var, после которого перечисляются переменные и через двоеточие указывается их тип. Служебное слово real означает, что переменные относятся к вещественным (действительным) числам.

Существуют следующие основные типы данных: целый, вещественный, символьный, строковый и логический типы данных.

Целый тип (Byte, Integer)– предназначен для использования целых чисел.

Возможные значения типов:

Byte – целые числа от 0 до 255

Integer – целые числа от -32768 до 32767

Вещественный тип (Real)– для использования дробных чисел.

Символьный тип (Char)– это любые буквы алфавита, символы и цифры 0-9 (один символ).

Использование отдельных символов, заключаются в знаки апострофов, например ‘а’, ‘4’, ‘+’, ‘-‘, либо код символа #126.

Строковый тип (составной) (String)– для использования наборов символов, заключенных в знаки апострофов, например ‘тип’, ‘123’.

Логический тип – для использования логического значения True (истина) или False(ложь).

Вернемся к нашей программе.

Делают записи в тетради

Первичное закрепление учебного материала

Презентация «Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal» слайд № 7

За разделом описаний следует «тело программы». Она начинается со служебного слова begin, заканчивается, словом end и точкой. В теле программы следуют операторы языка Паскаль, которые предназначены для реализации задачи. Друг от друга они отделяются точкой с запятой.

Рассмотрим основные операторы, используемые для решения поставленной задачи.

В нашей программе используются операторы вывода write(‘a=’) выводит на экран два символа а=, которые показывают пользователю, что он должен ввести значение переменной а.

Оператор вывода может выводить значения переменных, выражений и текстовую информацию. Для вывода текста его необходимо заключить в кавычки. Оператор write просто выводит информацию на экран, а оператор writeln после вывода информации переводит курсор на следующую строку. Аналогично у нас выводится и переменная b.

Также в нашей программе используются операторы ввода read(a) он предназначен для ввода значения переменной a. Аналогично вводится и переменная b.

И оператор присваивания. Оператор присваивания позволяет задать или изменить значение переменной. При присваивании переменной какого-либо значения старое значение переменной стирается, и она получает новое значение.

В нашей программе оператор присваивания выполняет следующее: с помощью операции умножения (*) вычисляются b^2 и a^2. Из их суммы извлекается квадратный корень с помощью функции sqrt. Полученный результат записывается в переменную с. После выводим значение переменной (с=).

Еще одним важным моментом при написании программы на Паскале является использование точки с запятой. Этот символ отделяет один оператор в теле программы от другого.

Делают записи в тетради

Кроме того, заголовок программы и раздел описаний так же заканчиваются эти символом. В конце последнего оператора ставится точка.

Таким образом, в нашей программе пользователь вводит значение катетов, затем вычисляется значение гипотенузы, после выводится это значение на экран.

Информация о домашнем задании

Презентация «Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal» слайд № 8

Урок подходит к концу, давайте запишем домашнее задание.

1)Выучить конспект в тетрадях, будет проверочная работа.

И решить задачу. Составить алгоритм решения задачи, записать его графически, после написать программу на языке программирования Паскаль.

Задача: Найти среднее арифметическое трех чисел, заданных с клавиатуры.

Слушают.

Записывают домашнее задание.

1)ввод величин a,b,c.

2)расчет среднего арифметического по формуле.

3)вывод значения d на экран.

Program Pr_2;

Var

a,b,c,d: real;

begin

write (‘введите первое число -’);

read(a);

write (‘введите второе число -’);

read(b);

write (‘введите третье число -’);

read(с);

d:=(a+b+c)/3;

writeln(‘среднее фрифметическое этих чисел =’);

readln;

end.

Рефлексия (подведение итогов урока)

Провожу анализ. Спрашиваю, что ученики узнали в форме фронтального опроса.

На этом у меня все. Я надеюсь, что все полученные навыки на сегодняшнем уроке будут необходимы Вам в дальнейшем. И Вы не утратили интереса к науке информатики, а напротив, будите стремиться к более глубоким знаниям, чтобы войти во взрослую жизнь грамотными, активными и успешными.

Большое спасибо за урок, ребята. Все молодцы! До свидания.

Отвечают на вопросы

Приложение к плану-конспекту урока

«Название»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal«

Интерактивная презентация для урока объяснения нового материала

Презентация

2

3

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector