Текст слайда: Морозова Нина Борисовна Выборгский район МОУ «Бородинская СОШ» 2009 год
Текст слайда: В главных ролях – инструменты
Текст слайда:
Текст слайда: Есть такая сказка — «Петя и волк». В ней рассказывается о храбром мальчике Пете, который поймал волка; о Петином дедушке, ворчливом, но добром старике; о глупой, хвастливой утке и о маленькой бесстрашной птичке — Петином друге и помощнике: мальчик спас ее от хитрой кошки, и благодарная птичка заманила волка в ловушку.
Текст слайда: Веселую и простую сказку можно прочесть, и это будет интересно. Можно нарисовать к ней картинки — сказка станет еще интереснее. Можно поставить ее в кукольном театре или в кино—тогда всех героев сказки будут изображать куклы или ожившие картинки мультипликационного фильма, а говорить за них будут актеры.
Текст слайда: Но что бы вы сказали, если бы вам предложили такой список действующих лиц и исполнителей этой сказки:
Текст слайда: Петя струнные инструменты
Текст слайда: Птичка — флейта.
Текст слайда: Утка — гобой.
Текст слайда: Кошка—кларнет.
Текст слайда: Дедушка — фагот.
Текст слайда: Волк — три валторны.
Текст слайда: Не правда ли, странные исполнители?
Текст слайда: А между тем именно для них и написана эта сказка, симфоническая сказка «Петя и волк».
Текст слайда: Симфоническая — значит музыкальная, написанная для симфонического оркестра: у каждого героя есть своя музыкальная тема, которую играет определенный музыкальный инструмент.
Текст слайда: Автор её — Сергей Сергеевич Прокофьев.
Текст слайда: Сергей Сергеевич Прокофьев (1891–1953) — советский композитор, пианист, дирижёр.
Текст слайда: Пионер Петя — главный герой сказки. В театре главные роли всегда поручают лучшим, ведущим актерам. И в оркестре музыку храброго Пети играют главные инструменты — скрипки, альты и виолончели, которые называются струнной группой.
Текст слайда: Эта группа образует как бы четырехголосный хор: первые и вторые скрипки (высокие голоса в хоре тоже часто делятся на первые и вторые); скрипки с более низким звуком, альты (так же называются и в хоре низкие женские или детские голоса); наконец, четвертый голос, самый низкий (в хоре — басы), ведут виолончели.
Текст слайда: Музыка пионера Пети похожа на задорную, веселую детскую песенку
Текст слайда:
Текст слайда: Флейта, — она так же хорошо, как высокий женский голос—колоратурное сопрано,—умеет подражать птичьим трелям. Получается очень красиво, как будто перекликаются две птички. И, конечно, лучше всего было поручить флейте роль птички в сказке «Петя и волк».
Текст слайда: А вот исполнитель роли утки — гобой. У этого нежного инструмента некоторые ноты звучат совсем не нежно и очень напоминают утиное самодовольное кряканье глупой утки.
Текст слайда: Отрывистые, приглушенные звуки кларнета, особенно на низких нотах, напоминают вкрадчивое мурлыканье кошки, осторожные, еле слышные шаги ее мягких бархатных лапок.
Текст слайда: Роль Петиного дедушки исполняет фагот: уж очень забавно умеет ворчать этот инструмент, похожий на длинную толстую палку.
Текст слайда: У валторны звук немножко таинственный, очень поэтичный и красивый. Но оказалось, что если несколько валторн соединить в один голос и очень громко «рявкнуть» какой-нибудь аккорд, то такое звучание как нельзя лучше изобразит злого и страшного волка.
Текст слайда:
Текст слайда:
Текст слайда:
Текст слайда:
Текст слайда:
Текст слайда: Нужно вам сказать, что это не просто сказка, а сказка-учебник. Написал ее композитор для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание не только в такой бесхитростной музыкальной картинке, а даже в серьезной симфонической музыке: в увертюрах, в симфонических поэмах, в симфониях.
Текст слайда: Домашнее задание
Текст слайда:
Текст слайда: