Презентация на тему "Татарстан – многонациональная республика" по географии

Презентация по слайдам
Слайд №1

Текст слайда: Изучение государственных и родных языков в образовательных учреждениях Республики Татарстан Министр образования и науки Республики Татарстан А.Х. Гильмутдинов


Слайд №2

Текст слайда: Татарстан – многонациональная республика По данным Всероссийской переписи населения – 102 национальности Татары – 52,9% Русские – 39,5% Чуваши – 3,4% Удмурты – 0,7% Мордва – 0,6% Марийцы – 0,5% Представители других национальностей – 2,4


Слайд №3

Слайд №4

Текст слайда: Изучение языков в системе дополнительного образования В 30 воскресных школах республики изучается 28 языков народов: мордовский, марийский, чувашский, удмуртский, башкирский, азербайджанский, украинский, армянский, осетинский, таджикский, ассирийский, афганский, греческий, польский, немецкий, еврейский, грузинский и другие языки


Слайд №5

Текст слайда: Правовые основы изучения русского и татарского языков


Слайд №6

Текст слайда: Конституция Российской Федерации «Республики вправе устанавливать свои государственные языки…» (статья 68) Конституция Республики Татарстан «Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки» (статья 8)


Слайд №7

Текст слайда: Закон РФ «Об образовании» Статья 6. Язык (языки) обучения Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик Закон РТ «Об образовании» Статья 6. Татарский и русский языки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах


Слайд №8

Текст слайда: Изучение вопроса о правомерности выделения часов на изучение государственных языков В учебных планах и дей ствующих расписаниях общеобра зовательных учре ждений республики никаких нарушений по распределению часов на учеб ные предметы нет


Слайд №9

Текст слайда: Соотношение учебного времени в федеральном базисном учебном плане для 2–9 классов ОУ на предметы федерального компонента, которые едины на всей территории Российской Федерации - 75% от общего нормативного времени на предметы национально-регионального ком понен та, определяемого субъектами Российской Федерации самостоятельно - 15% предметы компонента образовательного учреждения, определяемого самими школами - 10%


Слайд №10

Текст слайда: Моделирование учебного плана ОУ часы компонента образовательного учреждения можно использовать на изучение раз личных предметов базисного учебного плана, в том числе на изучение рус ского языка и литературы В 2010-2011 учебном году 72% учебного времени компонента образовательного учреждения школами республики было направле но на дополнительное изучение русского языка и литературы В данном случае действует непреложное правило: равный объем изучения госу дарственных языков РТ относится только к базисному (основному, обязательному) количеству часов.


Слайд №11

Текст слайда: Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 1-х классах


Слайд №12

Текст слайда: Варианты базисного учебного плана, разработанные в соответствии с ФГОС НОО вариант 1 - для образовательных учреждений, в которых обучение ве дется на русском языке вариант 2 - для образовательных учреждений, в которых обучение ве дется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России вариант 3 - для образовательных учреждений, в которых обучение ве дется на родном (не русском) языке, в том числе в образовательных учрежде ниях субъекта Российской Феде рации, в которых законодательно установ лено государственное двуязычие


Слайд №13

Текст слайда: Базисный учебный план начального общего образования Вариант 3 Предметные области Учебные предметы Классы Количество часов в неделю Всего часов I II III IV Обязательная часть Филология Русский язык и литературное чтение 4 6 5 6 21 Родной язык и литературное чтение 5 5 6 5 21 Иностранный язык – 2 2 2 6 Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16 Обществознание и естествознание Окружающий мир 2 2 2 2 8 Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы духовно-нравственной культуры народов России* – – – 0/1 0,5 Искусство Музыка 1 1 1 1 4 Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 Технология Технология 1 1 1 1 4 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 8 Итого: 20 24 24 24,5 92,5 Часть, формируемая участниками образовательного процесса – 1 1 0,5 2,5 Максимально допустимая недельная нагрузка 20 25 25 25 95 Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) 10 10 10 10 40 Всего к финансированию 30 35 35 35 135


Слайд №14

Текст слайда: МОиН РТ разработаны 5 моделей примерных учебных планов на основе третьего варианта БУП


Слайд №15

Текст слайда: * Базисный учебный план НОО Модель №1   Количество часов по классам Предмет 1 2 3 4 всего Русский язык 3 3 3 3 12 Литературное чтение 2 3 2 2 9 Татарский язык 3 3 3 3 12 Литературное чтение на татарском языке 1 2 3 3 9 Часть, формируемая участниками образовательного процесса - 1 1 0,5 2,5


Слайд №16

Текст слайда: * Базисный учебный план НОО Модель №2   Количество часов по классам Предмет 1 2 3 4 всего Русский язык 3 3 3 3 12 Литературное чтение 2 3 2 3 10 Татарский язык 3 3 3 3 12 Литературное чтение на татарском языке 1 2 3 2 8 Часть, формируемая участниками образовательного процесса - 1 1 0,5 2,5


Слайд №17

Текст слайда: * Примерный учебный план для школ с родным (чувашским, марийским, удмуртским) языком обучения Модель № 3   Количество часов по классам Предмет 1 2 3 4 всего Русский язык 3 3 3 3 12 Литературное чтение 2 2 2 2 8 Татарский язык и литературное чтение 2 2 3 2 9 Родной язык и литературное чтение 2 4 3 4 13 Часть, формируемая участниками образовательного процесса - 1 1 0,5 2,5


Слайд №18

Текст слайда: * Примерный учебный план для школ с родным (чувашским, марийским, удмуртским) языком обучения Модель № 4   Количество часов по классам Предмет 1 2 3 4 всего Русский язык 3 4 3 3 13 Литературное чтение 2 2 2 2 8 Татарский язык 3 3 4 3 13 Литературное чтение на татарском языке 1 2 2 3 8 Часть, формируемая участниками образовательного процесса - 1 1 0,5 2,5


Слайд №19

Текст слайда: * Примерный учебный план для школ с углубленным изучением русского языка и культуры Модель № 5   Количество часов по классам Предмет 1 2 3 4 всего Русский язык 3 3 3 3 12 Литературное чтение 2 2 2 2 8 Татарский язык и литературное чтение 4 4 4 4 16 Часть, формируемая участниками образовательного процесса - 3 3 2,5 8,5


Слайд №20

Текст слайда: Средние республиканские и общероссийские показатели ЕГЭ по русскому языку в 2009-2011 гг. (средний балл) 2009 2010 2011 РТ РФ РТ РФ РТ РФ Русский язык 54,5 57,2 58,0 58,2 62,2 60,0


Слайд №21

Текст слайда: Сравнительная таблица средних показателей ЕГЭ по русскому языку в 2011 году (%) Татарстан 62,2 Тверская обл. 61,38 Тюменская обл. 59,8 Костромская обл. 56,7 Челябинская обл. 61,3 Архангельская обл. 59,6 Ульяновская обл. 58,7


Слайд №22

Текст слайда: Доля учащихся, не преодолевших минимальный порог в 2009-2011 гг. 2009 2010 2011 РТ РФ РТ РФ РТ РФ Русский язык 5,6 2,6 2,3 3,3 1,4 4,1


Слайд №23

Текст слайда: Численность выпускников, которые достигли 100 балльных результатов ЕГЭ по русскому языку в 2009–2011 гг. * 7 чел. – выпускники ОУ с родным (нерусским) языком обучения 4 чел. – выпускники лицея им. Лобачевского г. Казани Предмет 2009 2010 2011 Русский язык 20 40 54*


Слайд №24

Текст слайда: Количество часов, выделенное на изучение русского языка и литературы с 1 по 11 класс Базовое количество (это гарантированный минимум) – 965 часов на русский язык и 865 часов на литературу В школах с углубленным изучением русского языка и культуры, в классах филологического профиля –1350 часов на русский язык и 939 часов на литературу Вывод: базовое количество часов более чем достаточно для успешной сдачи ЕГЭ при условии качественного преподавания


Слайд №25

Текст слайда: Проблемы в преподавании языков 1. Недостаточный уровень программно-методического обеспечения в соответствии с потребностями современной школы 2. Слабая организация раннего обучения языкам с 3–4 летнего возраста 3. Недостаточное использование Интернет-ресурсов 4. Слабое использование эффективных технологий в преподавании языков


Слайд №26

Текст слайда: разработаны новые программы по татарскому языку и литературе для включения их в примерную образовательную программу федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования разработаны новые учебные программы по татарскому языку и литературе с 1–11 классы: для ОУ с татарским языком обучения для детей-татар школ с русским языком обучения для русскоязычных учащихся. * Что сделано?


Слайд №27

Текст слайда: сокращен объем требуемых теоретических знаний с целью формирования коммуникативной компетенции и практического овладения языком как средством общения обновлено содержание образования путем подбора инновационных средств обучения (методик, образовательных технологий, учебно-методических комплектов и др.) разработаны планируемые результаты, требующие ориентацию учителя на системный и деятельностный подход в обучении * В разработанных программах:


Слайд №28

Текст слайда: Стратегия развития образования на 2010-2015 годы в Республике Татарстан «Киләчәк» - «Будущее» Разработка и внедрение учебно-методических пособий и мультимедийных ресурсов нового поколения для изучения детьми родного языка и культуры своего народа Цель: Создать образовательную среду, наиболее эффективным образом способствующую гармоничному развитию ребенка в дошкольном детстве и обеспечивающую базовые знания в области татарского языка и культуры татарского народа


Слайд №29

Текст слайда: Стратегия развития образования в РТ на 2010-2015 годы «Киләчәк» - «Будущее» 1. Современные образовательные технологии, в том числе УМК по обучению детей татарскому языку 2. Коллекция мультфильмов на татарском языке. 3. Аудио- видео материалы, развивающие игры нового поколения 4. Детский телевизионный проект «Әкият илендә» * Разработка и внедрение учебно-методических пособий и мультимедийных ресурсов нового поколения для изучение детьми родного языка


Слайд №30

Текст слайда: Реализация мероприятия * Разработаны с использованием дидактических игр, анимации и аудио-видео материалов развивающего характера: методические пособия по обучению детей средней группы (4-5 лет) татарскому и русскому языкам и по развитию родной (татарской) речи для детей первой младшей группы (2-3 лет) Для детей старшего дошкольного возраста: рабочая тетрадь «Азбука для дошколят «Играем со звуком и словами» (на татарском языке); методические рекомендации для воспитателей по использованию рабочей тетради и пособие «Раз словечко, два словечко» (на русском и татарском языках) для воспитателей, учителей начальных классов и родителей. Осуществляется разработка региональной основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе национально-регионального компонента в соответствии с ФГТ.


Слайд №31

Текст слайда: Серия мультипликационных фильмов на татарском языке Перевод классических мультипликационных фильмов киностудии «Союзмультфильм» на татарский язык Создание новых мультфильмов по произведениям татарских поэтов и писателей и по мотивам народных сказок Получено разрешение Исполнительного директора ФГУП «Объединенной государственной киноколлекции» В.В. Шильникова на право перевода на татарский язык мультфильмов Фильмфонда киностудии «Союзмультфильм» Разрабатывается конкурсная документация для перевода русскоязычных мультфильмов на татарский язык и создание серии новых.


Слайд №32

Текст слайда: Телевизионный проект для детей дошкольного возраста на татарском языке «Әкият илендә» * Телерадиокомпанией «Новый век» завершается разработка цикла телевизионных передач «Әкият илендә» («В мире сказок») Цель: творческое и социально-личностное развитие ребенка, формирование интереса к изучению татарского языка, национальных традиций и культуры татарского народа. Периодичность трансляции: 2 раза в месяц начиная с сентября до конца 2011 года.


Слайд №33

Текст слайда: Решение проблемы Повсеместное внедрение современных эффективных технологий и методик по обучению языкам Разработка и издание учебно-методических комплектов по татарскому языку и литературе, основанных на технологиях и методиках коммуникативного обучения Совершенствование технологий преподавания русского языка *