Презентация на тему "Зрелое Средневековье Романский стиль XI - XII века" по МХК

Презентация по слайдам
Слайд №1

Текст слайда: Раздел 2 Зрелое Средневековье Романский стиль XI - XII века


Слайд №2

Текст слайда: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Термин «романский стиль» появился в начале XIX столетия и применяется к европейскому искусству X—XII вв. Учёные полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого «романского» зодчества (от лат. romanus — «римский»).


Слайд №3

Текст слайда: ОСНОВНЫЕ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ АРХИТЕКТУРЫ РОМАНСКОГО СТИЛЯ первый общеевропейский стиль продолжает римские строительные традиции: облицовка тёсанным камнем, использование арок и цилиндрических сводов; все постройки носят оборонительный, крепостной характер: храм – крепость Бога, замок – крепость феодала, толстые стены, узкие окна, массивные башни. - Культовые постройки утверждают господство христианской религии, а светские – феодала. «тяжёлое молчание» по характеристике скульптора Родена, то есть оставляет впечатление суровости, монолитности, тяжести, как бы ставит человека на колени. все постройки хорошо «привязаны» к ландшафту, часто доминируют на местности; в декоративной отделке используется каменная резьба, литьё на библейские сюжеты в сочетании с языческими образами. изобразительное искусство условно, то есть важна суть, а не облик.


Слайд №4

Текст слайда: В XI-XII веках утверждается первый общеевропейский стиль – романский, который был присущ прежде всего архитектуре.


Слайд №5

Текст слайда: Музей средневекового искусства Клойстерс на Манхэттене в Нью-Йорке, США. , филиал ММА. Был перевезён из Европы в 30-ых годах ХХ века и подарен городу миллионером Рокфеллером. МОНАСТЫРЬ-КРЕПОСТЬ


Слайд №6

Текст слайда: Огромную роль в романскую эпоху играли монашеские ордена. Монастырские комплексы представляли собой целые посёлки и города-крепости. В их планировке строго соблюдались требования обороны. Бенедиктинский монастырь в Хирсау, Германия, XI век (реконструкция)


Слайд №7

Текст слайда: Бенедиктинцы – орден, основанный монахом Бенедиктом, отцом западного монашества, создавшим устав монашеской жизни, по которому следовало повиноваться старшему во всём, проводить дни в молитвах и трудах – физическом, чтобы обеспечивать себя необходимой едой, и умственному, читая и переписывая книги.


Слайд №8

Текст слайда: Цистерианцы – Орден монахов-отшельников, основанный св. Робертом. Они одевались в белые одежды, строго соблюдали устав и избегали светских контактов.


Слайд №9

Текст слайда: Францисканцы и доминиканцы – ордена нищенствующих монахов-проповедников, основанные св. Франциском Ассизским и Доминго де Гусманом. Действовали при помощи проповеди, но францисканцы призывали к покаянию и любви ко всему живому, а доминиканцы боролись с ересью в богословии.


Слайд №10

Текст слайда: РОЛЬ МОНАСТЫРЕЙ Монастыри утверждали и распространяли христианство, а также были центрами культуры и науки, образовательными школами, хозяйственными центрами, благотворительными заведениями, крупными феодальными сеньориями


Слайд №11

Текст слайда: Аббатство Клюни, Франция, XII век


Слайд №12

Слайд №13

Текст слайда: Атриум – внутренний двор, окружённый аркадами, пристройка к храму.


Слайд №14

Текст слайда: Клуатр – внутренний дворик для хозяйственных целей с огородом лекарственных трав и садом.


Слайд №15

Слайд №16

Слайд №17

Текст слайда: РОМАНСКИЙ ХРАМ-КРЕПОСТЬ Собор в Шпейере,1030-1092г., Германия


Слайд №18

Текст слайда: Основные принципы романской архитектуры выражены в соборе, монастырской церкви, которые были почти единственными видами общественных зданий эпохи. Храм являл собой «символ вселенной», олицетворяя торжество и универсальность христианской религии. Храм вмещал массу людей, он был также рассчитан на паломников. Это вело к строительству грандиозных сооружений с разграниченным колоннами на зоны просторными внутренними помещениями. Главным техническим завоеванием эпохи были сводчатые каменные конструкции, которые сменили непрочные деревянные перекрытия. Сначала каменные своды появились в боковых нефах, затем и над более широким центральным.


Слайд №19

Текст слайда: «Тяжёлое безмолвие» - так характеризовал романский стиль французский скульптор Огюст Роден.


Слайд №20

Слайд №21

Текст слайда: Возведение арок Какая архитектурная задача, возникшая перед строителями романских базилик привела к созданию арочных сводов?


Слайд №22

Текст слайда: Арочные своды


Слайд №23

Текст слайда: КОНТРФОРС – вертикальный каменный выступ стены, несущий нагрузку свода.


Слайд №24

Текст слайда: Замковый камень НЕРВЮРА – арка, образующая укрепляющее свод ребро. Нервюры образуют каркас, несущий основную нагрузку тяжёлого свода.


Слайд №25

Текст слайда: ТРАНСЕПТ – поперечный неф


Слайд №26

Текст слайда: КАПИТЕЛЬ – верхняя часть колонны.


Слайд №27

Текст слайда: Виды романских капителей


Слайд №28

Текст слайда: ТИМПАН – углублённая часть арки над входом


Слайд №29

Текст слайда: СКУЛЬПТУРА РОМАНСКОГО ПЕРИОДА Важнейшая примета романской скульптуры – условность. Смысл произведения не в реалистическом сходстве, а в передачи сути явления. Почему ранее христианство не поощряло создание круглых скульптур?


Слайд №30

Текст слайда: Основной темой романской скульптуры было прославление Бога.


Слайд №31

Текст слайда: «Акробат» скульптура 1150-70г.г. из аббатства Сент-Мартин в Совиньи близ Лиона Сидящая фигура (Апостол), 1180-1200, Тоскана, Италия В каменных украшениях часто уживаются легенды христианства, назидательные притчи, жуткие видения с темами нерелигиозного содержания, где действующие лица – крестьяне, жонглёры, акробаты, а также образы народной фантастики: полузвериные маски, лики с гримасами.


Слайд №32

Текст слайда: Тема добра и зла, выражена в аллегорических образах сражающихся добродетелей и пороков.


Слайд №33

Текст слайда: Романская скульптура открыла новые стороны действительности – образы чудовищного и безобразного.


Слайд №34

Текст слайда: АРКА из церкви в Нарборне, Лангедок, Франция, 1150-1175. Каменная резьба арки представляет всех наиболее известных персонажей Средневекового бестиария. Пеликан (второй слева), который убил своих птенцов, а через три дня возродил из капли собственной крови, символизирует Христа. Василиск, убивающий взглядом, символизирует смерть. Кентавр обладает человеческим умом, но борется со своими животными инстинктами.


Слайд №35

Слайд №36

Текст слайда: Собор в Ангулеме, Франция


Слайд №37

Текст слайда: Перед вами два скульптурных изображения Богоматери. Какую из них можно отнести к романскому периоду, а какую к более позднему? Почему?


Слайд №38

Текст слайда: ЗАМОК-КРЕПОСТЬ


Слайд №39

Текст слайда: Эволюция рыцарского замка 1- IX век 2 - нормандский замок XI века с пешеходным мостом на главную башню 3 – тип башни замка из кирпича, Х век 4 – англо-романский замок, конец ХI века 5 – замок на острове, XIII – XIV века


Слайд №40

Слайд №41

Текст слайда: Схема средневекового замка - города


Слайд №42

Текст слайда: 1 - барбакан 2- гать (дамба) 3- частокол 4 - ров с водой 5 - дозорная башня 6 - подъёмный мост 7 - боковой ход 9- наружная стена 10 – подъёмная решётка 11 - донжон 12 - внутренний двор 13 - дальний двор 14 - караульня 15 - бойница 16 - угловая башня 17 – боковая башня 18 - бастион 19 – зубчатый парапет 20 – часовня 21 - туалет Схема средневековой крепости-замка


Слайд №43

Текст слайда: ДОНЖОН – главная башня замка, жилище феодала.


Слайд №44

Текст слайда: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ? Какие из приведённых здесь иллюстраций не соответствуют романскому стилю?


Слайд №45

Текст слайда: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ


Добавить комментарий