Презентация на тему "Шедевры архитектуры Индии" по МХК

Презентация по слайдам

Слайд №1
ШЕДЕВРЫ АРХИТЕКТУРЫ ИНДИИ Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г.

Слайд №2
Стамбха Ашоки . III в. до н. э. Высота 9,8 м В 321 г. до н. э. в Индии возникло первое централизованное государство — империя Маурьев. Во время правления царя Ашоки (268—232 гг. до н. э.) в качестве государственной религии был принят буддизм. Ашока демонстрировал свое обращение в буддизм энергичным распространением веры по всей Индии — от Бенгалии до Афганистана при помощи указов, высеченных на монументальных колоннах из камня. Колонны (стамбхи) символизируют ось Вселенной, которая соединяет Небо и Землю и олицетворяет Мировое Древо Жизни. http://indiapicks.com

Слайд №3
Львиная капитель стамбхи из Сарнатха . Середина III в. до н. э. Стамбха, достигающая в высоту свыше 10 метров, представляет собой хорошо отполированный каменный столб. Венчает стамбху капитель со скульптурными изображениями животных, что означает царские подношения Будде. Самая знаменитая из них — Львиная капитель из Сарнатха. Согласно преданию, столб, несший эту капитель, был установлен в том месте, где Будда произнес свою первую проповедь. Изображение Львиной капители отпечатано на денежных знаках современной Индии. http://newtown.k12.ct.us

Слайд №4
Большая ступа в Санчи . Во время правления царя Ашоки в архитектуре империи Маурьев получили распространение буддийские мемориальные и погребальные сооружения — ступы. В отличие от других буддийских построек, имевших внутренние помещения и вход, ступа была монолитной и цельной en.wikipedia.org

Слайд №5
Большая ступа в Санчи . III—II вв. до н. э. (ограда II в. до н. э., ворота I в. до н. э.) en.wikipedia.org Одна из самых древних сохранившихся ступ была сооружена в Санчи при Маурьях (ок. 250 г. до н. э.). Позднее она была перестроена и несколько увеличена в размерах. Полусферический купол ступы покоится на круглом основании с идущей по всему периметру террасой. Терраса предназначалась для ритуального обряда поклонения, который состоял в том, что молящиеся обходили ступу кругом, по часовой стрелке. С южной стороны к террасе ведут две симметричные лестницы. Во время правления царя Ашоки в архитектуре империи Маурьев получили распространение буддийские мемориальные и погребальные сооружения — ступы. В отличие от других буддийских построек, имевших внутренние помещения и вход, ступа была монолитной и цельной

Слайд №6
Большая ступа в Санчи . III—II вв. до н. э. (ограда II в. до н. э., ворота I в. до н. э.) en.wikipedia.org На вершине купола установлена колонна, как бы выходящая из сердцевины ступы. В этом исследователи усматривают продолжение культа колонн Ашоки. Центральный столб, символизирующий ось Вселенной, увенчан круглыми дисками и окружен оградой из квадратных столбов. Зонты олицетворяют небесные уровни или ступени восхождения к нирване. Три зонтика символизируют три драгоценности: Будду, Закон и монашескую общину. Во время правления царя Ашоки в архитектуре империи Маурьев получили распространение буддийские мемориальные и погребальные сооружения — ступы. В отличие от других буддийских построек, имевших внутренние помещения и вход, ступа была монолитной и цельной

Слайд №7
Ранние ступы служили местом захоронения реликвий самого Будды. Существует легенда о том, что Будду спросили, какой должна быть его гробница. Учитель расстелил на земле свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Так ступа приобрела свою полусферическую форму. Полусфера, символ Неба и бесконечности, в буддизме означает нирвану Будды (то есть его окончательное освобождение от мира), а также и самого Будду. Нирвана (санскр., буквально — угасание, затухание), центральное понятие религиозной философии буддизма (а также джайнизма), означающее высшее состояние, конечную цель духовных стремлений человека.

Слайд №8
archi.1001chudo.ru Большая ступа в Санчи . III—II вв. до н. э. По традиции ограда вокруг центрального шеста должна была скрывать его от молящихся во время ритуального обхода.

Слайд №9
Резные ворота www.buddhanet.net, www.shunya.net, fog.ccsf.cc.ca.us,

Слайд №10
Большая ступа в Санчи . III—II вв. до н. э. (ограда II в. до н. э., ворота I в. до н. э.). Западные ворота www.greatbuildings.com Сама ступа также окружена массивной оградой. Четверо ворот (тораны) указывают на четыре стороны света и своими, покрытыми глубокой резьбой, балками и колоннами представляют главные стороны учения; они завораживают зрителя своими историями и картинами Ступа окружена массивной оградой. Четыре пары ворот (тораны) указывают четыре стороны света и своими покрытыми глубокой резьбой балками и колоннами представляют главные стороны учения; они завораживают зрителя своими историями и картинами. На западных воротах архитравы опираются на пузатых карликов. Рельефы этих ворот представляют наибольший интерес. На задней стороне одного из столбов изображена сцена искушения Будды Марой, при этом демоны спасаются бегством, а ангелы торжествуют победу Будды над искусителем. На верхнем архитраве изображены семь инкарнаций Будды, однако поскольку в то время еще не существовало антропоморфных изображений Будды, учитель является то в виде ступы, то в виде священного дерева Бо.

Слайд №11
Большая ступа в Санчи . III—II вв. до н. э. (ограда II в. до н. э., ворота I в. до н. э.). Восточные ворота. Фрагмент www.greatbuildings.com Рельефная резьба в Санчи ограничена колоннами и балками четырех ворот. Каждые ворота разделены на три части. В верхней секции, состоящей из трех архитравов, разворачивается повествование, которое оканчивается в волютах —словно каменные страницы иллюстрированных рукописей, некогда переносимых из деревни в деревню странствующими рассказчиками. Несмотря на тесно расположенные сюжеты, глубокая резьба выполнена настолько искусно, что истории можно рассмотреть даже снизу, с земли.

Слайд №12
В отличие от Бхархута рельефная резьба в Санчи ограничена колоннами и балками четырех ворот. Каждые ворота разделены на три части. В верхней секции, состоящей из трех архитравов, разворачивается повествование, которое оканчивается в волютах —словно каменные страницы иллюстрированных рукописей, некогда переносимых из деревни в деревню странствующими рассказчиками. Несмотря на тесно расположенные сюжеты, глубокая резьба выполнена настолько искусно, что истории можно рассмотреть даже снизу, с земли. Пространство заполнено человеческими фигурами, фигурками животных (реальных и фантастических) и буддийскими символами, такими как ступа, лотос и дерево. Капители, которые соединены с балками и квадратными колоннами, окружены львами, слонами и карликами — их фигуры нарушают плоскостность ограды и создают динамический переход от вертикальных колонн к горизонтальным балкам. Визуальная связь с балками создается также с помощью кронштейнов в виде женских фигур. Это один из лучших примеров образа якшини в индийском искусстве. Обнаженный стан древесной богини изящно изгибается, руки тянутся к стволу мангового дерева и его пышной кроне. Движения женщины легки и грациозны, поза свободна и естественна. Эталоном красоты женщины и богини плодородия являются подчеркнуто округлые бедра и бюст. В целом форма и декоративная проработка фигур заимствованы из движений и позиций танца, который всегда был источником вдохновения для индийских художников. Квадратная нижняя часть ворот представляет собой колонны, обильно покрытые резьбой: сюжеты из джатак, фигуры воинов, элементы современной светской архитектуры. Наиболее часто встречающийся мотив — ограда ступы, такая же, как реальная каменная ограда, окружающая всю ступу, а также шпиль и зонтики на вершине купола. Такая «изгородь» ограничивает архитрав, проходит вдоль капителей, а также отделяет сцены друг от друга.

Слайд №13
Пространство заполнено человеческими фигурами, фигурками животных (реальных и фантастических) и буддийскими символами, такими как ступа, лотос и дерево. Капители, которые соединены с балками и квадратными колоннами, окружены львами, слонами и карликами — их фигуры нарушают плоскостность ограды и создают динамический переход от вертикальных колонн к горизонтальным балкам. Визуальная связь с балками создается также с помощью кронштейнов в виде женских фигур. Большая ступа в Санчи . III—II вв. до н. э. (ограда II в. до н. э., ворота I в. до н. э.). archi.1001chudo.ru

Слайд №14
Большая ступа в Санчи . III—II вв. до н. э. (ограда II в. до н. э., ворота I в. до н. э.). Якшиня с восточных ворот www.greatbuildings.com Это один из лучших примеров образа якшини в индийском искусстве. Обнаженный стан древесной богини изящно изгибается, руки тянутся к стволу мангового дерева и его пышной кроне. Движения женщины легки и грациозны, поза свободна и естественна. Эталоном красоты женщины и богини плодородия являются подчеркнуто округлые бедра и бюст. В целом форма и декоративная проработка фигур заимствованы из движений и позиций танца, который всегда был источником вдохновения для индийских художников. Значение ранних ступ (в Бхархуте и Санчи) — в богатстве представленных на них образов: жанровые сцены, джатаки (эпизоды из предшествующих жизней исторического Будды) и самостоятельные фигуры могут служить наглядной энциклопедией искусства раннего периода. На столбах ворот высечены рельефы с изображением древнейших ведийских божеств. Якши и якшини — духи подземных недр и сил природы, тесно связанные с культом плодородия. Якши и якшини изображались в виде людей. Якшини, происходившие от богинь растительного царства, иногда играли роль духов деревьев. В буддизме якши и якшини считались низшими божествами, однако их роль значительна: в широком смысле они были охранителями учения, а в узком — охраняли буддийский храм от злых духов, в силу этого их часто изображали попарно на воротах и оградах ступ и других культовых построек.  

Слайд №15
Чайтья  Чайтья — один из типов индийской буддийской архитектуры, представляющий собой продолговатый зал с двумя рядами колонн и ступой, помещенной в закругленном конце зала напротив входа (полусферическое погребальное, а затем мемориальное сооружение). Чайтья в Карли. Разрез. www.artprojekt.ru

Слайд №16
Чайтья в Карли . I в. до н. э. В I в. до н. э. в культовой архитектуре Индии широко распространились пещерные храмы — чайтьи ( преимущественно в районах, где вздымающиеся горные плато резко обрываются, создавая ступенчатые стены из твердого камня протяженностью в несколько сотен километров). Примером такого рода сооружений является чайтья в Карли. Перед пещерой возвышались две колонны. Важнейшей деталью фасада чайтьи является огромное подковообразное окно, которое служит основным источником света в храме. www.2india.ru artclassic.edu.ru

Слайд №17
Внутреннее пространство отдаленно напоминает базилику: вырубленное в скале пространство разделенно на три “нефа”, отделенные друг от друга рядами колонн с горшковидными базами и сложными капителями (соединение мотивов колокола и цветка лотоса) со скульптурным завершением из группы мужских и женских фигур. Чайтья в Карли . I в. до н. э. Интерьер www.newtown.k12.ct.us ru.wikipedia.org/wiki . В дальнем конце молитвенного зала возвышается ступа — наиболее конкретный и мощный из символов буддизма, означающий победу Будды над иллюзией, т.е. его нирвану.

Слайд №18
Рельеф чайтьи в Карли . I в. до н. э. Наружный фасад чайтьи в Карли украшают скульптурные рельефы с мужскими и женскими фигурами. Возможно, здесь изображены дарители, на средства которых был построен храм. Пары, изображенные на фасаде чайтьи, олицетворяют и два идеала красоты, и два начала в природе — мужское и женское. Их соединение рождает все живое на земле. www.columbia.edu

Слайд №19
Пещеры Эллора Комплекс пещерных храмов Эллоры расположен в индийском штате Махараштра, неподалеку от города Аурангобада, и состоит из 34 пещерных храмов, создававшихся на протяжении VIII-IX веков. Пещеры Эллоры вырезаны в базальтовых холмах. www.tury.ru Они представляют собой лушие образцы как индийской, так и мировой пещерно-храмовой архитектуры, включающие фасады сложной работы и изыскано украшенные внутренние интерьеры. Создание пещер датируется примерно с 6 по 9 столетья нашей эры.

Слайд №20
Наиболее интересен среди прочих храмов Эллоры Храм Кайласанатха в пещере 16, который является колоссальным монолитом с витиеватым внешним видом, целиком вырезанный из целого холма. Он начал строится в период с 757 и 773 годы, на его строительство ушло 150 лет. Этот храм является одним из наиболее сложных произведений архитектуры в мире. www.tury.ru Храм Кайласанатха в Эллоре. Середина VIII в. Изумляет в Кайласанатхе то, что в отличие от других храмов, которые обычно строились снизу вверх, скульпторы этого храма вырезали храм сверху и с боковых сторон.

Слайд №21
Храм Кайласанатха в Эллоре. Середина VIII в. При его строительстве было выдолблено 200 тысяч тонн горной породы. Храм посвящен богу Шиве. Прямоугольный двор храма, опоясанный изнутри рядами ниш со статуями божеств, включает выделенное шикхарой (пирамидальным завершением) главное святилище и многоколонный зал для молящихся. www.tury.ru Это самый крупный в мире монолитный комплекс, в его сооружении участвовало 7 тысяч человек. Храм Кайласанатха поистине грандиозен. Он занимает площадь в два раза превышающую площадь Парфенона в Афинах, по высоте превосходит его в полтора раза. Тут суть в том, что эти храмы создавались по принципу скульптуры - не складывались из камня, а были вытесаны из него, из цельной скалы. Отсекали все лишнее - и получался храм.

Слайд №22
Нижняя часть храма высечена в виде цоколя восьмиметровой высоты. В его центре высятся монументальные изваяния слонов и львов высотой около трех метров, словно держащих на своих спинах тяжесть здания храма. Эта идея огромного сооружения, покоящегося на спинах слонов и львов, носит мифологический и символический характер - ведь мир, как известно из древних легенд, стоит на трех слонах. Только слонов в Кайласанатхе гораздо больше... clubs.ya.ru Храм Кайласанатха в Эллоре. Середина VIII в.

Слайд №23
Рельеф из пещерного храма в Эллоре . VIII—X вв. Храмовые комплексы Эллоры (VI—X вв.) известны стенными барельефными композициями с изображениями буддийских и брахманских богов и мифологических героев. По сравнению с каноническими фигурами Будды, для которых стали характерны застылость и сухость форм, изображения брахманских богов — пластически сочные, исполненные напряженной динамики. www.shunya.net artclassic.edu.ru

Слайд №24
Пещеры и храмы Эллоры внесены ЮНЕСКО в список памятников, являющихся всемирным достоянием (наследием) человеческой цивилизации.

Слайд №25
Трехликий Шива Махадева из храма на о-ве Элефанта Три лика Шивы символизируют его троякую сущность: Творец, Защитник и Разрушитель. www.vedanta.it http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=18936&cat_ob_no=

Слайд №26
Красный форт, или Лал Кила Красный форт, или Лал Кила, является одним из самых великих и знаменитых памятников Индии. Находится он в столице Дели на берегу реки Ямуна. Построенный из красного камня, он поражает своей красотой, величием и неприступностью. Красный форт, или Лал-Кила не мене прекрасен чем Тадж Махал и обязан своим именем красному песчанику, из которого выстроены его стены. Фасад крепости Лал-Кила в Дели. «Если и есть рай на свете, то он здесь, он — здесь» — говорится в надписи арки зала Кала-а-Мубрака. В этих словах персидского поэта Амира Хосрова выражен замысел архитекторов Шах-Джехана — построить цитадель по образу и подобию рая, описанного в Коране ru.wikipedia.org/wiki/Лал-Кила wordtravel.com.ua История Приняв в 1638 г. решение о переводе столицы из Агры в Дели, император приказал начать строительство своего «земного рая» на берегу реки Джамна (эта же река была им выбрана и для строительства Тадж-Махала). Сегодня его называют Старый Дели, а в то время он назывался Шаджеханабадом – в честь его императора. В «Красном форте», строительство которого началось в 1639 г., а закончилось вероятнее всего в 1648 г., проживало около 3 000 человек. Он стал первой цитаделью эпохи Моголов, задуманной в форме неправильного восьмиугольника, что стало позднее особенностью архитектурного стиля времен этой династии. Строительным материалом были кирпичи, облицованные керамикой или красным мрамором. В его архитектуре гармонично сочетаются персидские, тимуридские и индуистские элементы. Стиль сооружения, для которого характерны сложные геометрические композиции, также был назван по имени императора – шахджехани. Смыкающиеся на севере со более ранним фортом Салимгарх, построенным Ислам Шах Суром в 1546 г., стены ограждения «Красного форта» имеют длину более двух километров. Со стороны реки их высота составляла 16 м, а со стороны города – 36 м. У цитадели было двое входных ворот – одни открывали путь на Дели, а другие – на Лахор. Первые предназначалась для пропуска солдат и дворцовой прислуги; вторые, выходившие на площадь Чатта Чоук («дворцовый базар»), – для посетителей и самого императора. Широкая дорога, ведущая с севера на юг и пролегавшая вдоль базара, отделяла военный лагерь на востоке от дворца – на западе. Гораздо позже, c середины XIX века в Лал-Кила квартировали британские войска. Дворец был перестроен, сады заменили английскими, большая часть сказочных богатств не сохранилась. А в 1947 году Лал-Кила заняли индийские повстанцы, и дворец первым узнал: Индия снова стала свободной. С тех пор ежегодно в день независимости Индии над Лал-Кила поднимают флаг и премьер-министр обращается к народу. Описание Стена форта Лал Кила расположен с восточной стороны Шахджаханабада, а само название Лал Кила происходит от огромной стены, которая окружает крепость. Безусловно, именно она является главной достопримечательностью форта. Длина стены составляет около 2,5 км, а высота колеблется от 16 метров в сторону реки до 33 метров в сторону города. Стена имеет два выхода – Делийские ворота и Лахорские ворота. Лахорские ворота являются главным входом в форт и ведут к рынку Чатта-Чоук, где торговцы продавали свои товары местной знати. Рынок существует и по сей день, и сейчас там тоже можно купить товары на любой вкус. Около главного входа в форт расположено каменное возвышение Диван-и-Ам, или Зал общих аудиенций. Венчает его изящно украшенная золоченная ограда. Шах Джахан сидел на высоком троне рядом, но немного ниже, на мраморных лавках размещались королевские князья и визири, а остальные придворные и знать выстраивались на Диван-и-Аме в зависимости от их рангов и иерархии. За троном располагались императорские покои, которые состояли из ряда шатров, между которыми протекал Нехр-И-Бершит (Райский поток). В северо-восточной стороне форта находится водонапорная башня Шах Бурдж, с помощью которой в форт поступала вода из реки Ямуна, она наполняла Нехр-И-Бершит. Рядом с Диван-И-Амом построен Ранг-Махал (Разноцветный дворец), украшенный множеством разноцветных украшений в виде прекрасных цветочных орнаментов. На одной стене расположены пять резных окон, откуда принцессы могли смотреть битвы слонов. В центре Ранг-Махала есть бассейн с лотосом из белого мрамора в центре, украшенный сверкающими самоцветами, выполненными в форме цветков и листьев. Самым лучшим залом в Красном форте является Диван-И-Кхас (Зал частных аудиенций), который использовался для судебных разбирательств и различных придворных мероприятий. Диван-И-Кхас с трех сторон окружен открытыми арками. Когда-то он имел серебряный потолок, который поддерживается 32 колоннами, украшенными прекрасной резьбой и инкрустированными самоцветами.  

Слайд №27
Форт обязан своим появлением великому Шах Джахану, который построил также знаменитый Тадж Махал. Строительство началось 16 апреля 1639 года и закончено было ровно через 9 лет 16 апреля 1648 года. wordtravel.com.ua Красный форт, или Лал Кила Шах Джахан решил перенести столицу государства из Агры в Дели, и именно Красный форт стал его резиденцией в новой столице. Шах-Джехан остался в истории как великий покровитель искусств и основатель династии. . Построенный им Кала-а-Мубрака, позднее получивший известность как «Красный форт», - это цитадель, в которой находилась и его столица, и императорская резиденция с ее административными службами.

Слайд №28
В «Красном форте» времен Шаха-Джахана размещалось 3000 человек придворных. Сооружение было первой цитаделью эпохи Моголов, задуманной в форме неправильного восьмиугольника, что стало позднее особенностью архитектурного стиля времен этой династии. ru.wikipedia.org/wiki/Лал-Кила www.hot-putevki.ru/india sightseen.turistua.com/ru/gallery Красный форт, или Лал Кила Строительным материалом были кирпичи, облицованные керамикой или красным мрамором.

Слайд №29
Дворец ветров. Джайпур Самая знаменитая достопримечательность Джайпура — дворец Хава-Махал или «Дворец Ветров». Это пятиэтажное здание с 590 окнами и балконами использовалось как гарем для жен и наложниц раджей Джайпура. www.hot-putevki.ru/india Интересен внутренний интерьер дворца, где практически каждая комната не превышает ширины окна.

Слайд №30
Хава-Махал или Дворец Ветров. Джайпур. Хава-Махал или Дворец Ветров стал символом Джайпура. Это здание, выполненное из розового камня и украшенное колоннами и балконами, было построено в 1799 году. Хава Махал является частью городского дворцового комплекса www.hot-putevki.ru/india

Слайд №31
Дворец Махараджи. Джайпур Городской Дворец, часть которого открыта для посещений в качестве музея, другую часть до сих пор занимает царская семья. Prezentacii.com