Презентация на тему "Использование мнемонических приемов в словарно-орфографической работе в начальной школе" по педагогике

Презентация по слайдам

Слайд №1
Использование мнемонических приемов в словарно-орфографической работе в начальной школе

Слайд №2
проговорить вслух негромко по слогам каждое слово (для учащихся с моторной памятью); молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам; потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным; снова открыть глаза и проверить себя (для учащихся со зрительной памятью); проговаривать слова по слогам соседу по парте или послушать, как слова проговаривает сосед (для учащихся со слуховой памятью).

Слайд №3
Проблемы формирования навыка правописания непроверяемых орфограмм может эффективно решаться при использовании

Слайд №4
Мнемоника, мнемотехника – Системы различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Слайд №5
Эффективные методы организации мнемонической деятельности детей младшего школьного возраста при усвоении слов с непроверяемыми орфограммами: метод графических ассоциаций, метод звуковых (фонетических) ассоциаций, комбинированный метод

Слайд №6
При применении метода графических ассоциаций составляется рисунок, обозначающий само слово, и обыгрывается в нем запоминаемая буква.

Слайд №7
Метод звуковых ассоциаций предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и слова из орфографического словаря особенно удачны: Приеду завтра, Привезу завтрак, На завтрак – рак, Кричи: «Ура!» Трудные учить слова Помогает нам игра!

Слайд №8
Комбинированный метод - это использование при запоминании слова из орфографического словаря и графических, и звуковых ассоциаций одновременно.

Слайд №9
Предъявление слова. а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися; б) прослушивание грамзаписи и определения предмета, о котором идет речь; в) рассматривание предметной картинки; г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.

Слайд №10
2. Работа над «слуховым» образом слов. Учащиеся проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов, определяют «трудное» место.

Слайд №11
3. Запись слова с «окошком» («дыркой»).

Слайд №12
«Обнаружив «трудное» место, не пиши наугад, а оставь «окно» там, где надо решить орфографическую задачу, и лишь затем приступай к ее решению».

Слайд №13
4. Работа над «зрительным» образом слова. Ученики могут получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарику ( или к словарю учебника).

Слайд №14
Работа над словом берёза: 1. Предлагается загадка: В белом сарафане встала на поляну. 2. Учащиеся проговаривают слово берёза орфоэпически, определяют ударный и безударные слоги. 3. Учащиеся самостоятельно записывают слово, пропустив орфограмму («трудное» место).

Слайд №15
Рассказ Л.Успенского из книги «Почему не иначе?» Береза. Это дерево мы считаем нашим, русским деревом, но имя его знакомо большинству родственных народов. Оно восходит к … корню «bhe» (бе), уходящему в глубокую древность, означавшему «блеск», «белизна». Ведь ее кора – «береста» - носит название, связанное с тем же корнем.

Слайд №16
Работа с непроверяемыми орфограммами включает в себя: устное предъявление слова, постановка орфографической задачи, выбор способа решения и собственно решение орфографической задачи, запись слова, организованная так, чтобы обеспечить запоминание его орфографического облика.

Слайд №17
Богатство (богатый). Связано со словом бог. Некогда его значение было: «наделенный свыше всякими благами счастливец» (сравните с украинским небога – «бедняк», «нищий»).

Слайд №18
Солдат. Это связано с итальянским «сольдо». Сольдо – это название монеты и «жалование». Человек, получивший «сольдо», т. е. жалование, называется сольдато.

Слайд №19
Четверг. В старину четверг носил название четвертак, т. е. «день», четвертый по порядку», четверть недели. Проверочные слова: четверть, четверо.

Слайд №20
морковь картофель помидор капуста

Слайд №21
Трудные учить слова Помогает нам игра. Петуха прозвали «Петя» - Петь он любит на рассвете.

Слайд №22
А медведь, наоборот, Петь не любит, любит мед. Лиса-лисица, посмотри, Очень любит букву… (и).

Слайд №23
Чтобы не обиделась корова И не прокисло молоко, Мы оба этих слова, Напишем в корне с буквой о.

Слайд №24
Для совершенствования обучения нужно, во-первых, включить в работу со словами с непроверяемыми написаниями в общую систему формирования орфографических умений

Слайд №25
во-вторых, следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения.

Слайд №26
Особая роль в решении этой задачи призвано сыграть применение этимологического анализа и мнемотехники.