Презентация на тему "Гоголь и его «Вечера на хуторе близ Диканьки Николай Васильевич»" по литературе

Презентация по слайдам
Слайд №1

Текст слайда: Гоголь и его «Вечера на хуторе близ ДиканькиНиколай Васильевич » 1809 - 1852


Слайд №2

Текст слайда: Слово о Гоголе Родился на Украине 1 апреля в селе Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, в семье небогатых украинских помещиков. Дом, где родился Н.В.Гоголь


Слайд №3

Текст слайда: В семье любили литературу, старинные предания, народные песни, сказки, театр. Отец Василий Афанасьевич Мать Мария Ивановна


Слайд №4

Текст слайда: Украина – колыбель великого писателя. «Малороссийские» предания и песни – мир гоголевского детства


Слайд №5

Текст слайда: Начальное образование родители дали дома, затем учился в полтавской гимназии.


Слайд №6

Текст слайда: В 1821 г. в 12 лет поступил в Нежинскую гимназию. Больше всего увлекала его русская история и литература. Особенно любил поэзию Пушкина и поэта-декабриста К.Ф. Рылеева. Другим увлечением стал театр. Г. Нежин. Гимназия высших наук.


Слайд №7

Текст слайда: Несколько месяцев Гоголь жил в Германии. Приехав из-за границы, он снова стал заниматься литературным трудом, познакомился с В.А. Жуковским и П.А. Плетнёвым, который устроил Гоголя работать учителем истории в институт. После окончания гимназии– Петербург, государственная служба.


Слайд №8

Текст слайда: Гоголь много писал, работал над сборником “Вечера…”. Причём работал только в свободное от службы и прочих дел время, поздно, когда уже никто не мешал. Вечер – время вдохновения, располагающего к задумчивости и мечтательности, единению с окружающим миром. Вечер – время таинственного, чудесного, иррационального. Это значение указано предисловием к гоголевской книге: “Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут!”. Вечер неудержимо впадает в ночь, а это уже вершина таинственного и чудесного. Ночь – время высших философских откровений, но одновременно и пик иррационального, когда сам древний хаос встречается с нашей душой.


Слайд №9

Текст слайда: Итак, Гоголь работал над “Вечерами…” вечером, ночью, в свободное время. Может быть, поэтому в них так вдохновенны сны. Гоголь – поэт ночи: “Ночь перед Рождеством”, “Майская ночь, или Утопленница”. На ночь падают фантастические события “Сорочинской ярмарки”, ночью совершается убийство в “Вечере накануне Ивана Купала”, месть в “Страшной мести”. По ночам морочат черти героев в “Пропавшей грамоте” и “Заколдованном месте”. А.Куинджи. Ночь на Днепре.


Слайд №10

Текст слайда: 19 (20) мая 1831 г. Гоголь познакомился с Пушкиным. Общение с Пушкиным имело огромное значение для творческого развития молодого Гоголя. Пушкин внимательно следил за работой Гоголя, вникал в его замыслы, был требовательным, но чутким наставником и руководителем своего молодого литературного друга. Во многом именно Пушкин помог Гоголю стать великим писателем.


Слайд №11

Текст слайда: Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» В 1831 г. вышла первая книга “Вечеров”. С восторгом встретил появление сборника А.С. Пушкин: “Сейчас прочёл “Вечера близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!”. Через год (в1832 г.) вышла вторая книга “Вечеров”.


Слайд №12

Текст слайда: Композиция сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”.


Слайд №13

Текст слайда: В 1835 г. великий критик В.Г. Белинский дал такой отзыв о повестях Гоголя: “Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, всё, что может иметь народ оригинального, типического, всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная…”. В.Г.Белинский


Слайд №14

Текст слайда: Смысл названия повести. Название сборнику “Вечеров” подсказал П.А. Плетнёв: “Повести, изданные пасичником Рудым Паньком”, который будто бы жил возле Диканьки. Как вы думаете, ребята, была ли такая деревня на самом деле? Как вы понимаете название этой деревни? Почему же Рудый Панько? Итак, чего же боялся пасичник при издании своих произведений?


Слайд №15

Слайд №16

Текст слайда: Итак, откройте повесть Н.В. Гоголя “Майская ночь, или Утопленница”. Впервые напечатана в 1831 г. в сборнике “Вечера…” и открывалась она эпиграфом на украинском языке. Почему? Ведь вся повесть написана на русском.


Слайд №17

Текст слайда: Анализ 1-й главы. С чего начинается глава? Какое время суток описывается? Как вы понимаете фразу – Парубки и девушки стремились “выливать своё веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем”? С кем мы встречаемся? С какими героями? Какие они? Как они относятся друг к другу? Почему мы так считаем? Как Левко и Ганна обращаются друг к другу? Как герой называет Ганну? Как она называет Левко, своего возлюбленного?


Слайд №18

Текст слайда: Нарисуйте словесный портрет героев. Как они выглядят? Каковы черты их лица, одежда, украшения? Что мы вообще узнаём о героях?


Слайд №19

Слайд №20

Текст слайда: А если бы вам пришлось нарисовать портреты героев, это было бы трудное задание? Почему? Посмотрите иллюстрацию палехского художника А. Куркина “Левко и Ганна”. Но прежде, что значит “палехский”? Чем художник Куркин дополнил портреты героев? Где конкретнее портрет: в повести или на иллюстрации?


Слайд №21

Текст слайда: Итак, портрет героев в повести дан в духе народной песни, сказки, в нём больше сравнений, чем конкретных деталей. Обратите внимание: фольклорные традиции проявляются не только в портрете, но и в характерах. Какими словами можно охарактеризовать Ганну? Похожи ли Левко и Ганна на обычных героев волшебных сказок? Но всё-таки эти герои необычны. Чем же? Вы внимательно слушали мой рассказ о Гоголе? Как писателю удалось нарисовать портреты такого казака и молодой казачки?


Слайд №22

Текст слайда: Почему у Ганны недобрые предчувствия? Что её волнует? Что ответил ей Левко? Почему “унывно” зазвучало в его устах слово “говорил”? Как Ганна укрепляет решимость Левко, ободряет его? Найдите слова, подтверждающие, что Ганна и Левко тонко чувствуют природу, любят её.


Слайд №23

Текст слайда: Проверка домашнего задания Пересказать легенду об утопленнице


Слайд №24

Текст слайда: Домашнее задание Перечитать 2-ую главу; подготовить выразительное чтение отрывка об украинской ночи (индивидуально); вспомнить определения слов: “эпитет”, “сравнение”, “олицетворение”; выписать из первого абзаца 2-ой главы эпитеты, сравнения, олицетворения, оформив в виде таблицы.