Презентация на тему "Элемент жизни и мысли" по химии

Презентация по слайдам

Слайд №1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22»

Слайд №2
«Элемент жизни и мысли» (А.Е. Ферсман) Фосфор

Слайд №3
Цели урока: А. Образовательные Способствовать формированию умения учащихся давать сравнительную характеристику элементов с помощью периодической систему Д.И. Менделеева. (на примере азота и фосфора) 2. Продолжить формирование понятия аллотропия (на примере аллотропных модификаций фосфора) 3. Продолжить формирование умения учащихся давать характеристику окислительно-восстановительных свойств элементов на основании строения атомов этих элементов. (на примере фосфора) 4. Познакомить учащихся с биологическим значением фосфора в жизни растений , животных и человека

Слайд №4
Б . Развивающие 1. Способствовать формированию навыков логического мышления (умения сравнивать, обобщать, делать выводы) 2. Способствовать формированию навыков работы с различными источниками информации (учебником, дополнительной литературой и т. д. ) 3. Способствовать формированию критичности мышления. В. Воспитательные 1. Формирование устойчивой положительной мотивации к изучению химии 2.

Слайд №5
В. Воспитательные 1. Формирование устойчивой положительной мотивации к изучению химии 2. Формирование здоровьесберегающей компетенции: позитивно относиться к своему здоровью;

Слайд №6
Этапы урока: I. Орг. Момент II. Мотивационный этап III. Актуализация знаний учащихся IV.Изучение нового материала V. Первичное закрепление и проверка усвоения знаний VI. Подведение итогов урока, рефлексия VII. Домашнее задание

Слайд №7
I. Организационный момент II. Мотивационный этап. (Просмотр видеофрагмента ) III. Актуализация знаний учащихся IV.Изучение нового материала (самостоятельное заполнение таблицы по сравнительной характеристике азота и фосфора на основании их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева)

Слайд №8
I. Сравнительная характеристика элементов азота и фосфора Признаки сравнения Азот Фосфор Сходство Положение в П.С. Строение атома Степени окисления: а) ВСО (высшая степень окисления) б) НСО ( низшая степень окисления) Различия Положение в П.С. Строение атома Степени окисления: (Промежуточные степени окисления)

Слайд №9
Признаки сравнения Азот Фосфор Сходство Положение в П.С. V группа, главная подгруппа Строение атома Степени окисления: а) ВСО (высшая степень окисления) б) НСО ( низшая степень окисления) Различия Положение в П.С. Строение атома Степени окисления: (Промежуточные степени окисления)

Слайд №10
Признаки сравнения Азот Фосфор Сходство Положение в П.С. V группа, главная подгруппа Строение атома 5 ē на внешнем уровне Степени окисления: а) ВСО (высшая степень окисления) б) НСО ( низшая степень окисления) Различия Положение в П.С. Строение атома Степени окисления: (Промежуточные степени окисления)

Слайд №11
Признаки сравнения Азот Фосфор Сходство Положение в П.С. V группа, главная подгруппа Строение атома 5 ē на внешнем уровне Степени окисления: а) ВСО (высшая степень окисления) б) НСО ( низшая степень окисления) +5 -3 Различия Положение в П.С. Строение атома Степени окисления: (Промежуточные степени окисления)

Слайд №12
I. Сравнительная характеристика элементов азота и фосфора Признаки сравнения Азот Фосфор Сходство Положение в П.С. V группа, главная подгруппа Строение атома 5 ē на внешнем уровне Степени окисления: а) ВСО (высшая степень окисления) б) НСО ( низшая степень окисления) +5 -3 Различия Положение в П.С. II период III период Строение атома Степени окисления: (Промежуточные степени окисления)

Слайд №13
I. Сравнительная характеристика элементов азота и фосфора Признаки сравнения Азот Фосфор Сходство Положение в П.С. V группа, главная подгруппа Строение атома 5 ē на внешнем уровне Степени окисления: а) ВСО (высшая степень окисления) б) НСО ( низшая степень окисления) +5 -3 Различия Положение в П.С. II период III период Строение атома 2энергетических уровня 3 энергетических уровня Степени окисления: (Промежуточные степени окисления)

Слайд №14
Признаки сравнения Азот Фосфор Сходство Положение в П.С. V группа, главная подгруппа Строение атома 5 ē на внешнем уровне Степени окисления: а) ВСО (высшая степень окисления) б) НСО ( низшая степень окисления) +5 -3 Различия Положение в П.С. II период III период Строение атома 2энергетических уровня 3 энергетических уровня Степени окисления: (Промежуточные степени окисления) +1, +2, +3, +4 +3

Слайд №15
II. Аллотропия фосфора (н.у.стр.159-160) Признаки сравнения Белый фосфор Красный фосфор Тип кристаллической решетки Физические свойства: а) цвет б) растворимость в воде в) влияние на организм г) светится ли в темноте ? Химическая активность

Слайд №16
Аллотропные видоизменения фосфора Белый фосфор (Р4)

Слайд №17
Аллотропные видоизменения фосфора Красный фосфор

Слайд №18
Аллотропия фосфора Признаки сравнения Белый фосфор Красный фосфор Тип кристаллической решетки Молекулярная Атомная Физические свойства: а) цвет: б) растворимость в воде в) влияние на организм г) светится ли в темноте Желтоватое воскообразное вещество, не растворимое в воде, хорошо растворяется в сероуглероде, ядовито, светится в темноте, имеет запах чеснока Темно-малиновый порошок, не растворяется в воде и сероуглероде, неядовит, не светится в темноте. Химическая активность Более химически активен, самовоспламеняется на воздухе Менее химически активен, горит при поджигании

Слайд №19
III. Химические свойства фосфора как восстановитель как окислитель

Слайд №20
III. Химические свойства фосфора как восстановитель как окислитель Взаимодействует с неметаллами Р + О2 → P + S → P + Cl2 →

Слайд №21
III. Химические свойства фосфора как восстановитель как окислитель Взаимодействует с неметаллами Р + О2 → P + S → P + Cl2 → Взаимодействует с металлами, образуя фосфиды Na + P → Ca + P →

Слайд №22
III. Химические свойства фосфора как восстановитель как окислитель Взаимодействует с неметаллами Р + О2 → P + S → P + Cl2 → Взаимодействует с металлами, образуя фосфиды Na + P → Ca + P → Взаимодействует со сложными веществами – окислителями P + KClO3 → P2O5 + KCl

Слайд №23
в земной коре – 0,1%, важнейшие минералы – фосфорит (Са5(РО4)3(ОН,СО3)), апатит (Са5(РО4)3(F,Cl)); в растительности – в белках семян; в животных организмах: в белках молока, крови, мозговой и нервных тканях, в костях (3Са3(РО4)2 · Ca(OH)2 и 3Са3(РО4)2 · CaСO3 · Н2О), в ДНК, РНК (хранят и передают наследственную информацию), АТФ (отвечает за энергетический обмен ) Нахождение в природе

Слайд №24
Биологическое значение фосфора Организм человека содержит около 1,5 кг фосфора: 1,4 кг – в костях, 130 г – в мышцах и 13 г в нервной ткани. Содержание фосфора в организме человека составляет приблизительно 1% от массы тела. Суточное потребление фосфора человеком – около 2 г. Продукты, содержащие фосфор: СЫР ЧЕДДЕР 100 г — 40% рекомендуемой суточной нормы СЕМЕНА ПОДСОЛНУХА 30 г — 21% ЦЫПЛЯТА 100 г — 20% ЯЙЦА 2 штуки (100 г) — 17% ГОВЯЖЬЯ ПЕЧЕНЬ 100 г — 29%

Слайд №25
Тест «Фосфор» 1. Атом фосфора по сравнению с атомом азота имеет: а) большее число электронов на внешнем уровне б) больший радиус атома в) меньшее число энергетических уровней г) меньшее число электронов 2. Для фосфора характерны степени окисления: а) -3, +2,+5 в) +1, +3, +5 б) -3, +3,+5 г) -2, +3, +5 3. Белый фосфор в отличие от азота … а)обладает заметной электрической проводимостью б)химически высоко реакционноспособен в)не встречается в природе в свободном состоянии г)хорошо растворим в воде

Слайд №26
4.Фосфор, как и азот, входит … а) в состав всех минеральных солей б) в состав всех живых организмов в) в состав воздуха г) царской водки 5.Какая из аллотропных модификаций фосфора наименее реакционноспособна? а)Белый фосфор б)Черный фосфор в)Красный фосфор г)Фосфор так же, как и азот, не имеет аллотропных модификаций

Слайд №27
6. Укажите верное утверждение: а) белый и красный фосфор ядовиты б) белый фосфор неядовит, красный ядовит в) белый фосфор ядовит, красный неядовит г) ни белый, ни красный фосфор не ядовиты 7. При горении фосфора образуется: а) фосфин б) оксид фосфора (V) в) фосфорная кислота г) фосфид металла

Слайд №28
Ответы на тест. 1.б 2.б 3.б 4.в 5.в 6.б

Слайд №29
Домашнее задание: параграф 27 + конспект урока, задание 2, 3(письменно) , повторить 24-26 Вопросы для творческих работ: Зачем человеку фосфор? Появление благодатного огня : чудо или мистификация?