Презентация на тему "Методы и формы научного познания" по философии

Презентация по слайдам
Слайд №1

Текст слайда: Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Тюменский государственный университет   Институт гуманитарных наук  Кафедра новой истории и международных отношений   Методы и формы научного познания Подготовила: студентка 2 курса 904 гр. Воробей К.В. Проверил: Муравьёв И.Б. Тюмень 2011


Слайд №2

Текст слайда: Содержание Глава 1. Научное познание 1.1 Задачи научного познания 1.2 Особенности научного познания Глава 2. Уровни научного познания Глава 3. Методы эмпирического уровня НП 3.1 Наблюдение 3.2 Эксперимент 3.3 Факты, анализ, синтез Глава 4.Методы теоретического уровня НП 4.1 Метод исследования Глава 5. Формы научного познания Тесты для самопроверки Библиографический список


Слайд №3

Текст слайда: Глава 1. Научное познание это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности.


Слайд №4

Текст слайда: Глава 1. 1.1 Задачи научного познания Задачи научного познания Описание Объяснение Предсказание


Слайд №5

Текст слайда: Глава 1. 1.2 Особенности научного познания Достоверное обобщение фактов; Объективная истина; Ориентация на воплощение в практике; Целостная развивающаяся система понятий, теорий, гипотез, законов; Применение специфических материальных средств (приборов, инструментов); Строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.


Слайд №6

Текст слайда: Ф. Бэкон Р. Декарт


Слайд №7

Текст слайда: Глава2.Уровни научного познания Эмпирический Теоретический Исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов Преобладание рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций» Непосредственноевзаимодействие человека с изучаемыми природными или социальными объектами Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами Процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений Раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам Систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. Система абстракций «высшего порядка» , такихкак понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.  Возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей Отсутствиефиксации или сокращенной сводки эмпирических данных направлен на анализ  научных фактов, статистических данных направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т.е. действуют везде и всегда новые данные, факты гипотезы, теории, законы


Слайд №8

Текст слайда: Глава 3. Методы эмпирического уровня научного познания. 3.1 Наблюдение. Наблюдение Однозначность цели, замысла Системность в методах наблюдения Объективность Возможность контроля


Слайд №9

Текст слайда: Глава 3. 3.2 Эксперимент. Эксперимент Качественный Измерительный (количественный) Социальный Мысленный


Слайд №10

Текст слайда: Глава 3. 3.3 Факты, анализ, синтез. Факты Анализ Синтез


Слайд №11

Текст слайда: Глава 4.Методы теоретический уровень научного познания. Абстрагирование Аналогия Моделирование Предметное Аналоговое Знаковое Мысленное Модельный эксперимент Дедукция Индукция


Слайд №12

Текст слайда: Глава 4. 4.1 Метод исследования. Метод исследования (системный подход) Изучение феномена целостности и установление состава целого, его элементов; Исследование закономерностей соединения элементов в систему, т.е. структуры объекта, что образует ядро системного подхода; В тесной связи с изучением структуры необходимо изучение функций системы и ее составляющих, т.е. структурно - функциональный анализ системы; Исследование генезиса системы, ее границ и связей с другими системами.


Слайд №13

Текст слайда: Глава 5. Формы научного познания Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.


Слайд №14

Текст слайда: Глава 5. Формы научного познания Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.


Слайд №15

Текст слайда: Глава 5. Формы научного познания Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого не определено и нуждается в доказательстве.


Слайд №16

Текст слайда: Тесты для самопроверки В научном познании выделяют два уровня: 1) эмпирический и теоретический; 2) новаторский и репродуктивный; 3) диалектический и метафизический; 4) эклектический и монистический. К эмпирическому уровню познания относится: 1) анализ фактов; 2) выдвижение гипотез; 3) построение картины мира; 4) построение теории. К методам теоретического уровня познания НЕ относится: 1) системных подход; 2) эксперимент; 3) структурно-функциональный анализ; 4) моделирование. Назовите формы научного познания.


Слайд №17

Текст слайда: Библиографический список Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 1997. Гл. XIV  Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. «Философия для технических вузов». Ростов - н/Д.:Феникс,2001 Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 1999. Гл. XII