Презентация на тему "увтро" по астрономии

Презентация по слайдам
Слайд №1

Текст слайда: Понятие дискуссии особенности научной дискуссии


Слайд №2

Текст слайда: Дискуссия (от лат.discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительной чертой дискуссии выступает наличие в качестве объединяющего начала темы. К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом которых является тезис. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.


Слайд №3

Текст слайда: Различают четыре разновидности дискуссии: Аподиктическая дискуссия — дискуссия с целью достижения истины. Такая дискуссия соблюдает логические правила вывода. Диалектическая дискуссия — дискуссия, которая претендует лишь на достижение правдоподобия. Эвристическая дискуссия — дискуссия с целью склонить оппонента к своему мнению (либо спор ради спора). Софистическая дискуссия (софистический спор) — дискуссия с целью победить любым путем. В такой дискуссии используются логические уловки – софизмы (в том числе основанные на манипулировании смыслом слова), введение собеседника в заблуждение и т. д.


Слайд №4

Текст слайда: Дискуссия Научная - средство совместного поиска решения какой-либо проблемы путем выдвижения, противопоставления и обсуждения различных точек зрения. В дискуссии выражается коллективный характер творческой познавательной деятельности, она выступает средством продуктивного общения, коммуникации членов научного сообщества. Без такого общения невозможны разносторонность исследования, критическая оценка полученных результатов, всесторонняя проверка и развитие  научных гипотез и теорий. Ни один ученый не может успешно работать, если он не обменивается мнениями с др. исследователями, не вступает с ними в дискуссии, споры, полемику. Дискуссия  - особенно эффективное средство научного поиска в моменты возникновения кризисных и особо сложных проблемных ситуаций в науке. В этих условиях появляется множество альтернативных гипотез и теорий, вследствие чего познание  приобретает форму дискуссионного процесса. 


Слайд №5

Текст слайда: Через дискуссию реализуется такой познавательный прием, как метод поисковых, пробных решений проблем, заключающийся в построении и апробировании множества возможных ответов на эти проблемы в ситуациях, когда не удается сразу найти достоверный результат. В этой форме развития знания проявляется поисковая функция  дискуссии. Эффективность  дискуссии объясняется тем, что она позволяет подойти к решению проблемы с разных позиций, максимально использовать научный потенциал  многих ученых, привлечь большее количество исходных данных, избежать ограниченности точек зрения и т. д.


Слайд №6

Текст слайда: Дискуссии могут быть использованы для достижения разных целей - постановки и уточнения проблемы, поиска ее решения, оценки  выдвинутой точки зрения, установления степени ее истинности, проверки аргументации, логичной корректности рассуждений, обнаружения новых аспектов проблемы и т. д. В социальном плане  дискуссия выступает средством и формой коллективного научного труда. Дискуссия развивается как последовательность определенных действий, которые образуют ее композиционный план.


Слайд №7

Текст слайда: К этим действиям относятся: - определение  предмета и цели обсуждения; - выбор стратегии дискуссии и построение ее общего плана; формулирование тезисов; их доказательство и критика, сравнение,  сопоставление, противопоставление; - выявление в результатах дискуссии искомой истины; - подведение итогов дискуссии, определение нерешенных проблем, задач и направлений дальнейшего исследования.


Слайд №8

Текст слайда: Чтобы быть конструктивной и продуктивной, дискуссия должна проводиться в соответствии с определенными методологическими принципами. К числу этих принципов относится принцип  множественности элементов дискуссии (он распространяется не только на выдвигаемые тезисы, но и на исследовательские позиции, подходы,  методы, исходные предпосылки) и принцип критицизма (право  каждого диспутанта подвергать критичному анализу  и обоснованному отвержению предложенные точки зрения). Необходимое условие успешного хода дискуссии, взаимопонимания ее участников - идентичность используемых понятий и терминов.


Слайд №9

Текст слайда: Этому же служат следующие правила ее ведения: правильная постановка вопроса и четкое определение предмета спора; осведомленность в отношении обсуждаемой проблемы; ясность и недвусмысленность выдвигаемых положений; недопущение подмены высказанного положения; адекватное восприятие  и понимание  взглядов оппонентов; проверяемость приводимых доводов; знание  логических правил доказательства и опровержения.


Слайд №10

Текст слайда: В процессе дискуссии необходимо соблюдать определенные этические нормы  которые вместе с названными выше правилами составляют культуру дискуссии. Эти нормы требуют: уважительного и непредвзятого отношения к чужому мнению, способности признавать правильность точки зрения партнера и ошибочность своей, готовности изменять под влиянием  обоснованной критики свои взгляды или даже отказываться от них, доброжелательной критики точки зрения оппонентов, конструктивного участия в дискуссии, т. е. вынесения на обсуждение таких взглядов, положений и фактов, которые способствуют продуктивному развитию спора.


Слайд №11

Текст слайда: К числу важнейших функций дискуссии относятся: 1) генерирующая (выдвижение различных точек зрения по исследуемой проблеме); 2) селективная (отбор перспективных или более правдоподобных точки зрения); 3) интегрирующая (синтез позитивных элементов обсуждаемых точек зрения и связанных с ними направлений исследования); 4) корректирующая (уточнение, исправление высказанных мнений, понятий, доводов); 5) конституирующая (решение  вопроса о принятии или отвержении обсуждаемых точек зрения). Все эти функции характеризуют дискуссию как метод постепенного, сложного, противоречивого, однако прогрессивно развивающегося процесса формирования истины.


Слайд №12

Текст слайда: Как форма  дискуссии наиболее распространены полемика (проходящая в острой, конфликтной форме борьба принципиально различных мнений) и диспут (публичный спор при аудитории, выполняющей роль  экспертов или слушателей). Яркими примерами дискуссий в истории науки была длительная дискуссия о природе света между сторонниками корпускулярной и волновой теорий; между Ж. Кювье и Э. Жоффруа Сент-Илером по вопросам эволюции; между А. Эйнштейном и Н. Бором об адекватности квантомеханического описания объектов и процессов микромира. Возросла роль дискуссий по социальным и политическим вопросам в России. Изучение этих и других дискуссий имеет большое образовательное значение,  поскольку способствует формированию и развитию творческих способностей и навыков ученых, общественных и политических деятелей, их умения выдвигать и отстаивать свое мнение,  конструктивно относиться к точке зрения оппонентов.


Слайд №13

Текст слайда: Спасибо за внимание!


Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.