Презентация на тему "Жизнеспособность вирусов" по биологии

Презентация по слайдам

Слайд №1
Работа учащихся МОУ_СОШ № 1 г.Маркса Учитель- Пузакова С.А.

Слайд №2
Тип проекта Учебные предметы: биология, экология. Участники проекта: учащиеся 10 класса Принципы исследовательской деятельности: Системность Научность Социальная значимость (востребованность) Мониторинг (непрерывность слежения) Исследовательский

Слайд №3
Цели исследовательской работы: Расширить и углубить знания о природе вирусов; Воспитать ответственное отношение к своему здоровью; Сформировать навыки защиты от вирусных заболеваний; Привлечь внимание общества к всемирно глобальным проблемам заболеваемости всего человечества (СПИД, ГРИПП), так как последствия этого приводят к гибели людей Дидактические цели: развитие умений увидеть проблему и наметить пути её решения; Развитие критического мышления; Развитие активной жизненной позиции;

Слайд №4
Вопросы проекта: Основополагающий вопрос: Можно ли быть здоровым человеком, в окружающей нас обстановке высокой заболеваемости людей? (Грипп, ОРЗ, ОРВи, СПИД и т.д.) Проблемные вопросы: Помогут ли нам лекарственные препараты общего потребления? (Арбидол, Антигриппин) Как узнать здоров ли ты или нет? Как люди могут улучшить защиту своего организма? И возможно ли такое?

Слайд №5
Вирусы – это простейшие формы жизни, обладающими основными её проявлениями, своего рода абстракция жизни, и поэтому служат наиболее благодарным объектом биологии вообще и молекулярной биологии в особенности. Организация вирусов Вирус – от латинского слова vira – «яд». Распространены повсеместно. Размеры от 20 до 300 нм. Не имеют клеточного строения. Форма тела: палочковидная, сферическая, гексагональная. Внеклеточная (покоящаяся) форма вируса, не проявляющая никаких признаков, жизни, называется ВИРИОН. Способны размножаться только в клетках других организмов

Слайд №6
Происхождение вирусов

Слайд №7
В И Р У С Ы

Слайд №8
Открытие вирусов Д.И. Ивановский русский ученый в 1892 году открыл вирус табачной мозаики. На поиски возбудителей болезни Ивановский потратил несколько лет. Он собрал листья с нескольких больных растений. Через 15 дней на этих листьях появились белёсые пятна. Ивановский последовательно устранял возможных переносчиков болезни – корневую систему растений, семена, цветки, пыльцу… Опыты показали, что дело не в них: болезнетворное начало поражает растения иным путём.

Слайд №9
Тогда молодой учёный ставит простой опыт. Он собирает больные листья, измельчает их и закапывает на участках со здоровыми растениями. Через некоторое время растения заболевают. Итак, первая удача – путь от больного растения к здоровому найден. Возбудитель передаётся листьями, попавшими в почву, перезимовывает и весной поражает посевы.

Слайд №10
Но о самом возбудителе он так ничего и не узнал. Его опыты показали лишь одно, – нечто заразное содержится в соке. Проходит шесть лет и Ивановский обнаруживает, что столкнулся с непонятным агентом, вызывающим болезнь: он не размножается на искусственных средах, проникает сквозь самые тонкие поры, погибал при нагревании. Фильтруемый яд! Таким был вывод ученого.

Слайд №11
В 1885 году французский ученый Л. Пастер изобрёл вакцину против бешенства. После открытия вирусов вакцины из убитых или ослабленных вирусов стали в промышленном масштабе. При введении в организм такие вирусы не вызывают заболевания, но создают активный иммунитет к данному вирусу.

Слайд №12
Классификация вирусов

Слайд №13
Строение и свойства вирусов Нуклеиновая кислота Белковая оболочка Вирусы состоят из различных компонентов:

Слайд №14
Еще не родившемуся плоду человека грозят два вируса – краснухи и цитомегалии, которые передаются внутри утробно и очень опасны. Новорожденные и грудные младенцы еще более уязвимы: им угрожают вирусы герпеса 1-го и 2-го типа и вирус гепатита. Также подстерегают их новые опасности - грипп, различные ОРЗ, полиомиелит, острые гастроэнтериты. Вирусы являются постоянными спутниками человека от рождения вплоть до глубокой старости

Слайд №15
СПИД СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита

Слайд №16

Слайд №17
Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)

Слайд №18

Слайд №19
Пути передачи ВИЧ и распространения СПИДа

Слайд №20
Количество зараженных ВИЧ - 50млн 3млн. человек в этом году умерли от СПИДа Среди них 500тыс. детей моложе 15лет В России сегодня 260тыс ВИЧ-инф. В России 1995 год - 195 человек 1996 - 1535 1997 - 3853 В Саратовской области 2002г - 942 Не дай себе умереть от невежества (лозунг Всемирного дня борьбы со СПИДом 1.12)

Слайд №21
Можно ли убить возбудителя СПИДа? 50-70 % спирт убивает за несколько секунд Кипячением - мгновенно При попадании в желудочно-кишечный тракт разрушается пищеварительными ферментами и соляной кислотой Дезинфицирующие средства (хлорамин, хлорная известь) убивают вирус мгновенно t = 56 С Уничтожает за 30 мин При попадании на кожу через 20 мин уничтожается ферментами бактерий, паразитирующих на коже ВИЧ НЕ передаётся при бытовых контактах с ВИЧ инфицированными при: рукопожатии, кашле и чихании, поцелуе в щёку, объятиях, пользовании телефоном, пользовании общим источником воды для питья, пользовании общей посудой, плавании и купании, ношении чужой одежды, укусах насекомых.

Слайд №22
Грипп Грипп - это болезнь вирусной этиологии, склонная к широкому распространению По статистическим данным, ежегодно болеют гриппом в среднем 20-35% населения. Возбудитель болезни - вирус гриппа одного из типов - А, В, С, или др

Слайд №23
Свиной грипп А/H1N1 H1N1 (известный как "свиной грипп") - это новый вирус гриппа, вызывающий заболевание людей вирус H1N1 является заразным и передается от одного человека к другому

Слайд №24
Пандемия вируса гриппа Н1N1

Слайд №25
Заболели в мире – 622000 умерли – 9596 в России заболели– 30319 умерли – 95 в Саратовской области –смертей-13

Слайд №26

Слайд №27
Как можно защититься от заражения А/H1N1 Прикрывайте нос и рот бумажной салфеткой во время кашля или чихания. Использованную салфетку выбрасывайте в мусор. Тщательно и часто мойте руки водой с мылом, особенно после кашля или чихания. Также эффективными являются средства для обработки рук на основе спирта. Не прикасайтесь к глазам, носу или рту. Инфекция передается именно таким способом. Старайтесь избегать близкого контакта с заболевшими людьми. Если вы заболели, оставайтесь дома в течение 7 дней после выявления симптомов или до тех пор, пока симптомы не будут выявляться в течение 24 часов

Слайд №28
Заболеваемость детей в городе Вирусные заболевания Кол-во заболевших Оспа - Гепатит 4 Энцефалит - Краснуха 200 Грипп (А) 3 Ветреная оспа 420 Полиомиелит - Паротит (свинка) - СПИД 3 (2 – рожденных, 1 – выявлен)

Слайд №29
Заболеваемость детей ОРВи Соотношение заболеваемости ОРВи за 2009 год и декабрь 2009г.

Слайд №30
Заболеваемость в школе

Слайд №31
Лекарственные препараты, рекомендуемые аптеками ( при гриппе и ОРЗ) 1.Арбидол – не эффективен (исследовали) 1. Интерферон – исследования не подтвердили 1. Гриппферон 1. Афлубин 1. Анаферон 1. Оксолиновая мазь 2. Циклоферон 2. Кагоцел 2. Амиксин При гриппе А врачи рекомендуют Тамефлю – подтверждено клиническими исследованиями

Слайд №32
Существуют три основных способа борьбы с вирусными заболеваниями - вакцинация, применение интерферона и химиотерапия. Каждый из них действует по-своему: вакцины включают систему иммунитета, интерферон подавляет размножение вирусов, проникших внутрь клеток, а химиопрепараты вступают с вирусами в единоборство и приостанавливают начавшееся заболевание.

Слайд №33
Первый способ – вакцинация. Суть его сводится к простой формуле. «Бей врага его же оружием». Вирус здесь выступает против вируса. В 1796 году английский врач Э. Дженнер попробовал привить оспу коров (вакцину) здоровым людям, после этой процедуры они не заболевали оспой. Тогда от оспы ежегодно умирали миллионы людей, и открытие Дженнера было чрезвычайно важным.

Слайд №34
Второй способ – химиотерапия. В отличие от вакцинации, её конечной целью является не предупреждение, а лечение. Основная трудность, с которой сталкиваются при разработке химиотерапии вирусных инфекций заключается в том, что вирусы размножаются внутри клеток, используя их системы, в силу чего любое воздействие на синтез вирусов приводит к нарушению обмена веществ клеток. В связи с этим большинство препаратов, подавляющих размножение вирусов, параллельно угнетают жизнедеятельность клетки-хозяина. Поэтому широко известные антибиотики и антиметаболиты, обладающие выраженной способностью подавлять развитие вирусов в пробирке, мало эффективны в условиях организма.

Слайд №35
Третий способ – интерферон. В отличие от вакцинации и от химиопрепаратов, интерферон обладает универсально широким спектром действия и активен практически против всех вирусов, он действует по принципу стоп-сигнала и подавляет размножение вирусов, уже проникших внутрь клеток. Ряд факторов показывает , что если интерферон вырабатывается организмом плохо, вирусные заболевания протекают тяжелее. Клинические испытания интерферона показали, что он активен при острых респираторных заболеваниях, особенно вызываемых рино вирусами, т.е. как раз в тех случаях, когда вакцинация мало перспективна. Применение интерферона оказалось эффективным и при герпетических поражениях кожи глаз и слизистых оболочек.

Слайд №36
Существуют и полезные вирусы. Сначала были выделены и испытаны вирусы – пожиратели бактерий (бактериофаги). Однако последовали неудачи. Это было связано с тем, что в организме человека бактериофаги действовали на бактерии не так активно, как в пробирке. Кроме того, бактерии очень быстро приспосабливались к бактериофагам и становились не чувствительными к их действию. После открытия антибиотиков бактериофаги как лекарство отступили на задний план.

Слайд №37
Полезными оказались вирусы поражающие позвоночных животных и насекомых. В 50-х годах XX века в Австралии остро встала проблема с дикими кроликами, которые быстрей саранчи уничтожали посевы сельскохозяйственных культур и приносили огромный экономический ущерб. Для борьбы с ними использовали вирус миксоматоза. Вирус полиэдроза и гранулеза уничтожает гусениц и жуков, которые поедают полезные листья.