Презентация на тему "Занимательное стихосложение" по литературе

Презентация по слайдам

Слайд №1
Занимательное стихосложение Элективный курс по стихосложению (предпрофильная школа). Разработан Праушкиной Л.М., учителем высшей категории МОУ «СОШ № 4»

Слайд №2
Элективный курс «Занимательное стихосложение» Предназначен для 5-8 классов предпрофильной школы Опирается на знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении базового курса литературы Принадлежит к группе предметно-ориентированных курсов, позволяющих диагностировать готовность и способность ученика изучать выбранный предмет на профильном уровне Является прогностическим ( и пропедевтическим ) по отношению к профильным курсам и создаёт условия осознанного и успешного выбора профиля

Слайд №3
Цели и задачи курса После завершения курса учащийся должен: Иметь научное представление о целях, задачах стиховедения свободно владеть стиховедческой терминологией уметь анализировать поэтический текст.

Слайд №4
Научить учащихся глубоко видеть, понимать и чувствовать красоту поэтического слова. Развивать художественное воображение учащихся. Создавать условия для творческой самореализации и саморазвития школьников. Учить создавать собственные поэтические тексты.

Слайд №5

Слайд №6
Действительно ли Незнайка был неспособен к поэтическому творчеству? Какие рифмы Незнайка подобрал к необычному слову «пакля»? Чего не хватало герою мультфильма? Сможете ли вы выполнить задание Цветика – подобрать рифмы к слову «пакля»?

Слайд №7
Мой юный поэт! Занимаясь на элективном курсе, ты… …вспомнишь, что такое метафора, эпитет, и прочее. …научишься лучше видеть их в тексте, а значит лучше справишься с анализом стиха и текста на уроке и на экзамене ….научишься правильно сочинять стихи,: подбирать рифмы, определять стихотворный размер и использовать его в своих литературных опытах. А литературные игры помогут тебе развить воображение и провести весело досуг.

Слайд №8
Структура элективного курса Курс состоит из 16 занятий Последовательность занятий может варьироваться В структуре каждого занятия выделяем 3 уровня: -понятийный -идентификационный (опознавательный) -творческий

Слайд №9
Специфика подхода Программа носит примерный характер Не ставиться задача систематического и последовательного изучения всех тем курса. Отбор их производится по критериям частотности употребления и уровню лингвистической компетенции учащихся.

Слайд №10
Темп изучения может быть адекватен реально складывающейся ситуации: можно задержаться на трудностях, можно бегло рассмотреть материал или совсем отказаться от какого-то элемента содержания.

Слайд №11
Рабочая версия программы элективного курса 1 занятие Вводное История русского стихосложения Занятие 2 Понятие рифмы Работа с «буриме» Система рифмовки

Слайд №12
Занятие 3 Ритм стихотворения Определение понятия ритма Стопа в стихотворной речи

Слайд №13
Занятие 4 Двусложные стопы ямб и хорей. Составление схем данных размеров. Спондей и пиррихий Занятие 5 Трехсложные размеры Дактиль Амфибрахий Анапест

Слайд №14
Занятия 6-12 Иносказательность в художественной речи. Художественные средства языка. Метафора . Сравнение Эпитет Метонимия Олицетворение Гипербола Литота

Слайд №15
Занятие 13 Соавторство. На этом занятии вы можете стать соавтором великих поэтов. И поэты могут ошибаться, наверное, все-таки «почувствовать»

Слайд №16
Занятие 14 На этом занятии нужно обязательно все повторить Повторение – мать учения

Слайд №17
Занятия 15-16 Поиграем? Литературные игры: Каламбуры Центоны, Нелепицы, перевертыши.

Слайд №18
Иерархия уровня заданий Третий уровень: применить на практике Первый уровень; понять Четвёртый уровень: СОЗДАТЬ художественное средство или текст Второй уровень: найти средства в данном контексте

Слайд №19
Критерии оценивания: 1. Для начала я проверяю теоретические вопросы. Если там все верно, то у вас появляется великолепный шанс получить максимум-5 баллов. 2. Тут я берусь за практику, то есть за стихи. Если там вся техника, изложенная в лекции, в рабочей тетради учтена, заданная тема соблюдена, то я смело поставлю 10 баллов. 3. Самое интересное: 11-12 баллов получит тот, кто сразит меня шикарным слогом в стихах или "красивым" выполнением всей работы в целом. Так что эстетика выполнения тоже важна.  

Слайд №20
Список использованной литературы Список литературы Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: метрика, ритмика, рифма, строфика – М., 1984 г. Квятковский А.П., Поэтический словарь. - М.1966. Михайлов А.М.. Азбука стиха – М. 1982г.. Альбеткова Р. Шаг за шагом. Литературные игры. - Москва: издательство гимназии «Открытый мир», 1995 г. Чернец Л.В.. Школьный словарь литературоведческих терминов. - Москва: Просвещение, 2002 год Брусина А.Е. рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. - Санкт – Петербург: издательский дом «МиМ», 1998 год Александров В.Н. Анализ поэтического текста. Все наоборот. Небылицы и нелепицы в стихах. Сост. Г.М.Кружков. - Москва: Просвещение, 1992 год Задания областных и городских конкурсов « Серебряное перышко» Газета «Первое сентября». Приложение «Литература» №21/2003 г. http://axaxxax.narod.ru/4tivo.html