Презентация на тему "Условия нормативного произношения. Артикуляционная гимнастика" по педагогике

Презентация по слайдам
Слайд №1

Слайд №2

Текст слайда: Речевой аппарат состоит из 2-ух тесно связанных между собой частей : ЦЕНТРАЛЬНОГО ( регулирующего) ПЕРЕФЕРИЧЕСКОГО(исполнительного) Периферический отдел делится: дыхательный голосовой артикуляционный


Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Текст слайда: Органы артикуляции подвижные язык нижняя челюсть губы мягкое нёбо неподвижные верхняя челюсть твёрдое нёбо


Слайд №6

Текст слайда: Язык-это массивный мышечный орган, который заполняет почти всю ротовую полость Подвижная часть кончик языка передний край(лезвие) языка боковые края спинка языка Неподвижная часть корень языка Язык может быть массивным (макроглоссия), маленьким (микроглоссия)


Слайд №7

Текст слайда: Челюсти: должен быть сформирован правильный прикус ( должны быть сомкнуты коренные зубы, верхние резцы находятся чуть впереди нижних, в той или иной мере прикрывая их. Альвеолы:два выступающих ребристых бугорка с ложбинками между ними, находятся за верхними резцами. Твёрдое нёбо:находится за альвеолами, простирается в глубь ротовой полости и заканчивается мягким нёбом. На конце его находится маленький язычок, вибрация которого формирует грассирующий звук [р]. Твёрдое нёбо может быть высоким ( готическое) , плоским.


Слайд №8

Текст слайда: по месту своего образования звуки подразделяются: ГУБНЫЕ (образуются только при помощи губ): Б.М; ГУБНО-ЗУБНЫЕ: В.Ф; ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ ( произносимые при помощи передней части языка) Т.С.Ч; ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ ( К,Г,Х).


Слайд №9

Текст слайда: УСЛОВИЯ НОРМАТИВНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ: Развитие речевого слуха; Развитие речевого дыхания ; Правильная артикуляция.


Слайд №10

Текст слайда: Артикуляционный уклад звука  “Ш” ·         губы вытянуты вперед и округлены, ·         зубы сближены до расстояния 4-5 мм, ·         кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов, ·         средняя часть спинки языка прогибается, ·         задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу, ·         боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, ·         сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом, ·         голосовые складки разомкнуты – голос не производят.  Артикуляционный уклад звука  “Р”      ·    положение губ нейтральное, ·    зубы сближены до расстояния 4-5 мм, ·    кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует, ·    спинка языка опущена, ·    задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу, ·    боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, ·    сильная струя воздуха проходит посередине, ·    голосовые складки сомкнуты – производят голос. При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед. Артикуляционный уклад звука “С” ·         губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы, ·         зубы сближены до расстояния 1-2 мм, ·         кончик языка упирается в нижние резцы, ·         передняя часть спинки языка выгнута, ·         боковые края языка прижаты к коренным зубам, ·         вдоль языка по его средней линии образуется желобок, ·         между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель, ·         сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум, ·         голосовые складки разомкнуты – не производят голос.  При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.


Слайд №11

Текст слайда: Недостатки звукопроизношения: Замены -звук заменяется на другой ( например: сапка/шапка/); Искажения- звук искажается вследствие различных причин; Отсутствие-звук отсутствует вовсе ( ыба/рыба/)


Слайд №12

Текст слайда: Дефекты произношения шипящих и свистящих ( С,З,Ш,Ж,Щ,Ц,Ч) называется Сигматизм- в том случае, если звук искажается Парасигматизм- если звук заменяется другим. ПРИЧИНЫ ПАРАСИГМАТИЗМА: 1.нарушение фонематического восприятия и дифференциации звуков; 2.иногда-нарушение движения органов речевого аппарата. С Т Т* С* Ш Д Д* З З* Ч Т * С* З Д Д* З* Ц Т Т* С С* Щ Т* С* Это- физиологические замены до трёх лет, связаны с онтогенезом фонематической системы языка. После трёх лет- это патология Патологические замены , не связанные с онтогенезом: З В,Х С Ф,Х Ш,Ж В,Х


Слайд №13

Текст слайда: Сигматизм: Межзубный Призубный Губно-зубной Боковой Шипящий Свистящий Носовой Щёчный Дефект озвончения Дефект смягчения Дефекты произношения : [Р]-ротоцизм и параротоцизм [Л]-ламбдацизм и параламдацизм [К]-капацизм и паракапацизм [Г]-гамацизм и парагамацизм [Х]- хитизм и парахитизм


Слайд №14

Текст слайда:  Подбор артикуляционных упражнений осуществляется по основным критериям: 1. Учет нормальной артикуляции нарушенного звука; 2. Учет конкретной формы нарушенного произношения; 3.Учет индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей ребенка. Артикуляционная гимнастика может проводиться: фронтально (с группой), проводятся общеразвивающие упражнения; индивидуально; подгруппой (3-4 человека), проводятся упражнения для подготовки артикуляционного уклада определённого звука.


Слайд №15

Текст слайда:   Артикуляционные упражнения : статические - удержание органов артикуляции в определенной позе, они служат для формирования артикуляционного уклада : -«улыбка», - «трубочка», - «окошко», - «лопатка», - «иголочка».  динамические – многократное повторение одного и того же движения: -«улыбка-трубочка», - «качели», - «маятник», -«лопатка-иголка».


Слайд №16

Текст слайда: Критерии подбора артикуляционных упражнений: 1.  учет нормальной артикуляции нарушенного звука; 2. учет конкретной формы нарушенного произношения; 3.учет индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей ребенка. Комплексы упражнений для активных органов артикуляции: -губ, -нижней челюсти, -языка, -мягкого нёба, -мимической мускулатуры (щёк).


Слайд №17

Текст слайда: Методика проведения упражнений: 1.     логопед или воспитатель рассказывает о выполнении упражнений; 2.     предлагает образец выполнения упражнения; 3.     контролирует и корректирует выполнение упражнений ребенком.  Артикуляционная гимнастика длится не более 5-8-10 минут. Чем чаще и качественнее выполняется гимнастика, тем эффективнее пройдет постановка звука.


Слайд №18

Текст слайда: Несовершенства речевого дыхания: --неумение рационально использовать выдох; -речь на вдохе; -неполное возобновление запаса воздуха. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ: 1.формирование сильного плавного ротового выдоха. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. 2.тренировка речевого дыхания.


Слайд №19

Текст слайда: ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАВНОГО РЕЧЕВОГО ВЫДОХА Параметры правильного ротового выдоха: - выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха"; - выдох происходит плавно, а не толчками; - во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; - во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух); - выдыхать следует, пока не закончится воздух; - во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.


Слайд №20

Текст слайда: Лети,бабочка! Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки. Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.   Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. -Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек. - Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше? Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.


Слайд №21

Текст слайда: Этапы развития речевого дыхания: -пропевание гласных звуков - А, О, У, И, Э; - длительное произнесение некоторых согласных звуков – С, З, Ш, Ж, Ф, Х; -произнесение слогов на одном выдохе; -произнесение слов на одном выдохе; -произнесение фраз различной длины на одном выдохе; -чтение стихотворений; -пение песенок; -выразительный рассказ, пересказ текстов.


Слайд №22

Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.