Презентация на тему "Современные модели организации обучения" по педагогике

Презентация по слайдам
Слайд №1

Текст слайда: СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ


Слайд №2

Текст слайда: План: Сущность содержания понятий «форма обучения», «форма организации обучения»; Классификация форм обучения; Характеристика отдельных форм обучения; Урок как основная форма организации обучения.


Слайд №3

Текст слайда: В педагогической литературе нередко встречаются разные толкования таких понятий, как «форма обучения» и «форма организации обучения». Идентичны эти понятия или нет? Попытаемся рассмотреть данный вопрос.


Слайд №4

Текст слайда: В переводе с латинского форма означает внешнее очертание, наружный вид, структуру чего - либо. По отношению к обучению понятие форма употребляется в двух значениях, как: А) форма обучения; Б) форма организации обучения.


Слайд №5

Текст слайда: Форма – наружный вид, соответствующий внутреннему устройству; система организации чего-либо.


Слайд №6

Текст слайда: Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от: целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов.


Слайд №7

Текст слайда: Форма организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемое в заранее установленном порядке и режиме (А.С. Агафонова).


Слайд №8

Текст слайда: Формы организации обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определённом порядке и режиме. Совокупность форм, объёдинённых по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения (И.М. Чередов).


Слайд №9

Текст слайда: В истории педагогики известны различные формы обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая, классно-урочная система, Белл-Ланкастерская, Дальтон-план, план Трампа и др.


Слайд №10

Текст слайда: В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяются на: Индивидуальные; Фронтальные; Групповые; Коллективные.


Слайд №11

Текст слайда: Индивидуальная форма обучения - форма организации обучения, при которой учитель работает индивидуально с каждым учеником.


Слайд №12

Текст слайда: Фронтальная форма обучения - форма организации обучения, при которой учитель работает одновременно со всеми учениками в едином темпе и с общими задачами.


Слайд №13

Текст слайда: Групповая форма обучения - форма организации обучения, при которой учитель выделяет в классе группы по каким-то признакам и организует работу учеников в таких группах.


Слайд №14

Текст слайда: Коллективная форма обучения – отличается от фронтальной тем, что учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия.


Слайд №15

Текст слайда: Классно-урочная система – коллективная форма организации обучения, при которой: Ученики примерно одного возраста и уровня подготовки разбиты на классы; Класс работает по единому годовому плану и единым учебным программам; Основной единицей занятия является урок;


Слайд №16

Текст слайда: Классно-урочная система – коллективная форма организации обучения, при которой: Продолжительность урока регламентируется Уставом образовательного учреждения с учётом гигиенических норм; Работой учащихся на уроке руководит учитель.


Слайд №17

Текст слайда: Данная система была теоретически обоснована в XVII в. чешским педагогом Яном Амосом Коменским и описана им в книге «Великая дидактика». Классной эта система называется потому, что учитель проводит занятия с группой учащихся определённого возраста, имеющей твёрдый состав и называемой классом.


Слайд №18

Текст слайда: Урочной – потому, что учебный процесс проводится в строго определённые отрезки времени – уроки. После Коменского значительный вклад в разработку теории урока внёс К.Д. Ушинский.


Слайд №19

Текст слайда: Преимущества классно-урочной системы обучения: Чёткая организационная структура; Удобства управления деятельностью класса;


Слайд №20

Текст слайда: Преимущества классно-урочной системы обучения: Возможность сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы; Стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика;


Слайд №21

Текст слайда: Преимущества классно-урочной системы обучения: Тесная связь обязательной учебной и внеучебной работы учащихся; Эмоциональное влияние личности учителя на учащихся; Экономичность обучения, т.к. учитель работает одновременно с группой учащихся.


Слайд №22

Текст слайда: Недостатки классно-урочной системы обучения: ориентация на среднего ученика, что создаёт значительные затруднения для слабого школьника и задерживает развитие способностей у более сильных; ограниченное общение между учениками;


Слайд №23

Текст слайда: Недостатки классно-урочной системы обучения: трудность учёта индивидуальных особенностей учеников; одинаковый темп и ритм работы;


Слайд №24

Текст слайда: Классификация форм организации обучения: По составу учащихся: А) временные Б) постоянные


Слайд №25

Текст слайда: По месту работы: А) школьные (классы, лаборатории) Б) внешкольные (дом, экскурсия, поход и т.д.) Классификация форм организации обучения:


Слайд №26

Текст слайда: По времени работы: А) классные Б) внеклассные (соревнования, кружок, факультативы и т.д.) Классификация форм организации обучения:


Слайд №27

Текст слайда: По характеру управления учителем учебной деятельностью учеников: А) репродуктивные Б) проблемно-поисковые В) исследовательские Классификация форм организации обучения:


Слайд №28

Текст слайда: По дидактическим целям: А) практика Б) семинар В) лекция Классификация форм организации обучения:


Слайд №29

Текст слайда: Урок как основная форма обучения. Существуют самые разнообразные формы организации учебного процесса: урок, лекция, семинар, конференция, лабораторно-практическое занятие, практикум, факультатив, экскурсия, производственная практика, домашняя самостоятельная работа, консультация, зачёт, экзамен, предметный кружок, мастерская, студия и т.д.


Слайд №30

Текст слайда: Урок – динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определённым составом учащихся – с классом – по твёрдому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров).


Слайд №31

Текст слайда: Урок – форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения (Б.М. Бим-Бад). Урок – основная форма организации учебно-воспитательной работы в современной школе; законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап учебного процесса (А.С. Агафонова).


Слайд №32

Текст слайда: Классификация уроков по дидактической цели В.А. Онищука, Б.П. Есипова, Н.И. Болдырева, Г.И. Щукина, И.Т. Огородникова: урок усвоения новых знаний; урок усвоения навыков и умений; урок комплексного применения знаний;


Слайд №33

Текст слайда: Классификация уроков по дидактической цели В.А. Онищука, Б.П. Есипова, Н.И. Болдырева, Г.И. Щукина, И.Т. Огородникова: урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки, оценки и корректировки знаний, умений и навыков; комбинированный урок.


Слайд №34

Текст слайда: Классификация уроков по двум критериям: содержанию и способу проведению И.Н. Казанцева: По первому критерию (содержанию) уроки математики, например, подразделяются на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, а внутри них – в зависимости от содержания преподаваемых тем.


Слайд №35

Текст слайда: По способу проведения учебных занятий уроки делятся на: уроки в виде лекций; уроки в виде бесед; Уроки-экскурсии;


Слайд №36

Текст слайда: По способу проведения учебных занятий уроки делятся на: уроки самостоятельной работы учащихся в классе; лабораторные и другие практические занятия.


Слайд №37

Текст слайда: Классификация уроков по логическому содержанию работы и основным этапам учебного процесса С.В. Иванова: вводные уроки; уроки первичного ознакомления с материалом;


Слайд №38

Текст слайда: Классификация уроков по логическому содержанию работы и основным этапам учебного процесса С.В. Иванова: уроки образования понятий, установления законов, правил; уроки применения полученных знаний на практике;


Слайд №39

Текст слайда: Классификация уроков по логическому содержанию работы и основным этапам учебного процесса С.В. Иванова: уроки навыков; уроки повторения и обобщения; контрольные уроки; смешанные или комбинированные уроки.


Слайд №40

Текст слайда: Обязательными элементами всех вышеназванных уроков являются организационный этап и подведение итогов урока. Структура урока – совокупность его элементов и этапов, выстроенных в определённой последовательности согласно дидактическим целям.


Слайд №41

Текст слайда: Структура комбинированного урока: Оргмомент Проверка домашнего задания Опрос Сообщение по новой темы и задач, мотивация


Слайд №42

Текст слайда: Структура комбинированного урока: Изложение нового материала Закрепление нового материала Подведение итогов Домашнее задание Конец урока


Слайд №43

Текст слайда: Урок как организационная система обучения – явление динамическое. Он постоянно развивается, отражая основные тенденции развития педагогического процесса в направлении его целостности.