Презентация на тему "Познавательные процессы" по обществознанию

Презентация по слайдам
Слайд №1

Текст слайда: ТЕМА №2: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: Ощущение Восприятие Представления Память Мышление Речь Внимание ПРИЛЕПИНА Ольга Владимировна


Слайд №2

Текст слайда: Психический процесс – это течение психического явления, вызываемое как внешним воздействием, так и раздражителями, идущими от внутренней среды организма. Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение; восприятие; представление; воображение; внимание; память; мышление; речь.


Слайд №3

Текст слайда: ОЩУЩЕНИЯ Ощущение — это простейший психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. ОЩУЩЕНИЯ основные внешние признаки предметов и явлений; состояние внутренних органов. рецепторов, воспринимающих раздражение; проводящих нервных путей; осознание сигналов корой полушарий головного мозга. С физиологической точки зрения представляют деятельность Отражают Раздражителями называются предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств.


Слайд №4

Текст слайда: ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - зрительные; - обонятельные; - вкусовые; - слуховые; - температурные; - тактильные ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - ощущения боли, - ощущения равновесия; - ощущения ускорения ПРОПРИОРЕЦЕПТИВНЫЕ - мышечно-двигательные


Слайд №5

Текст слайда: ВОСПРИЯТИЕ Восприятие — это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств, предметов и явлений в целом. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВОСПРИЯТИЯ аналитический тип восприятия синтетический тип восприятия


Слайд №6

Слайд №7

Текст слайда: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Представление — это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.


Слайд №8

Слайд №9

Текст слайда: П А М Я Т Ь Память — это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. Эволюционно исходными видами памяти являются память генетическая и механическая. Генетическая память – память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Механическая память – это механическая способность к обучению и приобретению опыта. Данная память накапливается, но не сохраняется. Она основана на повторении без осмысления совершаемых действий и запоминания материала. Человек также обладает произвольной, логической и опосредованной памятью.


Слайд №10

Текст слайда: МЕХАНИЧЕСКАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ


Слайд №11

Текст слайда: ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАМЯТИ ТОЧНОСТЬ ГОТОВНОСТЬ СВОЙСТВА ПАМЯТИ ОБЪЕМ БЫСТРОТА ДЛИТЕЛЬНОСТЬ


Слайд №12

Текст слайда: УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МЕХАНИЗМОВ ПАМЯТИ 1. При запоминании материала лучше всего воспроизводить его начало или конец («эффект края»). 2. Запоминание улучшается при повторении материала несколько раз в течении нескольких часов или дней. 3. Любое повторение способствует лучшему запоминанию выученного. Повторение должно быть не механическим, а логическим. 4.Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности. 5. Один из интересных эффектов памяти – явление реминисценции. Это улучшение со временем воспроизведения изучаемого материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй-третий день после заучивания материала. 6. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго. 7. Более сложные и не такие интересные события человек может пережить много раз, но в памяти они откладываются не надолго. 8. Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, т.к. вступает в связь с другим впечатлением. 9. Память человека всегда связана с его личностью. Поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушением памяти. 10. Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же «сценарию». При потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, затем более сложные и недавние.


Слайд №13

Текст слайда: М Ы Ш Л Е Н И Е ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ОПОСРЕДОВАННЫЙ ХАРАКТЕР ОПОРА НА ЗНАНИЯ ИСХОДИТ ИЗ ЖИВОГО СОЗЕРЦАНИЯ, НО НЕ СВОДИТСЯ К НЕМУ ОТРАЖЕНИЕ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ В СЛОВЕСНОЙ ФОРМЕ СВЯЗАНО С ПРАКТИЧНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА Мышление — это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.


Слайд №14

Текст слайда: СОДЕРЖАНИЕ МЫШЛЕНИЯ М Ы Ш Л Е Н И Е МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ СПОСОБЫ МЫШЛЕНИЯ - АНАЛИЗ - СИНТЕЗ - СРАВНИВАНИЕ - АБСТРАГИРОВАНИЕ - ОБОБЩЕНИЕ - КОНКРЕТИЗАЦИЯ - ПОНЯТИЕ - СУЖДЕНИЕ - УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ - ОБРАЗНОЕ - ОТВЛЕЧЕННОЕ - ИНДУКЦИЯ - ДЕДУКЦИЯ


Слайд №15

Текст слайда: Р Е Ч Ь СВОЙСТВА РЕЧИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОНЯТНОСТЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ ПОУЧЕНИЕ НАСТАВЛЕНИЕ ПРОСЬБА ПРИКАЗАНИЕ ИНСТРУКТАЖ СОВЕТ Речью называется процесс практического применения человеком языка для общения с другими людьми.


Слайд №16

Текст слайда: ВЫРАЖЕНИЯ ФУНКЦИИ РЕЧИ ВОЗДЕЙСТВИЯ СООБЩЕНИЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ВИДЫ РЕЧИ УСТНАЯ ПИСЬМЕННАЯ ВНУТРЕННЯЯ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ВНЕШНЯЯ


Слайд №17

Текст слайда: ВООБРАЖЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКИМ; ВОССОЗДАЮЩИМ ПРЕДНАМЕРЕННЫМ НЕПРЕДНАМЕРЕННЫМ ПАССИВНОЕ АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ –это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых


Слайд №18

Текст слайда: ВНИМАНИЕ Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении всего остального. ФУНКЦИИ Отбор Удержание Регуляция и контроль


Слайд №19

Текст слайда: СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ сосредоточенность устойчивость интенсивность колебания объем распределение переключаемость


Слайд №20

Текст слайда: ВИДЫ ВНИМАНИЯ непроизвольное произвольное постпроизвольное


Слайд №21

Текст слайда: ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1.Этапы развития психологии 2.Психическое как субъективное отражение объективного мира 3.Общественное и индивидуальное сознание 4. Проблема биологического и социального в природе человека 5.Психические познавательные процессы ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ 1.Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока 2.Состояние и развитие советской психологической науки 3. Выделение в философских учениях сознания как предмета психологии 4. Развитие психологической науки в эпоху Возрождения 5. Вклад В.Вунда в экспериментальную психологию 6. Основные понятия психоанализа З.Фрейда 7. Развитие психологических взглядов в России 8. Основные положения рефлекторной теории И.М.Сеченова 9. Ощущения как источник человеческих знаний 10. Память и закономерности ее развития


Слайд №22

Текст слайда: ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 ЛИТЕРАТУРА 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996 2. Даниэль Лапп. Искусство помнить и забывать/Лапп Даниэль. СПб: Питер, 1995 3.Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь/ М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович. Минск:Хэлтон, 1998 4.Ждан А.Н. История психологии от античности до современности/А.Н.Ждан.Минск, 1999 5. Мироненко В.В. Популярная психология/ В.В.Мироненко. М.: Просвещение, 1990 6. Психология памяти: хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.:ЧеРо, 2000 7. Психология ощущений и восприятия: хрестоматия по психологии по ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б.Михалевской. М.: ЧеРо, 1999 8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/С.А.Рубинштейн. СПб: Питер. 1998


Добавить комментарий