Презентация на тему "Логопедия. Нарушения голоса" по медицине

Презентация по слайдам

Слайд №1
Функциональная (психогенная) афония Отсутствие голоса центрального происхождения, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц, имеющей нейродинамический характер.

Слайд №2
Коррекция функциональных дисфоний Комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие: Нормализация процессов возбуждения и торможения в ЦНС. Нормализация мышечного тонуса. Снятие отрицательных патологических наслоений. Постановка физиологического механизма голосообразования, координация фонаторного акта. Введение нового навыка в повседневную жизнь. Фонопедия (О.С.Орлова): Подготовительный этап. Постановка физиологического и фонационного дыхания. Формирование оптимального физиологического механизма голосообразования. Закрепление навыков голосообразования и голосоведения.

Слайд №3
Гипотонусные нарушения голоса Гипотонусная дисфония – нарушение голоса, обусловленное снижением мышечного тонуса голосовых складок. Фонастения – функциональное расстройство голоса из-за дискоординации дыхания, фонации, артикуляции и функции резонаторных полостей на фоне особой невротической предрасположенности. Причины: острые заболевания ВДП; высокая голосовая нагрузка; соматические заболевания; изменения гормонального статуса; психогенные факторы; Недостаточная постановка голоса.

Слайд №4
Гипертонусные нарушения голоса Гипертонусная дисфония – нарушение голоса, вызываемое неконтролируемым повышением тонуса мышц голосовых складок Спастическая дисфония – нейродинамическое расстройство фонации из-за дискоординации работы внутренних, наружных мышц гортани и дыхательных мышц

Слайд №5
Функциональные дисфонии - нарушения голоса, при которых не выявляется органических повреждений. Патогенез: нарушение координации дыхания, голоса и артикуляции. Субъективные синдромы: общеневрологические и местные расстройства Классификация этиологических факторов: Фонопонозы – патологическое воздействие механического фактора при неправильном использовании голосового аппарата или превышении его физиологических возможностей. Фононеврозы – психогенные или неврогенные факторы

Слайд №6
Классификация нарушений голоса. Центральные Органические: ДЦП; ОНМК; неврологические заболевания. Функциональные: истерическая афония Периферические Органические: хронические ларингиты; парезы и параличи гортани удаление опухолей рубцовые стенозы гортани Функциональные: гипертонусные; гипотонусные; спастические дисфонии; фонастения

Слайд №7

Слайд №8
Методы исследования строения и функции голосового аппарата. Ларингоскопия. Стробоскопия. Логопедическое обследование: Анализ акустических характеристик; Исследование фонационного поля; Определение «голосового поля»; Психологическое обследование.

Слайд №9
Этапы возрастной эволюции голоса 1. Дошкольный (0-7 лет). 2. Домутационный (7-13 лет). 3. Мутационный (13-15лет). 4. Постмутационный (15-17 лет). 5. Становление (17-35 лет). 6. Уверенное функционирование (35-60 лет). 7. Угасание (60 лет и старше).

Слайд №10
Акустические характеристики голоса Высота (Гц) – субъективное восприятие частоты колебаний голосовых складок. Сила (громкость, дБ) – субъективное ощущение амплитуды колебаний голосовых складок. Тембр - сложное качество, которое складывается из совокупности колебаний голосовых складок и результата работы резонаторов. Длительность (продолжительность) фонации – субъективное восприятие продолжительности звучания голоса.

Слайд №11
Теории голосообразования: Миоэластическая теория (Феррейн, 1741) Нейрохронаксическая теория (R.Husson, 1950) Мукоундулярная теория (J.Perello, 1962)

Слайд №12

Слайд №13

Слайд №14

Слайд №15
Дыхание Физиологическое Фонационное Способы подачи звука (голосовая атака): Твердая атака Мягкая атака Придыхательная атака

Слайд №16
Голосовой аппарат энергетический генератор резонаторная аппарат: звука: часть: трахея, бронхи, гортань трахея, бронхи легкие, диафрагма полости носа и рта, придаточ- ные пазухи лба и носа

Слайд №17
ЛОГОПЕДИЯ Нарушения голоса

Слайд №18
Фонопедия – особая интегративная область логопедии, изучающая голос и методы педагогической коррекции при функциональных и органических его нарушениях.

Слайд №19
Фонация – сложный психофизиологический акт, который формируется из физиологических составляющих: 1. Голосообразование – производство гортанного звука. 2. Голосооформление – преобразование и оформление гортанного звука в акустический продукт, имеющий индивидуальные характеристики.

Слайд №20
Причины нарушений голоса профессионалов: - большая голосовая и нервно-эмоциональная нагрузка; частые простудные заболевания; неблагоприятные условия труда; стрессовые факторы; отсутствие навыков техники речи.

Слайд №21
Профилактика нарушений голоса: охрана и воспитание голоса с детства; недопустимость форсирования голоса; пение в соответствующем диапазоне; закаливание организма; постановка голоса; не допускать курения, алкоголя, горячей, холодной, острой пищи; остерегаться простудных заболеваний; предотвращение дефектов и наслоений, являющихся следствием голосовой патологии.

Слайд №22
Профессиональные нарушения голоса Классификация профессий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству голоса: А. Профессии с чрезвычайно высокими требованиями к качеству голоса – певцы, актеры, дикторы. Б. Профессии с высокими требованиями к качеству голоса – преподаватели, ораторы, переводчики, телефонисты, воспитатели, учителя. В. Профессии с повышенными требованиями к качеству голоса или связанные с работой в шумной среде – адвокаты, судьи, врачи, войсковые командиры.

Слайд №23
Этапы фонопедической работы: Подготовительный этап – подготовка функционального базиса постановки голоса. Постановочный этап – обучение наиболее физиологичному и эргономичному механизму голосообразования и голосоведения. Автоматизация и введение в речь навыков правильного голосообразования и голосоведения. Этап сопровождения – динамическое наблюдение за качеством голосовой функции в различных условиях.

Слайд №24
Коррекционная работа: Активизация небно-глоточного затвора; коррекция дыхания; выработка направленной воздушной струи. Постановка голоса; подготовка органов артикуляции. Координация навыков правильного фонационного дыхания, голосоведения и произношения.

Слайд №25
Нарушения голоса у детей. Органические: врожденные аномалии строения и функции гол.аппарата; травмы гортани; новообразования гортани. Функциональные: перенапряжения голоса; несоблюдение гигиены певческого голоса; нарушение использования голоса в период мутации; психологические факторы; патологические очаги в органах и системах, не входящих в голосовой аппарат.

Слайд №26
Ринофония – нарушение акустических характеристик голоса в результате изменений физиологического носового резонанса. Открытая ринофония (органическая и функциональная; врожденная и приобретенная) – гиперназализованный тембр голоса из-за одновременной работы ротового и носового резонатора. Закрытая ринофония (органическая и функциональная) – пониженный физиологический носовой резонанс.

Слайд №27
Новообразования гортани Доброкачественные: узелки певцов папилломы гортани кисты гортани фибромы гортани Злокачественные.

Слайд №28
Восстановление голоса после удаления гортани Вызывание эзофагального (пищеводного) голоса (С.Л.Таптапова) Подготовительный этап – психотерапия; работа над физиологическим и фонационным дыханием. Формирование заместительного механизма фонации. Овладение навыками пользования псевдоголосом. Автоматизация и введение усвоенного в речь.

Слайд №29
Фонопедия (хронический ларингит) Ограничение голосовой нагрузки (5-7 дней) Постановка диафрагмального дыхания Обучение приемам комфортного голосоведения и голосооформления при гипертонусе при гипотонусе Отработка приемов голосоведения и голосооформления

Слайд №30
Периферические парезы и параличи гортани. Фонопедия (Е.В.Лаврова): Рациональная психотерапия. Коррекция физиологического и фонационного дыхания. Тренировка кинестезии и координации голосового аппарата с помощью фонопедических упражнений. Автоматизация правильной фонации вокальными упражнениями.

Слайд №31
Органические нарушения голоса возникают вследствие анатомических изменений органа или хронических воспалительных процессов в его отделах и сопровождаются изменениями акустических качеств голоса. Причины: механическое повреждение; термическое, механическое или химическое повреждение; новообразования; воспалительные процессы; нарушения кровоснабжения гортани; дисплазии гортани.