Презентация на тему "Комплексная программа развития системы летнего отдыха, оздоровления и занятости детей «Лето – век 21»" по педагогике

Презентация по слайдам

Слайд №1
Каникулы – это время человеческой фантазии. Сколько интересного можно придумать для себя и для своих друзей! (Из сочинения школьника). Комплексная программа развития системы летнего отдыха, оздоровления и занятости детей «Лето – век 21»

Слайд №2
Цель программы: обеспечение необходимых материально-технических, организационных, кадровых, научно-методических, информационных, педагогических условий для моделирования воспитательного пространства в период летних каникул с целью содействия социализации личности ребенка, его самоопределению в социуме, формированию потребности в совершенствовании, самореализации, саморазвитии и готовности к выполнению различных функций в обществе.

Слайд №3
Задачи программы: Создать условия для оздоровления и восстановления физических и душевных сил детей и подростков; Создать благоприятные условия для стабилизации и развития системы отдыха, досуга, оздоровления и занятости разных категорий детей в летний период; Обеспечить участие подростков в дополнительных образовательных программах, ориентированных на экологию, спорт, туризм, краеведение, танец и т. д. Обеспечить в обязательном порядке отдых детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями, из многодетных и неполных семей, находящихся в социально-опасном положении. Развитие и укрепление связей школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования, культуры, здравоохранения в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков.

Слайд №4
Этапы выполнения программы. Диагностико-информационный, в течение которого идет координация работы всех субъектов, включенных в систему летнего отдыха, разработка и аппробация целевых программ, изучение потребностей, выявление основных проблем. Основной - распространение положительного опыта, внедрение инноваций. Аналитический – отслеживание результатов деятельности в рамках программы с целью выявления ближайшего развития и дальнейших перспектив; выработка рекомендаций и постановка новых задач.

Слайд №5
Основное содержание программы и механизмы ее реализации. Реализация Программы будет осуществляться через систему конкретных мер нормативно-правового, кадрового, организационного, научного, программно-методического, практического обеспечения. Предусмотрен механизм управления реализацией программы, а также координация деятельности субъектов ее выполнения.

Слайд №6
Раздел 1. Нормативно-правовая база, программно-методическое обеспечение. Проведение мониторинга нормативно-правовой базы субъектов летней оздоровительной кампании. Разработка, апробация, корректировка целевых программ: «Спорт и здоровье», «Город здоровья», «Энергия будущего», «Наследие», «Музейное дело» «Ребята с нашего двора», «Патриот», «Село мое родное», «Лидер», «Ваш выбор», «Красный, желтый, зеленый», «Вместе дружная семья», «В мире волшебных муз», танцевальный, «Экодром», «Зеленая орбита», «Красный, желтый, зеленый» и других. Подборка и разработка документов, методических материалов «В помощь организатору летней работы с детьми». Разработка и подбор вариативных программ летнего отдыха детей. Разработка рекомендаций по итогам прошедших этапов. Подготовка предложений по совершенствованию деятельности.

Слайд №7
Раздел 2. Работа с кадрами. Расстановка и подбор кадров. Тематические совещания с руководителями образовательных учреждений. Тематические совещания с организаторами летнего труда и отдыха, педагогами-организаторами подростковых клубов. Собеседования с руководителями учреждений образования, дополнительного образования по вопросам организации летней оздоровительной кампании. Обучение кадров: семинары-практикумы для педагогов-организаторов; инструктивные совещания; учеба по реализации новых санитарных правил и норм, по обеспечению охраны жизни и здоровья детей в образовательном учреждении. Практический семинар для организаторов летнего труда и отдыха учащихся. Подведение итогов летней оздоровительной кампании. «Круглые столы» обсуждения по проблемам.

Слайд №8
Раздел 3. Научное и информационное обеспечение. Системный анализ реальной практики летней работы с детьми. Исследовательская работа по обеспечению развития системы летней оздоровительной работы. Поддержка инноваций в воспитательной практике организации летнего отдыха детей. Проведение конференции «Воспитание детей в условиях летних каникул». Подборка материалов «Опыт организации летнего труда, отдыха и занятости несовершеннолетних» /программы, концепции, практика/. Формирование информационно-аналитического банка по всем аспектам проведения летней оздоровительной кампании. Отражение хода летней работы в средствах массовой информации. Представление материалов из опыта работы учреждений образования на районный и областной этап конкурса «Каникулы – всегда хорошая пора!».

Слайд №9
Раздел 4. Взаимодействие с ведомствами и общественными организациями. Обеспечение взаимодействия с заинтересованными ведомствами и общественными организациями по вопросам организации летнего отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков – одно из условий выполнения программы, повышения эффективности воспитательного воздействия летнего времени. Решению задач взаимодействия будут способствовать: совместная разработка целевых программ организации летней работы с детьми; координация деятельности; поддержка инициатив общественных детских и молодежных объединений и организаций; распространение опыта и совместное проведение конференций, семинаров по вопросам организации летней занятости подростков; заключение двусторонних и многосторонних договоров о сотрудничестве в области организации летнего отдыха детей района .

Слайд №10
Раздел 5. Практическая организация различных форм оздоровления, отдыха, занятости детей и подростков в летнее каникулярное время. Сохранение и развитие системы летнего отдыха детей. Открытие на базе учреждений образования и дополнительного образования оздоровительных лагерей дневного пребывания, профильных лагерей, лагерей труда и отдыха, ремонтных звеньев, овощеводческих бригад. Организация работы лагеря «Этнограф» при содействии областной школы народной традиционной культуры. Организация работы экологических экспедиций при содействии Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области. Направление талантливых детей в областные профильные лагеря. Устройство детей-сирот и детей, находящихся под опекой и попечительством в загородные лагеря Великоустюгского и Никольского районов. Организация работы трудовых объединений школьников. Организация ученических предприятий «Школьник», «Подросток». Организация воспитательной работы с детьми в летнее время по месту жительства.

Слайд №11
Программы организации летнего отдыха детей предусматривают много различных мероприятий, которые позволяют школьникам без значительных материальных затрат полноценно отдохнуть, узнать много нового и не жалеть о бесцельно проведенных днях летних каникул. Программа лагеря дневного пребывания «Город здоровья» направлена на создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организацию досуга учащихся младших и средних классов, развитие творческих способностей, воспитание культуры поведения, формирование у школьников навыков общения и толерантности, привитие навыков здорового образа жизни. Ожидаемые результаты: укрепление здоровья детей, развитие у школьников интереса к занятиям физической культурой и спортом, укрепление дружбы и сотрудничества между детьми, выработка рекомендаций для родителей и педагогов по проблеме здоровья.

Слайд №12
К работе привлекаются воспитатели, учителя физической культуры, медицинский работник, педагоги дополнительного образования, преподаватели школы искусств, библиотекарь, технический персонал школы. Содержание включает: тематические минутки здоровья (ежедневно); подвижные и интеллектуальные игры; беседы, экскурсии, викторины, конкурсы, часы творчества, занятия по интересам, водные процедуры и др. Особый интерес вызывают мероприятия: праздник «Танцуй и пой! Пой и танцуй!», интеллектуальные игры «Сильное звено», «Зов джунглей», «Звездный час», «Угадай мелодию»; конкурс «Фабрика звезд», день музыки, инсценирование сказок, час творчества, день юмора, конкурс фантастических проектов, экологический десант, спортивные тренировки; игры «Найди клад», «Сладкое дерево» и др.

Слайд №13
2. Организация работы летнего оздоровительного туристско-краеведческого лагеря. Туристско-краеведческая деятельность вводит подрастающее поколение в социальную среду, чем активизирует процесс социализации. Эффективное использование средств туризма и краеведения в условиях летнего оздоровительного лагеря дает возможность шире познакомить школьников с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории, культуры, приобщиться к исследованию родного края в разных формах. В познании родного края развивается гражданственность и патриотизм, другие ценные личностные качества. Усилия педагогического коллектива направлены на поиск оптимальных форм туристской, краеведческой и экскурсионной работы в летнем оздоровительном лагере, создание условий для творческой детской самодеятельности.

Слайд №14
Работа в лагере может быть по трем направлениям: Турград, Город мастеров, Играй-город. Турград включает обучение подростков основам туристского быта, правилам поведения в лагере, в походе, ознакомление с элементами туристской техники, топографии и ориентирования, с историей, культурой, природой края. В Турграде работают: «краеведы» (творческое объедение «Туристы-краеведы»); «зеленые» (творческие объединения «Юный эколог», «Азы народной медицины»); полигон приключений (объединение «младшие инструкторы по туризму). Игры «Найди клад», «Сладкое дерево» и т. д.

Слайд №15
В Городе мастеров работа направлена на вооружение подростков знаниями и умениями, необходимыми в жизни, расширение кругозора и развитие способностей. В Городе мастеров работает Кузница мастерства: мастерская прикладного искусства (творческое объединение «Народные ремесла»); кулинарная мастерская (творческое объединение «Юные кулинары»); студия вокального искусства; студия танцевального искусства; творческое объединение «Этикет»; экскурсионное бюро.

Слайд №16
Деятельность Играй – города направлена на развитие творческих способностей подростков, удовлетворение их потребностей, связанных с расширением сферы общения. В играй-городе работают: игровая поляна; игротека; театр игры («Народные праздники»). Каждый день лагерной смены предлагает занятия в творческих объединениях, развлекательные и оздоровительные мероприятия: конкурс знатоков по охране природы; праздник полной луны; сюита народных игр; брейн-ринг «Знаешь ли ты свой край?» однодневный поход в форме ролевой игры; праздник воды; конкурс краеведов; спортивный праздник; праздник добрых соседей. Программа позволяет удовлетворить потребности ребенка в общении, досуге, разнообразных видах коллективной, групповой и индивидуальной деятельности.

Слайд №17
3. Организация работы лагеря патриотической и духовной направленности «Наследие». Цели лагеря: Выполнение программ по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию участников лагеря. Педагогические задачи: 1. Организация доверительных, сотруднических отношений детей и взрослых в лагере. 2. Учет индивидуальных особенностей и интересов каждого ребенка. 3. Создание духовно-нравственной атмосферы пребывания ребенка в коллективе. 4. Воспитание патриотизма. 5. Знакомство с основами православной культуры (беседы, факультативные занятия). Программа включает: проведение теоретических и практических занятий по начальной военной подготовке и туризму; спортивные соревнования; поход с ночевкой; посещение районного краеведческого музея «Военная слава Отечества»; военная тактическая игра «Зарница»; посещение сквера Победы и памятных мест, организация встреч с ветеранами ВОВ; верховая езда на лошади и другие мероприятия. Ожидаемые результаты: участники лагеря патриотической и духовной направленности «Наследие» получат знания, умения и навыки по истории Отечества; познакомятся с армейскими командами в строю; узнают и опробуют простейшие виды борьбы; изучат материальную часть автомата Калашникова (АКМ), научатся проводить его сборку и разборку, производить стрельбу по неподвижным мишеням.

Слайд №18
4. Непрерывное музыкально-эстетическое образование как средство самоопределения воспитанников. ПРОГРАММА ТАНЦЕВАЛЬНОГО ЛАГЕРЯ НА ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ включает:  Хореография. Практические занятия в танцевальном зале в виде игр-занятий. Экскурсия в школу искусств. Просмотр видео по танцу на экране; история и элементы, движения танца. Продолжение изучения танца и практические занятия. История и элементы, движения танца. Хореография. Практические занятия в танцевальном зале в виде игр-занятий. Просмотр концертных видеозаписей, фотоальбомов. История и элементы, движения танца. Хореография. Концепция построения танца. Практические занятия в танцевальном зале в виде игр-занятий. Посещение спортивной школы. Танцевальные занятия с инструктором. Музыкальная релаксация, оздоровительный чай. История и элементы, движения танца. Хореография. Концепция построения танца. Практические занятия. Музыкальная релаксация, "девичьи посиделки"с педагогом и инструктором по танцу. Украшение зала празднования и сцены для возможных собственных показательных выступлений. Подготовка импровизированных костюмов для танцевальных импровизаций. Праздничная программа. День отдыха и праздничного настроения. Просмотр видео на экране танцевальных концертов других коллективов. Фотографии на память. Вручение Дипломов, Грамот.

Слайд №19
5. Модель деятельности школьного музея. Внедрение программы объединения «Музейное дело». Моделью образовательной деятельности школьного музея предусматривается взаимодействие общего и дополнительного образования, воспитательной работы. Ценностные ориентиры: Гражданско-патриотическая направленность воспитания детей на основе развития исторической памяти; Укрепление связи поколений для осознания школьником себя как преемника наследия прошлого; Формирование у обучающихся объективно-исторического подхода к изучению прошлого нашей Родины через различные формы поисковой и музейной работы; Развитие личности, творческой активности детей.

Слайд №20
Содержание деятельности на базе музея: Проведение занятий по литературе по теме «Стихи, рожденные войной», «А музы не молчали», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Творчество поэтов-земляков», «Творчество юных», «Школа юного журналиста» и другие. Занятий по истории – по темам «Наш край в годы В. О. в.», «Наши сверстники в годы войны», «Любовь и верность, преданность и память», «В. О. в. в истории страны и в истории родного края». Занятия ИЗО по теме «Война в истории моей семьи», «Мой край родной», «Профессии нашего края», «С любовью к природе», «Люби и знай свой край» и др. Содержание воспитательного процесса: культура поведения в музее; семейный фотоальбом, родственники – участники В. О. воны, труженики тыла; правила хранения фотографий, реликвий, медалей, орденов; понятия «Книга памяти», «обелиск», «мемориал»; операция «Милосердие»; «Вахта памяти», патриотические акции, возложение венков к памятникам и обелискам; школьные экспедиции, день открытых дверей в музее. Развитие мотивации ребенка к заинтересовавшей его музейной деятельности (экскурсовод, архивист, художник – экспозиционист, сценарист, поисковик, менеджер – музейщик и т. д.)

Слайд №21
5. Программа организации летнего отдыха детей «Энергия будущего» включает: работу лагеря дневного пребывания; индивидуально-трудовую деятельность школьников; работу на учебно-опытном участке; работу производственной ремонтной бригады; работу разновозрастного отряда; работу в подшефном хозяйстве. Основные задачи деятельности: выполнение хозяйственных и подсобных работ в школе; осознание труда как социально значимого процесса и источника благосостояния; личностная самореализация в труде: развитие и пропаганда идей коллективизма; ориентация взглядов молодых людей на трудовую деятельность как главную движущую силу исторического процесса.

Слайд №22
6. Экологическая смена «Экодром» летнего экологического лагеря дневного пребывания. Одним из направлений выхода из экологического кризиса является развитие системы экологического образования, просвещение, воспитание, перестройка потребительского отношения к природе, то есть экологическая революция мышления. Цель программы: формирование нравственного отношения к природе, воспитание экологически грамотного подрастающего поколения. Задачи: совершенствование оздоровительной работы в летнем лагере; создание учебной экологической тропы как фактора формирования культуры поведения детей и подростков в природной среде; привлечение максимально большого количества детей и подростков к осознанному выбору здорового образа жизни; совершенствование педагогических методов экологического воспитания детей и подростков.

Слайд №23
Основное содержание. Воспитательно-оздоровительный процесс включает 2 блока: экологический и оздоровительный. Экологический блок состоит из следующих разделов: подготовительный курс; учебные экскурсии и прогулки; работы по созданию экологической тропы; «Классическая экология», «Экология человека», «Социальная экология; природоохранная деятельность; творческо-практические досуговые мероприятия; познавательная и воспитательная польза экологических троп. Оздоровительный блок состоит из следующих разделов: организация двигательной активности; создание условий для оздоровительного режима дня; обеспечение рационального питания; профилактическая работа и закаливание; комплекс психотерапевтического и эмоционального взаимодействия. Ожидаемые конечные результаты. Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит: улучшить ситуацию с организацией охраны и оздоровления окружающей среды, а также организацией отдыха и оздоровления детей и подростков; увеличить число детей, охваченных организованными формами летнего отдыха; приобщить детей и подростков к здоровому образу жизни; внедрить новые формы и методы экологического воспитания.

Слайд №24
Схема управления программой. Управление программой осуществляет Управление образования Кичменгско-Городецкого муниципального района, межведомственная комиссия по организации летнего труда и отдыха несовершеннолетних под руководством заместителя Главы района. Непосредственное участие в управлении программой принимают руководители образовательных учреждений, руководители детских общественных объединений: участие в работе расширенных заседаний межведомственной комиссии; обсуждение данных проблем на заседании муниципального совета, совещаниях руководителей образовательных учреждений; участие в работе «круглых столов», конференций, семинаров.

Слайд №25
Ожидаемые результаты. Обновление системы организации летнего отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков. Сохранение и развитие районной системы летнего отдыха детей. Выполнение в значительной степени социального заказа общества. Создание единого воспитательного пространства в масштабе района и, как следствие, выход на новый качественный уровень воспитательной работы. Сужение девиантного пространства, сокращение количества правонарушений в подростковой среде. Создание условий для социализации личности ребенка, его самореализации в дни летних каникул.