Презентация на тему "Идеи Просвещения в культуре России" по истории

Презентация по слайдам
Слайд №1

Текст слайда: Идеи Просвещения в культуре России.


Слайд №2

Текст слайда: Восемнадцатый век - это не только время блистательных побед русского оружия, строительства роскошных дворцов и парков, создания русского театра, расцвета литературы и искусства. Именно в это время во всю широту ставятся задачи просвещения отечества. Идеология русских просветителей - Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и других - опиралась на опыт просвещённого монарха Петра I и его "учёной дружины". В это время пропагандируются гуманистические идеалы торжества разума, общественной ценности человека, важности его гражданского долга. Русский классицизм как основное литературное направление эпохи провозглашал идеи патриотизма и служения родине. Именно в это время входят в употребление слова патриот и патриотизм.


Слайд №3

Текст слайда: В начале царствования Петра Великого школы в России были предназначены для обучения лиц духовного звания. За недостатком светских школ Петр I посылал дворян учиться за границу. Он же предпринял усилия для организации в России школ западного образца. Одной из первых была навигацкая школа в Москве, созданная в 1701 г. для подготовки кадров вновь построенного русского флота. В 1715 г. для той же цели была открыта морская академия в Петербурге. В 1707 г. в Москве появилась медицинская школа при военном госпитале, в 1715 г. — инженерная школа и в том же году в Петербурге — артиллерийская. В 1720х годах в России насчитывалось до полусотни школ в провинциальных городах, по большей части начальных, в которых выпускники Московской навигацкой школы преподавали «цыфирные науки»


Слайд №4

Текст слайда: Будучи в Европе, царь пригласил в свою новую столицу многих учёных, из которых сформировал Академию наук. При ней уже после его смерти открылись два учебных заведения: гимназия и университет с тремя факультетами и преподаванием математики, физики, анатомии, философии, истории и права. Вторым русским университетом стал Московский, открывшийся в 1755 г. Кроме его медицинского факультета и уже упомянутой Московской госпитальной школы в Петербурге также уже существовали медицинские школы при госпиталях, которые в 1786 г. были объединены в Главное врачебное училище. В 1798 г. система здравоохранения и медицинского образования была дополнена созданием Московской медико-хирургической академии. Для высшего дворянства в 1731 г. был учрежден Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 г. — Морской кадетский корпус.


Слайд №5

Текст слайда: Первое здание Московского Университета (слева) у Воскресенских ворот на Красной площади. Гравюра нач. XIX века.


Слайд №6

Текст слайда: В России эпоха Просвещения занимает преимущественно XVIII век, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. В этот период возникли первые российские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса. Наибольший вклад в российское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещенные монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования. Хотя в России, как и в других европейских странах, в эту эпоху произошли существенные перемены, отличие России от западного Просвещения, состоит в том, что здесь не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, но напротив, они были встречены крайне настороженно.


Слайд №7

Текст слайда: Екатерина Великая


Слайд №8

Текст слайда:     Екатерина родилась в семье прусского генерала Христиана-Августа и Иоганны-Елизаветы из Гольштейн-Готторпского семейства. При рождении её звали София-Фредерика-Августа Ангальт-Цербстская. Родные звали её просто Фике. Она получила французское образование. София приехала в Россию в 1744 году по приглашению Елизаветы Петровны, поскольку дядя Софии сватался к русской императрице, но умер до свадьбы. 28 августа 1744 15-летняя София сочеталась браком с 16-ти летним наследником российского престола Петром Фёдоровичем (будущим Петром III), сыном Анны Петровны (дочери Петра I) и Карла Фридриха. Приняв православие, Софья Фредерика нарекается Екатериной Алексеевной. Брак был неудачен, у мужа появилась любовница Елизавета Воронцова. 5 января 1762 после смерти императрицы Елизаветы Петровны на престол вступил Пётр III. . 9 июля 1762 года в результате государственного переворота, Екатерина была провозглашена императрицей. Коронация состоялась 13 сентября в Москве.


Слайд №9

Текст слайда: Образование Как известно, Екатерина поддерживала дружескую переписку с Вольтером и Дидро, основала один из крупнейших музеев мира — Эрмитаж, Вольное экономическое общество и Российскую национальную библиотеку в Санкт-Петербурге, три учреждения, важнейших для последующего распространения образования и просвещения в России.


Слайд №10

Текст слайда: Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) Большой вклад в развитие русской науки сделал академик Михайло Ломоносов, авторству которого принадлежит закон сохранения массы. Кроме того, он заложил основы современной физической химии, молекулярно-кинетической теории тепла, изготовлял телескопы собственной конструкции, с помощью которых открыл атмосферу у планеты Венеры, а также был одаренным поэтом и одним из создателей современного русского языка.


Слайд №11

Текст слайда: Архитектура Западное влияние в русской архитектуре раньше всего сказалось на московских постройках нарышкинского стиля, который включил в традиционный русско-византийский архитектурный стиль элементы западного барокко. Нарышкинский стиль получил свое название от боярской семьи Нарышкиных, к которой, в частности, относилась мать Петра I, Наталья Нарышкина. В конце XVII в. ими были возведены некоторые постройки, такие как церковь Покрова в Филях, сохранившиеся до нашего времени. Более решительный разрыв с византийской традицией состоялся в новой столице Петра I, Санкт-Петербурге, который с самого начала строился в духе петровского барокко. К нему, в числе прочих, относится знаменитый Петропавловский собор, усыпальница семьи Романовых. Первым архитектором Петербурга был итальянец Доменико Трезини, но уже в эту эпоху в России работали собственные талантливые зодчие, такие как Иван Зарудный. Некоторые здания строили по эскизам самого Петра Великого.


Слайд №12

Текст слайда: Петропавловский собор


Слайд №13

Текст слайда: Своей вершины русское барокко достигает в елизаветинскую эпоху, когда работала целая школа талантливых русских архитекторов, таких как Дмитрий Ухтомский и Савва Чевакинский. Тем не менее, из Европы по-прежнему активно приглашали иностранцев, таких как Антонио Ринальди. Самым выдающимся зодчим этого времени считается Растрелли, который возвел Зимний дворец, Смольный монастырь, Строгановский дворец, Большой Петергофский дворец и множество других великолепных зданий Петербурга и его окрестностей. С приходом к власти Екатерины Великой Растрелли вынужден был уйти в отставку, так как императрица отдала предпочтение второму главному стилю эпохи Просвещения — классицизму. Этот стиль в России представлен работами Карло Росси, Джакомо Кваренги, Василия Баженова, Матвея Казакова и других выдающихся мастеров.


Слайд №14

Текст слайда: Изобразительное искусство В XVIII в. традиционная русская иконопись постепенно приходит в упадок. Все большее влияние на неё оказывает проникающая с Запада масляная живопись, которая к этому времени прошла большой путь развития от эпохи Возрождения до барокко. Среди наиболее известных представителей иконописи этого периода выделяются Г. Т. Зиновьев, А. И. Казанцев и С. С. Нехлебаев. Иконы писал также известный живописец В. Л. Боровиковский.


Слайд №15

Текст слайда: В.Л.Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной, 1797


Слайд №16

Текст слайда: Музыка и театр Русская духовная музыка, как и Русская православная церковь в целом, претерпела период реформ ещё в XVII в., и её развитие под влиянием западной музыки продолжалось и в XVIII в. Среди русских исполнителей XVIII в. известность приобрели скрипач Иван Хандошкин и певица Елизавета Сандунова, а авторов музыкальных произведений — Василий Титов и Василий Тредиаковский. Первый балет был поставлен в России ещё в царствование отца Петра Великого, царя Алексея Михайловича. В 1738 г. в Петербурге была открыта «Танцевальная Ея Императорского Величества школа», будущая Академия русского балета им. А. Я. Вагановой. Екатерина II посылала своих лучших композиторов, таких как Березовский и Бортнянский, учиться за границу. Важный вклад в раннюю русскую оперу сделали также Василий Пашкевич, Евстигней Фомин и лично Екатерина II, также писавшая либретто для опер.


Слайд №17

Текст слайда: Первая русская театральная труппа появилась в Ярославле в царствование Елизаветы. Её создали Федор Волков и Иван Дмитриевский, а творцом её репертуара был Александр Сумароков.


Слайд №18

Текст слайда: Федор Григорьевич Волков (1729—1763) — выходец из купеческой семьи, прославленный актер, зачинатель отечественного профессионального театра. В 1750 году он собрал в Ярославле любительскую труппу и на свои деньги построил деревянный театр. На основе этой труппы через шесть лет указом Елизаветы Петровны был создан в Петербурге первый постоянный русский публичный театр. Его репертуарную основу составляли трагедии А. П. Сумарокова, который был назначен директором нового предприятия. Как отмечали современники, наиболее ярким и талантливым актером был сам основатель труппы Федор Волков. Федор Волков вместе с братом Григорием принял участие в за говоре против императора Петра III с целью передать престол его жене, великой княгине Екатерине Алексеевне. После удачного переворота новая императрица Екатерина II возвела братьев в дворянское достоинство и пожаловала семью сотнями крепостных душ.


Слайд №19

Текст слайда: Российский академический театр драмы им. Ф. Волкова


Слайд №20

Текст слайда: Н.И.Аргунов Портрет актрисы П.И.Ковалёвой-Жемчуговой (Шереметьевой) (1768-1803) В русских труппах пели нередко крепостные актёры, самой известной из которых является Прасковья Жемчугова, сопрано из частного театра графа Шереметьева, выступавшая на сцене Кусково и Останкино.


Слайд №21

Текст слайда: Прасковья Ивановна Ковалева-Шереметевой, по сцене Жемчугова (1768—1803 гг.), замечательная русская актриса, бывшая крепостная графа Шереметева, женщина редкого таланта и доброты. Удивительна и красива история любви Н.П.Шереметева и крепостной актрисы, «примы» шереметевского театра, игравшей под именем Прасковьи Жемчуговой. Граф влюбился в молодую красавицу, талантливую актрису. Эта красивая любовь длилась около 20лет. В 1798 году Шереметев дает ей «вольную», а в 1801 году граф и бывшая крепостная из его кусковской усадьбы тайно венчаются в церкви Симеона Столпника в Москве. Граф придумал ей родословную, восходящую к польскому шляхетскому роду Ковалевских. На самом же деле Параша Ковалева была дочерью кузнеца из подмосковного села Кусково. Параша Ковалева становится графиней Шереметевой. Император Павел I благословил «неравный брак», после долгих колебаний. Семейное счастье Николая Петровича оказалось недолгим. В 1803 году графиня «умерла родами», оставив мужу трехнедельного сына Дмитрия. Граф очень страдал и больше не женился, посвятив себя сыну. В память о жене он построил больницу для бедных и принимал участие в других благотворительных проектах. На портрете тридцатипятилетняя актриса изображена в домашней одежде, незадолго до смерти, последовавшей через месяц после рождения сына. Граф Шереметев заказал своему крепостному Н.И.Аргунову, этот портрет Прасковьи Ивановны для того, чтобы обнародовать свой брак и укрепить права будущего наследника несметного состояния.


Слайд №22

Текст слайда: В эпоху Екатерины II ведущими драматургами были Денис Фонвизин, высмеивавший провинциальных помещиков и их подражание всему французскому. Денис Иванович Фонвизин – известный и знаменитый писатель-драматург, сатирик, переводчик и основоположник русской бытовой комедии, родился 3 (14) апреля 1745 года, в стародворянской семье, в городе Москва Российской империи. Именно, выбранное Фонвизиным литературное направление, внесло существенные коррективы в его судьбу как служителя Отечеству. Он оставил яркий след в русской литературе, коим восхищались многие поколения простых и выдающихся ценителей его творчества.


Слайд №23

Текст слайда: А. С. Пушкин. Евгений Онегин. Гл.1, ст. XVIII Волшебный край! там в стары годы,  Сатиры смелый властелин,  Блистал Фонвизин, друг свободы,  И переимчивый Княжнин;  Там Озеров невольны дани  Народных слез, рукоплесканий  С младой Семеновой делил;  Там наш Катенин воскресил  Корнеля гений величавый;  Там вывел колкий Шаховской  Своих комедий шумный рой,  Там и Дидло венчался славой,  Там, там под сению кулис  Младые дни мои неслись.


Слайд №24

Текст слайда: Несмотря на всю противоречивость эпохи Екатерины и незавершенности многих ее реформ, она все равно остается одной из ярчайших личностей русской истории, принесших в русскую культуру и жизнь, такое понятие как «Просвещение».


Слайд №25