Презентация на тему "Дмитрий Николаевич Куликовский" по литературе

Презентация по слайдам
Слайд №1

Текст слайда: Дмитрий Николаевич Куликовский


Слайд №2

Текст слайда: Родился в помещичьей семье Таврической губернии Херсонского края в 1853 г. Учился в симферопольской гимназии. Высшее образование получил в Петербургском, а затем в Новороссийском университете.


Слайд №3

Текст слайда: По окончании университета работал в Петербурге у известного санскритолога И.П. Минаева, благодаря которому познакомился с с лингвистическими теориями В. Гумбольдта, Штейнталя, Лацаруса, Макса Мюллера, Лазаря Гейера и др. Минаев И.П.


Слайд №4

Текст слайда: В молодости увлекался социалистическими идеями, в 1877 г. Косприративно в Женеве была издана его брошюра «Записки южно-русского социалиста». Но никогда не был активным участником какой-либо партии.


Слайд №5

Текст слайда: Пробыв 5 лет за границей, защитил в московском университете этюд «Разбор ведийского мифа о соколе, принесшем цветок Сомы» и стал приват-доцентом в Новороссийском университете.


Слайд №6

Текст слайда: В 1885 г. Защитил диссертацию на степень магистра в Харькове по теме: «Опыт изучения вакхических культов индоевропейской древности». В 1887 г. Защитил диссертацию на степень доктора по теме: «К истории культа огня у индусов в эпоху вед».


Слайд №7

Текст слайда: Получил место профессора в Казанском университете, за тем перевелся в Харьковский университет, где и началась его основная историко-литературная деятельность. К началу 90-х г.г. начал применять психологический метод, разработанный на основе принципов А.А. Потебни в основном к проблемам теории и психологии художественного творчества.


Слайд №8

Текст слайда: Преподавал также на Высших женских курсах, где читал лекции по психологии художественного творчества. В 1907 г. Был избран почетным академиком Петербургской академии наук. Преподавал сравнительную грамматику индоевропейских языков и санскрит.


Слайд №9

Текст слайда: Был редактором «Записок императорского харьковского университета» и одним из редакторов журнала «Вестник Европы» (1913- 1918). Его научные интересы были связаны с изучением синтаксиса русского языка, теории и истории языкознания, психологии творчества.


Слайд №10

Текст слайда: Труды: «История русской интеллигенции»; Статьи по теории литературы «Психология мысли и чувства», «Художественное творчество»; Монография «Н.В. Гоголь»; Книги: «А.С. Пушкин», «И.С.Тургенев», «Л.Н. Толстой»; «Этюды о творчестве А.П. Чехова»;


Слайд №11

Текст слайда: Труды: «Воспоминания»; «Грамматика русского языка»; Теория поэзии и прозы»; «Язык и искусство»; «Руководство к изучению синтаксиса русского языка» и т.д.


Слайд №12

Текст слайда: «История русской интеллигенции» Итоги русской художественной литературы XIX века. В 2-х частях. В этой книге Овсянико-Куликовский, рассматривая литературные образы в одном ряду с реальными историческими лицами, изучает развитие и смену «общественно-психологических типов» (Чацкий — Онегин — Печорин — Рудин и т. д.).


Слайд №13

Текст слайда: Будучи литературоведом, Овсянико-Куликовский рассматривает историю русской интеллигенции на материале художественной литературы и отчасти публицистики. Психологические портреты литературных персонажей, начиная с Онегина, Чацкого и Печорина и заканчивая героями произведений А. П. Чехова и П. Д. Боборыкина, даются во взаимосвязи с общественной атмосферой каждой конкретной эпохи. Но, как часто бывает с талантливо написанными книгами, самый яркий персонаж «Истории русской интеллигенции» — её автор.


Слайд №14

Текст слайда: В настоящем издании представлена история русской интеллигенции, изучаемая по данным художественной литературы XIX в. Эти данные автор проверяет и комментирует сведениями, полученными из произведений литературной критики, мемуаров, писем и других документов рассматриваемой эпохи. Литературные образы Овсянико-Куликовский рассматривает наряду с реально существовавшими людьми, в историческом аспекте. Вторая часть книги посвящена русской литературе 1850—1880-х гг. и начинается очерком ранней (1850-х гг.) сатиры Салтыкова-Щедрина, в которой автор останавливается преимущественно на ее демократических и народнических элементах, по существу совпадающей с направлением поэзии Некрасова. Это совпадение было одним из знамений времени. Большая часть русской литературы совершила тогда поворот в сторону крестьянства, защиты его интересов, подготовке умов к необходимости упразднения крепостного права, пропаганды гуманного отношения к «мужику», сопровождавшейся его идеализацией. Довольно подробно рассматривается до сих пор злободневная «История одного города» Салтыкова-Щедрина.


Слайд №15

Текст слайда: Далее Овсянико-Куликовский касается особого духа времени реформ Александра II — 1860-х гг., рассматривает возникшие и распространившиеся тогда литературные направления. По его мнению, удачно отображает то время роман «Дым» Тургенева. Много внимания он уделяет Базарову из «Отцов и детей» как отрицателю и общественно-психологическому и национальному типу. Рассматривается творчество Глеба Успенского, Ф.М. Достоевского в 1870-х гг., роман П.Д. Боборыкина «На ущербе». Обращается внимание на проблему взаимоотношений интеллигенции и народа, особенности поколения 1870-х гг. В приложение включены статьи «Чаадаев и русское национальное самоотрицание» и «Бельтов».


Слайд №16

Текст слайда: В 1896 появляются "Этюды о творчестве И. С. Тургенева", где впервые нашла применение методология литературоведа-психолога.


Слайд №17

Текст слайда: Минус его работ Основной порок научно-литературных работ Овсянико-Куликовского лежит в субъективно-идеалистических основах его методологии.


Слайд №18

Текст слайда: Итоги: Критические очерки о проблемах теории литературы; Постановка проблем психологии творчества; Новые литературные теории и гипотезы; Проблема «понимания» как творческого акта»


Слайд №19

Текст слайда: Итоги: Теория «наблюдательного» и «экспериментального» искусства; Проблема реализма в искусстве; Теория лирики как творчества ритмов в отличие от драмы, эпоса как образной поэтики; Развивал положение об «изначальной образности языка»


Слайд №20

Текст слайда: ВСЁ! Спасибо за внимание!