Презентация на тему "Культура спора" по русскому языку

Презентация по слайдам
Слайд №1

Текст слайда: Докладчики и оппоненты


Слайд №2

Текст слайда: «Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит..., но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа – ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего... спорь не из желания победы; но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом; ни славы, ни выгоды ты не добудешь, но отчего иногда не позабавиться?» И.С. Тургенев


Слайд №3

Текст слайда: Под спором понимают всякое столкновение мнений, при котором каждая из сторон отстаивает свою правоту.


Слайд №4

Текст слайда: 1. Дискуссия (от лат. discussio – исследование, обсуждение) – публичный спор, целью которого является сопоставление разных точек зрения с целью правильного нахождения решения спорного вопроса. Дискуссия осуществляется под руководством опытного ведущего. 2. Диспут – это заранее подготовленный устный спор на заданную тему (научную, морально-этическую, общественно важную). В процессе диспута сопоставляются различные точки зрения под руководством компетентного ведущего. 3. Полемика (от греч. πολεμικοσ – воинственный, враждебный) – это острый спор, борьба принципиально противоположных точек зрения. Цель – одержать победу над противником, отстоять собственную позицию. Наличие ведущего не обязательно. 4. Словами дебаты, прения именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений на заседаниях, конференциях.


Слайд №5

Слайд №6

Текст слайда: спор-монолог – человек спорит сам с собой; спор-диалог – участвуют два лица; спор-полилог – ведется несколькими лицами.


Слайд №7

Слайд №8

Текст слайда: - четкое обозначение предмета и цели спора; - точное определение понятий, которыми приходится оперировать в споре; - обоснованность и последовательность аргументации, полноту изложения мысли; - этические нормы, предполагающие взаимно корректное поведение оппонентов; - знакомство с идеями оппонентов из их уст, а не из уст их толкователей.


Слайд №9

Текст слайда: Возражая, не следует прибегать к недозволенным приемам спора, необходимо придерживаться следующих правил: - возражать, но не обвинять; - не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника: "вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна" и т.п. - не отклоняться в сторону от темы спора; - спор нужно уметь доводить до конца, а значит либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.


Слайд №10

Текст слайда: Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает целей: - противник не сможет сказать, что его "неправильно поняли", что он "этого не утверждал"; - своим внимательным отношением к мнению противника спорящий сразу завоевывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором - спорящий, слушая и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения, уточнить свои позиции в споре.


Слайд №11

Текст слайда: Одно из решающих качеств полемиста – умение выделить предмет спора Предмет спора – это те положения, которые подлежат обсуждению. Предмет спора следует обозначить сразу, нередко он уточняется в ходе дискуссии. Порой спорящие, не закончив разговора об одном предмете, подходят ко второму, от него – к третьему. Отсюда важное правило: не терять предмет спора в пылу рассуждений.


Слайд №12

Текст слайда: Спор становится более плодотворным, если у участников есть общность исходных позиций. Недаром Ф. Бэкон говорил: «Споры неуместны там, где мы расходимся в началах, в самих понятиях и даже в формах доказательств».


Слайд №13

Текст слайда: Успех обсуждения во многом определяется умением правильно оперировать понятиями и терминами. В начале дискуссии следует уточнить значение основных понятий, но в то же время не надо перегружать спор научной терминологией. В споре необходимо учитывать манеру поведения полемиста. Саади писал: Глупец с ученым в спор вступает И даже побеждает иногда. Бесценную жемчужину, бывает, Булыжник разбивает без труда.


Слайд №14

Текст слайда: Еще одно важное составляющее культуры спора – уважительное отношение к оппоненту. Уважение к чужим убеждениям не только признак уважения другой личности, но и признак развитого ума. Помните слова Гете: «Тот, кто находится в заблуждении, заменяет пылкостью то, что недостает ему в силе и правде».


Слайд №15

Текст слайда: факты ссылки на авторитеты ссылки на заведомо истинные суждения статистические научные из жизни из литературы пословицы, поговорки афоризмы крылатые слова аксиомы законы правила


Слайд №16

Текст слайда: Сильные – оппонент вынужден согласиться с доводом без каких-либо уточнений. Слабые – довод, против которого легко найти возражения. Рациональные: факты статистические данные суждения авторитетных лиц ссылки на законы общества Иррациональные – «аргументы к человеку», воздействующие на чувства слушателей.


Слайд №17

Текст слайда: 1. Опровержение ложного тезиса фактами считается наиболее действенным методом. Здесь можно использовать анализ реальных событий, статистические данные, результаты эксперимента, свидетельские показания. 2. Критика доводов оппонента. 3. Опровержение демонстрации – выявление того, что тезис противоположной стороны не вытекает из аргументов.


Слайд №18

Текст слайда: 1. Продумайте как стратегию, основное направление, главную цель ведения дискуссии-спора, так и наиболее вероятные варианты аргументации ваши и вашего оппонента. 2. Настраивайте себя на готовность к самому худшему, даже к некорректному поведению вашего оппонента, но верьте в самое лучшее и демонстрируйте эту веру, особенно в начале беседы. 3. Оцените недостатки, а особенно достоинства вашего оппонента, уровень его профессионализма, образованности, культуры, коварности его характера, мотивы его поступков и действий. 4. Сделайте заготовки, которые позволят неожиданно и сильно нейтрализовать возможное некорректное поведение вашего оппонента. 5. Не будьте наивны и не расслабляйтесь, а, наоборот, мобилизуйтесь на сражение, а не на развлекательную прогулку. 6. Если это возможно, то соберите дополнительную информацию о вашем оппоненте, побеседуйте о нем с людьми, которым вы по-настоящему доверяете. 7. К дискуссии, спору с сильным оппонентом, противником необходимо максимально подготовиться. Было бы обидно потерпеть фиаско из-за собственной нерадивости.


Слайд №19

Текст слайда: 1. Даже если ваш оппонент допускает против вас явно некорректный выпад, не опускайтесь до его уровня и не используйте против него некорректные приемы и тем более оскорбительные выпады и фразы. 2. Не спеша, шаг за шагом разрушайте спекулятивную и некорректную аргументацию. 3. Отрицая что-нибудь, говорите не только «нет», но и аргументируйте почему. 4. Критикуя, не критиканствуйте, а предлагайте свой конструктивный подход и выход из создавшейся, казалось бы, безвыходной ситуации. 5. Мыслям оппонентов должны противопоставляться ваши мысли, аргументы и доводы, а не амбиции, голое отрицание всего того. что исходит от лиц, которые вам несимпатичны. 6. Не дайте спровоцировать себя на перепалку, ругань, некорректное поведение. 7. Не стремитесь перекричать, а стремитесь аргументирование переубедить своего оппонента.


Слайд №20

Репетиторы по русскому языку
Светлана Викторовна

от 800 руб./час

Частный преподаватель, стаж 9 лет

5

Ирина Александровна

от 1 000 руб./час

Частный преподаватель, стаж 10 лет

3

Любовь Александровна

от 1 000 руб./час

Частный преподаватель, стаж 36 лет

ЕГЭ

0

Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.