Презентация на тему "Итоги и перспективы экономических реформ в Российской Федерации" по экономике

Презентация по слайдам
Слайд №1

Текст слайда: Итоги и перспективы экономических реформ в Российской Федерации Михаил Дмитриев Научный руководитель ЦСР Москва Декабрь 2004 года


Слайд №2

Текст слайда: * Данный доклад посвящен вопросам реформ переходного периода и среднесрочным приоритетам экономического развития (завершение перехода к рыночной экономике) Доклад не затрагивает вопросы долгосрочной экономической стратегии, связанной с вхождением России в число экономически развитых стран Доклад не является результатом самостоятельного сравнительного исследования рыночных реформ в переходных экономиках, в том числе не является результатом специальных обследований. В качестве основы для анализа в докладе использованы оценки экспертов ЦСР и материалы международных исследований (Всемирного Банка, Европейского банка реконструкции и развития и др.) Выводы и оценки, представленные в докладе, являются предварительными и будут уточняться в ходе дальнейшей работы


Слайд №3

Текст слайда: * Достигнутый уровень социально-экономических преобразований в Российской Федерации Источники: EBRD Transition Report 2004, экспертные оценки ЦСР.


Слайд №4

Текст слайда: * ТЕМПЫ РЕФОРМ Интенсивность реформ в России по перечню Европейского банка реконструкции и развития в течение последнего года была невысокой: Прогресс реформ в России был отмечен только по одному направлению (реформа на железнодорожного транспорте) В 7 других странах с переходной экономикой был отмечен прогресс по 2-3 направлениям В одной стране (Румыния) прогресс отмечен по 4 направлениям По приросту интегрального рейтинга реформ ЕБРР за истекший год Россия находится в группе стран с наименьшими показателями (0,035 против 0,11 в группе лидеров по темпу реформ)


Слайд №5

Текст слайда: * Перспективы реформ в Российской Федерации на 2005-2007 годы (оценка на основе декларируемых намерений) Источник: экспертные оценки ЦСР.


Слайд №6

Текст слайда: * Возможные препятствия на пути реформ: на стадии выработки политики: специальные интересы недостаточная эффективность процесса выработки политики недостаточная политическая приоритетность отдельных направлений реформ на стадии реализации: неэффективный дизайн (в том числе вследствие компромиссов на стадии выработки политики) неэффективность правоприменения в системе исполнительной и судебной власти системные риски и ожидания экономических агентов (дефицит доверия) политические механизмы


Слайд №7

Текст слайда: * НАЛИЧИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ КАК ПРАВИЛО ЯВЛЯЕТСЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫМ, А НЕ КОНЕЧНЫМ КРИТЕРИЕМ УСПЕШНОСТИ РЕФОРМ РЕФОРМЫ МОГУТ РАССМАТРИВАТЬСЯ КАК РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОНИ ОКАЗАЛИ ЖЕЛАЕМОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ


Слайд №8

Текст слайда: * ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТЕМПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМ Динамика политических институтов Уровень концентрации ренты Эффективность административной системы Бюджетная и кредитно-денежная дисциплина Эффективность институтов защиты собственности Уровень доверия к институтам


Слайд №9

Текст слайда: * ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ Уровень политической конкурентности и интенсивность реформ Источник: The World Bank. Transition: The First Ten Years


Слайд №10

Текст слайда: * Динамика политических институтов и интенсивность реформ Интенсивность реформ в странах с конкурентными политическими системами как правило выше, чем в группах стран с ограниченной политической конкурентностью, к числу которых относится Россия. Ослабление политической конкурентности необязательно будет сопровождаться замедлением реформ, поскольку среди стран с неконкурентными политическими системами наблюдаются как случаи очень медленных реформ, так и случаи реформ быстрых (Казахстан). Однако по мере ослабления политической конкурентности может снижаться влияние институциональных факторов давления в пользу реформ и усиливаться зависимость процесса реформ от предпочтений высшего политического руководства.


Слайд №11

Текст слайда: * ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ Уровень политической конкурентности и «захват государства» группами специальных интересов Источник: The World Bank. Transition: The First Ten Years


Слайд №12

Текст слайда: * По состоянию на 2000 год уровень «захвата государства» среди стран с переходной экономикой был наибольшим в группе с ограниченной политической конкурентностью, к числу которых относилась и Россия Как возрастание, так и увеличение политической конкурентности в России в последующие годы должно было бы привести к уменьшению уровня «захвата государства».


Слайд №13

Текст слайда: * Концентрация ренты и продвижение реформ Масштабы «захвата государства» тесно связаны с присвоением институциональной ренты, возникающей вследствие преимущественного доступа рентополучателей к экономическим ресурсам. Таким образом, ограничение политической конкурентности в России может способствовать развитию реформ в тех секторах, где наблюдается «захват государства» и реформы сдерживаются из-за сопротивления получателей институциональной ренты. В странах с переходной экономикой наиболее действенное сопротивление реформам наблюдается в областях с высоким уровнем концентрации ренты. Это согласуется с тем, что в ближайшие годы в России наибольшее продвижение реформ ожидается в областях с невысоким уровнем концентрации ренты, а реформы в областях с максимальным уровнем концентрации ренты маловероятны.


Слайд №14

Текст слайда: * УРОВЕНЬ КОНЦЕНТРАЦИИ РЕНТЫ Сравнительный уровень концентрации ренты и возможная интенсивность преобразований на некоторых направлениях реформ Газ Таможенное админист-рирование Железные дороги Электро- энергетика Нефтедобы-ча Наука Образование ЖКХ Здравоохране-ние Условный уровень концентрации ренты Потенциальная интенсивность реформ Ожидаемая интенсивность реформ Источник: экспертные оценки ЦСР. Интенсивность реформ 1 0 0,1 0,5 0,5 0,9 0,3 0,3 0,4 1,0 0 Сравнительный уровень концентрации ренты (в порядке убывания)


Слайд №15

Текст слайда: * ЭФФЕКТИВНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ способствует управление по результатам административная регламентация ликвидация избыточных функций реформа контрольно-надзорных органов административная реформа на региональном уровне сдерживает развитие общественного диалога в процессе выработки политики повышение транспарентности преодоление коррупции активизация гражданского общества Усиление административной централизации может способствовать реализации одних направлений административной реформы и сдерживать реализацию других


Слайд №16

Текст слайда: * БЮДЖЕТНАЯ И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ДИСЦИПЛИНА Бюджетная и кредитно-денежная дисциплина в целом положительно влияет на экономические ожидания и оценки рисков и, тем самым, может повышать результативность реформ, направленных на изменение поведения участников рынка. Бюджетная и кредитно-денежная дисциплина может ослабляться под действием политической конкуренции*, но может оставаться как высокой, так и низкой в отсутствии политической конкуренции. * Alesina A., Roubini N., Cohen G.Political Cycles and the Macroeconomy/Cambridge.MA. 1997


Слайд №17

Текст слайда: * Незащищенность прав собственности в переходных экономиках (1999) Источник: The World Bank. Transition: The First Ten Years


Слайд №18

Текст слайда: * ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНСТИТУТОВ ЗАЩИТЫ СОБСТВЕННОСТИ Эффективность институтов защиты собственности воздействует на ожидания субъектов рынка и является условием эффективного правоприменения, что влияет на результативность большинства экономических реформ. Источник: The World Bank. Transition: The First Ten Years


Слайд №19

Текст слайда: * ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНСТИТУТОВ БАНКРОТСТВА По инициативе кредитора По инициативе должника Источник: EBRD Transition Report 2004


Слайд №20

Текст слайда: * УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ К ИНСТИТУТАМ Недостаточный уровень доверия к институтам является общей проблемой переходных экономик, но в России он стоит острее, чем во многих других странах


Слайд №21

Текст слайда: * Перспективы реформ в Российской Федерации на 2005-2008 годы (с учетом действия факторов, влияющих на темпы и результаты реформ) Источник: экспертные оценки ЦСР.


Слайд №22

Текст слайда: * Среднегодовые темпы прироста интегрального рейтинга реформ


Слайд №23

Текст слайда: Рост ВВП в 1989-2003 годах в странах с переходной экономикой и интегральный индекс реформ по состоянию на 2004 год Источник: EBRD Transition Report 2004; расчеты экспертов ЦСР; Узбекистан, Туркменистан и Беларусь исключены из регрессии


Слайд №24

Текст слайда: * Ход реформ и экономический рост В странах с переходной экономикой наблюдается тесная положительная связь между рыночными реформами и темпами экономического роста Однако только часть реформ способна оказать существенное влияние на темпы экономического роста в Российской Федерации в среднесрочной перспективе (2005-2007 годы)


Слайд №25

Текст слайда: * НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ Реформы, влияющие на среднесрочный экономический рост Реформы, направленные на укрепление доверия и развитие институтов Реформы, в которых ожидается наибольший прогресс Наука Финансовый сектор, судебная и правовоохранительная системы Трудовое законодательство Вступление в ВТО Дерегулирование Образование, здравоохранение, природопользование Киотский протокол


Слайд №26

Текст слайда: * Ожидаемые темпы прогресса реформ, сгруппированных в зависимости от степени влияния на темпы экономического роста в среднесрочной перспективе (2005-2007 годы) Источник: экспертные оценки ЦСР.


Слайд №27

Текст слайда: * Выводы Интенсивность экономических реформ в России в последнее время была невысокой по сравнению со странами-лидерами по темпам реформ Учитывая тесную зависимость между ходом реформ и темпами экономического роста, замедление реформ может негативно сказаться на темпах экономического роста Декларируемая интенсивность реформ на 2005-2007 годы значительно превосходит показатели стран-лидеров по темпам реформ Интегральное действие факторов, влияющих на темпы и результаты реформ, скорее всего приведет с значительному снижению интенсивности реформ по сравнению с декларируемой


Слайд №28

Текст слайда: * Выводы Однако воздействие политических процессов и различий в уровнях концентрации институциональной ренты может способствовать поддержанию высоких темпов реформ по ряду направлений в сфере социальных реформ, реформы исполнительной власти и отраслей инфраструктуры Благодаря этому интегральные темпы реформ могут существенно возрасти по сравнению с 2003-2004 годами Возрастает зависимость результатов реформ от предпочтений высшего политического руководства и ослабевают институциональные факторы давления в пользу реформ Планируемые реформы в силу различия лагов будут оказывать неодинаковое влияние на темпы экономического роста в среднесрочной перспективе (2005-2007 годы) Несколько более интенсивно могут проходить реформы с большими лагами и ограниченным влиянием на среднесрочные темпы роста (социальные реформы, реформы в сфере недропользования, земли и недвижимости и некоторых отраслей инфраструктуры)


Слайд №29

Текст слайда: * Изложенные выводы являются сугубо предварительными и могут рассматриваться лишь в качестве гипотез, которые будут использованы в ходе более подробного анализа процесса реформ


Добавить комментарий