Презентация на тему "Ф.И. Тютчев. 1803 – 1873 гг. Страницы биографии и творчества" по МХК

Презентация по слайдам
Слайд №1

Текст слайда: Ф. И. Тютчев. 1803 – 1873 гг. Страницы биографии и творчества Ф.И. Тютчев. Художник М. Решетнев


Слайд №2

Текст слайда: Овстуг - родовое имение Тютчевых


Слайд №3

Текст слайда: Ф.И. Тютчев в детстве. Копия с портрета К. Барду. 1805–1806 Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии.


Слайд №4

Текст слайда: Герб рода Тютчевых Родители Тютчева, Иван Николаевич и Екатерина Львовна, принадлежали к старинному дворянскому роду.


Слайд №5

Текст слайда: Иван Николаевич Тютчев, отец поэта. Художник Ф. Кюнель. 1801


Слайд №6

Текст слайда: Екатерина Львовна Тютчева, мать поэта. Неизвестный художник. Конец XVIII века


Слайд №7

Текст слайда: С.Е. Раич, домашний учитель Ф.И. Тютчева. Художник Б. Бельтюков. 1985 1812 год – в семью Тютчевых для воспитания сыновей приглашен молодой поэт-переводчик С.Е. Раич. В течение семи лет Раич руководил домашним образованием Федора Тютчева и оказал большое влияние на формирование его характера.


Слайд №8

Текст слайда: 1817 год – Тютчев под руководством Раича переводит послание Горация к Меценату. Раич представил перевод своего воспитанника Обществу любителей российской словесности, и работа была одобрена. Переводчика Тютчева, которому тогда было 14 лет, удостоили звания «сотрудника», а перевод напечатали в XIV части «Трудов» общества. 1819 год – Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. 1821 год – Федор Тютчев получает степень кандидата словесных наук. 1822 год – Тютчев направлен в Петербург, на службу в государственную коллегию иностранных дел. В этом же году поэт уезжает в Мюнхен – родственник помог ему устроиться сверхштатным чиновником русской миссии.


Слайд №9

Текст слайда: Из первого стихотворения Ф. И. Тютчева «На новый 1816 год» Века рождаются и исчезают снова, Одно столетие стирается другим; Что может избежать от гнева Крона злого? Что может устоять пред грозным богом сим? Пустынный ветр свистит в руинах Вавилона! Стадятся звери там, где процветал Мемфис! И вкруг развалин Илиона Колючи терни обвились!.. Тютчев начал писать стихи в ранней юности. Выступил в печати в 1819 году, но в дальнейшем печатался редко и с большими перерывами.


Слайд №10

Текст слайда: Вольнорожденных вспыхнет смело Чистейший огнь идей и чувствований – Для нас, рабов природных, непостижный! («Прекрасный будет день», – сказал товарищ...) Творчество Тютчева отличается сложностью, противоречивостью, отражающей двойственность отношение поэта к современной ему социальной действительности. В 20-е годы Тютчеву были свойственны вольнолюбивые настроения.


Слайд №11

Текст слайда: Политическое мировоззрение Тютчева в 40-е годы складывалось под влиянием идей славянофилов. В публицистических статьях Тютчев противопоставлял самодержавную и православную Россию революционному и “безбожному” Западу; оплот против революции он видел в единении славянских стран под главенством России. В политической лирике (“Море и утес” 1848, и др.) Тютчев пропагандировал идеи панславизма.


Слайд №12

Текст слайда: МОРЕ И УТЕС И бунтует, и клокочет, Хлещет, свищет, и ревет, И до звезд допрянуть хочет, До незыблемых высот... Ад ли, адская ли сила Под клокочущим котлом Огнь геенский разложила - И пучину взворотила И поставила вверх дном? Волн неистовых прибоем Беспрерывно вал морской С ревом, свистом, визгом, воем Бьет в утес береговой,- Но, спокойный и надменный, Дурью волн не обуян, Неподвижный, неизменный, Мирозданью современный, Ты стоишь, наш великан! И, озлобленные боем, Как на приступ роковой, Снова волны лезут с воем На гранит громадный твой. Но, о камень неизменный Бурный натиск преломив, Вал отбрызнул сокрушенный, И клубится мутной пеной Обессиленный порыв... Стой же ты, утес могучий! Обожди лишь час-другой - Надоест волне гремучей Воевать с твоей пятой... Утомясь потехой злою, Присмиреет вновь она - И без вою, и без бою Под гигантскою пятою Вновь уляжется волна...


Слайд №13

Текст слайда: МОРЕ И УТЕС


Слайд №14

Текст слайда: Тютчев остро ощущал переломный характер своей эпохи. Поэтому поэзия Тютчева вся проникнута тревогой, ощущением трагизма жизни. Несмотря на открытое враждебное отношение к революции, его постоянно влекло к “высоким зрелищам“социальных потрясений, для него характерен повышенный интерес к “роковым” моментам истории. Поэт испытал особенное тяготение к изображению “бурь” и “гроз” в природе и человеческой душе. Явления природы, переживания человека раскрываются в единстве борющихся противоположностей.


Слайд №15

Текст слайда: Последний катаклизм Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И божий лик изобразится в них!


Слайд №16

Текст слайда: В самом себе поэт ощущает трагичную раздвоенность, “двойное бытие“: страстную любовь к жизни, к “матери-земле“, способность погружаться в “земное забвение“, упиваться преизбытком жизни и наряду с этим — настроение “ущерба” , “изнеможения” , естественные для “обломка старых поколений” , не находящего себе места среди “пришельцев новых” . Космические темы и образы, занимающие видное место в поэзии Тютчева, порою прямо переплетаются с мотивами социальными.


Слайд №17

Текст слайда: Поток сгустился и тускнеет, И прячется под твердым льдом, И гаснет цвет, и звук немеет В оцепененье ледяном, - Лишь жизнь бессмертную ключа Сковать всесильный хлад не может: Она все льется - и, журча, Молчанье мертвое тревожит. Так и в груди осиротелой, Убитой хладом бытия, Не льется юности веселой, Не блещет резвая струя, - Но подо льдистою корой Еще есть жизнь, еще есть ропот- И внятно слышится порой Ключа таинственного шепот.


Слайд №18

Текст слайда: Silentium!* Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои – Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, - Любуйся ими - и молчи. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, - Питайся ими - и молчи. Лишь жить в себе самом умей - Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи, - Внимай их пенью - и молчи!.. * Молчание! (лат.).


Слайд №19

Текст слайда: Поэт-философ Тютчев был в то же время подлинным поэтом-художником, мастером стихотворной формы, автором непревзойденных пейзажей в стихах и тонким психологом. В своем художественном развитии он отразил общее для русской поэзии движение от романтизма к реализму. Образы природы обычно привлекаются Тютчевым в качестве соответствия переживаниям человека.


Слайд №20

Текст слайда: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...


Слайд №21

Текст слайда: Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-Земля... Духов бесплотных сладострастья, Твой верный сын, не жажду я... Что пред тобой утеха рая, Пора любви, пора весны, Цветущее блаженство мая, Румяный свет, златые сны?.. Весь день в бездействии глубоком Весенний, теплый воздух пить, На небе чистом и высоком Порою облака следить, Бродить без дела и без цели И ненароком, на лету, Набресть на свежий дух синели Или на светлую мечту?.. 


Слайд №22

Текст слайда: ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР Уж солнца раскаленный шар С главы своей земля скатила, И мирный вечера пожар Волна морская поглотила. Уж звезды светлые взошли И тяготеющий над нами Небесный свод приподняли Своими влажными главами. Река воздушная полней Течет меж небом и землею, Грудь дышит легче и вольней, Освобожденная от зною. И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы, Как бы горячих ног ея Коснулись ключевые воды.


Слайд №23

Текст слайда: Выдающимся явлением в русской и мировой литературе была любовная лирика Тютчева, отличающаяся глубиной мысли поэтической силой в передаче человеческих чувств и ярко индивидуализированным лирическим образом женщины, любящей “наперекор и людям и судьбе” .


Слайд №24

Текст слайда: ДОЧЕРИ Мария Федоровна Тютчева, дочь поэта. Фото 1848–1849


Слайд №25

Текст слайда: Екатерина Федоровна Тютчева, дочь поэта. Художник И. Макаров. 1850-е Анна Федоровна Тютчева, дочь поэта. Фото 1865


Слайд №26

Текст слайда: Дарья Федоровна Тютчева, дочь поэта. Фото начала 1870-х Екатерина Федоровна Тютчева, дочь поэта. Художник О. Петерсон. 1851


Слайд №27

Текст слайда: Сижу задумчив и один, На потухающий камин Сквозь слез гляжу... С тоскою мыслю о былом И слов в унынии моем Не нахожу. Былое - было ли когда? Что ныне - будет ли всегда?.. Оно пройдет - Пройдет оно, как все прошло, И канет в темное жерло За годом год. За годом год, за веком век... Что ж негодует человек, Сей злак земной!.. Он быстро, быстро вянет - так, Но с новым летом новый злак И лист иной. И снова будет все, что есть, И снова розы будут цвесть, И терны тож... Но ты, мой бедный, бледный цвет, Тебе уж возрожденья нет, Не расцветешь! Ты сорван был моей рукой, С каким блаженством и тоской, То знает бог!.. Останься ж на груди моей, Пока любви не замер в ней Последний вздох.


Слайд №28

Текст слайда: Федор Иванович Тютчев умер ранним утром 15 июля 1873 года. О, не кладите меня В землю сырую - Скройте, заройте меня В траву густую! Пускай дыханье ветерка Шевелит травою, Свирель поет издалека, Светло и тихо облака Плывут надо мною!..


Слайд №29

Текст слайда: Памятник Ф.И. Тютчеву в Овстуге Две силы есть - две роковые силы, Всю жизнь свою у них мы под рукой, От колыбельных дней и до могилы,- Одна есть Смерть, другая - Суд людской. И та и тот равно неотразимы, И безответственны и тот и та, Пощады нет, протесты нетерпимы, Их приговор смыкает всем уста... Но Смерть честней - чужда лицеприятью, Не тронута ничем, не смущена, Смиренную иль ропщущую братью – Своей косой равняет всех она…


Слайд №30

Текст слайда: Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, - И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать.


Репетиторы по МХК
Мария Михайловна

от 750 руб./час

Частный преподаватель, стаж 7 лет

0

Ксения Михайловна

от 600 руб./час

Частный преподаватель, стаж 3 года

0

Елена Владимировна

от 1 000 руб./час

Школьный преподаватель, стаж 13 лет

0

Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.