Загадки и тайны "Слова о полку Игореве"


ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ…»



  • Игорь (1151-1202), князь новгород-северский, внук Олега Святославича (Гориславич в «Слове…»), князя черниговского.

  • Были въчи Трояни, | минула лъта Ярославля, | были плъци Олговы, Ольга Святьcлавлича”. “Трояновы века” — это время благоденствия древних славян на Днепре, установившегося после императора Траяна (98—117 гг. н. э.) и продолжавшегося до “времен Бусова”, т. е. до 375 г. Эти три столетия характеризуются оживленной торговлей славянской знати с Римом, отразившейся в сотнях кладов римских серебряных монет II—IV вв. в славянских землях. “Троянова земля” упомянута в связи с гибелью части войск Игоря, доскакавшей до Азовского моря. Очевидно, подразумеваются римские владения в Северном Причерноморье, где в III в. поселились готы. “Время Бусово” - эпоха славяно-готских войн около 375 г. Конец благоденственных для славян Траяновых веков. Вслед за поражением славян от готов последовало нашествие гуннов.


  • Боян, по свидетельству автора “Слова”, был великим поэтом, его произведения были, очевидно, хорошо известны и образованным современникам “Слова”, так как автор свободно цитирует Бояна, намекает па его оценки, противопоставляя им свои. Боян был придворным певцом Святослава Ярославича и его сына Олега (умер в 1115 г.), а до этого был поэтом Ярослава Мудрого. А.Пушкин отметил, что “Слово о полку Игореве” - полемика поэта 1180-х годов с поэтом 1040-х—1080-х годов. Двух поэтов разделяло не только столетие, но и иная династическая направленность: Боян был певцом “Ольговичей”, а автор “Слова” — певцом “Мономашичей” и даже более узко — “Мстиславова племени”. Его панегирик Святославу Всеволодичу Киевскому объяснялся тем, что Святослав реально возглавил оборону от Кончака летом 1185 г. после разгрома войск Игоря. Мономах назван “Старым”: старый Владимир приходился дедом великому князю Рюрику, Давыду Смоленскому, Всеволоду Большое Гнездо и прадедом шестерым другим героям “Слова”, действовавшим в 1185 г.

  • Половцы кочевали в степях между Дунаем и Яиком (Уралом), в степях Северного Кавказа и Крыма.

  • Игорь отправился в поход 23 апреля 1185 г. Солнечное затмение произошло 1 мая, на восьмой день после выступления войска. Автор «Слова…» описывает затмение в начале произведения, чтобы подчеркнуть отношение природы к этому событию – зловещее предзнаменование.

  • Буй-Тур. Буй – храбрый, отважный, удалой, гордый. Тур (вид диких быков с большими рогами, вымерший к концу 17 в.) – первоначально означало бык – представитель бога солнца. Буй-Тур – эпитет храбрых, доблестных воевод и князей.

  • Див – мифическое зловещее существо, враждебное русским, представляемое в облике птицы, Оно предупреждает половцев о походе Игоря.

  • Тмуторокань с конца 10 в. была русским княжеством, им управляли черниговские князья. В конце 11 в. его захватили половцы. Возвращение Тмуторокани было конечной целью похода Игоря.

  • Каяла река упоминается в «Слове…» 6 раз, она названа и в Ипатьевской летописи. Более это название нигде не употребляется. Возможно, название происходит от тюркского «скалистая», «каменистая». Это название не сохранилось ни за одной из южнорусских рек. Скорее всего, это Малая или Большая Каменка, при впадении которой в реку Северский Донец в настоящее время расположен г. Донецк, а в среднем течении – г. Краснодон.

  • Даждьбог (Дажьбог) – один из важнейших славянских языческих богов – бог солнца, изображался в виде светлогривого коня, быстрого, как солнечный свет. В этом слове соединились значения: бог, солнце, огонь, жатва, плодородие, изобилие. Вот почему в «Слове…» русские, когда они характеризуются с точки зрения их достатка, богатства, которые разрушают княжеские усобицы, называются «дажьбожьими внуками».

  • В трагический третий день беспрерывного сражения три князя были взяты в плен, “падоша стязи Игоревы”. Автор не удержался от горьких намеков: зная, что Владимир, сын Игоря, просватан за Кончаковну, поэт использовал свадебные образы: “Ту пиръ докончаша храбрии русичи: | сваты попоиша, | а сами полегоша за землю Рускую”.

  • Карна и Жля. Карна – от глагола кАрити – оплакивать умерших. Карна – начинала погребальный ритуал, вопленица, жрица смерти, кличущая клич победный. Жля – заканчивала погребальный ритуал, вестница мёртвых, разносящая весть вместе с погребальным пеплом.

  • Гридница – большое нежилое помещение, пристройка к дворцу князя, где помещалась гридь – стража князя. В гриднице могло находиться около 400 человек. Князь здесь устраивал пиры и приёмы. Именно здесь могли звучать песни Бояна. Гридница служила также тюрьмой для знатных людей, в чём-либо провинившихся. В военное время в гриднице содержали знатных военнопленных.

  • Кощей. Слово происходит от тюркского слова кош – обоз. Кошчи – состоящий при обозе погонщик, вьючник. Эту работу выполняли рабы из пленников. Слово стало бранным: «Кончака, поганого кощея».

  • Ярославна – Ефросиния Ярославна, дочь Ярослава Владимировича Галицкого (был после Всеволода III наиболее могущественным князем Киевской Руси во второй половине 12 в., известен своим умом и красноречием), вторая жена Игоря, на которой он женился за год до похода, в 1184 г., после смерти первой жены. В 1185 г. Ярославне было 16 лет.

  • Зегзица – кукушка. В народной устной поэзии образ одинокой горюющей женщины неизменно передаётся в образе кукушки.

  • В Плаче Ярославны автор «Слова…» использовал современные ему причитания и языческие моления. Ветер, река, солнце – божества, поэтому в обращении к ним Ярославна использует слово господине.

  • Днепр Словутич. Словутич – сын славы. Если о Дунае у славян сохранилась память как об идеальной реке, реке далёких предков, то Днепр был любимейшей рекой людей Киевской Руси, с которой связана слава и современников, и отцов, и дедов.

  • Овлур (русская народная форма имени Лавр). Его мать была русской. Возвратясь из плена, Игорь не забыл Овлура: крестил, сделал вельможей, наградил землями, выдал за него дочь тысяцкого Рагуила.

  • Аминь. Слово греческого происхождения, означает «верно», «истинно», «да будет так», ставилось в конце древнерусских литературных произведений.