Экологическое воспитание в специальной коррекционной школе VIII вида.
В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на Земле, которая определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления. Формирование у подрастающего поколения стремления активно и эффективно участвовать в природоохранной деятельности является одной из приоритетных задач современного воспитания. Экскурсии, экологические игры, конкурсы, викторины, исследовательская работа — именно эти виды деятельности воспитывают экологическую культуру обучающихся.
Для того чтобы вовлечь учащихся, родителей в природоохранную деятельность, повысить их экологическую грамотность в школе на протяжении трех лет проводится Неделя экологии, приуроченная к Дню Земли, которая помогает обучающимся сделать вывод, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды — значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.
ЦЕЛЬ : Создание и организация условий для систематизации и обобщения естественнонаучных знаний, инициирующих детскую деятельность через формирование экологической культуры и бережного отношения к природе.
В данном альманахе собраны материалы, которые помогут педагогам организовать и провести неделю экологии в школе.
При составлении плана работы недели проводится заседание методического объединения, на котором выявляются экологические проблемы, возникшие у обучающихся в процессе учебного процесса и на основе этого подбирается материал. Мероприятия подбираются таким образом, чтобы дети стали активными участниками проведения недели экологии, а это и практическая работа по очистке воды, изготовление плакатов и их защита, проведение агитбригад для учеников младших классов, викторины, инсценировки экологических сказок.
В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным это включение внеклассных мероприятий в план работы кл. руководителя, школы. Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу при выборе форм и методов работы по экологическому воспитанию.
Программа недели экологии очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением. С каждым годом все больше становится участников экологической недели: это учителя трудового обучения, учитель обществознания, родители. Значительная часть времени школьника, его учебной, творческой и иной деятельности, его общения проходит в классном коллективе. Чтобы это время не пропало даром для ребёнка, чтобы он мог активно и плодотворно развиваться и самореализоваться в классном коллективе, надо чтобы он (коллектив) предоставил ему такую возможность. Это включение детей в поисковую, театральную , трудовую деятельность.
Неделя экологии включает в себя разнообразные формы проведения занятий с детьми: это викторина « Мой край Югра!», школьная линейка, экскурсии на очистные сооружения и предприятие « Горводоканал»,конкурс рисунков и плакатов « Нашей планете- зеленый наряд», выступление агитбригады « «Экологи», трудовой десант, проведение нестандартных уроков по географии., биологии, обществознанию. В течение 3 лет наша школа заключает договор с МП «Наше время», где обучающиеся старших классов работают на территории школы по ее благоустройству. В школе проводится акция « Вырасти цветы», выращенная детьми рассада высаживается на пришкольной территории и в течение лета ребята ухаживают за цветами. Свою помощь, ребята, оказывают и МОУ «Ивушка»: обустраивают цветники, белят стволы деревьев, убирают мусор. За свою работу обучающиеся награждены грамотами от школы и МОУ «Ивушка».
Опыт первого года проведения недели экологии показал, что необходимо в содержании уроков учителями биологии, географии, обществознания вводить глобальные экологические проблемы округа, страны и в совместной деятельности с детьми находят пути решения. Полученные знания, на этих уроках обучающиеся смогут использовать в своей жизни.
Тематика и содержание недели экологии меняется в зависимости от тех проблем, которые выявляют дети в процессе учебной деятельности.
Так в
2010г. — « Праздник Земли»
2011г. — « Нашей планете зеленый наряд»
2012г. — « Живи Земля»
Результатом проводимых мероприятий можно считать то, что знания, полученные на «Недели экологии»,экологических мероприятиях обучающиеся стараются использовать в своей жизни. Так при посещении лесных зон отдыха обучающиеся называют и выполняют те правила поведения, которые не наносят вред природе. Активно участвуют в проведении общешкольных и городских мероприятий по уборке пришкольной территории, установлении экознаков.
С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.
Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника Казенного специального( коррекционного) образовательного учреждения Ханты- Мансийского автономного округа-Югры для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
« Сургутская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» обладающего экологической культурой.
Технология проведения экологической недели.
Неделя экологии — это коллективное творчество педагогов и учащихся. Дети любят праздники за новизну человеческих отношений. «…..Праздник не праздность, а всегда большое и важное дело, всегда коллективное, всегда творческое»,- так писал Сталь Шмаков в своей книге: « Нетрадиционные праздники в школе».
Как создать неделю экологии?
На м/о учителей гуманитарного цикла проводится обсуждение и составление плана недели, распределение обязанностей, назначение ответственных за проведение тематических занятий. В ходе предварительного этапа были задействованы учителя столярного дела, швейного дела, кулинарии. Подготовительный этап начинается за 10-14 дней до начала недели, где указываются мероприятия и ответственные. План недели согласовывается и подписывается администрацией школы, вывешивается на стенде в учительской и основной этап оформляется в фойе школы в виде объявления, для ознакомления обучающихся.
Подготовительный этап (с 26.03.-13.04.2012г)
Мероприятия |
Место проведения |
Дата |
Ответственные |
|
1 |
Составление сценария, плана мероприятий
|
кабинет № 206 |
26.03.-27.03 |
Учителя биологии, географии |
2 |
Конкурс рисунков «Живи, Земля!» |
стенд «В мире детской фантазии», столовая |
с02.04.-20.04 |
Педагог-организатор
|
3 |
Выпуск стенгазет «Мой край –Югра», «Красная книга Югры», «Лекарственные растения», «Лесовичок, «Экология Земли» |
Холл школы, столовая |
с 02.04.- 20.04 |
Учителя биологии, географии |
4 |
Изготовление макета экологического знака |
кабинет столярного дела |
с 02.04.- 14.04 |
Учитель трудового обучения |
5 |
Изготовление эскизов «Экологические знаки» |
каб №107 |
с 02.04.- 14.04 |
Ученицы 9 кл.
|
6 |
Изготовление выпечки для угощения учащихся 1,4 классов |
кабинет кулинарии |
к 19.04. |
Учитель кулинарии
Ученицы 8-9 кл |
7 |
Репетиция театрализованных сказок |
Кабинеты № 107, 206,205, 308 |
с 30.03-9.04 |
учителя гуманитарного цикла
|
8 |
Изготовление макета стенгазеты и ведение дневника недели экологии
|
Кабинеты № 107, 206 |
с16.04-23.04 |
учителя биологии, географии |
9 |
Изготовление дидактического, демонстрационного материала, декораций для оформления зала
|
Кабинеты № 107, 206 |
с16.04-19.04 |
учителя биологии, географии, трудового обучения |
10 |
Изготовление и подбор презентаций, видео и DVD фильмов для уроков биологии и географии
|
Кабинеты № 107, 206 |
с30.03-9.04 |
учителя биологии, географии |
11 |
Выставка в библиотеке книг и журналов на тему «Природа» |
библиотека |
с16.04-20.04 |
библиотекарь |
12 |
Проведение музыкальных минуток на уроках биологии, географии «Звуки природы», «Красота природы безгранична», «Эти забавные животные», «Музыка цветов» |
Кабинеты № 107, 206 |
с16.04-19.04 |
учителя биологии, географии |
13 |
Экологический выпуск школьной газеты(интервью, подбор информации, фоторепортаж) |
|
с 02.04.- 14.04 |
Романова Г.Н. Кузьминых Л.Д. |
14 |
Подбор и систематизация мультимедийного материала «Звуки природы для релаксации, проведения физкультминуток (с целью пополнения школьного электронного сборника) |
Кабинеты № 107, 206 |
с 02.04.- 23.04 |
учителя биологии, географии |
15 |
Составление методического пособия альманах «Живи, Земля!» |
Кабинеты № 107, 206 |
К 23.04 |
учителя биологии, географии |
Основной этап (с 16.04.-21.04.2012г)
Дата |
№ кабинета |
Время № урока |
Мероприятия |
Класс |
Ответственные |
|
1 |
16.04
|
Спорnзал
107 |
11.40
13.40 |
Открытие недели, общешкольная линейка Творческая мастерская по изготовлению эскизов экологических знаков |
5-9
6,8 |
учитель географии
учитель географии творческая группа детей |
2 |
17.04 |
206
206 |
10.10 3урок
12.00 5 урок |
Экологическая викторина «Природа-наш дом»
Игра-путешествие по станциям «Знай и люби свой край» |
7а,7б
5а,5б,6 |
учитель истории
учителя гуманитарного цикла |
3 |
18.04 |
|
14.00. |
Экскурсия МУП «Горводоканал», «Очистные сооружения канализации г.Сургута». |
9а,9б |
учителя географии и биологии |
4 |
19.04 |
206
206 |
11.00 4 урок
12.00 5 урок |
Интеллектуальная игра «Югра- мой край родной»
Викторина в форму устного журнала «Юные экологи» |
9а,9б
1,4 |
учитель истории
учитель биологии
|
5 |
20.04 |
308
столовая |
09.20 2урок
13.50 |
Устный журнал «Земля – живая планета»
Экологический калейдоскоп театрализованных представлений «Живи, Земля!» |
9а,9б |
учитель СБО
учителя географии и биологии |
6 |
21.04 |
Парк Энергетиков |
|
Установка экологических знаков |
6,8 |
учитель географии |
Заключительный этап (23.04.2012г)
Место проведения |
Время |
Ответственные |
|
Общешкольная линейка (награждение победителей, вручение грамот и благодарственных писем) |
Спортивный зал |
11.40 |
учителя географии и биологии |
Как назвать? В нашей жизни много праздников, и каждый из них как-то называется. Чтобы дать название празднику, недели экологии необходимо чтобы они связаны с экологическим календарем. Это День птиц, Международный день отказа от курения, День Земли…..
С чего начать?
«Начинать организацию любого дела следует с конца»
Определить цель, просчитать результат, конечный эффект( эмоциональное состояние, в котором будут участники торжества после того, как все завершилось)
От чего зависит настроение участников праздника после его окончания?
«Праздник надолго запомнится всем, если сбываются их надежды, ожидания, мечты».
Как узнать о желаниях участников праздника?
Для этого можно воспользоваться методом, который известен под названием « синектика». Этот метод придумали психологи, занимающиеся проблемами творческого мышления. Один из приемов синектики гласит:
«НАДО ОЛИЦЕТВОРИТЬ СЕБЯ С ОБЪЕКТОМ».
Или, проще говоря, надо поставить себя на место участника праздника, а затем поразмыслить: « Чего я — участник праздника- на самом деле от этого праздника хочу?» Ожидания, скорее всего, будут разные и даже противоположные. То, что обощает и объединяет разнохарактерные на первый взгляд ожидания, можно выразить в трех ключевых словах:
« Комфорт. Признание. Успех».
« Быть или не быть празднику?»
Этот вопрос решают организаторы. Практически все участники праздника являются организаторами. Нужно подумать: « Что лично я могу сделать, чтобы праздник состоялся?» при этом вспомнить можно слова А. Грея. «Чудеса надо делать своими руками!. Все , что мы делаем сегодня,- это тщательно замаскированное прошлое».
Форма или сценарий?
Форма проведения — одно из самых ответственных решений при организации праздника. Выбор формы- один из первоочередных этапов подготовки, более ранний, чем написание сценария.
От выбора формы зависит: содержание выступлений, их очередность и продолжительность;
Форма определяет стиль и масштаб оформления;
Подсказывает , во что следует одеться, как выглядеть в этот день.
Форма диктует время и место проведения праздника.
Создание сценария — обязательный этап, хотя не означает, что
самого начала нужно писать его полный тест. Сценарий — это мечта, фантазия, все, что хочется увидеть на празднике. Возможно, некоторые идеи сценария не осуществляется, другие же, самые невероятные , окажутся вполне осуществимыми в процессе подготовки праздника. В сценарии должны быть определены принципы музыкального и художественного оформления, указан необходимый реквизит и костюмы.
Как обеспечить успех?
Праздник будет успешным , если предусмотреть , приготовить. Для этого необходимые вещи:
-
Составить список дел.
-
Распределить поручения.
Нужны ли репетиции?
Будущий праздник нужно отрепетировать по частям, эпизодам, затем сводить воедино, отрабатывать технику чистового варианта( генеральная репетиция)
Где? Когда? Для кого?
Визитные карточки праздника-афиши и пригласительные билеты.
-
Афиша не должна быть неряшливой, в ней — и текст и шрифт- могут быть изящными или безвкусными, скучными или веселыми.
-
Пригласительный билет -тоже важно, чтобы информация была исчерпывающей: чему посвящен праздник, где, когда, для какого возраста.
« Мажорный тон» праздника.
В подготовке и проведении праздника необходим» мажорный тон ( по определению А. С. Макаренко) А возникает он только, тогда когда педагоги внесут в любую работу радостный настрой, уважение к каждому участнику — улыбкой и шуткой, добрым словом, похвалой, советом. Результат праздника — это коллективно пережитое чувство морального удовлетворения. Гордости, которое способствует эмоциональному сплочению коллектива.
Что получилось , что не получилось, почему?
Анализ праздника позволяет учится на собственном опыте, отмечать рост, развитие детей.
Сценарий проведения школьной экологической общешкольной линейки.
Цель: создание условий для повышения экологической культуры обучающихся и формирование гуманного отношения к природе.
Задачи:
1.Сформировать представление о природе ,как среде жизнедеятельности человека.
2.Развивать потребность проявлять активность в решении экологических проблем на основе практических и творческих умений обучающихся.
3.Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
Оборудование:
футболки с логотипами букв» ЭКОЛОГИ», экознаки, муз.центр, запись песни Ю. Антонова, для каждого класса задания викторины « МОЙ КРАЙ ЮГРА» план недели экологии.
Предварительная работа:
чтение экологических сказок
ознакомление с программой X Международной акции « Спаси и сохрани»
изготовление логотипов букв.
Форма организации деятельности -КТД
предполагаемый результат:
Обучающиеся повысят экологическую культуру, систематизируют знания о ХМАО-Югре.
Все учащиеся построены в спорт.зале. Звучит музыка Ю. Антонова
« Земля наш дом».
Полукругом стоят дети в одинаковых футболках с логотипами букв «ЭКОЛОГИ».
Мы активны, и нам не безразлично,
что творится на нашей планете Земля
Мы – экологи
А кто такие экологи?
Это люди, оберегающие нашу планету,
окружающую природу от гибели
Это борцы за справедливость!
Кто не равнодушен к тому, что творится на нашей планете
Мы приглашаем вас, присоединиться к нам.
Каждый ученик читает заповеди и показывает экознак.
Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Вылечи каждое раненое дерево. Не засоряй реки, озера, родники, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев.
Ведущий №1
22 апреля День Земли. Земля- это наша планета, на которой мы с вами живем. В ХМАО-Югре в течение года проходит X Международная акция» Спаси и сохрани». Наша школа присоединятся к этой акции. В течение недели с 16 по 21 апреля пройдет неделя экологии» ЖИВИ ЗЕМЛЯ». Надеемся, что вы станете активными участниками.
Ведущий №2
Давайте будем
Беречь планету!
Во всей вселенной
Красивей нету.
Во всей вселенной
Совсем одна
Что будет делать, без нас она?
Ведущий №1
Небо без птиц — не небо,
море без рыб – не море
и земля без зверей — не земля.
Только от нас с вами зависит, какая будет наша планета.
Ведущий №2
Несомненно, всем кто хочет помочь природе и стать ей другом, необходимо много знать о природе. Знать о том, чем дышит и как живет природа, удивительные особенности природы и ее целебные свойства.
Ведущий №1
Начиная, с сегодняшнего дня каждому классу предлагаем продемонстрировать свои познания о природе нашего края. Вам предлагаем выполнить задания викторины «Мой край Югра». Все задания вам нужно выполнять самостоятельно, тот класс, который быстрее и правильно выполнит все задания, ждет сладкий приз. Командиры классов получите папку с заданиями викторины « Мой край Югра!»
Ведущий №2
Определить самых активных участников нам помогут мероприятия, проводимые в течение недели.
Дети зачитывают план недели экологии по дням.
Ведущий №1
И 23апреля, наградят всех, кто остался не равнодушным к состоянию окружающей природе нашего округа. Желаем вам успехов.
Звучит музыка Ю. Антонова» Земля наш дом!»
Ведущий №1
Опомнись, вздрогни, человек.
Не долог на земле твой век.
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Экскурсия – основной метод наблюдения и познания. Экскурсия на очистные сооружения г. Сургута.
Цель: Создание условий для систематизации и обобщения знаний о работе предприятий по очистке воды.
Задачи:
-
Сформировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем реки Обь. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира.
-
Развивать экологическое мышление и экологическую культуру учащихся на основе различных способов очистки воды.
-
Воспитывать гражданскую ответственность за будущее своего города, своей страны.
-
Отработка навыков бережного отношения к воде дома, в школе.
Предварительная работа:
Выявление экологических проблем реки Обь и нахождение путей решения данных проблем. Просмотр фильма по экологии.
Форма организации деятельности — экскурсия.
Предполагаемый результат :
Во время экскурсий у школьников сформируется осознание необходимости бережного отношения к природе.
Ход экскурсии.
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
|
Вводная часть |
Сегодня, мы совершим экскурсию на предприятия« Очистные сооружения», « Горводоканал» Как вы думаете, почему это предприятие так называется? Люди ,какой профессии там работают? Чем они занимаются? Назовите адрес предприятия. Как добираются работники на работу? Назовите маршрут , по каким улицам нашего города будем проезжать? |
Ответы детей. |
Основная часть |
Знакомство с предприятием « очистные сооружения» Какие стадии очистки проходит вода, попадая на это предприятие? ( механическая, бактерицидная, ультразвуковая) Расскажите, что вы узнали о предприятии? Для чего необходимо очищать воду? Опиши путь воды. Откуда она пришла и куда она придет. Как вы думаете, во всех ли населенных пунктах есть такие предприятия? Продолжи пословицу «Чистая вода для хвори беда» « Здоровье тогда оценишь, когда его потеряешь» Как вы думаете, какими свойствами обладает загрязненная вода? А чистая? Откуда в нашем городе вода поступает в водопровод? Как называется предприятие, которое добывает питьевую воду? Знакомство с предприятием» Горводоканал» Что вы знаете о системе очистки воды? Расскажите путь воды :от скважины до крана в вашей квартире. Почему водопроводная вода чистая? Предложи свои способы очистки воды в домашних условиях. Какие болезни могут возникнуть при употреблении неочищенной воды? Вспомни, всегда ли ты бережешь воду дома, в школе. Какие правила нужно соблюдать по охране воды? |
Задают вопросы работникам предприятия. Откуда поступает вода на ваше предприятие? Что происходит с водой? Сколько времени необходимо для очистки воды?
Рассказывают интересные моменты. Описывают путь воды
Работают с пословицами.
Ответы детей
Задают вопросы работникам предприятия.
Ответы детей, предлагают свои способы очистки воды.
Ответы детей, |