Введение в экологию "Наш дом — планета Земля"






Кудашкина Наиля Павловна

МБОУ «Старокувакская СОШ»Лениногорского района РТ

учитель начальных классов.











































Введение в экологию "Наш домпланета Земля"


Цель занятия: показать место человека среди живых существ на Земле.

Задачи:

Обучающие:

Расширить представление детей об обитателях Земли;

Показать детям, что человекочень маленькая часть природы, но, в отличие от других живых существ, обладает разумом и может управлять своими действиями;

Активизировать имеющиеся у детей знания об окружающей природе.

Развивающие:

Развивать у детей любознательность, познавательный интерес к окружающей их природе;

Способствовать развитию умения слушать других, работать в коллективе.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к нашим «меньшим братьям» и ответственность за свои поступки по отношению к ним.

Ход занятия:


Звучит песня «То березка , то рябина», под музыку показ слайдов о природе.


Учитель в костюме Матушки –природы: Здравствуйте, мои друзья,

Надеюсь к вам пришла не зря!

Ваш адрес дали мне цветы.

Деревья, травы , лес, кусты.

О вас река мне нажурчала.

Про вас мне солнце рассказало.

Здравствуйте, ребята . Сегодня на занятии мы с вами будем говорить об окружающей нас природе. Я думаю, что вы все любите природу? (да) Значит мы с вами единомышленники, и нам будет сегодня легко и приятно общаться.

Ребята, вы знаете, что наступивший 2013 год объявлен в Татарстане годом экологической культуры и охраны окружающей среды. И я пришла, чтобы вас познакомить с наукой экология. Что это за наука такая? ( Выслушиваются ответы детей).

Это слово происходит от слов ОЙКОС- значит дом и ЛОГОС- наука.

Что же у нас получилось ? Экология – наука о доме. Наука, изучающая дом.

А что для нас с вами дом ? Для человека- дом 4 стены и крыша. Для зверя дом – лес, поле, горы. Для рыбы дом – река, море, океан. Значит у всего живого свой дом , а для всех вместе- общий дом Земля. У нас над головой общая крыша – небо. У нас под ногами общий пол- почва. У нас одна на всех лампа и печка – солнышко. У нас общий водопровод- это реки и моря. И вентилятор у нас тоже один на всех- ветрило-ветер. Нам только кажется, что наша Земля огромна и необъятна. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа можно облететь вокруг нее на ракете.( на доске макет Земли на ватмане)

Мы речь свою ведем о том,

Что вся земля – наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нем живем.


Еще о том ведем мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.


Я рассказала про это нарочно,

Чтобы проверить, знаешь ли точно:

Где ты живешь, где построен твой дом ?

И хорошо ли ты с домом знаком ?


Ребятки, я хочу пригласить вас на прогулку по нашему необъятному дому . Принимаете мое приглашение?

А я – матушка природа, буду сопровождать вас в вашем путешествии, цветочками. Я покажу вам .как красива Земля, как гармонично уживаются на ней очень разные животные и растения. Но мы будем не только гулять , мы будем знакомиться с нашими соседями и наклеивать картинку с их изображением на плакат (демонстрация плаката с Землей). В конце путешествия посмотрим, как преобразится Земля, когда на ней появятся ее живые обитатели и какое место среди них займет человек. А чтобы путешествие не было слишком утомительным, мы как настоящие путешественники будем делать «привалы», во время которых положено отдыхать, играть. Мы так и сделаем.

Появляется Петрушка под озорную музыку: Я Петрушка, я Петрушка !

Я веселая игрушка.

Я забавный мальчуган!

Непоседа, хулиган !

Всем приветик ! Куда это вы собрались?

Природа : Я всех пригласила к себе в гости. Если хочешь , идем с нами.

Петрушка : Если хочешь! Конечно, хочу!

Природа : Только чур договорились, вести себя в гостях прилично, не баловаться и не хулиганить . Ребята, если вы увидите, что Петрушка делает что-то неправильно – громко хлопайте в ладоши. Хорошо? Ну тогда в путь!

Физминутка: Мы идем. идем, идем.

Никогда не устаем,

Влево шаг- раз,два.

Вправо шаг- раз,два.

Раз присели, два присели.

На пенечки тихо сели.

Природа: . Закройте глаза. Что вы слышите ? ( Звуки леса). Где мы ? Правильно, в лесу.

Но осмотритесь вокруг. Вам здесь нравится ? ( показ слайдов с мусором) Почему? Что мы можем сделать?( ответы детей). Давайте уберем весь мусор, а заодно познакомимся с жителями леса.( На мусоре загадки, за отгадку дается картинка с изображением животного, которую приклеивают на макет Земли)

Загадки:

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной.

У меня свои повадки:

Я всегда играю в прятки.

(Гриб)


Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы. (Заяц)


Угадайте что за птица

Света яркого боится?

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Это ….

(Сова)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)


Идет, иглы на себе несет,

Чуть кто подойдет,

Свернется в клубок –

Ни головы, ни ног.

(Еж)


Дышит и растет, а ходить не может.

(Растение)


Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел. Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)


Природа: Вот мы и убрали весь мусор. Посмотрите, как в лесу стало красиво!

Петрушка: Да-а-а ! Красота! Даже петь хочется ! ( Громко поет) Ля-ля-ля!!!

Природа : Ребята, что Петрушка делает неправильно ? Почему в лесу нельзя громко петь и кричать? Давайте для таких , как Петрушка установим в нашем лесу знак .

( выбирается знак).

Природа : Продолжим наш путь.

И здесь мы видим бугорок.

А в нем городок.

Летним днем построен он,

И жильцов в нем миллион.

Петрушка ( Увидел муравейник ): А это что за холмик? Интересно, что там внутри?

( берет палочку хочет расшвырять муравейник. Слышит хлопки детей )

- Ну а сейчас то я что делаю не так? Ну подумаешь кучка с тараканами!

Природа: Разорить муравейник не труд,

Но вредители лес весь сожрут.

Запомни, и млад и стар:

Муравей – лесной санитар.

Будь бережлив да зорок.

Мал муравей, да дорог.

Природа: Ребята , помогите Петрушке поставить нужный знак у муравейника.

Отправляемся дальше.

Физминутка: Волны плещут в океане ( изображаем волны)

Что там чудится в тумане?( смотрим , ладошка козырьком)

Это мачты кораблей ( руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей ( машем руками, зовем)

Мы по берегу гуляем. Мореходов поджидаем( ходьба на месте)

Сядем дружно на песок. Снова начался урок.

Природа: Слышите ?( шум моря ) Где мы? Мы на берегу большого водоема.

Что же мы видим ?( показ слайдов загрязненных рек). Бедные обитатели рек. морей и океанов. Они тоже нуждаются в нашей с вами помощи.

Петрушка : Вот сейчас я порыбачу ( хочет забросить сеть)

Природа: Что-ты, что-ты Петрушка! Нельзя, знаешь сколько водных обитателей могут запутаться в сети и погибнуть!

Петрушка : Откуда ? Я и рыбу видел только в консервных банках. Ребята , а какая рыба живет в наших водоемах?

( Собери рыбку из двух половинок) Рыбку прикрепляют на макет Земли.

Природа : Пусть на земле не умирают реки.

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и чистая вода!

Петрушка : Ребята ,давайте установим у речки , для таких же непутевых рыболовов.

( устанавливается знак)

Природа : Спасибо вам ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие. Смотрите , как преобразилась наша Земля. Теперь я вижу , что не все люди одинаково относятся к природе. В нашем Лениногорском районе все любят и заботятся обо мне.

Нефтяники чистят и облагораживают родники . Их у нас больше всех в Татарстане-263 родника с кристально чистой водой.

На территории нашего района создан Государственный заказник «Степной », которому уже 12 лет. Посмотрите сколько животных, растений в нем удалось сохранить ( Показ слайдов).

Но к сожалению не всем так повезло. В красной книге Татарстана есть черные страницы, на которых исчезнувшие по вине человека животные.( Показ слайдов под песню О.Газманова «Красная книга»)

Природа : Мы сегодня с вами хороши потрудились. У нас получилось замечательное панно «Мы-жители Земли». Вся Земля заселена жильцами Их очень много. Но кого здесь не хватает? Правильно –человека.( прикрепляет фигурку человека).Посмотрите, какое скромное место он занимает. Человек- маленькая часть природы, но в отличии от других обитателей природы, он разумный и может управлять своими поступками. Я надеюсь, что вы всегда будете разумными: будете с уважением относиться к нашим соседям по дому. Давайте будем добры к друг другу!

Петрушка: Берегите Землю, берегите !

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на ветке повилики.

На тропинке солнечные блики.

Ястреба , парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем.

Ласточку ,мелькающую в жите.

Берегите Землю, берегите!

Природа: Ребята, у вас на партах лежат лучики и капельки. Если вам понравилось наше путешествие и вы захотите рассказать о нем дома , своим друзьям- прикрепите лучик к солнышку. Если нет- капельку к тучке. Спасибо всем !













Добавить комментарий