Возможности использования ИТ в преподавании дисциплин блока «Культура и искусство»

Возможности использования информационных технологий

в преподавании блока дисциплин «Культура и искусство»

Щелухина А.С.

Краснодарский край

г. Армавир

МОУ-СОШ №5

Программные документы об основных направлениях модернизации образования последних лет акцентируют наше внимание на том, что обучение в школе должно способствовать процессам социализации личности, фундаментализации образования, обеспечения возможности продолжать обучение, подготовке высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно значительно оживить внедрением новых технических средств. Замечательно, что появились учебные электронные издания, в том числе и по преподаванию блока дисциплин «Культура и искусство».

Вместе с тем, мы должны понимать, что будущее России зависит от сохранения и обогащения ее культуры. В связи с этим необходимо осознать, что приобщение к культуре общества, освоение ее личностью — важнейшие задачи на пути социализации подрастающей личности и получения качественного образования. Приобщение современного школьника к мировой художественной культуре происходит в условиях огромного информационного пространства. Современный ребенок живет в качественно новых условиях, в мире электронной культуры. Большинство подростков попадают под влияние новой электронной среды. Этот интерес, увлечение компьютерными технологиями необходимо использовать для интеграции медиаобразования в процесс преподавания предмета «мировая художественная культура».

Включение ИТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках по изучению культуры, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.

Использование ИТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, поскольку дает учителю дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. ИТ позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.

При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.

Я использую готовые электронные учебники, сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, модулям и т.п., в конструкторе тестов составляю тестовые задания по отдельным темам, модулям, а также привлекаю обучающихся, которые используют ИТ для оформления исследовательских работ, составления проспектов, презентаций, слайд — проектов, бюллетеней.

На уроках МХК для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране — комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. А при закреплении пройденного материала предлагаю учащимся поработать с текстом электронного учебника, выполнить практикумы, интерактивные тесты. При этом использую групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности. Применяю ИТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока.

Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю им творческие задания, выполняя которые они обращаются к программному приложению MS PowerPoint.

Так, в старших классах ребята сопровождают свои выступления мультимедийными презентациями.

Работа обучающихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что проявляется личностная ориентация педагогического процесса, происходит поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом ребенке.

К числу преимуществ такой работы можно отнести следующие:

1. постепенно складывается личная «медиатека»;

2. возрастает роль каждого урока, так как, пропустив урок, ребенок может получить материалы и наверстать упущенное;

3. необходимые знания и правильные ответы на возникающие вопросы обучающемуся приходится добывать самостоятельно. Ребята приобретают жизненно-практические умения;

4. дети испытывают удовлетворение от результатов своего труда, которые могут использовать другие ученики для изучения нового материала. Знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией, наиболее прочны и эффективны;

5. большая работа требует больших усилий. Распределяя между собой задания, ребята учатся работать в группе.

Привлекая ребят к такой работе, наблюдается положительный эффект – материал, традиционно трудно усваиваемый, в изложении одноклассников воспринимается по-другому. И при подготовке электронных приложений к урокам, тестов у ребят прививается интерес к предмету, и углубляются знания по МХК.

Важное значение в моей работе имеют Интернет-ресурсы. Например, на уроках МХК невозможно обойтись без сетевых информационных ресурсов. Ресурсы музеев и историко-культурных заповедников помогают организовать виртуальную экскурсию, а сайты виртуальных путешествий – интересное учебное виртуальное путешествие непосредственно на уроке, наблюдения памятников архитектуры в масштабе реального времени.

Информационные технологии не ограничиваются только компьютерными технологиями, а должны рассматриваться значительно шире. Так, запись фрагментов передач телевидения, освещающих культурные события мира, с последующей демонстрацией на уроках позволяют интересно и насыщено проводить учебные занятия, семинары, диспуты. Видеодокументы позволяют подтверждать, либо опровергать выносимые на обсуждение тезисы, заставляют мыслить творчески, не по шаблону.

Предлагаются следующие элементы методики преподавания предмета «история искусства»:

1. Создание «проблемных ситуаций» в процессе изложения учебного материала (использование видеофрагментов с противоположными точками зрения на одну и ту же проблему).

2. Виды занятия:

Рассказ, лекция, беседа, киноурок (использование аудио-видео материалов, интерактивной доски;

диспут, семинар (интерактивная доска, документ-камера, подготовленные заранее учениками электронные и печатные материалы)

виртуальная экскурсия

3. Формы работы учеников: работа с книгой, работа в Интернете, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение, выполнение заданий классификации произведений искусства, создание презентаций (MS Word, MS Power Point, CorelDraw)

4. Оценка качества усвоенных знаний на занятиях в форме тестирования.

Использование информационных технологий помогает стимулировать творческую активность подростков, приобщить их к ценностям мировой художественной культуры, сделать этот процесс более увлекательным.

В качестве зачетной работы ребятам предлагаю выполнить индивидуальные творческие проекты. Результатом работы должны были стать компьютерные презентации по выбранным темам и портфолио проекта.

Проект по мировой художественной культуре требует от учащихся не только умения ориентироваться в объеме информации по предмету, но и проявления творческих способностей, наличие воображения, умения синтезировать художественную информацию и придавать конечному продукту проекта художественную форму, адекватную смыслу изучаемого предмета.

Результаты творческой деятельности ребят могут быть использованы учителями истории, мировой художественной культуры как иллюстративный, наглядный материал к урокам. Работа над проектами стимулировала творческую, познавательную деятельность учащихся, сделала изучаемый материал личностно значимым. Создание компьютерных презентаций способствовало развитию эстетической, общекультурной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной компетенций.

Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. В более широком смысле слова она формируется как ответ на вызов XXI века, то есть как компетенция, которой «должны быть оснащены молодые европейцы». Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Список литературы:

  1. Гриценко Андрей Евгеньевич «Использование Интернет ресурсов на уроках Мировой художественной культуры»

  2. Козлова Т.И. Коммуникативные формы работы учителя и учащихся на уроках мировой художественной культуры

  3. Шалыгин А.В. Формирование коммуникативной культуры общения в Интернете

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *