ВОСПИТАНИЕ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ И АКТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЕЕ НАРУШЕНИЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

ВОСПИТАНИЕ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ

И АКТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЕЕ НАРУШЕНИЯ

В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Болезни позвоночника — одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии яв­ляются различные нарушения осанки, проявляющиеся еще в дет­ском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Под осанкой понимают привычную, непринужденную позу че­ловека при стоянии, сидении, ходьбе, сохраняемую без излишнего мышечного напряжения. Осанка считается нормальной, если го­лова держится прямо, грудная клетка развернута, плечи находят­ся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах. Голова и позвоночник, если смотреть сзади, составляют прямую вертикальную линию, а если смотреть сбоку, позвоночник образует красивую волнообразную линию с равномерными углублениями в шейном и поясничном отделах (лордозы) и выпуклостями в грудном и крестцово-копчиковом отделах (кифозы). Таз по отношению к позвоночнику находится под определенным углом, зависящим от пола и возраста. При такой осанке положение тела наиболее устойчиво, так как направ­ляющая силы тяжести проходит через оси коленных и голенос­топных суставов, оставаясь в пределах площади опоры, образован­ной стопами. При правильной осанке максимально выражены амортизирующие свойства и сопротивляемость позвоночника при статических нагрузках (сидении, стоянии) и при движении (ходь­бе, беге, прыжках и т. д.) [6].

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигу­ры, всем внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При ее ухудшении нарушается функция дыхания и кровооб­ращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижа­ются окислительные процессы, что ведет к понижению физичес­кой и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вы­зывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение все­го периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребенка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позво­ночника: шейный и поясничный — выпуклостью вперед, грудной и крестцово-копчиковый — выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, еще на этапе внутриутроб­ного развития. Когда ребенок научится поднимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лор­доз — с того времени, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить [3].

Четкие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 го­дам жизни ребенка. Они играют очень важную роль в предохране­нии внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясе­ний, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект — вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперед плечи, за­павшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки и свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комби­нированное искажение.

Следует помнить, что в основе нефизиологических искривле­ний позвоночника в передне-заднем (сагиттальном) или боковом (фронтальном) направлении могут лежать и разнообразные врожденные аномалии, рахитические, посттравматические и др. изме­нения в мышечно-связочном аппарате и костной системе.

Позвоночный столб можно сравнить с мачтой, которую удер­живают в вертикальном, прямом положении многочисленные ра­стяжки. Роль растяжек выполняют короткие и длинные мышцы, протянувшиеся от позвоночника к ребрам, лопаткам, тазу, черепу, между поперечными и остистыми отростками позвонков (самые короткие глубокие мышцы спины). Поэтому очень важно, чтобы все эти мышцы были хорошо развитыми, крепкими и напряга­лись равномерно. Правильное положение тела, в основном, обус­ловлено степенью развития и тонусов мышц и связок, окружаю­щих позвоночный столб — его «мышечным корсетом». Правиль­ная осанка является следствием равномерной мышечной тяги и взаимотонуса мышц плечевого пояса, шеи, спины, живота, таза, задней поверхности бедер и, конечно, результатом воспитания со­ответствующей привычки.

Правильная осанка не возникает сама по себе: как и любой двигательный навык, ее необходимо формировать с самого ранне­го детства. Если ребенок ест руками или пьет из тарелки, родите­ли и воспитатели обязательно покажут ему правильный способ еды и будут добиваться доведения этих навыков до автоматизма. А вот если ребенок при сидении, ходьбе, в игре неправильно дер­жит свое тело, то, к сожалению, мало кто его поправляет. Форми­рованию нарушений осанки способствует гипокинезия — недоста­ток общей двигательной активности, на фоне которой в первую очередь страдает мышечная система.

Осанка в большой мере отражает внутренний мир человека — его настроение, самочувствие и даже характер. Известно, что ког­да человек здоров, бодро настроен, энергичен и решителен, он и внешне преображается — подтягивается, распрямляет плечи, смот­рит прямо, подтягивает живот.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние не­рвной системы. При этом маленькие дети становятся замкнуты­ми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверст­ников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, кото­рые возникают обычно после физических или статических на­грузок, на чувство онемения в межлопаточной области. У подро­стков нарушения осанки могут возникать и вследствие их собственных сознательных усилий. Так, некоторым из них ка­жется, что широко расставленные ноги носками врозь и общее напряженное положение тела с крепко сомкнутыми зубами есть признак силы и мужества. В результате у подростка быстро утомляются мышцы, он невольно ищет облегченную, часто не­правильную позу, например стояние с отставленной в сторону полусогнутой ногой.

Другие подростки имитируют не силу и мужество, а «умудрен­ность» жизненным опытом, усталость от жизни, демонстрируя их с нарочитой небрежностью, общей расслабленностью и вялостью. Как правило, при этом они принимают неправильные позы и при сидении (посадка с повернутым, наклоненным в сторону или силь­но согнутым вперед туловищем, с косой установкой плечевого пояса или таза, поворотом таза).

Известна также привычка высоких девочек-подростков, стес­няющихся своего роста, стоять и сидеть со скрещенными на груди руками и согнутым корпусом.

Таким образом, воспитание осанки не только медицинская и педагогическая, но и психологическая проблема.

Нарушение осанки чаще развивается у детей осторожных, страдающих какими-либо хроническими заболеваниями. Неред­ко их освобождают от занятий физкультурой в школе или пере­водят в так называемую специальную медицинскую группу. Этим детям настоятельно рекомендуется дополнительное посе­щение оздоровительных центров и занятия в группах гимнасти­кой, способствующей предупреждению прогрессирования заме­ченных дефектов осанки [3].

Во многом решение задачи по воспитанию правильной осанки облегчает увлечение детей спортом. Спортивные тренировки, по­мимо положительного влияния на состояние мышечной системы, способствуют развитию двигательных качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости. Они «отрабатывают» также и морально-волевые качества, необходимые в дальнейшем для са­мосовершенствования. В современном спорте применяют иногда чрезмерные нагрузки, которые конечно же совершенно не совмес­тимы с задачами физического воспитания детей, имеющих дефек­ты осанки. Поэтому разрешение на профессиональные занятия спортом может дать только спортивный врач после соответствую­щего обследования.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и родственники, сотрудники дошкольных и школьных учреждений должны контролировать Позы детей при сидении, стоянии, ходьбе. Важное значение имеют своевременное полноценное питание, свежий воздух, подбор мебели в соответствии с длиной тела, оптимальная освещенность, привычки правильно переносить тяжелые предметы, сидеть за столом, расслаб­лять мышцы тела и следить за собственной походкой [2].

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотре телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки ребенка. Высота сту­ла не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в та­зобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым уг­лом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между гру­дью и столом должно быть равно 1,5-2 см (ребром проходит ла­донь), голова слегка наклонена вперед (рис. 1) Расстояние от глаз до тетра­ди или книги — 30 см. При чтении предплечья должны лежать симметрично. Чтобы туловище не наклонялось вперед, под книгу надо подкладывать наклонную подставку (пюпитр). При письме тетрадь надо класть под углом в 30 градусов (этот угол, открытый вправо, образуется краем стола и нижним краем тетради).

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жестким (волося­ной, травяной или ватный) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка — невысокой (15-17 см). Длина кровати должна быть больше длины тела ре­бенка на 20-25 см (чтобы он мог спать с вытянутыми ногами) [1].

Засыпать следует лежа на правом боку — такое положение обеспечивает лучший отдых мышцам. Сон на левом боку затруд­нит работу сердца. Полезно для осанки спать на спине или живо­те, но в этом положении дети труднее засыпают.

Отчетливо ухудшает осанку у младших школьников привыч­ка читать лежа на боку или спине, подложив под голову большую подушку; стоять подолгу на одной ноге; носить в одной и той же руке тяжести (портфель, туго набитый книгами, ведро с водой, сум­ку с продуктами и т. д.). Педагоги и родители обязаны своевре­менно исправлять эти «маленькие» недостатки. Школьные при­надлежности детям рекомендуется носить до 4-5-го класса в ранце за спиной.

Следует помнить, что при занятиях, связанных с асимметричны­ми движениями (теннис, бадминтон, фехтование и т. д.), при ошиб­ках в методике тренировок могут возникнуть боковые искривле­ния позвоночника. У боксеров и велосипедистов часто из-за посто­янного статичного напряжения корпуса появляется сутуловатость и круглая спина. Занятия акробатикой, художественной и спортив­ной гимнастикой могут вызвать чрезмерную гибкость позвоночни­ка, что также грозит появлением дефектов осанки. Поэтому только внимание и забота со стороны тренеров и спортивных врачей мо­жет обеспечить гармоничное развитие юного спортсмена.

На формирование осанки школьника большое влияние могут оказать рабочие позы на уроках труда. При правильном положе­нии во время работы голова приподнята, спина выпрямлена, ноги прямые. Через каждые 15-20 минут урока следует проводить физкультурные паузы, например походить энергично на месте или несколько раз прогнуться с вытянутыми вверх руками [5]. Именно в этом возрасте закладывается стереотип поведения и контроля за положением тела во время «погружения в работу».

Школьников следует обучить обращению с тяжестями. При подъеме и переносе груза стоять нужно устойчиво, удерживая его как можно ближе к телу. Поднимать груз следует с прямой спи­ной, избегая сгибания позвоночника, т. к. при этом нагрузка на межпозвоночные диски окажется неравномерной. Очень важно, чтобы школьники научились дифференцировать степень напря­жения и расслабления мышц в покое и в движении.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается по­средством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

— упражнения стоя у зеркала. Ребенок перед зеркалом не­сколько раз нарушает осанку и снова с помощью старшего ее восстанавливает, развивая и тренируя мышечно-суставное чувство;

— упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребенок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение ног, рук в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц — от 3 до беек., расслаб­ление — от 6 до 12 сек;

— упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные орехами, мелкой галькой, опилками, песком), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют вос­питанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, держа руки перед грудью и в стороны, ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба по бревну; ходьба на коленях, ползание на четвереньках; приседания; лазание по гимнастической стенке, не уронив при этом положенный на голову предмет;

упражнения на координацию движений. Здесь весьма по­лезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты, «ласточка» на одной ноге.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правиль­ной позы тела, развивают статическую выносливость мышц осанке. Ук­репляя мышцы спины, нельзя забывать о мышцах живота. Изве­стно, что брюшной пресс имеет большое значение в поддержании правильной осанки. Так, например, увеличенная поясничная кри­визна при кругло-вогнутой спине во многом объясняется слабос­тью брюшного пресса. Поэтому 2-3 упражнения «для подкачки» брюшного пресса в комплексах оздоровительной гимнастики не­обходимы [4]. Следует проводить и профилактику плоскостопия, т.к. уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровож­дается изменением костного скелета таза и позвоночника. Уп­ражнения для исправления плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

С целью воспитания осанки проводятся подвижные игры, в которых дети должны принимать заранее установленные позы (остановка по хлопку или команде «Замри!» ведущего, имитаци­онные движения в замедленном темпе).

Особенно полезно для профилактики нарушений осанки сис­тематическое плавание и занятие танцами.

Физические упражнения, применяемые на занятиях лечебной (корригирующей) гимнастикой делятся на две группы: общеразвивающие и специальные. Общеразвивающие упражнения укрепляют мышцы ног, спины, живота, рук, шеи, улучшают под­вижность плечевого пояса и позвоночника. Полезны упражнения с гимнастическими палками, набивными мячами, гантелями, эспандерами, скакалками. Специальные упражнения подбираются с учетом типа нарушения осанки и особенностей психомоторики ребенка.

Примерный комплекс упражнений для исправления осанки и профилактики ее нарушений у детей 6-7-летнего возраста.

Построение в шеренгу. Встать в положение «основная стойка»: голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.

Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осан­ку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.

Упражнения в ходьбе по кругу

Обычный шаг с сохранением пра­вильной осанки (25-30 шагов).

Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого про­ходящего мимо ребенка.

«Журавлик». Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на по­ясе) 20-25 шагов.

Следить за правильным положе­нием тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согну­той ноги оттягивать.

«Вырастаем большими». Ходьба на носках (руки вверх, «в замке») 20-25 шагов.

Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

«Мишка косолапый». Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): «Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою — топ!».

Следить за тем, чтобы дети держа­ли спину прямо, не наклоняли го­лову. Ноги ставить точно на на­ружный край стопы, слегка приво­дя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражне­ния рекомендуется, чтобы дети хо­ром произносили стихи.

Ходьба с ускорением и перехо­дом в бег.

Ходьба с последующим замедле­нием.

Следить за тем, чтобы дети бежа­ли легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.

Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох — на 2 шага, выдох — на 4 шага.

Вдох глубокий через нос. Выдох — через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении «стоя»

«Воробышек». Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками.

Отводя локти назад, сближать лопатки.

«Лягушонок». Из И.П.— ноги на ширине плеч, руки перед гру­дью. Привести кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором «квак», вернуться в И.П. (4-6 раз).

В положении «кисти к плечам» локти должны быть прижаты к бокам.

«Большие круги». Круги назад выпрямленными в стороны ру­ками (кисти сжаты в кулаки) — 6-8 раз.

Следить за тем, чтобы дети

не опускали руки ниже уровня

плеч.

«Мельница». Поочередное приве­дение рук за затылок и спину (6-8 раз).

Плечи развернуты, локти отведе­ны назад, голова прямо.

«Резинка». Разгибая в локтях со­гнутые перед грудью руки—вдох. Вернуться в И.П., произнося звук «ш-ш-ш» — выдох.

При отведении рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.

«Вместе ножки — покажи ладош­ки». Поднимаясь на носки, отвес­ти плечи назад и повернуть ладо­ни вперед. Вернуться в И.П., рас­слабляя мышцы рук (4-6 раз).

Держать спину ровно и не выпя­чивать живот.

«Потягивание». Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И.П., расслабив руки (4-8 раз).

Плечи развернуты, колени вып­рямлены, живот подтянут.

Упражнения в положении «лежа на спине»

«Здраствуйте-прощайте». Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз).

При оттягивании носков рекомен­дуется слегка разводить пятки.

«Волна». Согнуть ноги и подтя­нуть колени к животу. Выпря­мить. Пауза 3-5 сек. и отпус­тить ноги (4-6 раз).

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты.

«Пляска». И.П.— лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И.П. (6-8 раз).

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.

Упражнения в положении «лежа на животе»

«Воробышек». Круги назад лок­тями рук, приведенными к плечам (5-8) раз.

Голова приподнята.

«Рыбка». Поднять голову и отве­сти плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза).

Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.

«Лягушонок». Руки из-под под­бородка привести к плечам ладо­нями вперед. Поднять голову и развести ноги. Медленно вер­нуться в И.П. (6-8 раз).

Построение, ходьба обычным ша­гом (1-2-3 круга).

Проверка правильности осанки в положении «стоя» и в движении.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что нарушения осанки нередко приводят к серьезным изменениям в организме, и поэто­му медикам, воспитателям, педагогам и родителям необходимо принимать все меры по формированию у детей правильной, краси­вой осанки и профилактике её нарушений.

Литература.

  1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого -М.: Физкультура и спорт, 1988.- 288

  2. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / Предисл. В.Н.Мошков.– М.: RETORIKAA: Флингта, 1999. — 560 с.: ил.

  3. Зыков Б.К., Бармин Г.В. Анатомические основы формирования правильной осанки детей 6-7 лет возраста // Проблемы физического воспитания детей школьного и дошкольного возраста: Материалы науч. -метод. конференции Волгоград: ВГАФК, 1994. – С. 84-86.

  4. Лебедева Н.Т. Физическая культура шестилеток: кн. для учителя и др.- 2-е изд. –Мн.: Нар. Асвета, 1987. -136 с.: ил.

  5. Степанова Г.А. Лечебная физическая культура: Учебно-методическое

способие- Сургут: РИО СурГПИ, 2004- 106 с.

  1. Шарманова С.Б., Федоров А.И., Калугина Г.Н. Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие.- Челябинск: Урал ГАФК, 1999.-208с.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *