Вопрос и ответ – формирование интереса к чтению у старшеклассников на уроках истории и обществознания

Петросян Ц.М.- учитель истории и обществознания школы № 348.

Выступление на Десятой юбилейной научно-практической гимназической конференции педагогов России и ближнего зарубежья , 5 ноябрь2013.ГБОУ СОШ№348, секция учителей литературы.

«Вопрос и ответ – формирование интереса к чтению у старшеклассников на уроках истории и обществознания».

Я глубоко убеждена, что если в школах работают такие творческие учителя, которые сегодня выступали на нашей секции, то в этих школах особая атмосфера общения и сотворчества. А если директор школы прекрасный учитель литературы, работающий в старшей школе, то такая школа обречена на развитие. Говорю это по опыту работы нашей школы.

Представьте на сцене актового зала в рамках недели литературы учеников 10-11 классов. Они читают стихи, особенно хорошо смотрятся юноши, выступающие с трепетно, талантливо. Или в период, когда все классы выступают в инсценировке одного произведения в период театральных премьер, ты поражаешься тому, как талантливы все дети, и как замечательно , что в школе создана среда, которая раскрывает заложенный в детях творческий потенциал. Именно в эти мгновенья кажется, что дух «гуляет» в нашей школе, конечно, благодаря нашим замечательным учителям литературы.

Любое чтение это диалог. В состоянии диалога в школе находятся два предмета - литература и история. Без хорошего знания исторической эпохи трудно понять писателя и его произведения. История в школе сегодня безлюдна - это история правителей, полководцев, великих деятелей. И в новой концепции единого учебника истории эта тенденция не меняется. Чтобы старшеклассники понимали, знали, любили историю необходимо, чтобы они прочувствовали ее через судьбы конкретных людей в том числе, художественной, публицистической, мемуарной литературе.

На мой взгляд, один из главных приемов, вызывающий у старшеклассников интерес к чтению – это задать нужный вопрос и погрузить их в поиск ответа, рекомендуя нужную книгу. Например, изучая историю массовых репрессий, судебных процессов, нравственного климата в стране - перед войной задается вопрос - можно ли оставаться порядочным, нравственным человеком в такие страшные времена? Чтобы хорошо подготовиться к обсуждению данной проблемы необходимо прочитать «Калымские рассказы» В.Шаламова.( И ученики взволновано обсуждают рассказ «Сентенция», «Шери – бренди», вспоминают судьбу и О.Мандельштама).

Изучая период нэпа, старшеклассники получают задание - определить черты нэпа в художественных произведениях М. Булгакова, И. Ильфа и Е.Петрова, М.Зощенко.

Изучая период коллективизации – читаем на уроке рассказ В.Тендрякова «»Хлеб для собаки», после изучения темы , многих документов, учащиеся письменно отвечают на вопрос: «Почему коллективизация была трагедией для народа?».

Читая на уроке отрывки из романа А.Платонова «Котлован» решаю две задачи - чтобы лучше осознали ощущение людей понимающих, что котлован выроют, дом построят ценой огромных жертв , а жить там будет некому. Вторая задача вызвать интерес к творчеству и судьбе А.Платонова.

Для расширения кругозора старшеклассников при изучении темы «Культура Серебряного век», читаю строчки из стихотворения Е. Евтушенко «Талисман: «А там Ахматова такая молодая, в Париже утреннем, качающим мосты, привстав на цыпочки, в окошко Модильяни, бросала красные тяжелые цветы». И задается на дом мини-исследование по проблеме - « Эти строчки авторская выдумка или основаны на реальных фактах?» Для тех, кто будет готовить мини-исследование и для всех желающих участвовать в обсуждении данного вопроса, рекомендую прочитать мемуары И.Эренбурга – «Люди, годы, жизнь». Многие читают биографию Модильяни, знакомятся с его творчеством.

На уроке обществознания, обсуждая вопрос о смысле человеческой жизни - работаем с текстами Л.Н.Толстого, Дм. Лихачева, В.Шукшина – о смысле жизни и учащиеся отвечают на вопрос: «Что общего в понимании смысла жизни у данных авторов? «

Изучая вопрос о мировоззрении, слушаем песню В.Высоцкого «Я не люблю» и сонет В. Шекспира «Зову я смерть» и ученики размышляют о мировоззрении поэтов таких разных эпох

Еще одно направление работы с художественной литературой - это самостоятельные инсценировки старшеклассников. Пьеса Ю.Семенова «Процесс-37» инсценируют юноши 11 класса, девушки готовят композицию из «Реквиема» А. Ахматовой и 4-ой главы «Архипелага Гулага» А.Солженицына. На двухчасовом уроке - 1-й урок – процесс, 2-й урок- композиция. Творческий подход, эмоциональная заряженность, личностное отношение, самостоятельная подготовка оказывают влияние на становление ценностных установок старшеклассников. По итогам уроков ученики размышляют о нравственном выборе человека в сложнейших политических условиях, о том, можно ли ставить знак равенства между фашистским и советским тоталитаризмом, почему так много людей до сих пор идеализируют Сталина и др.

Каждый учитель истории сам выбирает перечень литературных произведений, которые помогают «очеловечивать историю» образами из любимых художественных произведений.

Времена не выбирают… Мы живем в сложное время и только способность к диалогу позволит нам всем сохранить человеческое достоинство и помнить всегда «как слово наше отзовется» в сердцах и умах наших учеников…









Конец формы