Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Лицей села Верхний Мамон»
Внеклассное занятие по окружающему миру для учащихся 1класса.
Подготовила и провела учитель Вишнякова Г.В.
Цели:
1. Содействовать формированию умений различать и читать дорожные знаки;
2. закрепить умение пересекать дорогу по пешеходному переходу, без светофора;
3. формировать у детей желание соблюдать правила дорожного движения.
Задачи:
Образовательная — проверить знания детей о ПДД;
Развивающая — способствовать развитию внимательности, наблюдательности;
Воспитательная — воспитывать культуру поведения.
Оформление зала:
Слоган: «Правила твои друзья! Забывать друзей нельзя!»;
рисунок с изображением жезла ГИБДД;
нарисованный светофор;
рисунки с изображением знаков дорожного движения.
Ход занятия:
-Юные пешеходы! Будущие водители!
Дети и родители!
Наши гости! Наши зрители!
Добро пожаловать! Привет!
Вам путь открыт! Зелёный свет!
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о том, как вести себя на улице, вспомним правила дорожного движения, поближе познакомимся с дорожными знаками. Во время нашего мероприятия “Азбука безопасности” вы узнаете немало интересного о языке улиц и дорог, правилах поведения на улице и в общественном транспорте, и о многом другом.
-Ребята, а вы знаете что обозначает аббревиатура ГИБДД?(ответы детей). О работе Государственной инспекции безопасности дорожного движения нам расскажет наш гость —
-А начнём мы наше мероприятие с того, что прослушаем стихотворения, которые нам прочитают ваши одноклассники
-
Знают взрослые и дети-
Будет легче жить на свете,
Если без сомнения
Знать правила движения.
-
Если правила нарушишь
И на красный свет пойдёшь,
Травмы разные получишь,
И в больницу попадёшь.
-
Если свет горит зелёный,
Иди смело, не зевай,
Но будь всё же осторожен,
Про автобус и машины
Никогда не забывай!
-
Если рядом перекрёсток
Или просто поворот,
Будь внимательней, подросток,
Или просто пешеход!
-Ребята, а как вы думаете, кто является главными участниками дорожного движения? Главные участники дорожного движения – водители и пешеходы. Те, кто находятся на тротуарах и пешеходной части дороги, называются пешеходами. Тот, кто находится за рулём автомобиля- водителем. Человек, который садится в транспорт, называется пассажиром. А водитель, если он вышел из своей машины, становится пешеходом. ПДД существуют и для водителей, и для пешеходов, и для пассажиров.
-А сейчас мы проведём викторину “Юный пешеход”.
-
Проезжая часть дороги с твёрдым покрытием. (Шоссе, асфальтовая дорога, трасса).
-
Человек, едущий на транспорте. (Пассажир).
-
Человек, совершающий движения пешком. (Пешеход).
-
Место ожидания автобуса. (Остановка).
-
Номер телефона скорой помощи. (03).
-
Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус).
-
Трёхглазый постовой. (Светофор).
-
Дорожка вдоль дороги, не для машин. (тротуар).
-Ребята, у дорог и улиц есть строгие законы. Законы эти требуют безукоризненного знания дорожного языка, улиц, перекрёстков, площадей.
-У дорожного языка есть свои буквы — знаки. Один знак, одна дорожная буква обозначает целую фразу — дорожный сигнал.
-Ребята, вы каждое утро ходите в школу. И некоторым из вас наверняка приходится переходить дорогу, а это значит, что с некоторыми из знаков вы должны быть уже знакомы. Какие дорожные знаки вам известны? ( ответы детей). Давайте послушаем стихотворения про дорожные знаки, которые нам прочитают ребята
“Движение запрещено”.
Этот знак, ну очень строгий,
Коль стоит он на дороге.
Говорит он нам : “Друзья,
Ездить здесь совсем нельзя!”.
“Пешеходный переход”.
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!
“Дети”.
Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимателен, водитель!
“Больница”.
Если нужно вам лечиться,
Знак подскажет, где больница.
Сто серьёзных докторов
Там вам скажут: “Будь здоров!”.
“Железнодорожный переезд”.
Не один здесь знак, а много:
Здесь железная дорога!
Рельсы, шпалы и пути-
С электричкой не шути!
“Место остановки автобуса”.
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждёт.
Он устал пешком шагать,
Пассажиром хочет стать.
“Движение без остановки запрещено”.
Ты, шофёр, не торопись,
Видишь знак- остановись!
Прежде, чем продолжить путь,
Осмотреться не забудь!
-Посмотрите, какие разные знаки! Но, чем-то они все похожи, чем? ( формой, цветом). А можно ли их объединить в группы? (можно). Давайте попробуем! (по цвету — синие и красные).
-Что может означать красный цвет на этих дорожных знаках? (опасность).
-Что может означать синий цвет у второй группы знаков? (предположения детей, предписания, рекомендации, советы).
-Как ещё можно разделить эти дорожные знаки? ( по форме: круг, треугольник, прямоугольник).
-Что говорят нам красные треугольники?( предупреждают: осторожно!). Поэтому знаки в красных треугольниках называются предупреждающими. Давайте найдём все предупреждающие знаки, назовём их и разместим под соответствующей надписью.
-Есть ещё красные знаки, но они круглые. Вот знак “Въезд запрещён”, а вот — “Движение запрещено”. Они запрещают, поэтому называются… запрещающие. Давайте найдём все запрещающие знаки, назовём их и разместим под соответствующей надписью.
-А вот знаки синего цвета. Что может сказать нам синий круг? (разрешает). А точнее, предписывает, рекомендует. Называют такие знаки предписывающими. Давайте их найдём и назовём.
-А это знаки сервиса. Они подсказывают, какие услуги могут нам предоставить. Давайте их назовём.
-Мы познакомились с некоторыми из знаков, но их гораздо больше. По дороге домой понаблюдайте, где можно увидеть знаки, о которых мы говорили и попробуйте вспомнить их название.
-А сейчас давайте поиграем!
Игра “Да, нет”.
Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте “да” или “нет”.
Быстрая в горе езда?- Да.
Правила знаешь движения?- Да.
Вот в светофоре горит красный свет
Можно идти через улицу?- Нет.
Ну, а зелёный горит, вот тогда
Можно идти через улицу?- Да.
Сел в трамвай, но не взял билет.
Так поступать полагается?- Нет.
Старушка, преклонные очень года,
Ты место в трамвае уступишь ей?- Да.
Лентяю ты подсказал ответ,
Что ж, ты помог ему этим?- Нет.
Молодцы, ребята, запомним,
Что “нет”, а что “да”,
И делать, как нужно, старайтесь всегда!
-А сейчас загадка!
Два колёсика подряд,
Их ногами вертят,
А поверх торчком
Сам хозяин крючком.
-Что это ребята? Правильно, это велосипед. А у кого из вас есть велосипед? Ребята, как называют человека, который ездит на велосипед ? (велосипедист). Для велосипедистов тоже существуют правила дорожного движения.
Велосипедистам запрещено:
-ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
-движение по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам.
Существуют специальные знаки при езде на велосипеде:
поворот или перестроение на право: вытянутая правая рука;
поворот или перестроение налево: вытянутая левая рука;
остановка: поднятая вверх рука(любая).
-А теперь игра “Велосипедист”.
У каждой из команд игровое поле 33по типу игры “Крестики — нолики”. Сектора игрового поля пронумерованы для удобства играющих. Команды по очереди выбирают сектор и получают от ведущего вопросы, касающиеся правил езды на велосипеде. Если дан правильный ответ, то сектор переворачивается и на обратной стороне поля появляется нарисованный велосипедист, т.е. при правильном ответе появляется часть рисунка. Побеждает та команда, которая быстрее на игровом поле соберёт велосипед.
Варианты вопросов:
-
С какого возраста можно выезжать на велосипеде на проезжую часть? ( С 14 лет).
-
Что надо проверить у велосипеда перед поездкой в первую очередь? ( Тормоза).
-
На каком расстоянии от обочины можно ехать на велосипеде по проезжей части? ( 1 метр).
-
Игрокам показывается знак “Велосипедная дорожка”, они должны назвать знак и объяснить, что он означает.
-
Можно ли перевозить на велосипеде пассажира? ( Только маленьких детей при наличии специального дополнительного сиденья).
-
Какой знак запрещает движение велосипеда?
-
Должен ли велосипедист останавливаться у знака “Проезд без остановки запрещён”? ( Да).
-
Как велосипедист должен предупреждать о совершении поворота направо? ( Вытянутой вправо рукой).
-
Должен ли велосипедист остановиться на перекрёстке на красный свет, если нет транспортных средств и он не создаёт аварийную ситуацию? ( Должен).
-
Почему в тёмное время суток на велосипеде можно ехать без включённого фонаря? ( Вопрос с подвохом: нельзя ездить в тёмное время суток без фонаря даже на велосипеде).
-
Какого типа бывают велосипеды? (Двухколёсные, трёхколёсные).
-
Разрешается ли велосипедисту держаться одной рукой за руль во время движения? ( Нет).
-Начинаем разговор
Про трёхглазый светофор.
Он не зря горит над нами
Разноцветными огнями.
-Ребята, многие из вас были в городе Воронеж. Представьте, что в нашем городе погасли все светофоры, а все инспектора, регулирующие движение, куда-то исчезли. Вот благодать-то: поезжай куда хочешь, дорогу переходи как хочешь… Так вот, только за один день подобной “благодати” город с миллионным населением заплатит сотнями человеческих жизней, тысячами разбитых машин и прочими потерями. Из-за транспортных проблем прекратится доставка продуктов в магазины и на рынки, больных людей не смогут довезти до клиник, пожарные не доберутся до горящих зданий. Словом, наступит настоящий хаос.
-Вот тут-то на помощь пришёл светофор!
И стал он следить за дорогой в три глаза,
И стал отдавать он такие приказы:
Красный глаз — стоять приказ,
Жёлтый глаз мигнёт народу-
Приготовьтесь к переходу!
А зелёный загорится — путь свободен
Сам решай: можешь смело торопиться,
Можешь топать не спеша!
-А теперь, ребята, встаньте, давайте немного разомнёмся и поиграем в игру “ Светофор”.(Физминутка).
У меня три круга: красный, жёлтый и зелёный. Я буду показывать их вам по одному, а вы должны выполнять движения:
Жёлтый — хлопки в ладоши;
Зелёный — ходьба на месте;
Красный — приседания.
-Вам мигает весело
На прощанье светофор.
И для вас горят они
Светофоровы огни:
Красный стой!
Жёлтый жди!
А зелёный — проходи!
-Ребята, кто из вас знает, откуда и когда появились автомобили? Послушайте, это интересно!
Случилось это очень давно. Так давно, что никто не знает, как это было на самом деле. Может быть так?..
Жили — были два соседа. Один поймал дикую лошадь, приручил, объездил её и стал хвастаться: “ Вот какая у меня лошадь. Быстрее всех скачет. Ветер обгоняет. Ни у кого такой нет.” Терпел- терпел его хвастовство другой. Не вытерпел. Отправился в степь. Поймал скакуна, приручил его, объездил. И говорит соседу — хвастуну: “ А давай- ка проверим, чья лошадь быстрее и кто из нас лучший наездник!”. Сговорились. Выехали в чистое поле. “ Вон, давай до того камня поскачем!”.- “ Давай!”. Ударили плётками по лошадиным бокам, гикнули и помчались. Кто из них первым прискакал, неизвестно. Да это и неважно. Важно другое. Состоялись первые в истории соревнования, где мерялись силами и люди и лошади- “ живые двигатели”, которыми люди управляли.
-А теперь настало время проверить вашу смекалку.
Итак, “ Весёлые вопросы по ПДД”.
-
Какие автомобили могут проехать на красный свет?
— папина и мамина;
-такси;
-пожарная, скорая, спецмашины;
-гончая.
-
На какой дороге транспортные средства лучше тормозят?
-на мокрой;
-на обледенелой;
-с ямками;
-на сухой.
-
С какого возраста можно ехать на велосипеде по проезжей части?
-когда выйдешь на пенсию;
-с самого рождения;
-с 14 лет.
-
По какой стороне тротуара рекомендуется двигаться пешеходам?
-по любой;
-по правой стороне;
-по левой стороне.
-
Как правильно и безопасно перейти улицу после выхода из автобуса?
-подождать, когда транспорт отъедет;
-сесть на капот другой машины и попросить, чтобы перевезли;
-перейти по пешеходному переходу.
-
Дорогу можно переходить только на…
-красный мигающий свет светофора;
-зелёный свет;
-жёлтый свет.
-
Для чего постовому нужен жезл?
-приветствовать знакомых;
-отгонять мух;
-для красоты;
-регулировать дорожное движение.
-
Когда загорелся зелёный свет светофора, что ты будешь делать?
-пропустишь всех старушек и даму с собачкой;
-побежишь со всех ног;
-останешься стоять на месте;
-убедишься, что все транспортные средства остановились и перейдёшь дорогу.
-
Задача. Толе 9 лет и 6 месяцев. Через какое время мальчику можно сесть на переднее сиденье? (через 6 мес.)
-А теперь ещё одна весёлая игра “ Это я, это я, это все мои друзья!”.
Я буду читать предложения, и если вы согласны со мной, то хором отвечаете: “ Это я, это я, это все мои друзья!”, а если не согласны, то молчите.
Кто из вас, когда спешит,
Перед транспортом бежит?
Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход? ( это я, это я…)
Знает кто, что красный свет-
Это значит- хода нет? ( это я, это я…)
Кто летит вперёд так скоро,
Что не видит светофора?
Знает кто, что свет зелёный
Это значит- путь открыт? (это я, это я…)
Кто, скажите, из трамвая
На дорогу выбегает?
Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой? ( это я, это я…)
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает взрослым место? ( это я, это я…).
-Вот и подходит к концу наше увлекательное путешествие в страну Дорожного движения. Но прежде, чем попрощаться с вами, мы хотим проверить, что вам удалось запомнить.
-Для кого существуют ПДД?
-Важно ли соблюдать ПДД?
-Чем грозит их несоблюдение?
-О каких группах знаков мы с вами поговорили?
-Какие знаки вы запомнили?
-Зачем нужны дорожные знаки?
-Какие цвета у светофора?
-Что они означают?
-Мы очень надеемся, что наше мероприятие поможет вам, ребята, быть более внимательными и осторожными на дорогах! Удачи! До свидания!
Список используемой литературы.
О. Тарутин “ Для чего нам светофор” 1980 Ленинград “ Детская литература” [текст]
А. Крылов “ про моторы, крылья, паруса” / книжка- картинка/1981 Ленинград “ Детская литература”.
Е. Николаева воспитатель школы- интерната №1 г. Рязани “ Ты вышел на дорогу” Воспитание школьников / Теоретический и научно- методический журнал/ №7, 2006г. [текст].
“ За безопасность на дорогах” [текст] “ Детская энциклопедия” (познавательный журнал для девочек и мальчиков) – 2009г. №5.