Внеклассное занятие по ИЗО "Раскрашивание глиняных игрушек"





«Раскрашивание глиняных игрушек»

  • закреплять умения выполнять узор в стиле «хохлома», «гжель»;

  • развивать творческие способности детей;

  • познакомить с жизнью людей живших в наших местах в начале прошлого века;

  • прививать любовь к истории, уважение к прошлому своей родины.



  • на доске рисунок русской печи,

  • перед доской стол, покрытый ярко вышитой скатертью, на нём самовар,

  • в глиняной расписной посуде угощения: булочки, блины, ватрушки, расстегаи и т. д. ,

  • в углу прялка,

  • на столах подсвечники, керосиновая лампа, вышитые полотенца, салфетки, занавески.







Появляются хозяин с хозяйкой в русских народных костюмах.


Хозяйка

Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!


Хозяин

Веселья вам да радости!


Хозяйка

Давненько мы вас ждём, поджидаем, праздник без вас не начинаем!


Хозяин

У нас для каждого найдётся и местечко и словечко!


Хозяйка

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому сказку, кому правду, кому песенку.


В класс заходят гости. Девочки в длинных юбках, на плечах накинутые яркие цветастые платки. Мальчики в рубашках навыпуск, подвязанных тесьмой. Гости кланяются хозяевам, рассаживаются по местам.


Хозяин

Удобно ли вам, гости? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?


1 гость

Гостям то известное дело, хватило места. Не тесновато ли хозяевам?


Хозяин

В тесноте да не в обиде.


Учитель.

На Руси издавна любили в долгие зимние вечера собираться вместе. Собирались по очереди: то в одной, то в другой избе. Хозяин с хозяйкой приветствовали гостей, усаживали их. Происходило это примерно так, как у нас сегодня с вами. В печи весело потрескивал огонь. Горела свеча, керосиновая лампа или лучина. Сегодня мы поближе познакомимся с этой традицией.

- Для чего собирались люди по вечерам все вместе?

Мужчины чинили рыболовные снасти, плели сети, мастерили посуду, ремни, верёвки, сбрую для лошадей. Женщины шили, вышивали, чинили одежду, вязали.




Хозяйка.

Небылицы в лицах сидят, в теремах, в светлицах, щёлкают орешки, да творят насмешки.


Диалоги гостей.


Гость

Федул, чего губы надул?

Кафтан прожёг.

Можно зашить?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.


Гость

Фома, чего из леса не идёшь?

Да медведя поймал.

Так веди сюда.

Да он не идёт.

Так сам иди.

Да он меня не пускает.


Гость

Сынок, сходи за водицей за реку.

Брюхо болит.

Сынок, иди кашу есть.

Что ж, раз мать велит, надо идти.


Гость

Что ваши девчата делают?

Шьют да поют.

А матушки?

Порют да плачут.


Учитель.

Мы с вами собрались сегодня не только шутки да прибаутки слушать, но и потрудиться.

Представьте себе, как много лет назад в одном из сёл, расположенных в нашей Кулундинской степи зимним вечером собрались ваши прабабушки и прадедушки. Пошутили, посмеялись да за работу принялись. Женщины взялись за шитьё, а мужчины ремонтировали хозяйственные вещи. Вышивали крестиком, гладью скатерти, полотенца. Использовали яркие сочные цвета.

А для чего вышивали? Зачем?

Посмотрите – какие красивые вещи созданы руками ваших прабабушек. И сегодня хочется надеть такую рубашку или постелить на стол гостям эту скатерть.

А теперь я хочу, чтобы вы представили себя на их месте. Покажите, на что способны вы.

Ваша задача раскрасить заготовки, которые мы сделали на уроках труда. Игрушки должны получиться яркими, чтобы ими хотелось играть маленьким детям или эту игрушку можно было подарить в подарок. Раскрашивать можно в стиле «хохломы» или «гжели».


Учащиеся начинают работать.


Выходят несколько девочек. Они поют частушки.


Эх, топни нога,

Топни правенькая!

Я одна пойду плясать,

Хоть и маленькая!


Пойду плясать

По соломушке!

Раздайся народ

По сторонушке!


Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире!

Не одна пойду плясать,

Нас идёт четыре!


Не хотела я плясать

Сидела и стеснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася!


А у нас во дворе

Квакали лягушки.

А я с печки босиком,

Думала подружки!


По деревне я шла

И Ванюшку видела.

Под кустом сидел и плакал

Курица обидела1


Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулася назад

Сапоги мои лежат!


Балалаечка гудок

Своё дело знает.

Она в Ваниных руках

Хорошо играет!


Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат

Кто бы пел частушки?


Мальчики.

Хорошо поют девчата. А мы, что? Лыком шиты?

Выходят и танцуют вприсядку.


На горе стоит телега,

Слёзы падают с дуги.

Под горой стоит корова

Надевает сапоги.


1 гостья.

Лодырь да бездельник

Им праздник и в понедельник.


2 гостья.

Нынче гуляшки,

Завтра гуляшки,

Находишься без рубашки.


3 гость.

Акуля, что-то ты шьёшь не оттуля!

А я, батюшка, ещё переделывать буду.


Хозяйка

Гости дорогие! Не хотите ли конфеточек покушать, да песенку послушать?

Учитель

Русская народная песня сопровождала крестьян повсюду. С песней встречали смену времён года. С песней легче было выполнять трудную нудную работу. Ну а праздник тем более не обходился без весёлой задорной песни. Прозвучит она и в нашей инсценированной горнице.


Дети поют (продолжая работать) русскую народную песню.

После окончания работы подводится итог. Учитель демонстрирует лучшие работы.


Учитель

Гостеприимство одна из лучших черт русского народа. Чашка чая, доброе слово пусть найдётся всегда и в вашем доме.


Хозяева угощают гостей выпечкой и чаем.


Хозяйка

Ну, что ж, соседи!

Забывать друзей не след.

Заходите на часок,

У меня хорош квасок!

И варенья, и соленья!


Хозяин.

Заходите без стесненья!


1 гость.

Счастья вам, хозяин с хозяйкой!


2 гость

Большого вам здоровья!


3 гость

С новым вас урожаем!


4 гость

С вкусными блинами!


5 гость

На новое вам лето

На красное вам лето.

Куда конь хвостом,

Туда и жито кустом!6 гость

Куда коза рогом,

Там и сено стогом!


Учитель

Кто любит трудиться,

Тому без дела не сидится.


ВСЕ: ГДЕ ТРУД ТАМ И СЧАСТЬЕ!