Внеклассное мероприятие "Земля – наш дом родной"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Искателей»










Внеклассное мероприятие

Земля – наш дом родной























Составила Кожевина Ирина Николаевна

учитель начальных классов








г. Нарьян – Мар

2014г

Пояснительная записка.


Сегодня каждый мыслящий человек не может не задумываться над вопросом об отношениях между человеком и природой, основу которых составляет экологическая культура.

По утверждению ученых, человечество идет к экологической катастрофе. За последние десятилетия проблемы загрязнения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия.

Экологическое воспитание – это сложный и длительный процесс. Конкретные его результаты могут быть заметны только через несколько лет. Формирование экологического сознания – одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает вся наша страна и вся планета. Этот вопрос актуален везде и повсюду, и начинается с раннего детства. Необходимо обеспечить непрерывность этого процесса на всех ступенях образования, от детского сада и начальной школы через среднюю школу, до высшего учебного заведения. Только в этом случае у человека формируется картина целостного восприятия окружающего мира.

Преподавание экологии на внеклассном мероприятии я стараюсь сделать одновременно и рациональным, и развлекательным, так как оно должно быть обращено и к уму, и к сердцу ребёнка. Перенасыщение занятий научной информацией, особенно если дети не подготовлены к её восприятию, может дать только негативный эффект.

Проведение урока в виде праздника, заочного путешествия по уголкам природы, тематической физкультминутки, экологических инсценировок помогут сделать урок живым и интересным.

Цели:

Познакомить с экологическими проблемами и правилами поведения в природе; способствовать воспитанию любви к природе; развивать наблюдательность, внимание, интерес к окружающему миру.


Задачи:

. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

. Воспитывать чувство сопереживания  и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным,  птицам, человеку.


Оборудование:

  1. Выставка книг

  2. Доклады детей о животных и растениях Красной книги

  3. Презентация «Земля - наш дом родной»











Земля наш дом родной.


Ведущий:

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня на дворе весна вступает в свои права, все оживает и расцветает после долгой, холодной зимы. 22 апреля люди всех стран отмечали Международный День Земли. Все мы – жители одного большого дома под названием Земля.

И сегодня мы собрались с вами для того, чтобы еще раз напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живем, угрожает опасность, но в наших силах спасти ее.


Звучит вальс


Ведущий:

Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо. Солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас кормит, поит, одевает, дает все для жизни и взамен требует совсем не много - бережного отношения к себе.

Музыка обрывается


Ведущий:

Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней.

Сейчас вашему вниманию предоставляется сценка: «Помощь Земле»


На сцене появляются Министр Экологии, Королева чистоты и порядка.

Министр Экологии:

Неужели вам не ясно,

Что работаю я сутки,

И свободной нет минутки?

Мыслю я и день и ночь

Нашей как Земле помочь.


Королева чистоты и порядка:

Мыслить можно бесконечно,

Но Земля она не вечна.

Чтоб природу охранять,

Надо делом подтверждать.


Министр Экологии:

Я и подтверждаю,

я и охраняю,

Вон везде висят плакаты,

С моей подписью и датой!


Королева чистоты и порядка:

Значит на Земле ажур?

Полный, так сказать, ля мур?

В чистоте все и в порядке,

Элегантно, аккуратно?


Министр Экологии:

В общем-то, почти.

И все же

Говорите осторожно.

Здесь хозяйничает сэр.

По прозванию Мусэр.


Слышится крик, шум, треск.



Мусэр:

Я – сэр Мусэр известный, я весел и богат,

И обо мне повсюду говорят.

Моя одежда в золоте, ботинки в серебре,

Мои владения в каждом доме и дворе!

Все кто мусор повсюду бросает,

Здоровья и радости мне прибавляет.



Королева чистоты и порядка:

Мы с чистотой и порядком дружим,

А мусор нам совсем не нужен!

Мы сейчас его разденем

И ничуть не пожалеем.

Ну-ка, сэр Мусэр, держись,-

Лучше с нами не борись!

Раздевают


Мусэр:

Ой не трогайте меня!

Где же вы мои друзья?

Ни подмоги, ни поддержки-

Потерял свою одежду,

Потерял свое богатство-

Как мне быть? Куда податься?

Убегает


Королева чистоты и порядка:

Бумага - не мусор, положим в мешок

Пусть людям послужит она новый срок.


Для яблочных огрызков

Местечко мы найдем-

Отходы пищевые на огород снесем!


В природе нет мусора,

Нет отходов.

Давайте учиться, друзья у природы


Ю. Антонов «Маленькая страна»


Ведущий:

К нам прибыли гости из разных эпох, давайте встретим гостей бурными аплодисментами.


Первобытный человек:

Я- первобытный и пещерный

В общем, темный человек.

За тысячелетия древней жизни

Не принес я столько бед,

Сколько двадцать первый век.

Обходился без металла,

На полях не было хлама,

Обходился без стекла-

Речка чистая текла.


Странник:

Шел я полями широкими, лесами далекими,

Посмотрел вокруг и увидел вдруг:

Хороша же ты, сторона родная!

Вся чиста и зелена от края и до края

А сейчас, я погляжу, нет былых красот:

Черный дым, кислотный дождь,

Аж бросает в дрожь.


Потомок человека:

Я - потомок человека из тридцатого я века

Там есть роботы- машины,

Нет Животных и цветов.

К вам вернулся я с советом

Сохранять планету эту.

Чтоб цвели сады кругом

Пели птицы под окном,

Речка шумная текла,

Счастье, радость нам несла.


Современник:

Плиз, любезные. Я давно гуляю,

Вот ландшафт ближайший изучаю,

На какой дорожке, на каком пути

Здешнего хозяина найти?

В реку ведь, кому не лень,

Грязь сливают каждый день.

Так к чему же вы придете,

Если дальше так пойдете?

Мы собрались из разных времен и эпох,

Но цель у нас одна:


Все вместе:

Сохранить природу - сохранить жизнь на Земле.


Первобытный человек:

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей.


Странник:

В увеселительных походах

Не растерзай её полей.


Современник:

В привычной сутолоке жизни

Ты оценить её спеши:

Она твой давний добрый лекарь,

Она - союзница души.


Потомок человека:

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую-

Нас много, а она одна.


Ведущий:

Я, ты, он, она, вместе мы - дети Земли. Земля - наш общий дом и её нужно

охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука-

экология. И сейчас вашему вниманию будет представлена экологическая

сказка о рыбаке и рыбке.


Сказка о рыбаке и рыбке



Автор:

Жил старик со своею старухой

На берегу самой матушки Печоры.

Они жили в новом коттедже

Ровно 30 дней и 3 ночи.

Старик ловил сеточкой рыбу,

Старуха на рынок ходила,

Там рыбу она продавала

И деньги домой приносила.

Вот пошел раз старик рыбачить,

И поставил он в реку сети.

А когда стал улов смотреть он,

Оказалось - там банки и склянки.

Он в другой раз поставил сети,

Но улов – лишь бутылки пустые.

Взял старик динамита 2 пачки

И закинул их в воды речные.

Но и тут не увидел он рыбы

И в слезах воротился к старухе.


Старуха:

Дурачина ты, простофиля,

Возьми телефон мобильный,

Позвони Золотой рыбке,

Попроси у неё улова.


Автор:

Вот пошел старик опять к речке,

Стал звонить Золотой он рыбке.

Приплыла к нему рыбка, спросила:





Золотая рыбка:

Чего тебе надобно, старче?


Автор:

Ей с обидой старик отвечает:


Старик:

Слушай, ты, государыня рыбка,

Что-то речка сегодня вздурилась,

Не дает старику мне улова.

Покупать хотел я машину,

А без рыбы какое ж богатство?


Автор:

Разозлилась Золотая рыбка

И хвостом по воде плеснула.


Золотая рыбка:

Хочешь рыбы? Ну что же, попробуй-

На часок стань ты тоже рыбкой.


Автор:

Не успел старик обернуться,

Как в сига тот же миг превратился.

Очутился в речных он водах,

И поплавать решил в глубине он.

Не успел он проплыть и метра,

Увидал над собою сети,

Еле жив наш сижок остался.

А вода-то в реке не простая,

Загрязненная, еле живая.

Годом час старику показался,

Наконец дома он оказался.

Старуха его увидала:


Старуха:

Ну как, помогла тебе рыбка?


Старик:

Да, помогла Золотая,

Помогла понять нашу жадность!

Оглянись вокруг - стонет природа,

Беднеет она год от года!

Беречь мы ее забываем,

Животных кругом убиваем,

Растения стонут и воды!


Старуха:

Прости, если сможешь, природа!

Исправим свои мы ошибки,

Попросим прощенья у Рыбки.

И станем ее мы друзьями,

А чудо свершим мы и сами.


Старик, Старуха, Золотая рыбка.

Ведь вовсе не надо волшебником быть, чтоб Землю родную беречь и любить!


Ведущий:

А сейчас девочки исполнят частушки.


(исполняются частушки, ученики одеты в русские костюмы)


В наших реках,

То, что надо: и кастрюля, и помада,

Холодильник и буфет,

Только рыбы больше нет.


Кто очистит наши реки?

Кто тот добрый человек?

Неужели же навеки

Мы оставим страшный след?


Неужели наши дети

Будут из-за нас страдать?

Так же будет вся планета потихоньку умирать?


Мы пропели вам частушки

Про нашу экологию.

Пусть изменится теперь

Ваша психология.



Ведущий:

Ребята, не так всё хорошо на Земле, оглянитесь вокруг и предложите свою помощь. Надо не только любить природу, но и охранять, беречь, приумножать.

А сейчас вашему вниманию предоставляется сценка « Ромашка и Травяная ведьма»


Девочка – ромашка сидит с букетом лекарственных трав в руках.


Ромашка:

Много трав растёт полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.


Травяная ведьма:

Я хочу тебе, дружок,

Дать в букет ещё цветок.


(протягивает пучок дурмана)


Ромашка:

Разгадала твой обман!

Посмотрите, вот дурман –

Ядовитая трава,

Разболится голова

От подарка твоего

Забирай назад его.

(травяная ведьма убегает)


Ох, уж эта травяная ведьма!

Так и норовит сделать гадость:

То корешок ядовитый подсунет,

То травку несъедобную.


(крадучись возвращается травяная ведьма)


Травяная ведьма:

Я одумалась ребята,

Лучше вместе в лес пойдём,

Соберём шалфей и мяту,

Нежных ландышей нарвём.

Дома их поставим в воду.



Ромашка:

Поняла я, братцы, сразу

Хитрый замысел её.

(ромашка загораживает детей от ведьмы, а ведьма грозит ромашке кулаком и убегает)


Ромашка:

Мы растенья эти знаем, бережём и охраняем

От таких лихих, как эта

Собирательниц букетов.

В книгу красную они

Уже давно занесены.

Мы их рвём не на потеху.

Из даров лесного царства люди делают лекарства.


Ведущий:

Ребята, а кто знает что такое «Красная книга природы»?

Это книга, в которую заносят редкие виды растений, животных, насекомых. Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять надо особенно бережно.

Красная книга

Охраняется Красной книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтоб души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.


Красная книга – Красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига.

Всё живое хранить зовёт.

Пусть зовёт не напрасно

Красная книга, Красная книга!


И тревога за жизнь неустанна,

Чтоб не сгинуть в космической мгле.

Исчезаемы все океаны,

Исчерпаемо всё на Земле.

Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид.

И себя мы прощаем,

И себя мы прощаем,

Но грядущее нас не простит.


(выставка книг)


Ведущий:

Все знают, что существуют правила поведения в гостях: в гостях нельзя кричать, зайдя в квартиру, нужно вытереть ноги, поздороваться. Вежливый человек приятен хозяевам и они пригласят его ещё не раз. Помни, что и в лесу ты тоже в гостях – у природы, у тех, кто здесь живет: у птиц, у зверей, у жуков, у бабочек.

Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и всё, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения.

А какие правила поведения в лесу знаете вы, ребята?

Правило 1: Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение – живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Неслучайно там, где много растений, легко дышится.

Правило 2: Не повреждай кору деревьев! Поймите, им больно, они перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.


Правило 3: Не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговорённый к скорой смерти. Пусть лучше это чудо радует глаз, омолаживает сердце и душу всех, кто придёт следом за нами. Именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений. А букеты можно составлять из прекрасных цветов, выращенных человеком.


Правило 4: В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню.


Правило 5: Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных зверей. Если увидите в лесу маленьких птенцов или зверёнышей не берите их с собой. Животные в природе не потерянные и не брошенные, они живут своей жизнью. Никто не создаст им необходимых условий для роста и развития, кроме родителей.


Правило 6: Не разводите костёр в лесу, если в этом нет острой необходимости. Кострище – это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар в лесу.


Правило 7: Не сбивай грибы, даже несъедобные. Часто человек, проходя по лесу, сшибает палкой мухоморы. Тот, кто так поступает, не уважает лес, не понимает и не любит его! Мухоморы помогают расти соснам, елям, берёзам и другим деревьям. Ими питаются белки, лоси и сороки. Многие грибы участвуют в разложении растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные стволы, упавшие сучья, отмершую листву. Они- санитары леса!


Правило 8: В лесу запрещается включать громко магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои гнёзда и норы, птенцы не поспевают за взрослыми, теряются и нередко гибнут. Не могут подняться в воздух шмели, жуки, пчелы и другие насекомые.

Нужно ценить и охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать прекрасную музыку природы, волшебные звуки леса, птичьи перепевы, разговор ветра, журчание ручья.


Правило 9: Отдыхая в лесу, не забывайте, что вы находитесь в гостях у природы, а потому не оставляйте после себя беспорядок. Помните: брошенная бумага разлагается два года, консервная банка – не менее семидесяти лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков, т. к. нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить. А осколки банок, бутылок могут как мины срабатывать даже через тысячу лет.


Ведущий:

Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед… нами.


Чтец 1:

Пора бы человечеству понять
Богатство, у природы отбирая, 
Что землю нужно тоже охранять,
Она как мы, такая же живая.
Сейчас, то сушим мы, то обводняем, 
А удобрений столько применяем,
Что сами же боимся умереть.
Так что ж, земля обязана терпеть?

Чтец 2:

А сколько выбросов мы дарим ей,
Дымы заводов, грязь от теплоходов.
У нас прекрасная земля людей,
Боюсь, не стала бы она землёй отходов.
Земля – наш дом и летом и зимой,
И осенью, весной.
Земля – наш дом.
Задумайся о том.

Чтец 3:

Мы на планете вместе живём.

Эта планета – наш общий дом.

Быстрые реки и синее море,

Лес и поляны, и дальние горы.

Дом для зайчонка,

Дом для оленя,

Дом для дельфина,

Кита и тюленя.

Как Солнце на небе,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все вычерпать до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить всё богатство

У будущих веков.

Мы общей жизни зёрна,

Одной страны родня,

Нам пировать позорно

В счёт будущего дня.

Поймите это, люди,

Как собственный приказ.

Не то Земли не будет

И каждого из нас!


Ведущий:

Наш дом – природа и светлый он, и радостный, и сказочно-прекрасный и, в то же время, беспокойный, тревожный и даже трагический. Дом, живущий по своим законам, но и зависящий теперь от самого высокоорганизованного, самого умного, но, к сожалению, не самого мудрого из его обитателей – Человека.

Мы хозяева природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. И охранять её – наша главная цель.




































Литература:



  1. Арсенина Е.Н., Кислова Л.Б. «Внеклассные мероприятия в начальной школе». – Волгоград: Учитель, 2006

  2. Арсенина Е.Н. «Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе» - М.: Глобус, 2008

  3. Гальцова Е.А. «Нравственное воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий». - Волгоград: Учитель, 2007

  4. Жиренко О.Е., Яровая Л.Н., Барылкина Л.П. «Внеклассные мероприятия: 1 класс». –М.: ВАКО,2010

  5. Жиренко О.Е.,Обухова Л.А. «Праздник- ожидаемое чудо!» Лучшие внеклассные мероприятия:1-4 классы. –М.: ВАКО, 2008

  6. КувашоваН.Г. «Праздники в начальной школе-2: сценарии, капустники, развлечения, турниры, игры» - Волгоград: Учитель, 2006

  7. Шаталова Е.В. «Праздничный калейдоскоп 1-4 класс: утренники,КВН, театрализованные шоу, игры, посиделки». - Волгоград: Учитель, 2008

  8. Журнал «Педагогическое творчество» №3 1999

  9. Пособие для учителя 2007 ( Вкладка к журналу «Начальная школа» №10).

Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.