Внеклассное мероприятие «День толерантности».
Цель мероприятия:
-
знакомство детей с понятием «толерантность, толерантное отношение»,
-
воспитание уважения и доброго отношения к другим людям,
-
развитие коммуникативных навыков.
План занятия
Введение. Ребята, сегодня у нас праздник: «День толерантности».
-
Что же это за слово такое – толерантность?
-
Какими чертами должен обладать толерантный человек?
— он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.
— надо чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.
-
Как по-другому мы можем назвать сегодняшний праздник? (День взаимопонимания, взаимовосприятия, взаимодоверия.)
-
А как Вы думаете, почему именно сегодня у нас проходит такой праздник? (Потому что, сегодня – 16 ноября – Международный День Толерантности.)
-
А как вы думаете вы сами люди толерантные? (Да, нет.)
— А вот мне кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные.
И сейчас я вам это покажу, а вы мне поможете.
I. Упражнение. «Комплименты»
Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим. Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.
После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнения.
-
Вам понравилось это упражнение?
-
Почему?
-
Что нового вы узнали друг о друге?
-
Были комплименты одинаковыми или разными?
-
Почему разные?
Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми — жить на свете было бы просто не интересно.
II. Беседа в кругу.
Дети садятся в круг, вместе с учителем.
— Часто ребята, которые учатся в одном классе несколько лет очень мало знают друг о друге, не знают, кто чем увлекается, кто что любит, а чего не любит. Когда знаешь человека, то можешь проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими. Попытаться понять совершенно не похожего на тебя человека, проявить к нему интерес, а если надо то и терпимость, толерантность не просто, потому что надо и себя хорошо знать, иметь представление о себе как о личности. Надо учиться жить, не ущемляя как своих интересов, так и интересов других людей.
III. Упражнение. «Волшебный микрофон»
Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса
-
Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)
-
О чем вы мечтаете?
-
Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?
-
Что нового вы узнали?
IV. Упражнение. «Нарисуй себя»
Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.
Затем следует обсуждение.
-
Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги и т.д.)
-
Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)
Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.
V. Упражнение. «Изгой»
Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило, самому озорному, сообщается слово ворона.
Задание детям: Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».
Вопросы для обсуждения:
-
Как вы узнали, где ваша группа?
-
Легко ли было найти «своих»?
Обращаясь к вороне:
-
Почему никто не обращал на тебя внимания?
-
Как ты себя чувствовал?
-
Ребята, почему вы не обращали на него внимания?
-
Хотели ли вы быть на месте вороны?
-
Тяжело ли быть не похожим на всех?
-
Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?
VI. Упражнение. «Звали, зовут, будут звать…»
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят:
«Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич». Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
VII. Творческая работа. «Толерантный мир»
Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, ватман, вырезки из газет и рисунки детей с улыбающимися лицами людей (желательно разных рас и национальностей).
Музыкальное сопровождение: детские песни о дружбе – «От улыбки станет всем светлей», «Вместе весело шагать», «Солнечный круг» и т.п. Детям предлагается сделать коллаж из вырезок газет, журналов. После оформления коллажа-стенгазеты – она вывешивается в классе или рекреации гимназии.
VIII. Итог занятия:
-
Ребята, я сегодня много нового узнала о вас, а вы друг о друге узнали что–то новое?
-
Зачем нам надо стремиться узнавать новое друг о друге?
-
Наше сегодняшнее занятие пригодится вам в будущем?
-
Как вы считаете, наш праздник удался?
К сожалению еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время и праздника «День толерантности» не будет, точнее он будет каждый день, когда все люди будут уважительно относиться друг к другу, научатся договариваться и не станут конфликтовать.